Научная статья на тему 'Формирование педагогической компетентности преподавателя языкового вуза в системе непрерывного образования'

Формирование педагогической компетентности преподавателя языкового вуза в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / CONTINUOUS EDUCATION / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаюсупова Азиза Асфандияровна, Хайдарова Рано Анваровна

Анализируется состояние педагогической компетентности преподавателей языковых вузов в системе непрерывного образования. Обосновывается актуальность целенаправленной работы по ее повышению в системе непрерывного образования. Рассматриваются критерии и уровни сформированности педагогической компетентности преподавателей вузов, описывается модель процесса повышения педагогической компетентности в системе внутривузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаюсупова Азиза Асфандияровна, Хайдарова Рано Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Pedagogical Competence of the Teacher of the Language Higher Education Institution in the System of Continuous Education

The state of pedagogical competence of language university teachers in the system of continuous education is analyzed. The urgency of purposeful work on its improvement in the system of continuous education is substantiated. The criteria and levels of formation of pedagogical competence of university teachers are considered, the model of the process of improving pedagogical competence in the system of university education is described.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогической компетентности преподавателя языкового вуза в системе непрерывного образования»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

УДК 372.881.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/74

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

©Шаюсупова А. А., ORCID: 0000-0002-6208-8541, канд. пед. наук, Ташкентский государственный институт востоковедения, г. Ташкент, Узбекистан, [email protected] ©Хайдарова Р. А., ORCID: 0000-0002-6117-6937, Ташкентский государственный институт востоковедения, г. Ташкент, Узбекистан, [email protected]

FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER

OF THE LANGUAGE HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE SYSTEM

OF CONTINUOUS EDUCATION

©Shayusupova A., ORCID: 0000-0002-6208-8541, Ph.D., Tashkent State Institute of Oriental

Studies, Tashkent, Uzbekistan, [email protected] ©Khaidarova R., ORCID: 0000-0002-6117-6937, Tashkent State Institute of Oriental Studies,

Tashkent, Uzbekistan, [email protected]

Аннотация. Анализируется состояние педагогической компетентности преподавателей языковых вузов в системе непрерывного образования. Обосновывается актуальность целенаправленной работы по ее повышению в системе непрерывного образования. Рассматриваются критерии и уровни сформированности педагогической компетентности преподавателей вузов, описывается модель процесса повышения педагогической компетентности в системе внутривузовского образования.

Abstract. The state of pedagogical competence of language university teachers in the system of continuous education is analyzed. The urgency of purposeful work on its improvement in the system of continuous education is substantiated. The criteria and levels of formation of pedagogical competence of university teachers are considered, the model of the process of improving pedagogical competence in the system of university education is described.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, непрерывное образование, самообразование.

Keywords: pedagogical competence, continuous education, self-education.

Сегодня, в век технологического прогресса и глобализации, остро стоит вопрос о формировании педагогической компетентности в системе высшего профессионального образования. Система образования на современном этапе развития общества претерпела существенные изменения. Именно педагог является основной фигурой при реализации основных нововведений. Для успешного введения в практику инноваций и для реализации поставленных перед ним задач преподаватель должен обладать необходимым уровнем профессионализма и педагогической компетентности [1].

Актуальность выбранной темы обуславливается необходимостью решения проблемы по формирования педагогической компетентности преподавателей языковых вузов и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории и практике. В процессе нашей работы, мы поставили перед собой задачу рассмотреть инновационные пути

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

решения этой проблемы. Мы сформулировали ее следующим образом: найти инновационные технологии, которые бы способствовали созданию таких педагогических условий, которые бы обеспечивали эффективное формирование педагогической компетентности преподавателя языкового вуза. Педагогический эксперимент проводился в Ташкентском государственном институте востоковедения Республики Узбекистан.

Основной целью нашего исследования было на практике испытать общепедагогические условия, способствующие формированию педагогической компетентности преподавателя языкового вуза. Объектом нашего исследования был педагогический процесс, направленный на совершенствование профессиональных навыков преподавателя языкового вуза в современных условиях. Предметом исследования были педагогические условия формирования педагогической компетентности преподавателя языкового вуза.

В основу нашего проведенного исследования была положена гипотеза о том, что формирование педагогической компетентности преподавателя языкового вуза будет осуществляться наиболее эффективно, если:

- будут выявлены сущность и особенности формирования педагогической компетентности;

- будет разработана и внедрена в образовательный процесс модель формирования педагогической компетентности преподавателя языкового вуза;

- будет определен комплекс педагогических условий, способствующих формированию педагогической компетентности преподавателя языкового вуза.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

- Изучить и проанализировать состояние подготовки преподавателей языковых вузов и проблемы формирования их педагогической компетентности.

- Выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию педагогической компетентности преподавателей языковых вузов в современных условиях.

- Апробировать опытно-экспериментальным путем модель формирования педагогической компетентности.

- Выявить критерии и уровни формирования педагогической компетентности преподавателей языковых вузов.

- Разработать и экспериментально апробировать программу спецкурса «Формирование модели педагогической компетентности преподавателя языкового вуза».

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования таких как:

- теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

- изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного педагогического опыта и учебной программной документации в вузе;

- педагогическое моделирование и конструирование учебно-воспитательной деятельности преподавателей языковых вузов;

- анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование;

- организация опытно-экспериментальной работы по формированию модели педагогической компетентности преподавателей языковых вузов.

Для разработки модели педагогической компетентности преподавателей языковых вузов нами были проведены следующие методы исследования:

■ теоретические методы исследования:

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

- анализ и изучение педагогической, философской, социологической, и психологической литературы по теме исследования;

- изучение терминологического аппарата;

- анализ подходов ученых к изучаемой проблеме;

- контент-анализ, сравнение, обобщение.

■ эмпирические методы исследования:

- обобщение и изучение опыта работы преподавателей языкового вуза по формированию их профессиональной компетентности в системе высшего профессионального образования;

- беседы со студентами, преподавателями;

- наблюдение, анкетирование;

- метод обобщения независимых характеристик;

- изучение продуктов творческой деятельности студентов;

- методы математической и статистической обработки данных;

- педагогический эксперимент.

Исследования проводились на базе Ташкентского государственного института востоковедения с 2013 по 2019 гг. в три этапа:

I этап 2016-2017 годы. На этом этапе была проанализирована социологическая, педагогическая и психологическая литература по изучаемой проблеме, определена база исследования, составлена программа эксперимента, проведен пробный эксперимент, разработана авторская концепция по реализации педагогических условий формирования профессиональной компетентности преподавателя языкового вуза.

II этап 2017-2018 годы. На втором этапе проведен формирующий эксперимент на основе разработанной модели реализации педагогических условий эффективного становления профессиональной компетентности преподавателя в образовательном процессе вуза, определена и апробирована программа спецкурса «Формирование модели педагогической компетентности преподавателя языкового вуза».

III этап 2018-2019 годы. На третьем этапе был проведен контрольный эксперимент, определены критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности преподавателя на основе результатов апробирования спецкурса «Формирование модели педагогической компетентности преподавателя языкового вуза», сформулированы основные теоретические выводы, завершено оформление научной работы.

В эксперименте приняли участие 179 студентов и 35 преподавателей Ташкентского государственного института востоковедения.

Научная новизна нашего исследования состоит в том, что:

- были определены сущность и содержание профессиональной компетентности преподавателя в образовательном процессе;

- осуществлена структуризация профессиональной компетентности преподавателя языкового вуза по её видам;

- выделены и обоснованы педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности преподавателя в образовательном процессе вуза: ориентация на личность обучаемого, способной к самореализации и саморазвитию; создание творческой среды;

- определены ключевые аспекты формирования профессиональной компетентности преподавателя языкового вуза, на основе которых сконструирован и апробирован спецкурс «Формирование модели педагогической компетентности преподавателя языкового вуза»;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

- разработана технология поэтапного формирования профессиональной компетентности преподавателя языкового вуза;

- представлена динамика процесса формирования профессиональной компетентности преподавателя языкового вуза, на основе апробации разработанного спецкурса.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что в работе:

- была раскрыта сущность понятия «педагогическая компетентность» и расширены научные представления о содержании педагогической компетентности преподавателя языкового вуза;

- были углублены общетеоретические положения, определяющие особенности и специфику формирования модели педагогической компетентности преподавателя языкового вуза;

- были определены критерии и уровневые показатели сформированности педагогической компетентности преподавателя языкового вуза.

Практическая значимость нашего исследования определяется возможностью использования его результатов для научного обеспечения процесса формирования модели педагогической компетентности преподавателей языковых вузов. Разработанный специальный курс «Формирование модели педагогической компетентности преподавателя языкового вуза» может быть использован во всех высших учебных заведениях.

В наше время проблема формирования педагогической компетентности преподавателя вуза является актуальной, потому что педагогическая компетентность выражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению его профессиональной деятельности и характеризует его опыт [5]. Из этого следует, что формирование педагогической компетентности — это образование и самообразование специалиста.

Основываясь на выше приведенные результаты нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:

- Педагогическая компетентность преподавателя вуза представляет собой инновационную профессионально-личностную сторону педагога, которая должна отвечать международным стандартам образовательной системы высшей школы.

- Уровень педагогической компетенции преподавателя языкового вуза может быть раскрыта через его педагогические инструменты.

Говоря о педагогической компетентности преподавателя языкового вуза, необходимо сказать, что только посредством объединения своего теоретического и практического опыта он сможет получить необходимые результаты от своей профессиональной деятельности [2].

Педагогические навыки, которыми должен обладать преподаватель современного языкового вуза могут быть объединены в четыре группы:

1. Умение изучить личность обучаемого и группы для выявления уровня их готовности к активному овладению новыми навыками.

2. Умение качественно отбирать содержание образовательного процесса, оптимально выбирать эффективные формы, методы и средства его организации.

3. Умение определять взаимосвязь между компонентами и факторами воспитания, практиковать их.

4. Умение оценивать и учитывать результаты педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности преподавателя.

Таким образом, только у того педагога формируется необходимая педагогическая компетенция, который:

- на должном профессиональном уровне осуществляет свою педагогическую деятельность;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

- на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическое общение;

- достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании студентов.

Стоит отметить, что самообразование современного преподавателя должно

осуществляться с помощью следующих видов деятельности:

- регулярное повышение квалификации;

- выявление и изучение современных психологических и педагогических методик;

- активное участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение занятий коллег;

- просмотр телепередач, чтение прессы;

- знакомство с педагогической и методической литературой;

- использование интернет - ресурсов;

- демонстрация собственного педагогического опыта [3].

Так же современный преподаватель вуза должен отлично владеть современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими инструментами, информационно-коммуникационными технологиями и все эти навыки постоянно совершенствовать [4]. Необходимо преподавателям участвовать в различных конкурсах, исследовательских работах, распространять собственный педагогический опыт. Активно применять инновационные формы обучения, базирующиеся на применении широкого спектра технических средств новых информационных технологий, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между студентами и преподавателями.

Использованные методы исследования показали, что внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс способствует повышению качества и углубления содержания обучения, за счет распространения новых педагогических методик, основанных на современных информационных технологиях, которые делают образовательный процесс более интересным и эффективным.

Из всего вышесказанного следует, что формирование педагогической компетентности преподавателя — это последовательный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, способствующий развитию индивидуальных профессиональных навыков, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Таким образом, формирование педагогической компетентности является процессом цикличным, так как в процессе педагогической деятельности необходимо постоянно повышать профессионализм. Процесс формирования педагогической компетентности сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Андриенко Е. В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной зрелости учителя // Педагогическое образование и наука. 2009. № 4. С. 6268.

2. Джаганян А. Г. Непрерывная профессиональная подготовка специалистов как проблема обновления педагогического образования // Вектор науки Тольятгинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №3 (10). С. 73-75.

3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 5. С. 34-42.

524

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

4. Шутова Е. В. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Молодой ученый. 2016. №23. С. 545-548.

5. Andersone R., Rutka L. Development of Competences for Professional Activities: the Latvian Case // Teachers Training in the European Space of Higher Education. Poland: Wydawnictwo Adam Marszalek. 2012. №. 1. P. 3.

References:

1. Andrienko, E. V. (2009). Psikhologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noi zrelosti uchitelya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, (4). 62-68.

2. Dzhaganyan, A. G. (2012). Nepreryvnaya professional'naya podgotovka spetsialistov kak problema obnovleniya pedagogicheskogo obrazovaniya. Vektor nauki Tol'yatginskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya, 3 (10). 73-75.

3. Zimnyaya, I. A. (2017). Klyuchevye kompetentsii — novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya, (5). 34-42.

4. Shutova, E. V. (2016). Formirovanie professional'noi kompetentnosti pedagogov. Molodoi uchenyi, (23). 545-548.

5. Andersone, R., & Rutka, L. (2012). Development of Competences for Professional Activities: the Latvian Case. Teachers Training in the European Space of Higher Education. Poland: Wydawnictwo Adam Marszalek, (1), 3.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 20.04.2019 г. 26.04.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Шаюсупова А. А., Хайдарова Р. А. Формирование педагогической компетентности преподавателя языкового вуза в системе непрерывного образования // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №6. С. 520-525. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/74

Cite as (APA):

Shayusupova, A., & Khaidarova, R. (2019). Formation of Pedagogical Competence of the Teacher of the Language Higher Education Institution in the System of Continuous Education. Bulletin of Science and Practice, 5(6), 520-525. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/74 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.