Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ'

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батыралиев Адылбек, Ташматова Дильбар Абдакимовна, Абдуллаева Жыпаргуль Душабаевна

Актуальность: понимание концепции обучения связана с основной функцией учителя обучать и воспитывать студентов. В процессе обучения педагог должен уделять особое внимание развитию познавательной деятельности учащихся и стараться больше использовать ее в процессе обучения, используя инновационные технологии и интерактивные методы. Формирование толерантной личности осуществляется в процессе образования и воспитания, что является одной из форм социокультурного бытия толерантности. Цели исследования: рассмотреть вопросы из концепции обучения, «обучение» и «компетентность» и их суть, раскрыть значение компетентностного подхода в обучении. Материалы и методы исследования: в статье проанализирована сущность процесса обучения, и авторы дают свою точку зрения по этому вопросу. Результаты исследования: раскрыта суть учебного процесса и важности обучения на основе современных компетенций. Выводы: компетентность в обучении включает в себя совокупность учебных достижений обучающегося, выраженная уровнем базовой и предметной компетентности на определенном этапе образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батыралиев Адылбек, Ташматова Дильбар Абдакимовна, Абдуллаева Жыпаргуль Душабаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF UPBRINGING PROCESS AND THE COMPETENCE APPROACH IN TRAINING

Research relevance: understanding of teaching concept related to main function of a teacher in teaching and educating students. In the learning process, teacher should pay special attention to students’ cognitive activity development and try to use it more in learning process, using innovative technologies and interactive methods. Research objectives: consider issues from the concept of teaching, “learning” and “competence” and their essence, to reveal the importance of the competence-based approach in teaching. Research materials and methods: article analyzes essence of learning process and authors give their point of view. Research results: educational process essence and importance of learning based on modern competencies revealed. Conclusions: learning competence includes set of a student’s educational achievements, expressed by level of basic and subject competence at a certain stage in educational process.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74

УДК 378 https://doi.org/10.33619/2414-2948/74/32

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

©Батыралиев А., ORCID: 0000-0003-3118-1214, канд. пед. наук, Ошский государственный

университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Ташматова Д. А., ORCID: 0000-0002-0707-5369, Ошский государственный университет,

г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©АбдуллаеваЖ. Д., ORCID: 0000-0001-5 777-4478, SPIN-код: 1815-7416, канд. хим. наук,

Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]

ESSENCE OF UPBRINGING PROCESS AND THE COMPETENCE APPROACH IN TRAINING

©Batyraliev A., ORCID: 0000-0003-3118-1214, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Tashmatova D., ORCID: 0000-0002-0707-5369, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Abdullaeva Zh., ORCID: 0000-0001-5777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. Актуальность: понимание концепции обучения связана с основной функцией учителя обучать и воспитывать студентов. В процессе обучения педагог должен уделять особое внимание развитию познавательной деятельности учащихся и стараться больше использовать ее в процессе обучения, используя инновационные технологии и интерактивные методы. Формирование толерантной личности осуществляется в процессе образования и воспитания, что является одной из форм социокультурного бытия толерантности. Цели исследования: рассмотреть вопросы из концепции обучения, «обучение» и «компетентность» и их суть, раскрыть значение компетентностного подхода в обучении. Материалы и методы исследования: в статье проанализирована сущность процесса обучения, и авторы дают свою точку зрения по этому вопросу. Результаты исследования: раскрыта суть учебного процесса и важности обучения на основе современных компетенций. Выводы: компетентность в обучении включает в себя совокупность учебных достижений обучающегося, выраженная уровнем базовой и предметной компетентности на определенном этапе образовательного процесса.

Abstract. Research relevance: understanding of teaching concept related to main function of а teacher in teaching and educating students. In the learning process, teacher should pay special attention to students' cognitive activity development and try to use it more in learning process, using innovative technologies and interactive methods. Research objectives: consider issues from the concept of teaching, "learning" and "competence" and their essence, to reveal the importance of the competence-based approach in teaching. Research materials and methods: article analyzes essence of learning process and authors give their point of view. Research results: educational process essence and importance of learning based on modern competencies revealed. Conclusions: learning competence includes set of a student's educational achievements, expressed by level of basic and subject competence at a certain stage in educational process.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74

Ключевые слова: педагогика, компетентность, компетентностный подход, сущность обучения, толерантность.

Keywords: pedagogy, competence, competence-based approach, learning essence, tolerance.

Введение

Основная функция учителя — обучать и воспитывать студентов. Поэтому мы считаем, что учитель должен глубоко понимать концепцию обучения. Что такое «обучение» и «компетентность» в статье, которую мы вам представляем, и в чем ее суть? По поводу вопросов. Изучая научно-методическую литературу в этой области, мы видим, что среди ученых существуют разные взгляды на содержание преподавания. Многозначность слова «образование» определено как получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение «право на образование, народное образование [1]. Анализ и интеграция понятий «компетентность» и «исследование» позволили определить уровень знаний и умений в исследовательской компетенции учащихся, а также опыт их практического применения [2].

Обучение определяется как «процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности студентов с целью приобретения научных знаний, навыков и развития их творческих способностей, научных взглядов и моральных и эстетических убеждений» [3]. По мнению проф. Б. Апышева «суть учебного процесса заключается в том, что в процессе получения знаний учитель использует когнитивные способности ученика, силу духа, интуицию, наблюдение, восприятие, память, восприятие, мышление, речь, воображение и т. д. культивировать их, дать им отдельный способ обучения и культуру интеллектуального труда» [3].

Формирование толерантной личности осуществляется в процессе образования и воспитания что является одной из форм социокультурного бытия толерантности [4]. Компетентностный подход в обучении главным образом отражается на закономерностях развития системы образования, обусловленный поиском путей ее приближения к непрерывно развивающимся потребностям общества [5].

Материалы и методы исследования

В статье применялись методы анализа мнений различных ученых педагогов в определении понятий компетентностного подхода, толерантности и сущности воспитания в педагогике.

Результаты и обсуждение

Проф. Э. Мамбетакунов определяет обучение как «педагогический процесс, направленный на организацию и стимулирование познавательной деятельности учащихся» [6]. «Главным условием успеха урока является наличие на уроке талантливого руководителя, учителя, организатора, участника, а не «диктатора» в классе», — сказал известный педагог Г. Мадаминов [7].

Когда глубоко изучаем вышеперечисленное, анализируем их содержание и приближаем их по значению — можем разделить их на три основные области:

1. Обучение — это процесс передачи учащимся системы научных знаний, взглядов и человеческого опыта. Однако это определение не соответствует сегодняшним требованиям. Это связано с тем, что процесс обучения рассматривается только как процесс передачи

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74

преподавателем системы научных знаний студентам, а деятельность студентов становится пассивной. Современные дидактические требования сосредоточены на развитии деятельности студентов;

2. Преподавание — совместные действия преподавателя и учащихся с целью приобретения учащимися научных знаний, навыков, упражнений;

3. Обучение — процесс организации, стимулирования, управления активной учебной деятельностью студентов с целью приобретения научных знаний, взглядов, нравственных и эстетических идей.

Анализируя современные педагогические теории, зарубежный опыт, школьную практику и стандарт среднего образования, следует отметить, что определение третьего направления является наиболее оптимальной теорией и раскрывает смысл и содержание «современного обучения». Таким образом, можно сделать вывод, что современное образование — это процесс организации, стимулирования и управления познавательной деятельностью студентов.

Согласно этой теории, в процессе обучения педагог должен уделять особое внимание развитию познавательной деятельности учащихся и стараться больше использовать ее в процессе обучения, используя инновационные технологии и интерактивные методы. В Государственном образовательном стандарте общего образования Киргизской Республики также прописано такое положение, что «учитель становится участником работы в качестве консультанта для достижения целей обучения» (http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/96691).

Компетентная модель обучения также основана на знаниях. Однако в этом случае образование интерпретируется в рамках ряда различных критериев. «Согласно этой модели, основным результатом обучения является не научная информация, основанная на повторении, когда это необходимо, а способность ученика применять ее в реальной жизни. Компетентная модель обучения направлена на преодоление этого недостатка. Его конечная цель — не побудить учащихся запоминать информацию, а развить способность использовать ее для решения задач в самых разных ситуациях» [7].

Смысл этих понятий раскрывается в Государственном образовательном стандарте общего школьного образования Киргизской Республики: компетенция — комплексная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний и навыков в конкретной ситуации (образовательной, личной и профессиональной); компетентность — заранее установленное социальное требование (норма) для подготовки студента (обучающегося) к обучению, необходимое для его эффективной работы в определенной сфере; компетентность в обучении — это совокупность учебных достижений обучающегося, выраженная уровнем базовой и предметной компетентности на определенном этапе образовательного процесса (http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/96691).

Образовательные результаты включают в себя установленные студентами ценностные цели и результаты обучения, то есть индивидуальные результаты для уровня основных и предметных компетенций каждого студента, которые соответствуют индивидуальным, гражданским и профессиональным потребностям выпускников [8].

На сегодня известно много способов формирования межкультурной (межэтнической) толерантности у подростков, юношей, студенческой молодежи. Как правило, дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей по причине этнических и культурных отличий [9]. В педагогике существует комплексная проблема разработки и реализации системы форм, средств и методов, направленных на

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74

формирование толерантности, повышения культуры межнационального общения в мультикультурном образовательном пространстве [10].

При организации воспитательных работ по толерантности педагогам необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях особенности воспитания в семье, семейной культуры [11].

Выводы

Современное образование — это процесс организации, стимулирования и управления познавательной деятельностью студентов. Важность понимания компетентной модели обучения способствует развитию навыков учащихся и применять их в реальной жизни.

Толерантность базируется на разработках и реализации комплексных проблем, средств и методов, направленных на формирование толерантности, повышения культуры межнационального общения.

Список литературы:

1. Паевская С. Л. Сущность понятия «Образование» исторический и правовой аспекты // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №4. С. 134-136.

2. Zikirova G., Saadalov T., Turdubaeva K., Abdullaeva Zh. How to Use Research Activity Tools in Bachelor Students Research Competence Formation // Creative Education. 2021. V. 12. №9. P. 1995-2001. https://doi.org/10.4236/ce.2021.129152

3. Апышов Б. Дидактика. Бишкек, 2006. 200 с.

4. Черникова В. Е. Феномен толерантности в современном образовании: основные принципы и подходы // Наука. Инновации. Технологии. 2010. №69. C. 8-15.

5. Медведенко Н. В. Определение понятий компетентностного подхода, компетентности и компетенций в современном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2012. №3. C. 33-37.

6. Мамбетакунов Э., Сияев Т. М. Основы педагогики. Бишкек, 2008. 304 с.

7. Мадаминов Г. М. Искусство обучения. Бишкек, 2021. 152 с.

8. Бекбоев И., Алимбеков А. Современные технологии подготовки уроков. Бишкек, 2011. 187 с.

9. Посходиева Д. В., Дондокова Р. Б. Особенности формирования этнотолерантности у старших дошкольников в условиях дошкольной организации // Вестник БГУ. 2016. №1. С. 7885.

10. Русинова М. М. Проблема формирования толерантности в профессиональной подготовке будущих педагогов // Концепт. 2013. №S7. С. 11-15.

11. Феталиева Л. П. Педагогическая работа в начальной школе по формированию этнической толерантности учащихся // Вестник Социально-педагогического института. 2017. №1 (21). С. 85-90.

References:

1. Paevskaya, S. L. (2014). Sushchnost' ponyatiya "Obrazovanie" istoricheskii i pravovoi aspekty. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl', (4), 134-136. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74

2. Zikirova, G., Saadalov, T., Turdubaeva, K., & Abdullaeva, Zh. (2021). How to Use Research Activity Tools in Bachelor Students Research Competence Formation. Creative Education, 72(9), 1995-2001. https://doi.org/10.4236/ce.2021.129152

3. Apyshov, B. (2006). Didaktika. Bishkek.

4. Chernikova, V. E. (2010). Fenomen tolerantnosti v sovremennom obrazovanii: osnovnye printsipy i podkhody. Nauka. Innovatsii. Tekhnologii, (69), 8-15. (in Russian).

5. Medvedenko, N. V. (2012). Opredelenie ponyatii kompetentnostnogo podkhoda, kompetentnosti i kompetentsii v sovremennom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, (3), 33-37. (in Russian).

6. Mambetakunov, E., & Siyaev, T. M. (2008). Osnovy pedagogiki. Bishkek.

7. Madaminov, G. M. (2021). Isskustvo o'ucheniya. Bishkek.

8. Bekboev, I., & Alimbekov, A. (2011). Sovremennye tekhnologii podgotovki urokov. Bishkek. (in Russian).

9. Poskhodieva, D. V., & Dondokova, R. B. (2016). Osobennosti formirovaniya etnotolerantnosti u starshikh doshkol'nikov v usloviyakh doshkol'noi organizatsii. VestnikBGU, (1), 78-85. (in Russian).

10. Rusinova, M. M. (2013). Problema formirovaniya tolerantnosti v professional'noi podgotovke budushchikh pedagogov. Kontsept, (S7), 11-15. (in Russian).

11. Fetalieva, L. P. (2017). Pedagogicheskaya rabota v nachal'noi shkole po formirovaniyu etnicheskoi tolerantnosti uchashchikhsya. Vestnik Sotsial'no-pedagogicheskogo instituta, (1 (21)), 85-90. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 02.11.2021 г. 07.11.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Батыралиев А., Ташматова Д. А., Абдуллаева Ж. Д. Сущность процесса воспитания, толерантность и компетентностный подход в обучении // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №1. С. 225-229. https://doi.org/10.33619/2414-2948/74/32

Cite as (APA):

Batyraliev, A., Tashmatova, D., & Abdullaeva, Zh. (2022). Essence of Upbringing Process and the Competence Approach in Training. Bulletin of Science and Practice, 5(1), 225-229. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/74/32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.