Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
УДК 796.011.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/74/36
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ЗАНЯТИЯ «ДОПРИЗЫВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ» МОЛОДЕЖИ
©Баймуратов К. К., ORCID: 0000-0002-0615-7522, Ошский государственный университет,
г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Даминов Т. Ш., ORCID: 0000-0002-2816-3456, Ошский государственный университет,
г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Абдуллаева Ж. Д., ORCID: 0000-0001-5 777-4478, SPIN-код: 1815-7416, канд. хим. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
CONDITIONS FOR INCREASING THE YOUTH PRE-ARMY PHYSICAL TRAINING CLASS ORGANIZATION
©Baimuratov K., ORCID: 0000-0002-0615-7522, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Daminov T., ORCID: 0000-0002-2816-3456, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Abdullaeva Zh., ORCID: 0000-0001-5777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Актуальность: в статье рассматривается проблема организации занятий по школьному предмету допризывная физическая подготовки молодежи с подразделением на моменты внешней и внутренней организации. Цели исследования: определить условия организации занятий и подготовки учащихся к восприятию предлагаемой информации. Материалы и методы исследования: распределение учащихся классов на учебные подгруппы; налаживание работы внутри каждой подгруппы; смена мест занятий, спортивных снарядов и инвентаря, сочетание образовательных и дисциплинарных требований; организованное окончание занятий. Результаты исследования: общий уровень организованности — это своеобразная оценка умения педагога грамотно управлять образовательно-познавательным процессом (ОПП) в самых разнообразных ситуациях. Выводы: важным условием повышения организованности ОПП является полноценная подготовка материально-технической базы для его проведения.
Abstract. Research relevance: article discusses problem in organizing lessons on the school subject of pre-army physical training of youth with subdivision into external and internal organization moments. Research objectives: to determine the conditions for organizing classes and preparing students for the perception of the proposed information. Research materials and methods: distribution of class students into educational subgroups; setting up work within each subgroup; change of places of employment, sports equipment and equipment, a combination of educational and disciplinary requirements; organized ending of classes. Research results: the general level of organization is a kind of assessment of a teacher's ability to competently manage educational cognitive process (ECP) in a wide variety of situations. Conclusions: an important condition for increasing the ECP organization is full preparation of material and technical base for its implementation.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
Ключевые слова: педагог, учащиеся, допризывная физическая подготовка молодежи, урок, внешняя и внутренняя организация, педагогические условия, повышение организованности занятий.
Keywords: teacher, students, youth pre-army physical training, class, outer and inner organization, pedagogical conditions, increasing of class organization.
Введение
Организация занятий с учащимся общеобразовательных школ по общеобразовательному предмету в известном нам смысле является обобщающей стороной его методики. В этой связи данная сторона определяет, когда следует применяться необходимые воздействия на занимающихся учащихся, в какой этапности; каких условиях при каком взаимодействии учащихся друг с другом; осуществлении межпредметных связей; педагогом физической культуры.
Не упуская из вида многообразие таких вопросов, совокупность моментов организационного педагогического характера можно подразделить на моменты: внешней и внутренней организации [1].
Следует подчеркнуть, что такое подразделение является условным, поскольку эти моменты находятся в сложной постоянной взаимозависимости, зачастую с изменением образовательно-воспитательной ситуации возможны, перемещаться из одной группы в другую, обеспечивая тем самым на: целенаправленное воздействие на соответствующие стороны образовательно - воспитательного процесса (ОВП); обогащение специфических функций практического (методического) характера. Таким образом, построение учащихся класса перед уроком используется и для обеспечения общей организованности учащихся, и для разъяснения основ организации всего урока, и для соответствующего настроя учеников на продумывание каждого предстоящего двигательного действия, и на выявление более эффективного использования предусмотренного отдыха и др. [2].
Внешняя организация уроков по «допризывной физической подготовки молодежи» (ДФПМ) выглядит достаточно устоявшейся и как правило она проявляется при недостаточности (отсутствии) прилагаемых усилии придать особое значение специфическим чертам вида и типа уроков, организованным основам освоения конкретного образовательно -познавательного материала (ОПМ), периоду деятельности и другим общепедагогическим факторам.
В этой связи на практике работы «военруков», выделяют ряд организационных моментов. Подготовка учащихся в восприятию предусмотренной информации может быть связана с прекращением процесса выполнения физического упражнения, построение класса, удобным их размещением по площадке (зале), объяснением новых образовательно-познавательных заданий (ОПЗ) и предъявляемых требований, показом предстоящих движений, вопросами к ученикам их представления, присмотром вспомогательных средств наглядности и т.д. Крайне важно, чтобы учащихся в процессе этого момента достаточно внимательно слушали, вдумчиво просматривали, серьезно настраивали себя на полноценное использование предлагаемой информации в предстоящей двигательной деятельности. Распределения учащихся на подгруппы является устоявшимся, что позволяет педагогу обеспечивать высокую эффективность, количество учебных подгрупп как правило определяется на основе численной наполняемости всего класса, особенно предусмотренного ОПМ наличия спортивного инвентаря и оборудование и др. факторов. При этом педагог
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
предусматривает, чтобы каждая учебная подгруппа по уровню своей двигательной подготовленности в основе своей была относительно однородной, заинтересованной в полноценном методическом взаимодействии занимающихся учащихся друг с другом в общем росте их показателей.
Материалы и методы исследования
В статье использованы методы анализа внутренних и внешних условий для выполнения образовательно-познавательных заданий, деятельности военного руководителя в организации военно-прикладного содержания каждого типа урока и определение условий повышения организованности учащихся.
Результаты и обсуждение
Налаживание образовательно-познавательной деятельности (ОПД) внутри каждой учебной подгруппы также способствует созданию предпосылки для повышения эффективности ОВП. В данном случае педагог дает общие установки на деятельность в каждой учебной подгруппе, и далее к их специальной реализации привлекается групповод, определяющий последовательность выполнения физических упражнений каждым учащимся, осуществляет необходимую страховку и помощь, ведет контроль за: соблюдением очередности, качеством выполнения физического упражнения и т. д.
Смена мест занятий, спортивных снарядов и инвентаря осуществляется под непосредственным руководством самого педагога. В этих целях подаются соответствующие команды, указания и пояснения.
Соблюдение предъявляемых общеорганизационных требований во всех учебных подгруппах выпадает в первую очередь опять же на педагога. В этой связи ему приходится, осуществляя наблюдения за образовательно-познавательным процессом (ОПП), отдавать общие распоряжение о: необходимости соблюдении порядка; недопущении нерабочего шума, ориентировать учащихся на повышение качество техники выполнения изучаемых ФУ, об уделенные необходимого внимания страховке и помощи, напоминать о соблюдении техники безопасности и многом др.
Общий уровень организованности ОВП — это своеобразная оценка умения педагога грамотно управлять ОПП в самых разнообразных ситуациях. Задачу формирования мотивов, переходящих в потребность физических упражнений, призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, массовые оздоровительно-спортивные мероприятия
[3].
Сочетание предъявляемых образовательно-познавательных и дисциплинарных требований обеспечивает органическое слияние процессов образования, воспитания и оздоровления [4]. Чтобы осуществляемые действия и предъявляемые требования педагога были по назначению, он должен постоянно чувствовать уровень проявляемых обостренных чувств учеников.
С учетом всех этих движущих сил и факторов, педагог включает в действие соответствующий набор средств, методов, форм и педагогических приемов влияния на занимающихся учащихся. Организационное окончание урока и подготовки учащихся к другим видам деятельности — организационный момент, свойственный завершению деятельности. Здесь педагог обеспечивает достаточно четкий переход к вспомогательным разгрузочным заданиям, настраивает учащихся на особую собранность и подтянутость, снимает психоэмоциональную напряженность, подводит итог осуществленной деятельности.
Каждый типичный и нетипичный организационный момент требует применения достаточно четко выраженных действий педагога, более эффективное использования им
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
соответствующих педагогических приемов и средств, направленных на изменение сосредоточенности, собранности, мобилизованности, организованности,
дисциплинированности учащихся. Не следует упускать из вида, что многообразие таких воздействий связан с особенностями контингента допризывной молодежи и многогранности профессиональной подготовки самого педагога.
Внутренняя организация ОВП нередко бывает достаточно изменчивой может быть скрытой (незаметной), не получать своего достаточно четкого внешнего проявления. Как правило, это происходит тогда, когда педагог придает особое педагогическое значение самым разнообразным специфическим чертам вида и типа урока, функциональным и техническим особенностям изучаемых физических упражнений, периода работы учащимися и другим движущим силам.
В процессе специального учета вида занятий по ДФПМ он обеспечивает их организацию, позволяющие выполнять предъявляемые общеорганизационные требования без ограничения возможностей более эффективно использовать методические особенности их образовательно-познавательного содержания (ОПС), непосредственно связанные с выполнением военно-прикладных легкоатлетических (беговых, метательных) и иных упражнений.
При достаточно вдумчивом учете тип урока по ДФПМ педагог (военрук) как правило решает организационные вопросы с учетом военно-прикладного содержания каждого типа урока. Невозможно представить подготовку воспитанников к профессиональной деятельности в военной сфере без целенаправленной физической подготовки [5].
Например, вводное занятие строится с таким расчетом, чтобы занимающийся ученики достаточно хорошо уяснил специфику вновь осваиваемого ОПМ, его жизненное спортивное, военно-прикладное значение. Очевидно, что отсюда вытекает необходимость особого взаимодействия с учащимся, позволяющие сконцентрировать внимание именно на этой стороне деятельности, сопоставить новое с прошедшим, определить свое место в общей организации занятий по ДФПМ и пр. В процессе разучивания того или иного физического упражнения, вся внутренняя организация деятельности ориентируется на уяснение занимающимися учениками о важнейших кинематических и динамических особенностей выполняемого физического упражнения, т.е. предлагаемые в таких случаях информации и задания организуются в соответствии со своеобразностью сложившейся образовательно-познавательной ситуации вынуждают учащихся прилагать свои физические и умственные усилия, волевых качеств на самые предъявляемые важнейшие требования конкретного ОВП.
Такой подход распространяется на практику учета технических двигательных и функциональных особенностей, выполняемых физических упражнений, этапов обучения с учащимся и других движущих сил (факторов). Объективной основной такого подхода является достаточно гибкое, взвешенное, аналитическое использование самых разных граней профессионально -педагогического мастерства руководителя ДФПМ (педагога).
Организация занятий по ДФПМ, как и решение других вопросов методики их проведения, осуществляется, прежде всего «военруком». Именно он определяет тип взаимосвязи с учащимися, формы их сотрудничества друг с другом, способы управления вниманием и деятельностью их в целях повышения эффективности ОВП, подхода к решению самых разнообразных организационных моментов в процессе осуществления ДФПМ [1].
Исходя из указанного, первейшим условием повышения организованности занятий по ДФПМ является знание педагогом уровня обще функциональной, специально-физической подготовленности, психоэмоциональных своеобразий и многое другое [6].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
Важным условием повышения организованности ОПП является полноценная подготовка материально-технической базы для его проведения. Место занятий должно быть приведено в должное состояние, инвентарь и оборудование находится в хорошем состоянии и отвечающим гигиеническим требованиям. Подготовка мест проведения занятий должно исключать действие отвлекающих факторов. С учетом взаимодействия сторон ДФПМ, соответствующее место занимает и такое условие повышения организованности ОПП: подготовленность учащихся к взаимообучению. К предпосылкам повышения организованности процесса ДФПМ следует относить: сформированность класса стабильность расписания занятий, рабочие контакты педагога с учащимися и их родителями осуществление межпредметных связей (особенно с физической культурой) и многое другое. К внешним условиям организации занятий отнесены: подготовка учащихся к восприятию предлагаемой информации; распределение учащихся классов на учебные подгруппы; налаживание работы внутри каждой подгруппы; смена мест занятий, спортивных снарядов и инвентаря, сочетание образовательных и дисциплинарных требований; организованное окончание занятий. К внутренним условиям организации занятий отнесены: динамичность, скрытость, соблюдение военно-прикладного значения, искусственность двигательных действий, взаимодействия учащихся, межпредметные связи и др.
Выводы
Таким образом, в основе подобных прилагаемых усилий должна лежать способность педагога правильно оценить каждое свое движение, действие, указание, предвидеть их влияние на конкретную образовательно-познавательную ситуацию, общий уровень организованности и воспитанности учеников, проявляемые желание варьировать формы влияния на учащихся, постоянно их обновлять, находить более интересные и эффективные.
Обобщая сказанное об организации ОПП по ДФПМ, необходимо отметить что решение того или иного вопроса данной стороны деятельности педагога требует особого внимания, умения видеть всех своих учеников, чувствовать их отношение к предложенным заданиям, применять постоянно обновляющихся воздействий на них.
Список литературы:
1. Шарабакин Н. И., Мамбеталиев К. У Теория и методика физической культуры: учебное пособие: Бишкек: Шам, 1997. 327 с.
2. Бервинова Н. С., Шарабакин Н. И. Школьная физическая культура. Бишкек. 2012. 240
с.
3. Лилякова И. С. Исследование эффективности самостоятельных занятий студентов физической культурой и спортом // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. №2. С. 105-108.
4. Кочетова С. В. Прянишникова Д. Н. Влияние физической культуры и спорта на жизнь студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №5-1. С. 1517. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-10848
5. Боброва Г. В. Значимость занятий спортом в военном самоопределении кадет // Наука-2020. 2017. №2 (13). С. 260-269.
6. Кругликов Л. В., Ненашев Е. С. Особенности физического развития и физической подготовленности контингента допризывной молодежи // Теория и практика физической культуры. 2014. №2. С. 19-19.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
References:
1. Sharabakin, N. I., & Mambetaliev, K. U. (1997). Teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury: uchebnoe posobie: Bishkek.
2. Bervinova, N. S., & Sharabakin, N. I. (2012). Shkol'naya fizicheskaya kul'tura. Bishkek.
3. Lilyakova, I. S. (2016). Issledovanie effektivnosti samostoyatel'nykh zanyatii studentov fizicheskoi kul'turoi i sportom. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya, (2), 105-108. (in Russian).
4. Kochetova, S. V. & Pryanishnikova, D. N. (2019). Vliyanie fizicheskoi kul'tury i sporta na zhizn' studentov. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk, (5-1), 15-17. (in Russian).https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-10848
5. Bobrova, G. V. (2017). Znachimost' zanyatii sportom v voennom samoopredelenii kadet. Nauka-2020, (2 (13)), 260-269. (in Russian).
6. Kruglikov, L. V., & Nenashev, E. S. (2014). Osobennosti fizicheskogo razvitiya i fizicheskoi podgotovlennosti kontingenta doprizyvnoi molodezhi. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury, (2), 19-19. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 09.11.2021 г. 12.11.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Баймуратов К. К., Даминов Т. Ш., Абдуллаева Ж. Д. Условия повышения организованности занятия «Допризывной физической подготовки» молодежи // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №1. С. 252-257. https://doi.org/10.33619/2414-2948/74/36
Cite as (APA):
Baimuratov, K., Daminov, T., & Abdullaeva, Zh. (2022). Conditions for Increasing the Youth Pre-army Physical Training Class Organization. Bulletin of Science and Practice, 5(1), 252-257. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/74/36