Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
УДК 378.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/50
ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
©Махкамова М. Ю., ORCID: 0000-0001-9415-3224, Ташкентский архитектурно строительный институт, г. Ташкент, Узбекистан, [email protected]
THE VALUE OF TEACHING PRACTICE IN THE TRAINING OF QUALIFIED PERSONNEL IN THE FIELD OF PRESCHOOL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
©Mahkamova M., ORCID: 0000-0001-9415-3224, Tashkent architecture and civil engineering institute, Tashkent, Uzbekistan, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы по организации педагогической практики в подготовке квалифицированных кадров в сфере дошкольного образования Республики Узбекистан. Также о значении педагогической практики в становлении специальной компетентности студентов в процессе решения профессиональных задач в условиях реального педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.
Abstract. The article discusses current issues on the organization of teaching practice in the training of qualified specialists in the field of preschool education of the Republic of Uzbekistan. Also, about the value of teaching practice in the formation of special competence of students in the process of solving professional problems in the context of the real pedagogical process of a preschool educational institution.
Ключевые слова: непрерывное образование, педагогическая практика, личностно-ориентированный поход, дошкольное образование, государственные образовательные стандарты, профессиональная компетентность.
Keywords: lifelong education, pedagogical practice, personality-oriented approach, preschool education, state educational standards, professional competence.
Как известно, заветная мечта каждого родителя — видеть своего ребенка счастливым. Наш народ живет с этой доброй мечтой, стремится к ней и готов все сделать для ее осуществления. Именно эта благородная цель лежит в основе проводимых в стране широкомасштабных реформ по всесторонней поддержке молодежи, защите ее интересов. Не случайно одним из первых правовых актов, принятых с обретением Независимости Республики Узбекистан, стал Закон «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан». В соответствии с этим законом и другими нормативно-правовыми актами мобилизуются все возможности для того, чтобы молодое поколение глубоко овладевало современными знаниями и профессиями в наилучших условиях и занимало свое достойное место в обществе.
Не секрет, что прочной основой неуклонного развития Республики Узбекистан служит Национальная программа по подготовке кадров, вызывающая большой интерес в мире. Узбекистан первым среди стран СНГ в 1997 году на уровне закона принял Национальную
[¡Он
^ei™ Тип лицензии СС: Attribution 4.0 International (СС BY 4.0) 421
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
программу по подготовке кадров и в соответствии с ней впервые внедрил в систему образования новые, современные, не имевшиеся ранее звенья образования.
Стратегия непрерывного образования, представленная в Национальной программе Республики Узбекистан, направлена на воспитание гармонично развитого поколения, обладающего современными знаниями, имеющего активную гражданскую позицию, способного мыслить самостоятельно и принимать осознанные решения. Система непрерывного образования Узбекистана разработана на основе глубокого и масштабного изучения зарубежного опыта и критического анализа существующей системы образования с учетом национальной особенности развития. Функционирование системы непрерывного образования обеспечивается на основе государственных образовательных стандартов, преемственности образовательных программ дошкольного, начального, среднего, среднего специального профессионального образования, высшего и послевузовского образования, а также повышения квалификации и переподготовки кадров.
В целях дальнейшего совершенствования системы дошкольного образования, обеспечения равноправного доступа детей к качественному дошкольному образованию, развития негосударственного сектора дошкольных образовательных услуг, а также в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2018 г. №ПП-3955 «О мерах по совершенствованию системы управления дошкольным образованием», 8 мая 2019 г. была утверждена Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 г. [1]. Концепция определила цели, задачи, приоритеты и этапы развития дошкольного образования в Республике Узбекистан на среднесрочную и долгосрочную перспективу и явилась основанием для разработки программ и комплексов мер, направленных на развитие сферы дошкольного образования.
Являясь одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Узбекистан, система дошкольного образования играет огромную роль в реализации широкомасштабных реформ, направленных в первую очередь на благо народа. Об этом говорил и Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем ежегодном послании Парламенту Республики Узбекистан 24 января 2020 г. Дело в том, что сегодня Узбекистану необходимы высококвалифицированные специалисты, которые имеют теоретическую и практическую подготовку, отвечающую международным стандартам. Выпускники вузов должны уметь быстро принимать решения, возникающие в современной системе образования, оперативно адаптироваться к новым требованиям общества и корректировать свою профессиональную деятельность и постоянно обновлять полученные научные знания, совершенствовать профессиональные умения.
Сегодня уже никто не отрицает, что дошкольное образование является одним из главных факторов в успешном и разностороннем развитии будущего поколения. Но вот каким оно должно быть, этот вопрос активно обсуждают многие ученые всего мира [2-4]. Современные эксперты в области дошкольного образования все больше склоняются не к программе, как к основной части образовательного процесса, а возводят во главу данного вопроса интересы ребенка. Именно интересы обучаемого, по словам ученых, являются основой для формирования целей и задач дошкольного образовательного процесса. Но проблема в том, что часто молодые специалисты в области дошкольного образования совершенно не готовы работать по принципам личностно-ориентированного обучения, где в центре внимания должен находиться ребенок. При такой форме обучения весь учебно-воспитательный процесс необходимо проводить в виде игр, при котором знания передаются посредством игры. Этим самым повышается мотивация ребенка к обучению — без навязывания, ребенок чувствует себя комфортно, свободно.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
Сегодня, мы, педагоги являемся свидетелями нового веяния в сфере дошкольного образования в Республике Узбекистан. Опыт других стран, таких как Южная Корея и Китай, которые за короткий срок смогли создать эффективно функционирующую по всем их странам сеть современных детских садов стал примером для специалистов нашей страны в области дошкольного образования.
В свою очередь, были сделаны огромные усилия для развития сотрудничества Узбекистана и Китая в сфере дошкольного образования. Результатом этих усилий стал первый узбекско-китайский форум по дошкольному образованию, который прошел в 2019 году в мае. Он выступил своеобразной площадкой для обмена опытом между специалистами в этой сфере. Участники обсудили возможность создания совместных узбекско-китайских предприятий, ознакомились с передовой практикой организации учебно-воспитательного процесса, применяемой в Китае, рассмотрели актуальные вопросы сферы дошкольного образования. По итогам форума были подписаны меморандумы с шестью китайскими компаниями по созданию своеобразной экспериментальной и научно-практической площадки для развития всей сферы дошкольного образования Республики Узбекистан, где будут применяться передовые международные практики.
Благодаря таким мероприятиям, изучая результаты их работы, мы, педагоги должны создавать такие инновационные технологии и механизмы, которые бы обеспечили успешные результаты и способствовали новому подходу к организации учебно-воспитательного процесса, в частности, в учреждениях дошкольного образования нашего государства. В связи с этим, предметом нашего данного исследования является рассмотрение значения педагогической практики при подготовке специалистов в сфере дошкольного образования. Нами выдвинута следующая гипотеза, что педагогическая практика, при правильной ее организации, может стать эффективным инструментом модернизации педагогического образования и качественной подготовки специалистов в области дошкольного образования.
Как известно, успешное развитие ребенка раннего возраста во многом определяется отношением к нему взрослого, тем воспитанием и обучением, которое специально организуется в детском саду и семье. При этом процесс воспитания должен строиться на глубоком знании педагогом естественных механизмов развития ребенка, раскрытие которых ведет к наиболее полному удовлетворению специфических потребностей ребенка: в его движении, общении, познании, в его эмоциональном принятии, активной деятельности. Из этого следует, что в системе подготовки специалистов в сфере дошкольного образования данный вид практики должен занимать базовое место.
Основываясь на результаты нашего исследования, было доказано, что для подготовки специалиста высокого класса в сфере дошкольного образования недостаточно только теоретических знаний в области работы с детьми, необходим практический опыт профессиональной деятельности с детьми. Все это возможно реализовать в условиях хорошо организованной педагогической практики студентов. Так как, основной целью практики является обеспечение единство теоретической подготовки педагога дошкольного образования с его практической деятельностью в воспитательно-образовательных учреждениях.
Ключевыми задачами педагогической практики будущего специалиста в сфере дошкольного образования должны быть:
-формирование свода профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для работы воспитателем в группах раннего возраста;
-ознакомление с особенностями учебно-воспитательного процесса, основным содержанием, методами и приемами работы с детьми раннего возраста;
-умение диагностировать индивидуальные особенности ребенка раннего возраста;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
-развитие способности выбирать и использовать на практике те педагогические технологии, которые бы соответствовали целям и задачам воспитания детей и их индивидуальным особенностям.
В начале практики студенты должны наблюдать за работой воспитателя, а затем работать самостоятельно, организуя деятельность детей, проводя открытые занятия. В процессе практики студентам рекомендуется изучить особенности организационной и методической деятельности старшего педагога. По окончании практики студенту необходимо сдать следующую документацию: дневник практики, конспект открытого занятия, план занятий на неделю по одной возрастной группе, хронометраж самостоятельной деятельности ребенка с письменным анализом, наглядные, дидактические материалы для работы с детьми раннего возраста, отчет о прохождении практики.
В течение практики студенты должны собирать и анализировать результаты своих наблюдений, использовать свои теоретические знания по педагогике и психологии, совершенствовать свои педагогические умения. Педагогическая практика в дошкольном образовательном учреждении позволяет студенту понять, что одной из основных целей воспитания и обучения дошкольников является полноценное и своевременное психическое и физическое развитие ребенка.
Практический опыт будущего специалиста в сфере дошкольного образования должен быть направлен на развитие у него способности выбирать те виды педагогических технологий, которые бы отвечали приоритетным требованиям воспитания детей на данной возрастной ступени и индивидуальным особенностям ребенка. В процессе практики студент должен активно участвовать в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, проводить практические занятия, организовать игры, досуг детей, составлять календарные планы своей работы.
Опрос практикантов показал, что в процессе педагогической практики студенты убеждались в том, что в структуре деятельности педагога исследовательский компонент является весьма значимым, их раннее включение в исследовательскую практическую деятельность позволяло им быстро наладить контакт с детьми и педагогами, более свободно и уверенно чувствовать себя в процессе организации непосредственно образовательной деятельности. А самое главное, в ходе педагогической практики, по словам опрошенных студентов, они приобрели важнейший компонент профессиональной компетентности - опыт. Это опыт анализа, планирования, организации и контроля личностно ориентированного образовательного процесса, опыт общения с детьми и их родителями, создания благоприятного психологического климата в детском коллективе, участия в коллективных мероприятиях.
Следует отметить, основываясь на результаты нашего исследования, что важным условием успешной организации педагогической практики является выбор базы практики, воспитателей дошкольных учреждений, руководителей, осуществляющих управление педагогической практикой. Немаловажное значение для студентов, испытывающих затруднение при выполнении профессиональных функций, имела эмоциональная и конструктивная поддержка педагога-наставника и руководителя практики.
Таким образом, в ходе педагогической практики достигается следующая цель: становление специальной компетентности студентов в процессе решения профессиональных задач в условиях реального педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Причем, практика является эффективным инструментом, который способствует
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
формированию у студентов основных компонентов профессиональной компетентности будущих педагогов.
Список литературы:
1. Мирзиёев Ш. М. Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. 29.04.2019.
2. Попова Д. В. Подготовка конкурентоспособного специалиста дошкольного образования в открытом образовательном пространстве // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. №8. С. 1-2.
3. Ялунина Е. Н., Фотеева Н. А. Методы оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения // Креативная экономика. 2016. Т. 10. №7. https://doi.Org/10.18334/ce.10.7.35362
4. Абашина В. В. Опыт формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в вузе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. №6. С. 7-12.
References:
1. Mirzieev Sh. M. (29.04.2019). Kontseptsiya razvitiya sistemy narodnogo obrazovaniya Respubliki Uzbekistan do 2030 goda.
2. Popova, D. V. (2019). Podgotovka konkurentosposobnogo spetsialista doshkol'nogo obrazovaniya v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve. Voprosy doshkol'noi pedagogiki, (8), 1-2. (in Russian).
3. Yalunina, E. N., & Foteeva, N. A. (2016). Metody otsenki konkurentosposobnosti doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Methods for assessment of competitiveness of the pre-school educational institution]. Creative Economy, 10(7). https://doi.org/10.18334/ce.10.7.35362 (in Russian).
4. Abash^ V. V. 2016. Experience of Formation of Professional Competence of Future Teachers of Preschool Education at the University. Scientific Review. Pedagogical Sciences, (6), 712. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 14.02.2020 г. 19.02.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Махкамова М. Ю. Значение педагогической практики в подготовке квалифицированных кадров в сфере дошкольного образования Республики Узбекистан // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №3. С. 421-425. https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/50
Cite as (APA):
Mahkamova, M. (2020). The Value of Teaching Practice in the Training of Qualified Personnel in the Field of Preschool Education of the Republic of Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 6(3), 421-425. https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/50 (in Russian).