Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
УДК 159.072 https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/54
ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
©Цыбов Н. Н., ORCID 0000-0003-3196-0496, канд. техн. наук, Киргизский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
MENTORING PROBLEMS IN THE EDUCATIONAL PROCESS
©Tsybov N., ORCID 0000-0003-3196-0496, Ph.D., N. Isanov the Kyrgyz State University of Construction, Transport and Architecture, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В связи с прогрессирующем осложнением международной обстановки, обусловленной усилением гонки вооружений, а также в связи с участившимися случаями подмены и искажением общепризнанных человеческих ценностей в ряде западных стран, процессы воспитания молодежи и общества становятся сегодня стратегической государственной задачей. Воспитание является обязательной составной частью любой образовательной системы. И в зависимости от основных концепций каждого государственного строя формируются определенный набор методов воспитания, ориентированный в первую очередь на социализацию личности. Процесс социализации личности в ряде стран подвержен влиянию мировоззрения правящей элиты и не всегда и не в каждой стране преследует гуманистические цели. (Примером негативной социализации являлась нацистская Германия в первой половине 20-того столетия). Целью статьи является анализ основных подходов и этапов воспитательного процесса. Результаты. В статье рассмотрены подходы к проблемам воспитания гуманистической школы и авторитарные технократические подходы, характеризующиеся строго направленным воспитательным процессом, построенным на рациональной научной основе. Дан анализ позиций деятельности исполнительных и руководящих образовательных учреждений. В статье рассмотрена возможность позитивного влияния воспитания на активизацию когнитивных и творческих способностей человека. Основной акцент в статье уделен методам анализа и коррекции мотивов человека, обусловленных влиянием суперэго, которые, по мнению автора, являются коренными причинами, осложняющими реализацию воспитательного процесса. При этом выделены задачи воспитательной работы в дошкольных и школьных учреждениях, а также задачи воспитательной работы с педагогами и преподавателями.
Abstract. Due to progressing aggravation of the international situation caused by the intensification of the arms race, and also due to the increasing incidence of substitution and distortion of generally accepted human values in a number of Western countries, the processes of mentoring of youth and society are becoming a strategic task of the government. Mentoring is an essential part of any educational system. And depending on the basic concepts of each government system, a certain set of mentoring methods focused primarily on the individual's socialization is formed. In a number of countries, the process of individual's socialization is affected by the worldview of the ruling elite and rarely pursues humanistic goals in every country. (An example of negative socialization was Nazi Germany in the first half of the 20th century). The objective of the article is to analyze the main approaches and stages of the mentoring process. Results. The article considers approaches to the problems of upbringing of humanistic school and authoritarian technocratic approaches characterized by a strictly directed educational process built on a rational
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
scientific basis. An analysis of the positions of the activities of executive and management educational institutions was performed. The article considers the possibility of a positive impact of education on the activation of human cognitive and creative abilities. The main focus of the article is on the methods of analysis and correction of human motives influenced by superego, which, in the author's opinion, are the root causes that complicate the implementation of the mentoring process. At the same time, the tasks of mentoring work in preschool and school institutions, as well as the tasks of mentoring work with teachers and tutors were highlighted.
Ключевые слова: воспитательный процесс, методы воспитания, эгомотивы, негативные установки, психотреннинг.
Keywords: mentoring process, mentoring methods, egomotives, negative mindsets, psycho-training.
Введение
Основными компонентами образовательного процесса являются воспитание и обучение. Вплоть до конца 19-того века педагогика воспринималась как наука о воспитании и только с начала 20-того столетия начались реализовываться идеи разделения процессов воспитания и обучения. В виду того, что подавляющее большинство современных исследователей в некоторой части разделяют эти категории, сформированные при таком подходе методы воспитания и обучения не всегда обладают качествами гармоничного позитивного взаимодополнения и взаимодействия. Тем не менее, стоит отметить, что в целом обучение на сегодня характеризуется не только целенаправленным процессом по овладению знаниями, умениями и навыками, но и развитием творческих способностей и нравственного мировоззрения.
Основные цели воспитания в современном обществе характеризуются выполнением социального заказа по формированию духовно-нравственных моральных принципов человека, по обретению им нравственных, эстетических и культурно-образовательных характеристик, а также по обретению способности к философскому, экономическому, политическому и правовому отношению к внешнему миру. Для успешного функционирования в социуме воспитательный процесс предполагает физическое, умственное, трудовое, нравственное, эмоциональное и эстетическое воспитание человека.
Методы исследования
Исследование внутреннего мира человека в целях воспитания предполагает выполнение большого количества разноплановых задач. Поэтому исходя из многогранной природы факторов, влияющих на воспитательный процесс, методологическая основа изысканий представляет собой комплексное применение взаимодополняющих методов и подходов на основе принципов общенаучной методологии, основными из которых являются гуманистический, личностно-ориентированный и культурологический.
Результаты
Воспитание является длительным непрерывным многофакторным процессом, учитывающим множество объективных и субъективных факторов. На воспитание человека влияет все с чем и с кем он взаимодействует в процессе своего становления как личности. Государство прежде всего ориентирует воспитательный процесс на социализацию личности. Но при этом стоит заметить, что не всегда государственные интересы преследовали
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
гуманистические цели. (Примером негативной социализации являлась нацистская Германия в первой половине 20-того столетия).
Выбор педагогом методов воспитания обусловлен особенностями его мировоззрения и набором личностных качеств, которые и определяют эффективность его воспитательной деятельности. В технических вузах отношение к воспитательному процессу не однозначное. Воспитательный процесс как основополагающий компонент развития и становления личности, реализуется в настоящее время в дошкольных и школьных учреждениях. В колледжах и вузах, особенно в технических, ответственность за реализацию воспитательного процесса по существу перекладывается на самих студентов. При этом подавляющая часть преподавателей придерживается мнения, что образовательная деятельность в высшем учебном заведении должна быть ориентирована только на изучения профилирующих дисциплин. И когда педагоги новаторы говорят об увеличении эффективности образовательного процесса, как правило, под этим подразумевается эффективность в освоении специальных профилирующих дисциплин вуза, а воспитательный процесс при этом остается без внимания.
Рассмотрим основные моменты, влияющие на функционирование существующих воспитательных технологий.
1. Вопросы воспитания для государства всегда имели и имеют больший приоритет, чем общеобразовательные проблемы. С этой стороны от государства всегда предполагается гарантированная поддержка.
2. Исполнительные образовательные органы (федеральные и региональные учреждения и министерства образования) в целом поддерживают политику государства в вопросах воспитания. Но стоит отметить, что между образовательными учреждениями и министерствами нет реальной обратной связи по вопросам мониторинга воспитания. Школы, вузы и сами министерства не имеют средств и методов диагностики степени реализации воспитательного процесса. Единственными достоверными критериями, по которым вышестоящие органы могут судить об успешности воспитательного процесса - это оценки академической успеваемости и статистика нарушений, совершенных школьниками и студентами. Одной из причин, препятствующих реализации воспитательных целей, является ориентация процесса воспитания только на обучающихся. При этом без всякого внимания остаются нерешенными вопросы воспитания самих воспитателей, педагогов и преподавателей. Представители образовательных учреждений и их федеральное и региональное руководство имеют общее мнение, в соответствии с которым любой преподаватель или педагог, по факту своего участия в образовательном процессе, «уже» обладает всеми необходимыми личностными качествами, необходимыми для реализации воспитательного процесса. Конечно же, каждый педагог и преподаватель теоретически различают позитивные и негативные характеристики личности, но это не значит, что он ими обязательно обладают. Не секрет, что преподаватели и педагоги образовательных учреждений мало отличаются от других специалистов с высшим образованием в части способности сохранять позитивное состояние в критических рабочих и семейно-бытовых ситуациях. Преподаватели также как и специалисты других профессий, часто подвержены раздражительности, гневу, зависти, интригам, недоброжелательности, в результате чего им не всегда удается поступать справедливо в семье и социуме, что категорически недопустимо в учебном заведении. И конечно же, каждый человек, даже если он сам в какой-то мере подвержен асоциальным поступкам, отдавая своего сына или дочь педагогам имеет намерение воспитать в своих детях позитивные качества и желает, чтобы его дети были воспитаны лучше чем он сам.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
3. Учет индивидуальных особенностей ребенка наиболее результативен в период становления личности в возрасте от 3-х до 7-ми лет, поэтому немаловажным фактором, ослабляющим эффективность воспитательного процесса, является не достаточное внимание к этапу воспитания в дошкольных учреждений. Дошкольному возрасту характерно интенсивное освоение основных целей и смыслов личности. Именно в дошкольном возрасте целесообразно выявить психические, когнитивные и творческие особенности ребенка и в случае их явных отклонений появится возможность оказать ребенку своевременную квалифицированную помощь, так как предпосылки к формированию основных черт характера и манер поведения человека формируются в дошкольном возрасте.
Что качается самих дошкольных, школьных и высших образовательных учреждений, то они нуждаются в новых методах диагностики и коррекции базовых личностных качеств всех участников образовательного процесса - детей детсадов, школьников, студентов, воспитателей, педагогов и преподавателей. Поэтому одной из актуальных задач совершенствования системы образования является организация и финансирование исследований по созданию новых психолого-педагогических подходов в воспитании, а также создание новых методов диагностики и коррекции базовых личностных качеств всех участников образовательного процесса.
Рассмотрим основные подходы к методам воспитания [1-3].
В вопросах воспитания выделяют две основных группы подходов:
- группа авторитарных технократических подходов, характеризующихся строго направленным воспитательным процессом, построенным на рациональной научной основе;
- группа подходов гуманистической школы, основанной на трудах А, Маслоу, В. Франкла, К. Роджерса. Согласно концепции К. Роджерса задачей образования должна быть возможность саморазвития личности, при которой в обучении заинтересован ученик. При этом цель педагога не предлагать готового решения проблем, а способствовать личностному изменению и побуждению учащихся к нравственному выбору.
Методы воспитания, основанные на деятельности человека, можно подразделить на:
- методы побуждения и убеждения;
- методы поощрения и порицания.
Метод убеждения, являющийся одним из основных педагогических методов воспитания, как правило ориентирован на морально-этические общечеловеческие нормы. Метод убеждения основан на разъяснении и доказательстве положительных сторон корректного поведения человека [4].
Метод побуждения основывается на одобрении социумом поведения человека, благоприятное для коллектива.
Метод поощрения основан на положительной справедливой оценке деятельности человека и является стимулом его позитивного адекватного поведения.
Метод порицания основан на неодобрительном отзыве на негативное поведение и деятельность человека.
Методами, усиливающими воспитательное воздействие являются создание условий, способствующих изменению отношения человека к анализируемой негативной позиции. Этому может помочь мнение авторитетного компетентного человека или референтной группы. Усиливающим воспитательное воздействие методом также является аргументированное когнитивное воздействие на систему знаний и мировоззрение человека.
Вышеперечисленные методы вполне актуальны и на сегодняшний день, и никто не сомневается в их позитивном воспитательном воздействии. Почему же тогда результаты воспитательного процесса не удовлетворяют запросам общества и государства? Такое
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
несоответствие методов и целей является следствием того, что воспитание является многогранным и многофакторным процессом, при котором эффективность вышеперечисленных методов актуальна только для определенной части воспитательного процесса.
Учитывая то, что воспитание является длительным многозвенным и многофакторным процессом, на первых его этапах в дошкольных учреждениях вышеперечисленные методы весьма актуальны и эффективны при формировании у ребенка образов и моделей основных позитивных качеств личности, при создании которых формируется яркое и образное понимание плохого и хорошего в жизни ребенка. На последующем этапе возможно укрепление основных позитивных качеств личности, а также воспитание и развитие когнитивных, творческих способностей, что в свою очередь предоставит возможность подойти к целенаправленному воспитанию духовно-нравственных и моральных ценностей подростка. Для этой части многозвенного воспитательного процесса вышеперечисленных методов уже недостаточно. На этом этапе человек уже имеет представление о том, что такое плохо, что такое хорошо и как следует себя вести. И вышеперечисленные методы могут быть эффективны только при создании фундамента, на котором будут базироваться основные воспитательные и коррекционные методы формирования базовых личностных качеств молодого человека. Для этого этапа образовательным учреждениям необходимы новые методы диагностики базовых личностных качеств и методов их коррекции.
Проанализируем вышеописанные этапы воспитания.
Неоспоримо необходимым фундаментальным этапом является этап формирования понимания основных элементов «плохого, хорошего, правильного и не правильного». Почему же человек, понимая как надо правильно себя вести, поступает вопреки своему пониманию? — Основная причина неэффективности вышеописанных методов воспитания на этом этапе заключается в том, что любой человек подвержен воздействии на человека эгомотивов, сформированных посредством принятия личностью определенных негативных эго установок. Такая форма воздействия на человека контура эгомотивов формирует поведенческие реакции личности. И в этих условиях для реализации целей воспитания «знания плохого и хорошего» в жизни человека недостаточно, так как эгомотив не покинет сознание человека до тех пор, пока не будут выявлены и удалены принятые человеком негативные установки.
Уточним применяемую нами терминологию. Эгомотив является термином ранней классической психологии. Согласно исследованиям Е. П. Ильина единой классификации мотивов на сегодня не существует. Поэтому целесообразно термин «эгомотив» отнести к какой-либо существующей классификации.
В классическом определении мотив - это то, что побуждает и направляет человека к деятельности, это силы, побуждающие личность к действию в тех или иных жизненных ситуациях, обусловленные инстинктом выживания и ярко выраженные в психологических установках. Практически все мотивы человека исходят из особенностей его эго. По К. Г. Юнгу эго является главным личностным архетипом, который исходит из коллективного и личного бессознательного. По З. Фрейду эго (Я) является психологической субстанцией, определяющей способность восприятия мира, в котором «я» всегда оценивается положительно, а «не я» может быть как привлекательным, так и враждебным. З. Фрейдом кроме эго выделяются Оно (Ы) и Сверх-Я (Суперэго). Суперэго по З. Фрейду связано с этическим и моральным поведением, рефлексией и самооценкой.
Из существующих на сегодня классификаций мотивов наиболее близкими по существу к термину «эгомотивы» являются «ситуационные мотивы» и «мотивы целей». Поэтому
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
вышеобозначенные ситуационные мотивы и мотивы целей, обусловленных влиянием «супер-эго», могут быть отнесены к эгомотивам личности.
По классификации А. В. Крутикова наиболее опасными эгомотивами для человека являются [5]:
- негативные ситуационные мотивы и негативные мотивы целей, характеризующие зависимость человека от боязливости, всех фобий, которые усиливаются трудностями жизненных обстоятельств (эгомотив страха смерти);
- негативные ситуационные мотивы и негативные мотивы целей, характеризующие зависимость человека от прогрессирующего тщеславия, переходящего в крайнюю патологическую самоуверенность, которая приводит человека к тотальной сосредоточенности только на себе (эгомотив гордыни);
- негативные ситуационные мотивы и негативные мотивы целей, характеризующие зависимость человека от неконтролируемой жадности и приобретательства (эгомотив личной выгоды);
- негативные ситуационные мотивы и негативные мотивы целей, характеризующие склонность человека к постоянному самооправданию, а также характеризует способность человека брать ответственность за совершаемые им поступки (эгомотив перекладывание ответственности на других);
- негативные ситуационные мотивы и негативные мотивы целей, характеризующие склонность человека к пессимистическому самосожалению (эгомотив жаслости к себе).
Последний вышеописанный этап коррекции негативных установок и соответствующих им эгомотивов в первую очередь ориентирован на воспитание духовно-нравственных ценностей человека и развитие творческих способностей личности.
Для образовательных целей наиболее подходящим методом коррекции эгомотивов и соответствующих им негативных установок является метод А. В. Крутикова, ориентированный на самостоятельную работу человека со своими качествами личности [5]. Метод доступен для каждого человека, принявшего решение улучшить свои личностные качества. Данный метод основывается на принципах философской концепции А. В. Крутикова, названной им «социальной сингармонией». Главной целью психотреннинга А.В. Крутикова является самоидентификация с истинным Я (с объективной реальностью, с Душой). В соответствии с концепцией А. В. Крутикова, «Осознанность» трактуется как способность души контролировать деятельность сознания и целенаправленно пользоваться всеми своими инструментами, а основной помехой на пути волевого управления души своими инструментами стоят эгоистические мотивы.
В общих чертах суть метода заключается в следующим (подробное описание метода А. В. Крутикова приведено в работе [5], а анализ методов диагностики негативных установок и применение данного метода при коррекции и формирования базовых личностных качеств студентов и преподавателей приведены в работе [6]).
Человек отождествляет, идентифицирует себя с различными ролевыми социальными компонентами социума — (я-сын, я-отец, я-брат, я-педагог, я-гражданин и.т.д.) и при такой идентификации человек забывает главное — идентификацию со своим истинным Я (с Душой). Поэтому основной составляющей алгоритма снятия эгоистических мотивов является самоидентификация с «Душой» (с истинным Я).
Освобождение человека от влияния эгомотивов производится через пересмотр негативных установок. Для этого в состоянии идентификации человек отслеживает свои формы реагирования на проявление определенных эгомотивов, в результате чего появляется возможность определения негативных установок, которые притянули выявленный эгомотив.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
Человек анализирует все свои жизненные ситуации, связанные с принятием выявленными негативными установками и когда он приходит к выводу, что принятая им установка всегда способствовала осложнению его жизненных ситуаций, то его естественным желанием является дать приказ своему истинному Я (Душе) удалить ненужную установку из сознания человека и принять новую позитивную установку через алгоритм аутотренинга. По результатам отработки выявленной установки и замене ее на позитивную человек может приступить к работе над следующей установкой. Роль консультанта педагога при такой работе - показать человеку выход из создавшейся жизненной ситуации и при необходимости помочь ему освоить алгоритмы психотреннинга. В период работы с эгомотивами и негативными установками молодые люди особенно чувствительны к проявлению фальши и не искренности людей, с которыми они общаются. И если педагог пытается донести ценность определенных качеств и сам ими не обладает, ученик или студент, конечно же не поверит сказанному. При проведении психокорекции среди обучающихся консультанты педагоги и психологи непременно должны регулярно проводить такую же психокорректирующую работу с собой. Человек, абсолютно не имеющий эгомотивов - это редкое явление. К таким представителям можно отнести только святых. Поэтому у любого среднестатистического человека функционирует в той или иной пропорции эгомотивы, обусловленные принятыми установками.
Кроме основной воспитательной задачи метод работы с эгомотивами имеет весьма «позитивный побочный эффект». В Кыргызстане методы А.В. Крутикова применяются более 27 лет, с 1991 года. Наблюдение за развитием и становлением занимающихся практикой работы с эгомотивами показали:
- у практикующихся более чем на порядок уменьшилось количество конфликтных жизненных ситуаций;
- у значительной части респондентов, вне зависимости от возраста, значительно активизировались творческие и когнитивные способности. Кроме того, что практикующие данный метод стали весьма успешны в своих профессиях, относящихся, как правило, к инженерно-технической, медицинской или научно-исследовательской деятельности, значительная часть респондентов обнаружила в себе не проявляющиеся ранее способности писать стихи, заниматься изобразительным искусством (скульптурой), сочинять музыкальные произведения и т. д.
Некоторые идеи концепции «сингармонии» А. В. Крутикова созвучны идеям психосинтеза Р. Ассаджиоли, который формулирует принципы, в соответствии с которыми человек попадает в «в рабство» мировоззрений, созданной самим человеком ошибочной картины мира, в соответствии с образами которой он себя ошибочно идентифицирует. Роберто Ассаджиоли характеризовал психосинтез в качестве «... психологического развития и самореализации для тех, кто не хочет оставаться рабом своих иллюзий или внешних влияний и утверждал, что нами управляют все, с чем мы себя отождествляем, и мы можем управлять всем, с чем мы себя дезидентифицируем» [7].
Из традиционно известных методов диагностики и коррекции личностных качеств можно выделить метод эмотивной терапии Альберта Эллиса, который частично решает проблему в части эгомотивов и негативных установок [8]. Но, методы психотерапии А. Эллиса трудно реализуемы в учебном воспитательном процессе, ввиду того, что метод ориентирован на коррекцию явных психических отклонений и требует постоянного взаимодействия обучающегося с психотерапевтом.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
Выводы
1. Воспитание является неотъемлемой составной частью педагогического образовательного процесса.
2. Воспитание является длительным непрерывным многофакторным процессом, непрекращающимся до конца сознательной жизни человека.
3. Имеющиеся на сегодня общеизвестные методы воспитания актуальны и эффективны на первых этапах реализации воспитательного процесса.
4. Одними из основных факторов, препятствующих реализации процесса воспитания являются эгомотивы и соответствующие им негативные установки.
5. Для увеличения эффективности воспитательной работы в образовательных учреждениях необходимо проведение диагностики, ориентированной на выявление негативных установок и соответствующих им эгомотивов всех участников образовательного процесса. Особое внимание при этом необходимо уделять воспитательной работе в дошкольных учреждениях.
Список литературы:
1. Акименко Г. В., Дуянова О. П., Защиринская О. В., Козлова Н. А., Михайлова Т. М., Мороз Т. Г., Наследов А. Д., Пальчик Е. А., Попова Е.А., Рогозинская А. Л., Рютина Л. Н., Скороходова Н. Ю., Фетисов И. А. Воспитание, обучение, образование: новые методы и технологии. Нижний Новгород: Профессиональная наука, 2018.
2. Сергеев С. Ф. Когнитивная педагогика: особенности научения и образования взрослых // Вестник северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. №3 (03). С. 30-35.
3. Мерзлякова Ж. В. Как условие преодоления агрессивности в их поведении // Наука и школа. 2011. № 3. С. 116-118.
4. Губарева Е. С., Солоненко В. В. Экологическое воспитание в развитии духовно-нравственных качеств личности студентов-медиков // Академический журнал Западной Сибири. 2015. Т. 11. № 4 (59). С. 99-100
5. Крутиков А. В. Персональный психолог. Сингармонический психотренинг. 2012. 244
с.
6. Цыбов Н. Н. Коррекция и формирование базовых личностных качеств, ориентированных на воспитательный процесс. Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 7.
7. Бадхена А. А., Кагана В. Е. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. М.: Смысл, 1997. 298 с.
8. Эллис А., Драйден У Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб. Изд-во Речь. 2009.
References:
1. Akimenko, G. V., Duyanova, O. P., Zashirinskaya, O. V., Kozlova, N. A., Mikhailova, T. M., Moroz, T. G., Nasledov, A. D., Palchik, E. A., Popova, E. A., Rogozinskaya, A. L., Ryutina, L. N., Skorokhodova, N. Yu., & Fetisov, I. A. (2018). Vospitanie, obuchenie, obrazovanie: novye metody i tekhnologii. Nizhnii Novgorod: Professional'naya nauka. (in Russian)
2. Sergeev, S. F. (2016). Cognitive Pedagogy: Learning and Adult Education. Vestnik of North-Eastern Federal University, 3(03). 30-35. (in Russian)
3. Merzlyakova, Zh. V. (2011). Kak uslovie preodoleniya agressivnosti v ikh povedenii. Nauka i shkola, (3). 116-118. (in Russian)
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №9. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/46
4. Gubareva, E. S., & Solonenko, V. V. (2015). Ekologicheskoe vospitanie v razvitii dukhovno-nravstvennykh kachestv lichnosti studentov-medikov. Akademicheskii zhurnal Zapadnoi Sibiri, 11(4 (59)0. 99-100. (in Russian)
5. Krutikov, A. V. (2012). Personal'nyi psikholog. Singarmonicheskii psikhotrening. Moscow. 244. (in Russian)
6. Tsybov, N. (2019). Factors Affecting the Efficiency of the Training Process in Technical Universities. Bulletin of Science and Practice, 5(7), 345-357. https://doi.org/10.33619/2414-2948/44/45 (in Russian).
7. Badkhena, A. A., & Kagana, V. E. (1997). Psikhosintez i drugie integrativnye tekhniki psikhoterapii. Moscow. Smysl, 298. (in Russian)
8. Ellis, A., & Draiden, U. (2009). Praktika ratsional'no-emotsional'noi povedencheskoi terapii. St. Petersburg. Izd-vo Rech'. (in Russian)
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 09.08.2019 г. 14.08.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Цыбов Н. Н. Проблемы воспитания в образовательном процессе // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №9. С. 455-463. https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/54
Cite as (APA):
Tsybov, N. (2019). Mentoring Problems in the Educational Process. Bulletin of Science and Practice, 5(9), 455-463. https://doi.org/10.33619/2414-2948/46/54 (in Russian).