Научная статья на тему 'Из опыта решения проблем и задач национального воспитания молодежи в вузе'

Из опыта решения проблем и задач национального воспитания молодежи в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МОЛОДЕЖЬ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФАКТОРЫ РИСКА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ / ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ / UPBRINGING WORK / YOUTH / COMPUTERIZATION OF EDUCATION / SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / RISK FACTORS IN YOUTH / OBJECTIVES OF UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махкамова Муборак Юсуповна

В статье анализируются важнейшие проблемы воспитания молодежи в современном обществе, некоторые их причины и последствия социальные, психологические, нравственные, а также факторы риска в молодежной среде. Предлагаются направления участия в воспитательной работе с молодежью общественности вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the Experience of Solving the Problems and Tasks of National Youth Education in the Universities

The article analyzes the key problems of youth upbringing in modern Russia, some of their causes and consequences social, psychological, moral, risk factors in youth. The directions of participation in the upbringing work with the youth of universities community are suggested.

Текст научной работы на тему «Из опыта решения проблем и задач национального воспитания молодежи в вузе»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41

УДК 378 https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/73

ИЗ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ И ЗАДАЧ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ

©Махкамова М. Ю., ORCID: 0000-0001-9415-3224, канд. пед. наук, Ташкентский архитектурно-строительный институт, г Ташкент, Узбекистан, sultanova_dilfuz@mail.ru

FROM THE EXPERIENCE OF SOLVING THE PROBLEMS AND TASKS OF NATIONAL

YOUTH EDUCATION IN THE UNIVERSITIES

©Makhkamova M., ORCID: 0000-0001-9415-3224, Ph.D., Tashkent Institute of Architecture and Civil Engineering, Tashkent, Uzbekistan, sultanova_dilfuz@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются важнейшие проблемы воспитания молодежи в современном обществе, некоторые их причины и последствия — социальные, психологические, нравственные, а также факторы риска в молодежной среде. Предлагаются направления участия в воспитательной работе с молодежью общественности вузов.

Abstract. The article analyzes the key problems of youth upbringing in modern Russia, some of their causes and consequences — social, psychological, moral, risk factors in youth. The directions of participation in the upbringing work with the youth of universities community are suggested.

Ключевые слова: воспитательная работа, молодежь, компьютеризация образования, социальная и коммуникативная компетентность, факторы риска в молодежной среде, задачи воспитания.

Keywords: upbringing work, youth, computerization of education, social and communicative competence, risk factors in youth, objectives of upbringing.

В данной статье нам бы хотелось поделиться нашим опытом решения проблем и задач национального воспитания молодежи в вузе. Как известно, проблемы молодежи — не сиюминутные, а общие проблемы завтрашнего общества. Насущные задачи современности, быстро меняющийся мир, противостояние культур, расслоение современного общества на богатых и бедных граждан способствуют возникновению вопросов о пересмотре всей жизнедеятельности современного человека и его ключевых позиций при взаимодействии в обществе. Из этого соответственно следует, что важно менять мировоззрение каждого члена общества. Это особенно касается нашей молодежи.

То молодое поколение, которое будет являться наследником своих предков, должно быть готово к решению проблем, которые встанут в ближайшем будущем перед ним. Оно должно будет находить ответы на возникающие вопросы ради сохранения жизни и развития человечества на Земле. А как известно из литературы, роль молодежи, как правило, возрастает в эпоху социальных перемен [1].

Внедрение в жизнь коренных интересов каждого народа связано с молодым поколением. Ведь в будущем это современное поколение юношей и девушек поведет свою страну по пути прогресса и благосостояния, приумножит материальную и моральную силу

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41

народа. Цель — создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши обучаемые росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, в полной мере отвечающими требованиям XXI века.

Как известно воспитание, будучи являющееся педагогическим понятием, является педагогическим процессом, который отвечает за всестороннее развитие личности человека. На начальном уровне становления личности самовоспитание может стать полезным действенным инструментом. Воспитание влияет на человека через образование и обучение на протяжении всей жизни [2].

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что все стороны личности должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой. Воспитание современного поколения должно быть ориентировано на формирование в их сознании стремления к определенной жизненной цели, к самосовершенствованию [3].

Так как воспитание — это, прежде всего, поведение человека, то воспитательный процесс, в свою очередь, это движение воспитания к своим поставленным целям. То, к чему человек стремится в будущем, и этому подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания составляют основную цель воспитания.

На современном этапе педагоги должны способствовать эмоциональному, умственному, трудовому, нравственному и физическому развитию молодого поколения, создавать условия для приобщения к общечеловеческим ценностям, дать направление на самореализацию, способствовать раскрытию творческих способностей, достижения успеха [4].

В выборе жизненного пути молодежи ключевую роль играет мировоззрение. Как известно, мировоззрение эта система взглядов человека на общество, природу и самого себя. Образуется мировоззрение в процессе практической деятельности и познания. Когда человек старается понять смысл жизни, осмыслить ее, тогда теоретические знания и практический опыт служат в качестве полезного материала при построении научного мировоззрения.

В свою очередь, национальное воспитание — это система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев, созданная на протяжении веков самим народом и призванная формировать мировоззренческое сознание и ценностные приоритеты молодежи, передавать ей социальный опыт, достижения предыдущих поколений. Правильно организованное и научно обоснованное национальное воспитание отражает исторический путь народа, перспективы его развития [5].

Бесценным наследием являются национальные ценности, накопленные в течение веков и передаваемые от поколения к поколению. Сюда входят и обычаи, обряды, праздники. Они являются действенным инструментом в обеспечении основных аспектов национальной идеологии в сознание членов общества.

В то же время необходимо обратить должное внимание на те стороны образования и воспитания, которые соприкасаются с серьезными проблемами и вызывают неоднозначное отношение со стороны общества, и подумать о возможных путях их решения.

Одной из первых проблем является компьютеризация образования, как следствие компьютеризации всей современной жизни. Однозначно, компьютер — это необходимое средство обучения. Он обеспечивает доступ к большому объему необходимых знаний, способствует приобретению профессиональных навыков, экономит силы и время обучающегося, позволяя избежать рутинных действий. Но, несмотря на все положительные стороны компьютера, все же не надо забывать, что компьютер это лишь средство обучения.

Педагоги должны привить своим обучаемым любовь к чтению, добывать знания, приучать мыслить самостоятельно и критически, однако реальный уровень

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41

интеллектуального развития молодежи не отвечает нашим ожиданиям. Решение этой актуальной проблемы возможно — надо лишь найти правильные пути использования интернет ресурсов в образовательном процессе, воспитывать у молодого поколения культуру отношения к ним.

Ко второй проблеме относится несформированность социальной и коммуникативной компетентности молодежи. Современной молодежи скучно общаться друг с другом в реальной жизни. Им нравится использовать компьютеры и интернет для виртуального общения и ждать готовых развлечений. Решение этой проблемы видится в том, чтобы как можно больше общаться с молодежью, включать ее в реальные процессы общения.

Следующей проблемой является безнравственность поведения определенной части молодежи. Формированию такого рода поведения способствует увлечение компьютерными играми. Играя в них, человек не только получает информацию, но и учится убивать других и умирать самому становится естественным. Видя виртуальную смерть, молодежь не испытывает ни боли, ни сострадания, исчезает инстинкт самосохранения. Психологи считают, что это и является причиной агрессивного отношения к окружающим, проявления жестокости к сверстникам и старшим людям. Негативный внутренний духовный мир, характерен для той части молодых людей, которые с детства не научились ценить красоту, их не научили любить себя и окружающих [7].

Еще одной проблемой является подмена исторических фактов и знаний, допускаемых в печатных и электронных средствах массовой информации, отдельных литературных произведениях, кинокартинах и телепередачах, которые способствуют ослаблению патриотической составляющей воспитания молодежи. Полное безразличие к прошлому страны, незаинтересованность в ее будущем, и в результате формируется неумение анализировать события, а значит, и понимать их роль и значение для судеб отдельных людей и всего общества [6].

Неотъемлемой составляющей нравственного воспитания молодежи является пропаганда здорового образа жизни, занятий физкультурой, спортом, туризмом. Заботой всего общества должно стать содействие трудоустройству выпускников учебных заведений, создание условий для духовного, интеллектуального развития, самореализации и содержательного досуга молодежи.

Таким образом, воспитание гармонично развитой, самостоятельно мыслящей свободной личности — это основная цель современного демократического общества. Какими бы моральными правилами государство и общество не влияло на личность, истина заложена лишь в внутри ее самой. Только от самой личности зависит выбор ее пути, ее гармония с окружающим миром, ее созидательная роль и полезность обществу.

Воспитание национального самосознания способствует осознание молодежью своей причастности к развитию национальной государственности, обеспечивает формирование собственного национального достоинства, внутренней свободы, гордости за свою землю [5].

Имея большой опыт работы в вузе, можно утверждать, что воспитание современной молодежи должно быть особенным. Человек с детства должен воспитываться в уважительном отношении, как к своей национальности, так и другим национальностям. Культура национального общения — важнейшее направление воспитательной работы в высшей школе.

Изучение уникального прошлого своего народа посредством важнейших исторических фактов, событий, вклада великих предков в сокровищницу мировой цивилизации, борьбы за свою свободу и независимость; анализ социально-политических, экономических и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41

культурных сторон исторического развития страны с древнейших времен до наших дней является ключевым аспектом национального воспитания молодежи.

В заключение хотелось бы отметить, что основной задачей современных педагогов на сегодняшний день является то, что необходимо делать все возможное, чтобы молодежь была всесторонне развитой, способной адаптироваться к жизни в современном быстро меняющемся обществе, способной ставить и решать новые задачи и достойно продолжать дела своих отцов.

Список литературы:

1. Луков В. А. Воспитание и глобализация. Проблемы социологии воспитания. М.,

2015.

2. Растовой Л. М. Педагогические кадры - основа инновационного развития образования. Барнаул, 2016.

3. Буриев И. И. Национальная идея и проблема патриотического воспитания молодежи // Молодой ученый. 2016. №9. С. 986-988.

4. Матвеева С. В., Филинова Н. В., Матвеев П. А. Патриотическое воспитание как фактор формирования ценностных установок в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51-5. С. 270-276.

5. Чиж В. Я. Проблемы патриотического воспитания как нравственной основы формирования личности студентов вузов-угроза национальной безопасности государства // Вестник Казанского технологического университета. 2011. №9. C. 332-336.

6. Яровова Т. В. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в современных условиях // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №2. C. 107-113.

7. Белевитин В. А. и др. Национальная безопасность и молодежная политика. Современные вызовы. 2019. Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/5207.

References:

1. Lukov, V. A. (2015). Vospitanie i globalizatsiya. Problemy sotsiologii vospitaniya. Moscow.

2. Rastovoi, L. M. (2016). Pedagogicheskie kadry - osnova innovatsionnogo razvitiya obrazovaniya. Barnaul.

3. Buriev, I. I. (2016). Natsional'naya ideya i problema patrioticheskogo vospitaniya molodezhi. Molodoi uchenyi, (9), 986-988.

4. Matveeva, S. V., Filinova, N. V., & Matveev, P. A. (2016). Patrioticheskoe vospitanie kak faktor formirovaniya tsennostnykh ustanovok v vysshei shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, (51-5), 270-276.

5. Chizh, V. Ya. (2011). Problemy patrioticheskogo vospitaniya kak nravstvennoi osnovy formirovaniya lichnosti studentov vuzov-ugroza natsional'noi bezopasnosti gosudarstva. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, (9), 332-336.

6. Yarovova, T. V. (2015). Patrioticheskoe vospitanie studencheskoi molodezhi v sovremennykh usloviyakh. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, (2), 107-113.

7. Belevitin, V. A., & al. (2019). Natsional'naya bezopasnost' i molodezhnaya politika. Sovremennye vyzovy. Available at: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/5207.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 5. №4. 2019 DOI: 10.33619/2414-2948/41

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 03.03.2019 г. 09.03.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Махкамова М. Ю. Из опыта решения проблем и задач национального воспитания молодежи в вузе // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №4. С. 489-493. https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/73.

Cite as (APA):

Makhkamova, M. (2019). From the Experience of Solving the Problems and Tasks of National Youth Education in the Universities. Bulletin of Science and Practice, 5(4), 489-493. https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/73. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.