Научная статья на тему 'НОВЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

НОВЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ЗАДАЧИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / СТИМУЛ / COMPETENCE / KNOWLEDGE / SKILLS / TASKS / COMPETENCE APPROACH / FUTURE SPECIALISTS / INCENTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зикирова Гулайым Абдылдаевна, Акматкулов Асылбек Акматкулович

В этой статье проблема качества знаний в последние годы стала предметом внимания общественности. Создание организационных моделей контроля качества образования и нормативной базы для общереспубликанской системы оценки качества образования - одна из приоритетных задач образовательной политики нашей республики. Создание такой системы, с одной стороны, вынуждает необходимость обеспечения государственных гарантий получения образования, а с другой - стимулирует законный интерес клиентов к качественному образованию. Оценка качества образования означает оценку образовательных достижений студентов, качества образовательной программы, условий реализации учебного процесса в конкретном образовательном учреждении, образовательного процесса в целом по стране и его территориальных системах. Теоретическую основу указанных наборов основных компетенций составляют положения, формулируемые в психологии. Указывается, что субъект человеческого общения, познания, труда проявляется в системе отношений человека к обществу, к другим людям, к себе, к труду; компетентность человека имеет аксиологический вектор развития; профессиональная компетентность включает в себя компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зикирова Гулайым Абдылдаевна, Акматкулов Асылбек Акматкулович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW WAYS TO ASSESS THE QUALITY OF EDUCATION IN PROFESSIONAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

In this article, the problem of knowledge quality has become a subject of public attention in recent years. The creation of organizational models for quality control of education and the regulatory framework for the national system for evaluating the quality of education is one of the priorities of the educational policy of our Republic. The creation of such a system, on the one hand, forces the need to ensure state guarantees of education, and on the other-stimulates the legitimate interest of clients in quality education. The quality assessment means the evaluation of educational achievements of students, quality of educational programs, implementation of educational process in a particular educational institution, the educational process in the whole country and its territorial systems. The theoretical basis of these sets of core competencies are the provisions formulated in psychology. It is indicated that the subject of human communication, knowledge, work is manifested in the system of human relations to society, to other people, to themselves, to work; human competence has an axiological vector of development; professional competence includes competence.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57

УДК 37.373.6:51 https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/31

НОВЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

©Зикирова Г. А., канд. пед. наук, Ошский технологический университет, г. Ош, Кыргызстан, zikirova61@bk.ru ©Акматкулов А. А., д-р пед. наук, Киргизский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызстан, aakmatkulov@inbox.ru

NEW WAYS TO ASSESS THE QUALITY OF EDUCATION IN PROFESSIONAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

©Zikirova G., Ph.D., Osh Technological University, Osh, Kyrgyzstan, zikirova61@bk.ru

©Akmatkulov A., Dr. habil., Kyrgyz State Technical University named after I.Razzakov, Bishkek,

Kyrgyzstan, aakmatkulov@inbox. ru

Аннотация. В этой статье проблема качества знаний в последние годы стала предметом внимания общественности. Создание организационных моделей контроля качества образования и нормативной базы для общереспубликанской системы оценки качества образования — одна из приоритетных задач образовательной политики нашей республики. Создание такой системы, с одной стороны, вынуждает необходимость обеспечения государственных гарантий получения образования, а с другой — стимулирует законный интерес клиентов к качественному образованию. Оценка качества образования означает оценку образовательных достижений студентов, качества образовательной программы, условий реализации учебного процесса в конкретном образовательном учреждении, образовательного процесса в целом по стране и его территориальных системах. Теоретическую основу указанных наборов основных компетенций составляют положения, формулируемые в психологии. Указывается, что субъект человеческого общения, познания, труда проявляется в системе отношений человека к обществу, к другим людям, к себе, к труду; компетентность человека имеет аксиологический вектор развития; профессиональная компетентность включает в себя компетентность.

Abstract. In this article, the problem of knowledge quality has become a subject of public attention in recent years. The creation of organizational models for quality control of education and the regulatory framework for the national system for evaluating the quality of education is one of the priorities of the educational policy of our Republic. The creation of such a system, on the one hand, forces the need to ensure state guarantees of education, and on the other-stimulates the legitimate interest of clients in quality education. The quality assessment means the evaluation of educational achievements of students, quality of educational programs, implementation of educational process in a particular educational institution, the educational process in the whole country and its territorial systems. The theoretical basis of these sets of core competencies are the provisions formulated in psychology. It is indicated that the subject of human communication, knowledge, work is manifested in the system of human relations to society, to other people, to themselves, to work; human competence has an axiological vector of development; professional competence includes competence.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, знания, умения, навыки, задачи, компетентностный подход, будущие специалисты, стимул.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57

Keywords: competence, competence, knowledge, skills, tasks, competence approach, future specialists, incentive.

Введение

В последние годы проблема качества образования стала предметом внимания общественности. Создание организационных моделей контроля качества образования и нормативной базы для общереспубликанской системы оценки качества образования — одна из приоритетных задач образовательной политики нашей республики. Создание такой системы, с одной стороны, вынуждает необходимость обеспечения государственных гарантий получения образования, а с другой — стимулирует законный интерес клиентов к качественному образованию.

Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигнутых результатов обучения и условий обеспечения учебного процесса нормативным требованиям, социальным и личным, личностным ожиданиям. Оценка качества образования означает оценку образовательных достижений студентов, качества образовательной программы, условий реализации учебного процесса в конкретном образовательном учреждении, образовательного процесса в целом по стране и его территориальных системах.

Материалы и методика Цели высшего профессионального образования определяются набором знаний, умений и навыков, которые традиционно должен иметь выпускник. Недостаточность такого подхода подтверждает сама реформа системы образования. Социуму нужны выпускники, способные на практическое решение поставленных перед ними жизненных и профессиональных проблем, готовые приступить к дальнейшей деятельности. А это во многом зависит не только от знаний, умений, навыков, но и от некоторых других дополнительных качеств, созданных в вузе. Для их обозначения были использованы понятия «компетенция» и «компетентность». Новые термины считаются более подходящими для понимания текущих целей образования [1, с. 68].

Известно, что в парадигме традиционного образования во многом акцент делается на трансляции знаний, формировании навыков. Повышенная скорость передачи информации обусловлена тем, что в обучении необходимо ориентироваться не на уровень образованности, а на способность студента, опираясь на имеющиеся знания, решать проблемы различной сложности, умение применять полученные знания на практике, развитие его личностного потенциала, способность самостоятельно решать проблемы.

Компетентностный подход преследует цель постепенно направить традиционную парадигму на создание условий для приобретения комплекса компетенций, выражающих потенциал, способности выпускника к устойчивой жизнедеятельности в современном многоцелевом социально-политическом, рыночно-экономическом, информационно-коммуникативном пространстве. Таким образом, специалисту требуется не просто повторить полученные знания, умения и навыки, а сформировать у будущего специалиста профессиональную компетентность.

В качестве причин интенсивного развития компетентностного подхода в образовании исследователи выделяют следующие факторы и тенденции:

-создание нового типа экономики, вынуждающей выпускников к изменению требований к качеству подготовки, содержанию труда и видам профессиональной деятельности;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57

-интенсивное развитие информационных технологий;

-приоритет творческих аспектов и интеллектуального потенциала профессиональной деятельности специалистов;

-рост модификации профессий и их глобализации [2, с. 38].

Современное общество, рынки производства, товаров, услуг и труда характеризуются высоким уровнем динамизма, неопределенности, быстрыми темпами изменений. Динамизм и безналичная жизнь являются характеристикой всех аспектов триальности и доминируют на глобальном, социальном, индивидуальном уровнях. Принципиально новые условия предъявляют новые требования к подготовке специалистов на всех уровнях образования.

История образования известна тем, что проблема качества профессионального образования всегда была центральной проблемой. Однако в последнее время существуют существенные различия в понимании, интерпретации специалистами качества подготовки и ее оценки. Приведем современные трактовки этих взаимосвязанных понятий. Качество-важная особенность объекта, отличающая его от других.

Качество — это философская категория объекта, выражающая существенную ясность, в зависимости от которой он является не чем иным, как характеристикой, выраженной в совокупности свойств объекта.

Качество образования — социальная категория, определяющая состояние и эффективность образовательного процесса в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп), личности в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций.

Качество образования — это соответствие ожиданиям общества, государства и личности в установленном интервале времени. Под качеством образования понимается степень удовлетворенности образовательных услуг, оказываемых различными участниками образовательного процесса образовательными отношениями, или степень достижения целей и задач, поставленных в образовании, или норма или талон на условия, цели, требования, нормы (стандарты), на которые распространяется образование.

Норма качества образования — документированная и фиксированная система требований к качеству образования, соответствующих указаниям личности, общества, государства. Нормы качества в настоящее время содержательно закреплены в стандартах профессионального образования. Таким образом, оценка качества образования — на эталонном уровне показывает норму качества (количественную или семантическую), выражающую сбалансированность размеров знаков (функций) с фиксированной базой.

Известны многочисленные труды исследований, посвященные подходам к оценке качества знаний. По мнению многих исследователей, эффективность и качество — это основные параметры, по которым обсуждается общественная, экономическая значимость, престижность образовательной среды. Если привычка эффективности рассматривается как экономическая или экономико-управленческая категория, а качество, включающее экономические, социальные, познавательные и культурные аспекты образования, — как интегральная характеристика образовательной деятельности, содержащая все ее результаты [3].

Однако, поскольку эффективность образования определяется количественно в соответствии с выбранным подходом (внутренняя или внешняя эффективность, стоимостная или статистико-параметрическая) или объектом исследования (учебным заведением или его подразделениями, системой образования в целом или его конкретным листом), общепринятого

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57

определения для его качества до сих пор не найдено. Такое положение вещей, во-первых, объясняется неважностью самого понятия качества, его различными аспектами и их взаимозависимостью, что, как правило, не позволяет привести к адекватному формализованному представлению. Во-вторых, поскольку участники прямого образовательного процесса или его оценки и применяющие его результаты (студенты, преподаватели, руководители образования, работодатели) имеют разные представления и понятия о качестве образования, требования к образованию также различны.

Понятие качества в настоящее время тесно связано с понятием аккредитации в сфере образования. Аккредитация в высших учебных заведениях, подготовка специалистов по конкретной образовательной программе отвечает установленным стандартам качества [4].

В Кыргызстане стандартами качества являются государственные образовательные стандарты, и под оценкой качества подготовки специалистов понимается надзор за выполнением требований государственных образовательных стандартов по определенной специальности или направлению подготовки. Современные образовательные стандарты представляют качественное планирование как соответствие базовому установленному перечню предметов с возможностью введения изменяющихся вариативных дисциплин (курсы компетенций и отбора вузов).

Одним из эффективных критериев, разработанных аккредитационными агентствами, оценивающими эффективность образовательной программы, качество подготовки специалистов в системе оценки качества, в высших учебных заведениях, являются требования к успешному прохождению итоговой государственной аттестации выпускников и т. д. а результаты государственных экзаменов и оценки, полученные при защите итоговой квалификационной работы. Безусловно, это неадекватная оценка уровня подготовки выпускника к успешной профессиональной деятельности.

Единого мнения по интерпретации понятий «компетентность» и «компетенция», об их различиях пока нет не только в Кыргызстане, но и в Европейском союзе. В зарубежной литературе компетентность понимается как «углубленное знание», «состояние адекватного исполнения», «актуальная способность к выполнению деятельности» и тому подобное, что не может в полной мере отражать содержание данного понятия. Российские ученые тоже не пришли к единому мнению в этом вопросе. Понятие компетентности возникло в российской науке в связи с исследованиями в области профессионального мастерства педагога, зачастую эти понятия взаимозаменяемы, границы различий также не определены [3, с. 27].

Наиболее распространенные взгляды на понятие компетенции, компетентности: А. В. Хуторский говорит в исследованиях — компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения и навыки, деловые способности), относящихся к определенному кругу предметов и процессов, а также необходимых для качественного продуктивного действия на них. Компетентность — обладание лицом соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение к предмету деятельности; по определению Ю. Г. Татура, компетенция — это совокупность способностей личности реализовать свой потенциал для успешной творческой деятельности с учетом понимания проблемы, указания прогнозируемых результатов, получения причин затруднений в деятельности, предоставления средств для устранения этих причин, осуществления необходимых действий и оценки предполагаемых результатов. Отсутствие ясности и согласованности в отношении определения термина «Компетенция» также наблюдается в руководстве пользователя по ECTS, где «компетенция — это динамическая комбинация характеристик, способностей и позиций» и отмечено, что «целью образовательных программ является развитие компетенций». В основном, преобладает понимание компетентности как

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57

интегрального качества, выражающегося в общей подготовке и способности личности к деятельности. Известно, что предпринимательская деятельность основана на знаниях, опыте, полученных в процессе обучения, и направлена на самостоятельное, успешное участие в деятельности.

В этой связи актуальными и значимыми являются приведенные выше рекомендации Совета Европы по приобретению основных компетенций в качестве главных критериев качества образования, определению 5 групп из них. При анализе многообразия определений под понятиями «Компетенция» и «компетентность» можно сделать следующий вывод: «компетенция» чаще всего используется для обозначения образовательных результатов, выраженных в сочетании знаний, умений и навыков в той форме, в какой выпускник готов к пониманию, обладает способностями, реально владеет методами, средствами деятельности, способен выполнять поставленные задачи, дает возможность ставить цели по преобразованию окружающей среды и достигать их. Под компетентностью понимается в основном владение личностью соответствующими компетенциями.

Компетенция и компетентность сложные, много компетентных понятий. Они характеризуют конкретный круг предметов и процессов, реализуются на разных уровнях, то есть приводятся к различным мыслительным действиям (аналитическим, коммуникативным), а также к практическим умениям, мотивированным умственным действиям. Содержательный аспект термина «Компетенция» включает когнитивные (совместное владение), операционные (формирование методов деятельности, технологической грамотности), аксиологические (усвоение поколений стоимости, стоимостный подход к профессиональному труду и личностному росту) составляющие.

Понятие «основные компетенции» рассматривается как производное от термина «компетенция» и в большинстве изданий основные (ключевые) компетенции подразделяются на базовые, универсальные, ядерные компетенции. Они составляют основу профессиональной деятельности. Также, можно выделить компетенции, относящиеся к предметным областям, отражающие специфику сферы обучения, и универсальные компетенции, общие для всех степеней.

По утверждению В. И. Байденко, сущность базовых компетенций заключается в их объемности. Основные компетенции определяются как динамичная комбинация качеств, способностей и позиций, указывающих на цель образовательных программ. Под основными компетенциями Автор понимает общие компетенции, обеспечивающие деятельность человека в социуме для нормальной жизнедеятельности. Автор характеризует основные компетенции как новую парадигму образовательных результатов, целевую, результативную основу компетентностного подхода [2, с. 27].

В отношении классификации компетентностей и компетенций существуют различные схемы, их содержательное наполнение, трактовки, а также различные вопросы исследователей из дальнего и ближнего зарубежья, а также кыргызстанских исследователей. Джон Равен создал модель общей компетентности, состоящую из 143 элементарных матриц. Но есть мнение специалистов, экспертов, что возможность применения такой объемной модели практически неоспорима. Одной из многих аспектных классификаций компетентности. В основе этой классификации лежат основные суперкомпетентность, виды деятельности, сферы общественной жизни, сети общественных знаний, признаки общественного производства, которые указывают на стадии психолого-социального развития и статуса.

По мнению А. А. Вербицкого, «основные компетенции» выполняют следующие функции:

-помогает учащимся читать;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57

-позволяет работникам предприятий, фирм быть более гибкими, соответствовать запросам работодателя;

-помогает вам быть более успешным в жизни.

Некоторые авторы рассматривают понятие основных компетенций как главный результат получения образования. По их мнению, совокупность основных компетенций включает социальные, поликультурные, языковые и информационные компетенции. Все основные компетенции направлены на развитие качества обучения. Специалисты шотландского квалификационного управления (SQA) считали, что овладение основными компетенциями является динамичным и поэтапным процессом, разрабатывали наряду с основными компетенциями уровни их освоения, а также требования к ним. Отмечая, что «Компетенция» — это отдельные внутренние, потенциальные, скрытые психологические новации (знания, взгляды, алгоритмы действий, система ценностей и отношений), которые актуальны в компетентности человека, четко выраженные в деловых явлениях. И. А. Зимняя основные компетенции можно разделить на три больших класса:

-компетенция, присущая самому человеку как личности, как субъекту деятельности отношений;

-компетенции, касающиеся социального взаимодействия человека и социальной сферы; -компетенции, касающиеся деятельности человека [5, с. 306].

Такие компетенции проявляются в поведении, деятельности человека и, как отмечалось выше, являются доминантами его характера. Соответственно, они, наряду с когнитивным (познавательным) и практическим опытом, становятся компетентными, характеризующимися как мотивационными, так и значительными, как коммуникативными, так и регуляторными. Теоретическую основу выделенных наборов основных компетенций составляют положения, сформулированные в психологии: компетентность человека, которая проявляется в системе отношений человека к обществу, к другим людям, к себе, к труду; профессиональная компетентность.

Исследователи также отмечают, что компетенция имеет возрастную динамику и возрастную специфику. В связи с этим компетенция может изменить свое доминирующее положение. Выше было отмечено, что Компетенция является новой нормой качества образования. Одним из путей поиска оптимального подхода к оценке качества образования в последние годы можно считать также лишение Министерством образования и науки Киргизской Республики рангов высших учебных заведений, осуществляющих многоступенчатое образование. В других странах существует также концепция Независимой общественной оценки качества образования. Базовым понятием в системе общественной оценки является способность выпускников высших учебных заведений выдерживать конкуренцию как клиента рынка труда. В Киргизской Республике также активизировалась работа по учету международного опыта в оценке качества образования [6].

В международной практике признано целесообразным развитие институтов независимой аккредитации как эффективного пути повышения качества образования. В рамках проекта TEMPUS-CONQA Европейского союза создано независимое агентство EdNet по аккредитации высшего профессионального образования, несколько программ некоторых вузов прошли независимую аккредитацию на соответствие требованиям стандартов модели EFQM. Данное мероприятие стало обязательным для всех учебных заведений, так как в соответствии с постановлением Правительства Киргизской Республики от 4 июля 2013 г. №110 О внесении изменений в Закон Киргизской Республики «Об образовании» с 1 сентября 2014 г. учреждения высшего профессионального образования должны были пройти аккредитацию (срок был

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57

изменен с 1 сентября 2016 г.), Распоряжением Правительства Киргизской Республики отдел аттестации (аккредитации) и лицензирования при Министерстве образования и науки Киргизской Республики ликвидирован, а право проведения аккредитации передано независимым агентствам.

При Министерстве образования и науки Киргизской Республики в 2014 г. создан Национальный аккредитационный совет по отбору независимых аккредитационных агентств. Пока что, как результат программы GIZ, кроме вышеупомянутого агентства EdNet, агентства по аккредитации образовательных программ и организаций, агентства по аккредитации «Народная оценка» и агентства (независимые от аккредитации и рейтинга) зарегистрированы в реестре Национального аккредитационного совета. В настоящее время через эти агентства аккредитованы профессиональные образовательные программы всех уровней и получают соответствующую оценку [6].

Понятие качества подготовки в рамках компетентностного подхода в широком смысле включает системную совокупность социально-значимых, законодательных качеств (характеристик, параметров) организованного образования, их соответствие различным потребностям, целям, требованиям, нормам образования (результат, процесс, система). Оно обладает интегральным свойством и носит междисциплинарный характер. Для формирования компетенций, успешного учебного процесса, для достижения результатов обучения необходимо проведение должного контроля, мониторинга. А в узком смысле качество подготовки специалиста — это уровень компетентности выпускников.

Список литературы:

1. Бекбоев И. Б. Профессиональная компетентность - основа качественного педагогического труда. Бишкек, 2003. С. 65-71.

2. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. М., 2006. 55 с.

3. Граничина О. А. Контроль качества образовательного процесса в контексте управления вузом: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. СПб., 2009. 41 с.

4. Кузьминова Я. И., Матросова В. Л., Шадрикова В. Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности // Вестник образования. 2007. №7.

5. Зимняя И. А. Профессиональный психологический отбор персонала // Теория и практика. СПб.: Питер, 2008. 480 с.

6. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Киргизской Республики. Распоряжение правительства КР от 21.07.2014. №403.

References:

1. Bekboev, I. B. (2003). Professional'naya kompetentnost' - osnova kachestvennogo pedagogicheskogo truda. Bishkek, 65-71. (in Russian).

2. Baidenko, V. I. (2006). Vyyavlenie sostava kompetentsii vypusknikov vuzov kak neobkhodimyi etap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya. Moscow, 55. (in Russian).

3. Granichina, O. A. (2009). Kontrol' kachestva obrazovatel'nogo protsessa v kontekste upravleniya vuzom: authoref Dr. diss. St. Petersburg, 41. (in Russian).

4. Kuzminova, Ya. I., Matrosova, V. L., & Shadrikova, V. D. (2007). Professional'nyi standart pedagogicheskoi deyatel'nosti. Vestnik obrazovaniya, (7). (in Russian).

5. Zimnyaya, I. A. (2008). Professional'nyi psikhologicheskii otbor personala. In Teoriya i praktika. St. Petersburg, Piter, 480. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №8. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/57

6. Gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart srednego obshchego obrazovaniya Kirgizskoi Respubliki. Rasporyazhenie pravitel'stva KR ot 21.07.2014. no. 403. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 10.07.2020 г. 14.07.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Зикирова Г. А., Акматкулов А. А. Новые способы оценки качества образования в профессиональных высших учебных заведениях // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №8. С. 264-271. https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/31

Cite as (APA):

Zikirova, G., & Akmatkulov, A. (2020). New Ways to Assess the Quality of Education in Professional Higher Education Institutions. Bulletin of Science and Practice, 6(8), 264-271. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/57/31

1(2) ©I I

ß^ieie Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.