Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
УДК 37.373.6:51 https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/32
СРЕДСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА
©Зикирова Г. А., канд. пед. наук, Ошский технологический университет, г. Ош, Кыргызстан, zikirova61@bk.ru
MEANS OF RESEARCH ACTIVITY IN THE FORMATION OF BACHELOR'S
RESEARCH COMPETENCE
©Zikirova G., Ph.D., Osh Technological University, Osh, Kyrgyzstan, zikirova61@bk.ru
Аннотация. В этой статье рассматривается применение исследовательской деятельности как средства формирования исследовательской компетентности бакалавра. Исследование понятия исследовательская компетентность — общее понятие «исследование». Определяется роль исследовательской компетентности бакалавра. Результатом исследования являются определенные территориальные системные понятия и объективное образование. Формирующиеся уровни профессиональной компетентности будущего учителя математики бакалавра совпадают с уровнем выполнения студентами учебно-методических заданий: низкий уровень — отсутствие системы знаний репродуктивного характера о методических особенностях обучения отдельным темам математики, о возрастных особенностях учащихся; неспособность выносить учебно-методические вопросы даже по заданному образцу; неустранимость профессионально-значимых качеств личности; средний уровень — система усвоенных и существующих знаний, навыков и основных профессиональных качеств в процессе обучения, способная в стандартных ситуациях решать учебно-методические вопросы с помощью преподавателя или других лиц посредством заданий 1 уровня с использованием индивидуальных подходов по образцу; высокий уровень — методическая грамотность — готовность к самостоятельному и творческому выпуску учебно-методических заданий в измененных условиях на всех основных типах учебно-методических заданий с использованием специальных, обобщенных методов или самостоятельно созданных методов учебно-методической деятельности в соответствии с принятыми стандартами и нормами и выполнением учебно-методических заданий второго и третьего уровней. Мы можем сделать вывод, что исследования — это феномен человеческой культуры, суть которого заключается в познании окружающего нас мира. Результатом исследования являются объективные знания, отраженные в системе понятий в определенной области.
Abstract. This article discusses the application of research activities as a means of forming the research competence of a bachelor. Research the concept of research competence is the General concept of "research". The role of research competence of the bachelor is determined. The result of the study is a certain territorial system concept and objective education. The emerging levels of professional competence of the future bachelor's mathematics teacher coincide with the level of students' performance of educational and methodological tasks: low level-the lack of a system of knowledge of a reproductive nature about the methodological features of teaching certain topics of mathematics, about the age characteristics of students; inability to make educational and methodological questions even on a given sample; intermediate level-a system of acquired and existing knowledge, skills and basic professional qualities in the learning process, which is able to solve educational and methodological issues in standard situations with the help of a teacher or other
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
persons through level 1 tasks using individual approaches based on the model; a high level of methodological literacy — readiness for independent and creative release training tasks in the changed conditions on all major types of educational-methodical assignments with the use of special, generic methods or their own methods of instructional activities in accordance with accepted standards and norms and the implementation of educational-methodical tasks of the second and third levels. We can conclude that research is a phenomenon of human culture, the essence of which is the knowledge of the world around us. The result of the research is objective knowledge reflected in the system of concepts in a certain area.
Ключевые слова: бакалавр, исследование, деятельность, компетенция, способность, эффективность, дизайн.
Keyword: bachelor's degree, research, activity, competence, ability, efficiency, design.
Для получения нового качества профессиональной подготовки преподавателя необходимы дополнительные исследования теоретической основы и путей ее формирования и методической основы курса обучения математике, способствующие развитию общей профессиональной компетентности, педагогической культуры и формированию профессионализма будущего учителя математики бакалавра.
Новые условия в сфере образования требуют обновления содержания образования, инновационных форм и методов обучения, роста требований к качеству образования, сложности форм организации занятий, формирования готовности будущего учителя математики к осуществлению профессиональной деятельности и повышения профессиональной компетентности. Успех модернизации образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к ее реализации.
Решение проблем в сфере образования требует исследовательской компетентности. Исследовательская компетенция, по мнению большинства ученых, является одной из ключевых компетенций и формируется на основе врожденных человеческих качеств — исследовательского поведения, а также целого набора элементов различных образовательных компетенций. Одной из важнейших целей всех современных программ высшего образования является формирование исследовательской компетентности в области будущей профессиональной деятельности. С развитием общества основные направления образования изменились, и общество смогло выбрать лучших хорошо образованных специалистов, компетентных в своей деятельности, которые привыкли постоянно совершенствовать свои знания.
В зависимости от ситуации отношение современных педагогов меняется не только для предоставления студентам готовых знаний, но и для поднятия их до уровня руководителя, который не только обучает студентов, но и вдохновляет их исследовательскую компетентность [1, с. 16].
При анализе концепции исследовательской компетентности рассматривается общая концепция исследования и определяется роль бакалавра в формировании исследовательской компетентности.
Нет сомнений в том, что человек рождается с необходимостью изучать окружающую среду, потому что исследования помогают ему не только осознать окружающую его реальность, но и найти правильное направление. Кроме того, в процессе исследования у человека развивается самопознание, формируется способность анализировать, обобщать и мировоззрение.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
Г. С. Султанбаева определяет исследование как «процесс научного исследования законов происхождения, развития, трансформации и трансформации объекта (объекта, явления — материала или идеала) в интересах общества. Каждое реальное исследование представляет собой сочетание предыдущего опыта, существующих знаний и использования инструментов, методов и подходов, относящихся к объекту исследования» [2, с. 21]. Таким образом, исследование требует приобретения инструмента распознавания.
А. А. Акматкулов считает, что исследование — это вид деятельности, который состоит из изучения проблем и ситуаций через систему накопленных знаний, поиска новых идей о них или путей, средств и возможностей их использования на практике. Различают следующие характеристики анализа: научная обоснованность, методология, оригинальность, результаты и эффективность.
Итак, исследования — это феномен человеческой культуры, суть которого заключается в познании окружающего нас мира. Результатом исследования являются объективные знания, отраженные в системе понятий в определенной области. Чтобы истолковать определение компетенции исследования, мы рассмотрим понятие компетенции. Под компетенцией обычно понимают приобретение соответствующих компетенций отдельным лицом.
Компетентность — это сложные, многокомпонентные понятия. Они характеризуют конкретную область объектов и процессов, реализуются на разных уровнях, то есть разными приемами мышления (аналитическое, критическое, коммуникативное), а также практическими навыками, рациональной мотивацией.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы «Умение практиковать»; «Способность, основанная на знаниях, опыте и ценностях, приобретенных в процессе обучения»; «Вся структура в структуре личности»; «Общие (универсальные) способности и навыки»; «Общая способность и готовность личности к деятельности» [3, с. 36].
Исследовательская компетенция бакалавра — это способность и готовность бакалавра самостоятельно проводить различные виды исследовательской работы в соответствии с выявленной проблемой и целью.
Кроме того, отметим, что исследовательская деятельность направлена на развитие аналитических навыков, использующих логические средства познания (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, определение и разделение понятий и т. д.).
Рассмотрим элементы исследовательских компетенций, связанных с исследовательской компетенцией. По мнению А. В. Хуторского, компетенция — это «совокупность взаимосвязанных качеств (знаний, умений, способностей, методов деятельности) человека, необходимых для определенной группы объектов и процессов и для того, чтобы они могли выполнять качественную производственную деятельность» [4, с. 141].
Таким образом, мы считаем, что анализ и интеграция понятий «компетенция» и «исследование» позволили определить уровень знаний и умений исследовательской компетенции бакалавра, а также опыт их практического применения. Для бакалавров важно иметь возможность представлять результаты своей исследовательской деятельности грамотным и доступным способом, как в устной, так и в письменной форме. Для этого необходимо овладеть общей культурной компетенцией — умением общаться устно и письменно на государственном и иностранных языках для решения вопросов межличностного и межкультурного взаимодействия. При овладении этой компетенцией бакалавры должны: иметь возможность общаться устно и письменно во время обучения; умение анализировать и сравнивать тексты разных жанров (аннотации, рефераты, тезисы, аннотации и т. д.); умение определять особенности текстов в данном жанре; способность соответствовать требованиям регулирующего надзора за исследованиями; должны иметь возможность переводить
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
необходимую информацию, полученную из зарубежных источников для проведения исследований.
В настоящее время хорошо известно, что командная работа — это процесс исследования. При работе с командой также важно адекватно реагировать на критику со стороны сверстников. Следовательно, бакалавр должен иметь возможность работать в команде, терпеть социальные, культурные и личные различия. Чтобы овладеть этим, бакалаврам необходимы навыки в исследовательской деятельности: способность координировать преподавательскую и исследовательскую деятельность в сообществе (организация, взаимодействие, разделение обязанностей, принятие решений и реализация); иметь способность принимать критику и критиковать себя (проверять научные знания, иметь культуру научной дискуссии) [4, с. 206].
Умение самоорганизовываться и самостоятельно учиться играет важную роль в исследовательской деятельности. Освоив его, бакалавры должны обладать следующими навыками: умение искать, оценивать, выбирать и структурировать предоставленную информацию; способность получать данные непосредственно из опыта; умение формулировать цели и задачи исследования; умение планировать свою исследовательскую деятельность; иметь возможность разрабатывать, организовывать и контролировать исследования. Исходя из принципов теории обучения, выполняются следующие функции самоуправления: постановка целей; диагностика и оценка; информация; рассмотреть регулирование отдельно.
Выполняя различные виды исследований, бакалавры открыто защищают результаты своих исследований. Поэтому бакалавры должны иметь общие профессиональные компетенции — основы профессиональной этики и речевой культуры. Овладев этими навыками, студенты приобретают исследовательские навыки: устную и устную культуру; общение с аудиторией; есть методы управления временем. В результате формируется связь между мышлением и обогащением мировоззрения студента.
Результаты и их обсуждение. При приобретении профессиональных компетенций бакалавры должны обладать следующими исследовательскими навыками и способностями: умение ставить цели и задачи исследования; умение определять последовательность исследовательской деятельности; Выбор методов и инструментов, которые соответствуют целям исследования мощность; умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою позицию по предмету исследования; умение выделить основные позиции исследования; умение выявлять и обосновывать новизну проведенного исследования; умение оценивать эффективность достигнутых результатов; умение оценивать теоретическую и практическую значимость полученных результатов; умение студентов планировать образовательную и исследовательскую деятельность; иметь возможность разрабатывать, организовывать и контролировать исследования. Профессионально компетентные бакалавры в высших учебных заведениях будут готовить учителей математики, что позволит студентам получить качественное образование по математике. Студент с математическим образованием хорошо усваивает естественно-математические знания. В будущем он сможет успешно работать во всех отраслях сельского хозяйства, технической и экономической сферах
Таким образом, была выявлена взаимосвязь между формированием исследовательской компетентности через исследовательскую деятельность бакалавра на основе анализа, обобщения, обобщения. В процессе высшего образования планируется исследовательская деятельность бакалавра, и формирование исследовательских компетенций бакалавра с помощью проблемных методов обучения является эффективным.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57
Список литературы:
1. Акматкулов А. А. Профессиональная направленность математической подготовки будущих специалистов // Вестник КГНУ, серия: Естественно технические науки. 1999. №1. С. 15-20.
2. Султанбаева Г. С. Развитие исследовательской компетенции бакалавров математики с использованием информационных технологий: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Бишкек, 2019. 29 с.
3. Шишов С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и Мониторинг. 1999. №2. С. 30-37.
4. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб: Питер, 2004. 541 с.
References:
1. Akmatkulov, A. A. (1999). Professional'naya napravlennost' matematicheskoi podgotovki budushchikh spetsialistov. Vestnik KGNU, seriya: Estestvenno tekhnicheskie nauki, (1), 15-20. (in Russian).
2. Sultanbaeva, G. S. (2019). Razvitie issledovatel'skoi kompetentsii bakalavrov matematiki s ispol'zovaniem informatsionnykh tekhnologii: authoref. Ph.D. diss. Bishkek, 29.
3. Shishov, S. E. (1999). Ponyatie kompetentsii v kontekste kachestva obrazovaniya. Standarty iMonitoring, (2), 30-37. (in Russian).
4. Khutorskoi, A. V. (2004). Praktikum po didaktike i sovremennym metodikam obucheniya. St. Petersburg, Piter, 541. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 18.07.2020 г. 22.07.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Зикирова Г. А. Средства исследовательской деятельности при формировании исследовательской компетентности бакалавра // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №8. С. 272-276. https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/32
Cite as (APA):
Zikirova, G. (2020). Means of Research Activity in the Formation of Bachelor's Research Competence. Bulletin of Science and Practice, 6(8), 272-276. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/32