УДК 37.013 ББК 74.4
Л. А. Мельникова Кандидат педагогических наук
П. Е. Суслонов Доцент, кандидат философских наук
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КуРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
Проблема воспитания патриотизма приобретает особую актуальность в современном российском обществе в связи с формированием групп населения с различным пониманием патриотизма. Патриотизм означает не только любовь и преданность Родине, но и долг перед ней. Готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины наиболее востребована в профессии сотрудника полиции. В связи с этим система патриотического воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России должна быть тесно связана с их будущей профессией.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, консолидирующая идея, профессиональный патриотизм, курсанты, сотрудник полиции.
L. A. Mel'nikova PhD in pedagogy P. E. Suslonov Associate professor, PhD in philosophy
PROFESSIONAL PATRIOTISM AS THE BASIS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
The problem of education of patriotism is particularly relevant in today's Russian society in connection with the formation of groups with different conceptions of patriotism. Patriotism means not only love and devotion to the homeland, but also the debt to her. Readiness to fulfill their civic duty and constitutional duty to protect the interests of the country most needed in the profession of a police officer. In this regard, the system of patriotic education of students in educational institutions of the MIA of Russia should be closely related to their future profession.
Key words: patriotic education, consolidating the idea, professional patriotism, cadets, a police officer.
В современном российском обществе проблема воспитания патриотизма приобретает особую актуальность, так как миграционные процессы последних десятилетий привели к формированию групп населения с различными культурными традициями и ценностями, в частности с различным пониманием патриотизма. В силу кризиса современного российского общества патриотизм частично утратил свое нравственное значение.
Как сложное и многогранное явление понятие «патриотизм» имеет множество определений. Это связано с тем, что представления о патриотизме в обществе формируются под влиянием историко-культурного развития общества и конкретной политической ситуации, сложившейся в обществе на определенном этапе исторического развития.
Трудность в определении данного понятия заключается еще и в том, что патри-
отизм, как социальное явление всегда эмоционально окрашен, так как апеллирует к наиболее значимым чувствам личности: любовь к Родине, народу, семье, вере, гордость за прошлое своей страны и т.д.
В данном контексте патриотизм выступает как особая ценностная психологическая установка индивида и особое состояние сознания, связанные с любовью к Родине.
Патриотизм есть моральный принцип, содержанием которого является любовь к своей родине, стране, народу и культуре. Патриотизм проявляется в разнообразных поступках и действиях людей: в освоении исторического и культурного наследия своей страны и своего народа, в соблюдении национальных традиций и обрядов, привязанности к «малой родине» - месту своего рождения или жительства, в защите своей страны от нападения врагов, заботе об интересах страны и народа, в приверженности ценностям своей культуры и т. д. Патриотические чувства и действия высоко ценятся в любом цивилизованном обществе.
Различные науки предлагают свой вариант определения понятия патриотизма. Вместе с тем, содержание данного понятия, как правило, немногим отличается друг от друга. В социально-гуманитарных науках патриотизм определяется как любовь к своей Родине, преданность своему Отечеству, народу, традициям и обычаям, стремление служить его интересам [3].
Мы полагаем, что для воспитания патриотизма в условиях современного российского общества необходимо сформулировать консолидирующую идею, на основе которой может быть воспитана соответствующая этой идее личность. Такими идеями, например, могут быть идея гражданского общества [1, с. 120], выражающая общемировые тенденции развития общества или философская идея евразийства, отражающая специфику развития российской цивилизации.
Консолидирующая идея является основой общего базового уровня воспитания патриотизма.
Однако патриотизм означает не только любовь и преданность Родине, но и долг перед ней. В данном контексте патриотическое воспитание выступает как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4].
Готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по
защите интересов Родины наиболее востребована в профессии сотрудника полиции. Это связано с тем, что профессиональная деятельность сотрудников полиции направлена на выполнение задач по защите конституционных прав граждан, охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Исходя из этого, воспитание патриотизма у сотрудников полиции приобретает особое значение и актуальность. Мы полагаем, что система патриотического воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России должна быть тесно связана с их будущее профессиональной деятельностью. Для обозначения такого рода патриотизма мы вводим понятие «профессиональный патриотизм», содержащий консолидирующую идею, характерную для профессиональной деятельности сотрудника полиции.
Следует отметить, что понятие «профессиональный патриотизм» мы вводим не только в контексте деятельности сотрудника полиции, но и деятельности представителей иных профессий. Как верно заметил исследователь М.Б. Кусмарцев: «Патриотизм соединяет в себе сакрально (священное), и будничную работу, духовно-эмоциональное восприятие (видение) целого и конкретную фактическую реальность» [2, с. 117].
Воспитание профессионального патриотизма в образовательных учреждениях МВД России осуществляется через образовательный процесс и имеет следующие направления:
1. Историческое (Изучение отечественной истории, истории ОВД).
2. Филологическое (Изучение русского языка, русской литературы).
3. Морально-психологическое направление (профессиональная этика).
Вместе с тем патриотизм является необходимым принципом и морально-психологическим качеством сотрудников правоохранительных органов, и многие воспитательные мероприятия в подразделениях и службах правоохранительных органов направлены на его формирование и усиление. В ст. 4 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации патриотизм относится к основополагающим нравственным ценностям службы в органах внутренних дел. Кроме того, Кодекс профессиональной этики в качестве нравственной ценности вводит еще и понятие лояльности как верности государству и ведомству, что является конкретизацией и «профессионализацией» понятия патриотизма применительно к службе в органах внутренних дел.
Таким образом, патриотизм в системе воспитания и образования курсантов имеет четко выраженную профессиональную направленность, которая должна быть реализована на практике.
Perspestive of Science and Education, 2013, №5
ЛИТЕРАТУРА
1. Гармаев Б.Б. Природа патриотизма и формы его проявления / Б.Б. Гармаев // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 6. - С. 120-124.
2. Кусмарцев М. Б. Феномен российского патриотизма и современное образование / М. Б. Кусмарцев // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - № 4. - С.116-121.
3. Муращенкова Н. В. Структура социальных представлений молодежи об экстремизме и патриотизме / Н.В. Муращенкова // Современные исследования социальных проблем, 2012. - № 12.
4. Проект ФЗ «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fpvestnik.ru/zakonodatelstvo/proekt-fz-o-patrioticheskom-vospitanii/ (дата обращения: 30.08.2013).
REFERENCES
1. Garmaev B.B. The nature of patriotism and its manifestations. Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta -Bulletin of the Buryat State University, 2013, no.6. pp.120-124 (in Russian).
2. Kusmartsev M.B. Phenomenon of Russian patriotism and modern education. Izvestiia Ural'skogo federal'nogo universiteta - Proceedings of the Ural Federal University, 2012, no.4. pp.116-121 (in Russian).
3. Murashchenkova N.V. Structure of social representations of youth extremism and patriotism. Sovremennye issledovaniia sotsial'nykh problem - Modern Study of Social Problems, 2012, no.12.
4. The draft Federal Law "On the patriotic education of citizens of the Russian Federation". Available at: http://fpvestnik. ru/zakonodatelstvo/proekt-fz-o-patrioticheskom-vospitanii/ (accessed 30 August 2013).
Информация об авторах Мельникова Лариса Александровна (Россия, Екатеринбург) - Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела. Уральский юридический институт МВД России. E-mail: [email protected]
Суслонов Павел Евгеньевич (Россия, Екатеринбург) - Доцент, кандидат философских наук. Начальник кафедры гуманитарных и социальных дисциплин. Уральский юридический институт МВД России. E-mail: [email protected]
Information about the authors Mel'nikova Larisa Aleksandrovna (Russia, Ekaterinburg) - PhD in pedagogy, senior researcher of the scientific research department. Ural law Institute of MIA of Russia. E-mail: [email protected] Suslonov Pavel Evgen'evich (Russia, Ekaterinburg) - Associate professor, PhD in philosophy. Head of the department of humanitarian and social disciplines. Ural law Institute of MIA of Russia. E-mail: [email protected]