Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
УДК 378 https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/72
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
©Антонова Ю. П., Московский государственный психолого-педагогический университет,
г. Москва, Россия, Yulya_antonova93@mail.ru
PRACTICAL ASPECTS OF PATRIOTIC EDUCATION IN GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS
©Antonova Yu., Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia, Yulya_antonova93@mail.ru
Аннотация. Проблема патриотизма в наше время — это одна из популярных и серьезных проблем общества. В статье раскрывается актуальность патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы. Автор проанализировал различные подходы к определению понятия «патриотизм» и обосновал актуальность исследования проблемы формирования патриотизма в современном обществе. Также в статье предлагаются формы и методы патриотического воспитания в школе.
Abstract. The problem of patriotism in our time is one of the most popular and serious problems of society. The article substantiates the relevance of Patriotic education in a secondary school. The author analyzed various approaches to the definition of 'patriotism' and justified the relevance of the study of the problem of formation of patriotism in modern society. The article also offers the forms and methods of Patriotic education at school.
Ключевые слова: патриотизм, сущность, формирование, патриотические чувства.
Keywords: patriotism, essence, formation, Patriotic feelings.
Современный образовательный процесс должен соответствовать потребностям общества. Школа создаст условия для формирования специалистов нового поколения, тем самым выполняет свое общекультурное предназначение. Поэтому важнейшими факторами социально-экономического развития, научно-технического прогресса и культурного совершенствования является гуманитаризация, гуманизация и качество получаемых знаний, обучающихся [1].
В настоящее время учащиеся, как и все общество, имеют открытый доступ к огромному потоку информации, которая в большинстве случаев предоставляется без цензуры и различных критериев фильтрации. Данный фактор оказывают большое влияние на формирование мировоззрения школьников, в том числе, не патриотичные, недостоверные, а в некоторых случаях заведомо ложные данные. Все информационные потоки, которые окружают школьника (телевидение, радио, интернет, социальные сети) можно охарактеризовать как информационные шумы. Юный возраст, недостаточное общение с родителями приводит к неправильному формированию взглядов и пониманию действительности, а также к утрате истинных ценностей. Одной из задач современного педагога является выделение из огромного количества информации только достоверных данных.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
Проблеме патриотизма большое внимание уделялось во все эпохи истории: в Древнем мире — это Сократ, Конфуций, в средневековой Европе — Ф. Аквинский, в России — А. Н. Радищев, в советские годы — А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский.
На сегодняшний день актуальность обозначенной проблемы в России подтверждается высказываниями Президента Российской Федерации, который объясняет, что потерю единой советской идеологии, отсутствие систематического подхода к патриотическому воспитанию происходит из-за спада гражданской ответственности в стране.
Необходимость и значимость патриотического воспитания подрастающего поколения широко рассматривается на государственном уровне. Так, В. В. Путин, анализируя процесс создания национальной идеи, подчеркнул, что «у нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [1]. Доказательством этого служит присоединение Крыма к Российской Федерации в апреле 2014 г. Тогда президент РФ отметил, что патриотизм — неотъемлемая суть нашего народа. На встрече с победителями Всероссийского конкурса «Учитель года России» в октябре 2015 г. патриотизм В. В. Путиным был обозначен в качестве «нравственного ориентира» для подростков.
Несомненно, особую роль в воспитании патриотизма играет современная школа.
В свое время Н. Н. Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать» [2]. Одна из основ развития патриотизма — глубокие и обширные знания о своей стране, ее богатом прошлом и настоящем, которые дети получают на уроках истории и географии. Поэтому так значимы данные науки в патриотическом воспитании. Мы уверены, что, полюбив и познав свою Родину, современное молодое поколение сможет обогатить ее в будущем, сделать привлекательнее. Учителя призваны показать могущество России, раскрыть уникальность ее культуру, богатство природы и воспитать к ним уважение.
Усиленное внимание к нравственно-патриотической проблеме приводит нас к разработке С. А. Козловой, в которой автор рассказывает об этапах патриотического воспитания дошкольников.
В аспекте рассматриваемого вопроса привлекают внимание труды Н. К. Крупской. Она рассматривала воспитание как органическую часть общественной жизни, как условие формирования нового типа людей, понимающих интересы общества в целом. В советское время под руководством Надежды Константиновны была разработана концепция воспитания, основанная на развитии гуманных чувств и отношений, коллективизма, трудолюбия, любви к Родине.
Содержание современного патриотического воспитания актуализировано реализацией ФГОС ООО, в контексте которого особую значимость приобретает идея формирования российской (гражданской) идентичности обучающихся.
Школа является не только общеобразовательным учреждением, но и центром воспитательной работы. Особенно те школы, что расположены далеко от больших городов. Их специфика заключается в единении жителей все возрастных и социальных групп, где сама атмосфера пропитана историческим прошлым, которым можно и нужно гордиться. Великое прошлое, частью которого является и наше село, должно стать ориентиром для молодежи. Гордость, осознание значимости в историческом времени малой Родины и делает наших учащихся патриотами. Патриот своего края не может не стать патриотом страны [4].
Важное педагогическое условие патриотического воспитания подростков — наличие программно-методического обеспечения. Должна быть разработана (желательно, педагогом) программа по патриотическому воспитанию учащихся младших и старших классов, которая будет способствовать формированию патриотического сознания, чувства гордости и готовности к выполнению своего гражданского долга, укреплению дружеских отношений
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
между народами России.
Для того, чтобы формирование патриотического сознания способствовало объединению общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, укреплению единства и дружбы народов России, необходимо руководствоваться следующими целями и задачами:
-воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
-подготовка учащихся понять то, что именно им предстоит быть защитниками Родины;
-знакомство молодого поколения с обычаями и традициями нашей страны и других наций;
-утверждение в обществе патриотических ценностей, взглядов и идеалов, сопричастности к системе культурных ценностей, истории, формирование потребности в их изучении и приумножении;
-формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед Отечеством, побуждение учащихся к желанию познать и приобщиться к таким нравственным понятиям как «Родина», «Патриотизм», «Героизм», «Интернационализм», «Толерантность»;
-привить любовь к предмету с помощью системы эффективных уроков;
- необходимо объединить усилия органов исполнительной власти, семьи как главной ячейки общества, школы. Нужна единая политика в области патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать эту работу [8].
Воспитание патриотизма остается важным проблемой, так как верные решения еще только предстоит найти, так как известно, что данная задача чрезвычайно сложна. Достижение выполнения данной задачи должно быть рассчитано на длительный срок с помощью воспитательной работы в образовательных учреждениях, которые должны проводиться целенаправленно и систематически. В таком случае задача становится вполне осуществимой.
Воспитание, пронизывая урочную и внеурочную работы, рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов таких, как образования, методы обучения, способы и формы организации обучающей деятельности, творческие коллективные работы образовательных организаций.
В настоящее время в системе образования практикуется прагматический подход: главная цель учитель - добиться от учеников качественных знаний и хороших результатов на экзаменах. На мой взгляд, выпускники нынешнего поколения должны не только безошибочно выполнять тестовые задания, но и должны быть нравственно зрелыми: уважать и любить Родину и ее историю, уметь трудиться, мобилизовать волю, так как из школы мы должны выпустить настоящего Человека, истинного Патриота [7].
Через уроки красной нитью должна проходить мысль, что мы — граждане своей страны. Оптимальной организации учебной деятельности поможет применение разнообразных способов обучения. Урок — это не просто вид деятельности, который повторяется изо дна в день, где учитель и дети делают вид общей вовлеченности в процесс, а общение и взаимодействие.
Воспитать патриота, как известно, задача сложная, но реальная. В образовательные учреждения ее необходимо проводить целенаправленно, планомерно, систематически. Для достижения данной задачи предлагаются определенные конкретные пути:
- создание школьных поисковых отрядов;
- открытие музеев боевой и трудовой славы;
- организация разного рода мероприятий: концерты, слеты, спартакиады, спортивные
игры;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
- создание ученических комитетов действия;
- организация выставок по темам: «Моя Родина — Россия», «Моя малая Родина» и др.;
- организация конкурсных игр на проверку знаний Конституции;
- проведение литературных вечеров о писателях, поэтах, композиторах.
Школьные музеи решают задачи воспитания патриотизма, гражданственности, высоких нравственных качеств. Музеи боевой славы призваны морально подготовить молодежь к защите Отечества, восприятию ее как священного долга [3].
Подробнее разберем вопрос воспитании патриотизма на примере курса физической географии 8 класса. «География России» — на наш взгляд, это курс патриотического воспитания — от первого урока, который называем «Что такое Россия»? до последнего в этом курсе — «Природные комплексы своей местности».
В разделе «История открытия и исследования России»» важно как можно ярче показать выдающуюся роль русских путешественников и землепроходцев в исследовании и открытии нашей Родины: В. Пояркова, И. Москвитина, К. Иванова, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, Н. И. Вавилова, С. Дежнева, Ф. Попова, В. Беринга, А. И. Чирикова, П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Харитона и Дмитрия Лаптевых, Е. Хабарова, которые ценой своих жизней, великого мужества, целеустремленности и жесточайшей борьбы с трудностями шли к своей великой цели. Важно прочитать имена великих русских землепроходцев на карте России и мира, отметить, что имена, встречающиеся на карте, далеко не исчерпывают того, что было открыто русскими исследователями. Причиной тому, великая скромность выдающихся людей. Но каждое имя связано с подвигом, преодолением величайших трудностей, подлинным открытием. И мы должны знать, помнить и гордиться этим [1].
Раскрывая тему «Географическое положение России», отмечаем ее громадные просторы, особенность государственных границ и их охраны. Знакомя обучающихся с темой «Разнообразие рельефа России», оживляем свой урок рассказом о том, что ни в одной стране мира нет такого удивительного сочетания равнинного и горного рельефа. Раздел «Природные зоны России» позволяет учителю нарисовать в воображении учеников уникальность и красоту различных уголков русской природы. Изучая природные ресурсы России, можно ярко показать могущество и богатство нашей страны. Хороший эмоциональный настрой вносит в уроки географии обращение учителя к поэтическим строкам поэтов. Воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребенка», создать радостное настроение. Поэзия воспитывает чувства прекрасного, возвышенного, любви, гордости и патриотизма [7].
Зарисовки образов природы, звучащие в стихах, обостряют впечатление и воображение детей, усиливают мотивацию к учебной деятельности. Поэтические произведения возможно применять на всех этапах урока.
Россия будет только тогда сильной страной, когда каждый человек, который родился и живет в ней, будет ее любить. Духовно-нравственному патриотическому воспитанию служат и такие темы уроков, как: «Уникальные объекты России», «Байкал — жемчужина Сибири». Характеризуя уникальность этих объектов России, и восторгаясь их красотой, мы поднимаем важнейшую проблему их охраны, высказывая свои мнения, предлагая пути решения. Ведь, чтобы поверить переведенному на все языки мира высказыванию Ф. М. Достоевского, что красота спасет мир, надо эту красоту хоть раз в жизни увидеть. Иначе красивыми могут показаться дымящиеся трубы и замусоренные берега рек [5].
Краеведение в школе сегодня является важным направлением, благодаря которому у
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
обучающихся приобретаются знания о родных краях, прививается любовь и формируется чувство патриотизма. Невозможно не воспользоваться такой возможностью воспитать чувство гордости за свое Отечество, каким бы оно ни было, на какой бы стадии экономического развития оно ни находилось, и какие бы перед ним проблемы не стояли.
Подготовить учащихся к миру взрослых, дать им знания об обществе, которыми они смогут пользоваться в жизни, занимая активную жизненную позицию, обладая развитым чувством ответственности за судьбу страны, призван курс обществознания. Формирование уважения к законам страны и государственным символам является важной составляющей частью воспитания гражданина России.
Таким образом, проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения, являясь комплексной и трудоемкой, приобретает особую педагогическую значимость, и ее решение в полном объеме затрагивает все уровни современного образования.
Список литературы:
1. Ахметшина Г. Х. Проблема патриотического воспитание старших школьников // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. Т. 14. №2 (5). С. 1125-1127.
2. Климов Д. С. Школьная научно-исследовательская работа по географии, экологии и биологии. Липецк: ЭкоСфера, 2015.
3. Плотникова Е. Е. Социализация подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности // Гуманизация образования. 2015. №5. С. 62-68.
4. Даниярова А. Е., Тлеугабылова К., Абдрахманова А. О патриотическом и нравственном воспитании молодежи на современном этапе // Современные проблемы науки и образования. 2013. №1. С. 250-250.
5. Марченко М. О. Проектный метод в патриотическом воспитании // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. 2010. №6. С. 19-22.
6. Грибкова О. В., Манахова В. В. Модель психологического сопровождения семьи в условиях образовательного процесса // Научный журнал Дискурс. 2018. №9 (23). С. 47-52.
7. Николаева А. А., Бокова А. С. Приоритетные направления молодежной политики в учреждениях профессионального образования в субъектах РФ // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. №3. С. 227-231.
8. Савченко И. А., Варавкина А. В. Актуальные проблемы управления развитием образовательной организации // Экономика и предпринимательство. 2017. №1. С. 1034-1036.
References:
1. Akhmetshina, G. Kh. (2012). Problema patrioticheskogo vospitanie starshikh shkol'nikov. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN, 14(2), P. 1125-1127.
2. Klimov, D. S. (2015). Shkol'naya nauchno-issledovatel'skaya rabota po geografii, ekologii i biologii. Lipetsk, EkoSfera.
3. Plotnikova, E. E. (2015). Sotsializatsiya podrostkov v protsesse turistsko-kraevedcheskoi deyatel'nosti. Gumanizatsiya obrazovaniya, (5), 62-68.
4. Daniyarova, A. E., Tleugabylova, K., & Abdrakhmanova, A. (2013). O patrioticheskom i nravstvennom vospitanii molodezhi na sovremennom etape. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (1), 250-250.
5. Marchenko, M. O. (2010). Proektnyi metod v patrioticheskom vospitanii. OBZh. Osnovy Bezopasnosti Zhizni, (6), 19-22.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
6. Gribkova, O. V., & Manakhova, V. V. (2018). Model' psikhologicheskogo soprovozhdeniya sem'i v usloviyakh obrazovatel'nogo protsessa. Nauchnyi zhurnalDiskurs, (9), 47-52.
7. Nikolaeva, A. A., & Bokova, A. S. (2017). Prioritetnye napravleniya molodezhnoi politiki v uchrezhdeniyakh professional'nogo obrazovaniya v sub"ektakh RF. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya), (3), 227-231.
8. Savchenko, I. A., & Varavkina, A. V. (2017). Aktual'nye problemy upravleniya razvitiem obrazovatel'noi organizatsii. Ekonomika ipredprinimatel'stvo, (1), 1034-1036.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 17.03.2019 г. 21.03.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Антонова Ю. П. Патриотическое воспитание в общеобразовательных учреждениях и его практические аспекты // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №4. С. 483-488. https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/72.
Cite as (APA):
Antonova, Yu. (2019). Practical Aspects of Patriotic Education in General Education Institutions. Bulletin of Science and Practice, 5(4), 483-488. https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/72. (in Russian).