Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/75/38
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПЕРВЫХ СОВЕТСКИХ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ Н. К. КРУПСКОЙ И А. С. МАКАРЕНКО
©Субанов Т. Т., ORCID: 0000-0003-3559-8295, канд. экон. наук, Ошский государственный педагогический университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Карыбекова P. O., ORCID: 0000-0002-6682-1237, Ошский государственный педагогический университет, г. Ош, Кыргызстан ©Байышова Г. Ж., ORCID: 0000-0001-9215-8793, канд. пед. наук, Ошский государственный педагогический университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©АбдуллаеваЖ. Д., 8ПЫ-код:1815-7416, ORCID: 0000-0001-5 777-4478, канд. хим. наук,
Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
EDUCATIONAL MANAGEMENT FEATURES OF FIRST SOVIET TEACHERS-INNOVATORS N. K. KRUPSKAYA AND A. S. MAKARENKO
©Subanov T., ORCID: 0000-0003-3559-8295, Ph.D., Osh State Pedagogical University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Karybekova R., ORCID: 0000-0002-6682-1237, Osh State Pedagogical University, Osh, Kyrgyzstan ©Baiyshova G., ORCID: 0000-0001-9215-8793, Ph.D., Osh State Pedagogical University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Abdullaeva Zh., ORCID: 0000-0001-5777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Актуальность: образовательные учреждении являются основным рычагом власти в организации идеолого-воспитательной работы с подрастающим поколением. В связи со сложившейся ситуацией в стране, перед киргизским обществом стоит решение актуального вопроса по воспитанию молодого поколения. Цели исследования: выявить особенности образовательного менеджмента первых советских педагогов новаторов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко и их вклад в организацию эффективной воспитательной работы в соответствии с положениями в стране. Материалы и методы исследования: анализ исторических данных и воспитательных работ Н. К. Крупской и А. С. Макаренко по педагогическому менеджменту молодежи. Результаты исследования: педагогический менеджмент А. С. Макаренко отличался от воспитательной деятельности Н. К. Крупской тем, что был построен на демократических принципах. Выводы: по предварительным результатам исследований научно-методических трудов можно сделать вывод о том, что педагогический менеджмент А. С. Макаренко был основан на демократических принципах, а Н. К. Крупской на мировоззрении авторитарного управления.
Abstract. Research relevance: educational institutions are the main lever of power in organizing ideological and educational work with the younger generation. In connection with the current situation in the country, the Kyrgyz society is facing the urgent issue of educating the younger generation. Research objectives: to identify the features of the educational management of the first Soviet teachers, innovators N. K. Krupskaya and A. S. Makarenko and their contribution
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
to the organization of effective educational work in accordance with the regulations in the country. Research materials and methods: analysis of historical data and educational works by N. K. Krupskaya and A. S. Makarenko about pedagogical management of youth. Research results: pedagogical management of A. S. Makarenko differed from the educational activities of N. K. Krupskaya in that it was built on democratic principles. Conclusions: according to preliminary research results of scientific and methodological works, it can be concluded that pedagogical management by A. S. Makarenko was based on democratic principles and management by N. K. Krupskaya on the worldview of authoritarian government.
Ключевые слова: состояние воспитательной работы, зарубежные работы, отечественный опыт, характеристика опыта работ Н. К. Крупской и А. С. Макаренко.
Keywords: condition of bringing up work, foreign works, domestic experience, characteristics of N. K. Krupskaya and A. S. Makarenko experiences.
Сложившееся в течение тридцати лет социально-экономическая нестабильность в Кыргызстане привели к сильному расслоению общества, ухудшению социального положения страны и развитию миграционного процесса среди незащищенных слоев населения. В такой ситуации, в нашей стране возникли множество различных неправительственных, религиозных и националистических молодежных организаций. В связи с этим, большинство молодых людей были вовлечены в деятельность различных организаций. В результате большинство организаций пагубно повлияли на развитие молодежи страны. Оказавшись в таком положении, органы управления образованием по указу правительства страны вынуждены были задуматься о возможных вариантах проведения воспитательной работы среди молодежи. Одним из таких вариантов была организация воспитательной работы на основе народной педагогической системы. В связи с этим, с первых дней независимости страны в целях создания нового члена общества, формирования у молодежи гордости за свою страну начали изучать историю и эволюцию развития культуры киргизского народа с древних времен до наших дней.
Несмотря на это, идеолого-педагогическая работа среди молодежи на основе народных традиций и обычаев, проведенные в первые дни независимости страны не привели к положительным результатам. Как нам известно, в те годы, руководство страны в целях улучшения положения идеологической работы среди молодежи хотела использовать систему воспитания, основанных на подвигах народных героев эпической трилогии «Манас», «Семетей» и «Сейтек». Позже, было принято Закон Киргизской Республики «Об основах государственной молодежной политики» (№256. 31.07.2009 г.). Основа этих работ заключалась в реализации целевых государственных программ с участием молодежи. К сожалению, и эти шаги из-за нереальности реализации стратегии развития самой системы воспитания молодежи, не привели к положительным результатам. В связи с этим положением, в последние годы правительство страны была вынуждена принять меры по улучшению воспитательной работы среди молодежи. Это подтверждается принятыми мерами по укреплению молодежной политики страны. Одним из этих мер является принятая «Концепция молодежной политики на 2020-2030 годы» (Пост. Правительства КР №562. 18.10.2019 г.). По мнению авторов, концепция даст возможность определить цели, приоритеты и инструменты государственной политики на основе народной идеологии в отношении молодежи. И тут возникает вопрос: восполнят ли принятые меры утрату
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
духовных и исторических ценностей народов КР, окажут ли помощь в решении проблем системы образования и воспитания?
На сегодняшний день возникает необходимость уделения особого внимания не только к передовым методам воспитания зарубежных стран, но и к истории развития русско-киргизских отношений и опыту советских педагогов по развитию культуры человека. По нашему мнению, сегодня как никогда, для решения вопросов, связанных с духовно-нравственным воспитанием молодого поколения кыргызстанцев возникла необходимость в активизации усилий педагогов, научных работников в области образования и воспитания. Руководство системой образования и науки должна понять то, что именно современная молодежь является фундаментом в строительстве развитой страны. По нашему мнению, какое воспитание получить сегодня молодежь, таким и будет перспектива государства. Это подтверждает и слова древнегреческого философа Аристотеля «Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи» [1]. Поэтому, мы должны задуматься об организации эффективной воспитательной работы в соответствии с положениями в стране. Как указано в Концепции молодежной политики «Будущее любого государства зависит от работы учителей, от усилий, вложенных в воспитание подростков, от их правильного понимания морали и нравственности, а также высокого интеллектуального потенциала, широты кругозора, творческого, стратегического мышления, умения решать собственные проблемы» [2].
В работе применялись методы анализа исторических данных и воспитательных работ Н. К. Крупской и А. С. Макаренко по педагогическому менеджменту молодежи. Рассмотрены схемы воспитания, существенные противоречия и некоторые недостатки советской воспитательной системы.
В целях повышения эффективности воспитательной работы среди школьников-октябрят использовались такие идеологические печатные издания, как журналы «Мурзилка» (с 1924 г.), позже в СССР появилась такое печатное издание «Веселые картинки» (с 1956 г.).
В воспитании молодого поколения пионеров тех лет руководствовались такими методическими изданиями для педагогов начальных и средних классов, как журналы «Вожатый» (1924 г.), «Начальная школа» (1933 г.), «Костер» (1936 г.), «Советский школьник» (1938 г.), позже в СССР начала издаваться «Воспитание школьников» (1966 г.).
В идейном воспитании комсомольцев советскими педагогами использовались такие издания как, газета «Комсомольская правда» (1925 г.), журналы «Молодой коммунист» (1918 г.), «Молодая гвардия» (1922 г.), «Сельская молодежь» (1925 г.) и «Литературная учеба» (1930 г.).
Итак, согласно теории Н. К. Крупской [3, 4] основной целью была создание человека, воспитанного на основе ленинских принципов. Поэтому, она большое внимание уделяла разработке вопросов патриотического и интернационального воспитания в создании молодежных движений. В результате мы видим то, что идеи Н. К. Крупской была основана на автократии. Значит, схема воспитательной работы Н. К. Крупской представляет собой следующую схему — Рисунок 1.
Позже, в 20-е годы ХХ века появилась новая для тех времен система воспитания, предложенная А. С. Макаренко. Его методика основывалась именно для детей, оставшихся без попечительства родителей в результате I мировой и гражданской войн. Как мы знаем, результаты гражданской войны в России привели к окончательной разрухе страны, что в свою очередь повлияло на социальное положение населения. В связи с этим, среди молодежи появилась различные категории беспризорников и правонарушителей. А это создавало
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
большие проблемы в создании первого социалистического государства. Поэтому, в целях улучшения положения в стране правительством были приняты меры по созданию воспитательной работы среди малолетних правонарушителей. Решением правительства страны в те годы были созданы для правонарушителей и беспризорников исправительные учреждении, трудовые колонии и коммуны. Руководителем одного из исправительного учреждения был А. С. Макаренко.
Коллективное управление
Дошкольные учреждении
Воспитание для
общества
Социалистическая школа, основанная на Собрание молодёжных движений \
Общеобразовательные нового человека с коммунистическим мировоззрением и
учреждении интернациональном
воспитании / высокими
/
Профессиональные образователльные моральными качествам!
Избирательная
учреждении система
управления
Рисунок 1 Схема системы воспитательной работы Н. К. Крупской [4]
Педагогический менеджмент А. С. Макаренко отличалась от воспитательной деятельности Н. К. Крупской тем, что он был построен на демократических принципах. Сущность системы воспитания А. С. Макаренко заключалась в создании системы соуправления педагогических работников и учащихся, решении всех текущих проблем и задач общим собранием и систематической ротацией руководителей молодежных подразделений учреждения. В связи с этим, Н. К. Крупская на VIII съезде комсомола в мае 1928 года даже выступила с критикой системы воспитательной работы А. С. Макаренко и объявила о том, что деятельность противоречит практике большевистской педагогики [5]. Несмотря на это, труды А. С. Макаренко проложили путь трудовому воспитанию молодежи. На наш взгляд, его основным девизом был «труд — не наказание, а поощрение, стимул. Труд — это средство для существования». Это подтверждается такими научными трудами А. С. Макаренко, как «Проблемы школьного советского воспитания», «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей».
Согласно историческим фактам, А. С. Макаренко в начале своей трудовой деятельности заведовал Полтавской колонией для малолетних правонарушителей. В целях организации воспитательной деятельности среди детей-беспризорников колонии использовались традиционные методы. Но, к сожалению, общепринятые воспитательно-педагогические подходы были практически непригодны в воспитательной работе с детьми-беспризорниками. В связи с этим, он был вынужден разрабатывать новые методы педагогико-воспитательной работы на основе философии А. М. Горького-Пешкова. Его произведения были орудием революционного призыва. Если произведения Л. Н. Толстого называли «Зеркалом русской революции», то труды А. М. Горького можно было бы назвать «Знаменем великой октябрьской социалистической революции». «Песня о соколе», «Песня о буревестнике», «Мать», «Мещане» и другие произведения А. М. Горького описывали сущность самого человека. Он в пьесе «На дне» писал: «Человек! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо! Выпьем за человека, Барон! Хорошо это. чувствовать себя человеком!..» [6].
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
Особенно слова ярко описаны о жизни человечества в очерке А. М. Горького «Разрушение личности». В ней говорится о том, что «Жизнь человечества — творчество, стремление к победе над сопротивлением мертвой материи, желание овладеть всеми ее тайнами и заставить силы ее служить воле людей для счастья их. Идя к этой цели, мы должны в интересах успеха ревностно заботиться о постоянном развитии количества и качества живой, сознательной и активной психофизической энергии мира» дала направление А. С. Макаренко в создании модели педагогической деятельности в детских колониях. Таким образом, произведения А. М. Горького стали путеводителем в воспитательной деятельности А. С. Макаренко.
Значит, педагогические методы воспитания А. С. Макаренко основывались на воспитании и обучении через привлечения к посильному труду для достижения определенных целей общества. Теория воспитания А. С. Макаренко в течение с 1920 по 1934 годы прошли апробацию в исправительно-трудовых колониях и коммунах молодой советской республики. Используемая А. С. Макаренко линейный организационный метод управления в колонии и коммуне дала возможность воспитанникам получить развитие на демократической основе. В общих чертах, система А. С. Макаренко представляет собой следующую схему — Рисунок 2.
Сотправление воспитанников н
Исправительное учреждение
\ Демократическа сотрудников
\
я школа. Возвращение
\
Трудовая колония основанная на Общее собрание \ , обществу
трудовом полноценного
воспитании человека
Трудовая коммуна / Ротация
/
руководства
подразделении
Рисунок 2. Схема системы воспитательной работы А. С. Макаренко [6]
Несмотря на изученность теории А. С. Макаренко до сегодняшнего дня широко обсуждаются его методы воспитания. Существенные противоречия и некоторые недостатки советской воспитательной системы, успешно разрешавшиеся А. С. Макаренко и сегодня во многом остаются предметом преткновения системы образования и имеют недоработки на уровне воспитания и морально-психологического состояния современной молодежи.
Согласно анализу, основные формы привлечения учащихся к управлению двух выдающихся советских педагогов различались по сути идеологической работы. По нашему мнению, по предварительным результатам исследований научно-методических трудов можно сделать вывод о том, что педагогический менеджмент А. С. Макаренко была основана на демократических принципах, то Н. К. Крупской на мировоззрении авторитарного управления. Это подтверждается научно-практическими трудами о воспитании Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Например, Н. К. Крупская полагала о том, что основной формой привлечения к управлению является создание молодежного движения. А по системе А. С. Макаренко возникает необходимость создания условий для участия учащихся в управлении трудом через общее собрание.
На сегодняшний день, в период отсутствия эффективной идеологической работы среди современной молодежи более приемлемы и практичны именно методы воспитания А. С. Макаренко.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
Список литературы:
1. Юсупов В. З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. №2. С. 216-231. http://dx.doi.Org/10.17805/zpu.2019.2.20
2. Власова Э. Д. Реализация концепции государственной молодежной политики в России // Теория и практика общественного развития. 2015. №11. С. 32-35.
3. Брянцева М. В., Виттенбек В. К. Роль Н. К. Крупской в создании советской системы образования: история и современность // Проблемы современного образования. 2019. №6. С. 133-144.
4. Карасева А. А. Идея общественного воспитания в трудах Н. К. Крупской // Вестник МГОУ Серия: История и политические науки. 2019. №2. С. 20-27.
5. Горький А. М. На дне. М. 2021. 168 с.
6. Невская С. С. Антикриминальная педагогика А. С. Макаренко // Народное образование. 2020. №5 (1482). С. 33-46.
References:
1. Yusupov, V. Z. (2019). Professional'noe vospitanie studentov vuza: ponyatie, struktura, genezis razvitiya. Znanie. Ponimanie. Umenie, (2), 216-231. (in Russian). http://dx.doi.Org/10.17805/zpu.2019.2.20
2. Vlasova, E. D. (2015). Realizatsiya kontseptsii gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v Rossii. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya, (11), 32-35. (in Russian).
3. Bryantseva, M. V., Vittenbek, V. K. & Rol, N. K. (2019). Krupskoi v sozdanii sovetskoi sistemy obrazovaniya: istoriya i sovremennost'. Problemy sovremennogo obrazovaniya, (6), 133144. (in Russian).
4. Karaseva, A. A. (2019). Ideya obshchestvennogo vospitaniya v trudakh N. K. Krupskoi. Vestnik MGOU. Seriya: Istoriya ipoliticheskie nauki, (2), 20-27. (in Russian).
5. Gorkii, A. M. (2021). Na dne. Moscow. (in Russian).
6. Nevskaya, S. S. (2020). Antikriminal'naya pedagogika A. S. Makarenko. Narodnoe obrazovanie, (5 (1482)), 33-46. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 20.01.2022 г. 25.01.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Субанов Т. Т., Карыбекова P. O., Байышова Г. Ж., Абдуллаева Ж. Д. Особенности образовательного менеджмента первых советских педагогов-новаторов Н. К. Крупской и А. С. Макаренко // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №2. С. 281-286. https://doi.org/10.33619/2414-2948/75/38
Cite as (APA):
Subanov, T., Karybekova, R., Bayishova, G., & Abdullaeva, Zh. (2022). Educational Management Features of First Soviet Teachers-Innovators N. K. Krupskaya and A. S. Makarenko. Bulletin of Science and Practice, 8(2), 281-286. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/75/38