Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
УДК 372.862 https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/52
О ВНЕДРЕНИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПСИХОЛОГИЮ УПРАВЛЕНИЯ
©Холмаматова Л. А., Ташкентский архитектурно строительный институт,
г. Ташкент, Узбекистан
ON IMPLEMENTATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PSYCHOLOGY
OF MANAGEMENT
©Holmamatova L., Tashkent architecture and civil engineering institute, Tashkent, Uzbekistan
Аннотация. В статье рассматривается проблема внедрения цифровых технологий в образовательный процесс высшей школы. Рассматриваются психологические и организационные особенности перехода высшего образования на новый виток своего развития «цифровую модель», включающую в себя создание электронной информационно-образовательной среды, в частности, по курсу «Психология управления», внедрение электронных онлайн-курсов в практику обучения студентов. На примере внедрения инновации в образовательный процесс современного вуза, показан результат реализации общей тенденции на «цифровизацию» образовательной сферы, обозначены его ключевые этапы, даны рекомендации.
Abstract. The article discusses the problem of introducing digital technologies into the educational process of higher education. Psychological reasons for resisting innovations are analyzed, as well as the historical prerequisites for this phenomenon. The psychological and organizational features of higher education transition to the new stage of its development are scrutinized. The digital model as a new stage of higher education development includes the creation of the electronic information and educational environment, in particular, on the course the Psychology of Management, the introduction of electronic online courses into the practice of educating students. Using the example of implementation innovations into the educational process of an educational organization, the result of the implementation of the general trend towards digitalization of educational field is shown. Its main stages are outlined, the key implementation stages are highlighted, and recommendations are given.
Ключевые слова: инновации, «цифровая модель» развития, цифровые технологии, электронная информационно-образовательная среда вуза, электронные курсы, внедрение инноваций в образовательный процесс.
Keywords: innovations, digital model of development, digital technologies, electronic information and educational environment of the university, e-courses, introduction of innovations into the educational process.
Сфера образования является одной из приоритетных и наиболее многообещающих площадок глобальной конкуренции современных государств за политическое влияние и экономическую мощь в XXI в. Новым толчком к кардинальному совершенствованию этой сферы, коренного пересмотра содержания подготовки кадров, отвечающих международным стандартам, стал указ Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева о «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021
I© ©J
^ei™ Тип лицензии СС: Attribution 4.0 International (СС BY 4.0) 431
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
годах» [1]. Также в поддержку этого указа была утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 гг., включающая в себя меры по укреплению и модернизации материально технической базы вузов, оснащению их современными учебно-научными лабораториями и средствами современных информационно-коммуникационных технологий.
Несмотря на то, что были достигнуты большие достижения в системе высшего образования за последние годы, глобальная конкуренция поставила перед нашим государством в области образования абсолютно конкретные задачи, решить которые необходимо, чтобы страна оставалась полноценным, самостоятельным и уважаемым участником мирового сообщества к середине столетия. В связи с этим, Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым были также подписаны Постановления «Об организации деятельности Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан» и «Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан» — которые дали импульс развитию так называемо цифровой экономики. Для решения данной амбициозной задачи стали необходимы квалифицированные кадры, потому что именно человек является ключевым элементом цифровой экономики и процесса перехода к ней.
В эпоху глобальной конкуренции и высокой неопределенности будущего победителями оказываются те страны, которые делают основную ставку на самого человека, на максимальное развитие его потенциала, на способности людей делать жизнь лучше, развивать себя, культуру, отечество, планету в условиях быстрых и непредсказуемых изменений. Ключевую роль в этом новом распорядке играет образование. Система образования каждой страны мира предполагает подготовку специалистов, способных обеспечить качественное преподавание и обучение. Преподаватели должны работать в соответствии с высокими профессиональными стандартами, отвечать за качество своей работы перед обществом. С этой целью представляется важным понимать, что такое качество преподавания, каким профессиональным стандартам нужно следовать.
Современные требования государства к современным выпускникам, изменились благодаря социальному заказу. Поэтому, при подготовке конкурентоспособных специалистов особое внимание уделяется новым веяниям в науке. В данной работе мы хотели бы рассмотреть специфику использования цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы. Скорость изменений вокруг нас сильно возросла. Происходит фундаментальный сдвиг — формируется новая образовательная среда. В эту среду не всегда легко вписываются старые материалы и методики, и, напротив, в ней появляются другие потенциалы. Однако успех создания и применения новых технологий зависит от осознания образовательной теории: цель образования — не усвоение суммы знаний, а развитие свободной личности.
В век информационной революции сильное отставание в использовании цифровых образовательных технологий создает серьезную опасность в резком падении качества высшего образования и неудовлетворенности общественных потребностей. Отсюда возникла необходимость резкого повышения уровня использования цифровых технологий, качественной переподготовки преподавателей высшей школы [2-4].
Современная теория цифрового образования — это сочетание электронного и традиционного обучения, интерактивность и персонализация обучения. Разработка и использование новых технологий обучения в высшем образовании, которые построены с учетом психологических особенностей современного поколения студентов является одной из ключевых задач педагогического коллектива образовательных учреждений.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
В рамках данной статьи мы хотим обсудить, прежде всего, цифровые технологии, которые активно входят в образовательную систему высшего образования. Доступность информационных ресурсов для обучаемых сформировала у них представление о том, что цифровые технологии способны решить абсолютно все задачи, которые волнуют современное общество и содействовать преодолению социальной изоляции, повышению эффективности и внедрению инноваций.
Целью нашего исследования является выявление приоритетных направлений развития образовательного процесса, в частности, по курсу «Психология Управления», на основе анализа возможностей цифровых технологий, исходя из гипотезы о необходимости научно обоснованного их внедрения в работу формирования учебно-образовательного процесса в вузе, опираясь на разработанный нами инновационный подход.
В качестве исследовательского материала послужили: нормативно-правовые документы, определяющие приоритетное развитие системы образования в Республике Узбекистан; информационные ресурсы и технологии образовательных организаций; практика работы ведущих преподавателей кафедра «Физическая культура и психология» Ташкентского архитектурно-строительного института.
В качестве методов исследования выступили изучение и анализ нормативно-правовой документации, сложившейся практики, систематизация и обобщение в построении выводов, актуальных для формирования научно обоснованного подхода по внедрению цифровых технологий в систему высшего образования.
Молниеносность, с которой сегодня в цифровые технологии погружается система образования, не просто удивляет, она дает основание для серьезного анализа и педагогического обоснования многого из того, что сегодня предложено в информационном пространстве. За последние годы не было ни одного государственного проекта или серьезного психологического исследования проблем «цифровизации» образования, ее влияния на формирование личности обучаемого. При этом важность влияния интернет-среды на молодое поколение отмечается в докладах правительства Республики Узбекистан, современных средствах массовой информации, в диспутах профессорско-преподавательского сообщества, исследованиях магистрантов и аспирантов.
Формирование основ профессиональной деятельности, исходя из возможностей цифровых технологий, позволяет выделить ключевые аспекты, которые могут стать составляющими содержания и технологии организации учебного процесса для выполнения конкретного вида профессиональной деятельности. Если навыки и знания формируются в процессе учебной деятельности, то развитие определенных важных личностных качеств приобретаются в процессе практической деятельности. Необходимо отметить, что именно опыт выполнения профессиональных задач, отвечающих образовательным стандартам, поможет выпускнику быть востребованным и конкурентоспособным на современном рынке труда.
Основываясь на результаты наших исследований, мы пришли к выводу, что цифровые технологии позволяют ориентировать образовательный процесс не просто на исполнение требований профессионального и образовательного стандарта, но и на формирование профессиональной культуры будущего специалиста, стремление к постоянному самостоятельному самосовершенствованию с помощью информационных сервисов и технологий.
Важно отметить, что анализ возможностей цифровых технологий в процессе подготовки студентов по курсу «Психология Управления» позволяет выделить особенности, которые дают основания для разработки принципиально новых подходов к ее организации,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
развитию дидактических основ включения в учебно-образовательный процесс современного вуза.
Ни для кого не секрет, что применение цифровых технологий считается основным требованием во многих профессиональных областях. Это, конечно, касается и образования. Теперь с помощью цифровых технологий преподаватели могут эффективнее презентовать материал, поэтому возможности обучения значительно расширяются. Сегодня преподаватели могут общаться с коллегами со всего мира, из других вузов. Они давно вышли из офлайн пространства конференций и собраний и с удовольствием участвуют в вебинарах, видео конференциях, онлайн чатах.
Практическое использование цифровых технологий в образовательной деятельности реализуются через различные формы электронного обучения. Ведущие преподаватели кафедры «Физическая культура и психология» Ташкентского архитектурно-строительного института в течение 5 лет успешно апробировали в образовательном процессе электронные формы учебников. Создание открытых образовательных онлайн-ресурсов по курсу «Психология Управления», позволили быстро адаптировать онлайн-обучение, которое выражается в виде развития смешанных форм обучения. Нами были разработаны информационно технологические платформы для организации преподавания и обучения курса «Психология Управления» в вузе с использованием цифровых технологий и электронных учебных материалов.
Суть, предлагаемой нами цифровой образовательной платформы, представляет собой программный комплекс, обеспечивающий внедрение цифровых технологий, которые в свою очередь позволят перейти от обучения в учебной аудитории, к обучению в любом месте и в любое время. Благодаря этой инновации, преподаватели смогут проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности студента; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов.
В контексте нашего исследования в процессе преподавания курса «Психология управления» мы применяли следующие цифровые технологии и ресурсы: ЕКЦОР — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. ФЦИОР — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. https://Learningapps.org — сервис для создания интерактивных заданий. www.raptivity.com — программа для создания интерактивных упражнений https://storymap.knightlab.com — программа для создания виртуальных экскурсий.
Проект перехода на цифровые технологии в образовании направлен на достижение вышеуказанных целей в системе высшего образования. Цифровой учебно-образовательный портал, который мы предлагаем, станет платформой для всех участников образовательного процесса. Благодаря этой системе общение между студентами, преподавателями, родителями и образовательными учреждениями будет осуществляться в цифровой среде.
В современном мире неизбежно использование технологических возможностей для решения многих проблем в системах образования. Технологические разработки, особенно в Интернете, позволяют информации быть неограниченной и легко доступной. Во-первых, важно подчеркнуть, что применение современных цифровых технологий позволяет одновременно применять теорию и практику, посредством сочетания наглядных материалов с выполнением практических заданий и упражнений. Во-вторых, игровое моделирование, с использованием цифровых технологий приближает обучение к реальной профессиональной сфере.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
Образовательные учреждения сегодняшнего дня, которые не могут организовать переход на цифровые технологии, оставят своих обучаемых без необходимых знаний в социальной, экономической и культурной жизни в будущем. Некоторое время назад, преподаватели думали, что то, чему они учат, будет длиться всю жизнь. Но сегодня вузы должны подготовить студентов к экономической и социальной жизни, меняющейся быстрыми темпами, еще не существующим профессиям, использованию технологий, которые еще не были изобретены, и решению социальных проблем, о существовании которых мы еще даже не знаем.
Подводя итог, следует упомянуть все положительные результаты перехода на цифровые технологии в процессе преподавания курса «Психология Управления»:
-С переходом на цифровые технологии в этом курсе студент становиться полноценным участником образовательного процесса.
-Можно объединить дистанционную и автономную модель образования. -Преподаватель перестает быть невидимым элементом знаний и направляет студента к качественным и разнообразным источникам информации.
-Организация индивидуального подхода к каждому студенту, исходя из его способностей.
-Проводить контроль знаний, квалификаций и развития студентов. -Все результаты мониторинга можно объявлять в очень короткое время. -Студенты могут получить итоги своих работ через онлайн-систему. -Доступность ведения реальной статистики успеваемости студентов по всей стране и предоставить статистические данные в соответствующие учреждения.
Считая, что применение современных цифровых технологий в образовании уже стало нормой нашей жизни, но понимая также необходимость постоянного саморазвития, мы подготовили список ресурсов, которые помогут преподавателям вузов не просто быть в курсе всех новых тенденций, но и эффективно использовать цифровые сервисы и технологии в их педагогической практике:
http://didaktor.ru — сайт методиста и образовательного технолога Георгия Аствацатурова, где приводится самое полное описание современных педагогических практик, программ и сервисов на русском языке. Каждый день появляются новые статьи.
http://marinakurvits.com — на этом сайте Марина Курвитс учит как эффективно применять цифровые интерактивные технологии в образовательной среде.
https://novator.team — портал, где публикуют свои наработки самые активные и опытные педагоги страны и ближайшего зарубежья.
https://iteacher.rybakovfond.ru — конкурс для педагогов, которые активно применяют цифровые технологии в образовании.
В целях последовательного продолжения и выведения на новый, современный уровень работы по развитию сферы науки и просвещения, воспитания нашей молодежи личностями, обладающими глубокими знаниями, высокой культурой и духовностью, формирования конкурентоспособной экономики, в Узбекистане 2020 год объявлен «Годом развития науки, образования и цифровой экономики». Об этом было объявлено в ходе послания президента Узбекистана Шавката Мирзиёева парламенту Узбекистана. «Инновационное развитие нужно нам как воздух — заявил президент. Мы поставили цель войти в ряд развитых государств, и сможем войти в этот список только за счет ускоренных реформ, развития науки. Для этого нам нужны кадры новой формации. Поэтому мы начали реформирование всех звеньев образования» — отметил он. «Мы должны глубоко освоить новые знания и инновационные
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
технологии. Это даст возможность идти по самому короткому пути прогресса» — подчеркнул Шавкат Мирзиёев.
В целях устойчивого развития Узбекистана молодое поколение нашей страны должно глубоко освоить цифровые знания и информационные технологии, потому что в современном мире цифровые технологии играют решающую роль во всех сферах. В 2019 году в Международном индексе по развитию информационно-коммуникационных технологий Республика Узбекистан поднялась на восьмую позицию, но это не предел наших возможностей. Только внедрение цифровых технологий во все сферы развития страны будет способствовать эффективности государственного и общественного управления, развитию социальной сферы, одним словом, кардинальному улучшению жизни людей.
Чтобы создать цифровое образование в Республике Узбекистан, каждый преподаватель должен понимать, что он вовлечен в это дело. И мы, и наши студенты должны стать активными участниками во время революции цифровых технологий. Система непрерывного образования нашей страны переживает сложный период, повышения качества образования. В этом процессе тандем традиционного образования и цифровых технологий станет неизбежным инструментом для обучающихся, которые могут строить свою жизнь не по указу, а на основе собственного ума, мышления и велению сердца. А, мы, педагоги, в свою очередь должны создавать такие образовательные механизмы, которые обеспечат построение фундамента цифрового образования в высшей школе с использованием цифровых образовательных технологий.
Список литературы:
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». http://tsue.uz/wp-content/uploads/2019/05/32.
2. Шмелькова Л. В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. №8 (30). С. 1-4.
3. Лысак И. В. Новые образовательные технологии как средство преодоления цифрового разрыва // Современные наукоемкие технологии. 2017. №7. С. 129-135.
4. Шаронин Ю. В. Цифровые технологии в высшем и профессиональном образовании: от личностно ориентированной smart-дидактики к блокчейну в целевой подготовке специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2019. №1. http://science-educati on.ru/ru/article.
References:
1. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 7 fevralya 2017 goda no. UP-4947 O strategii deistvii po dal'neishemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan. http://tsue.uz/wp-content/uploads/2019/05/32. (in Russian).
2. Shmelkova, L. V. (2016). Kadry dlya tsifrovoi ekonomiki: vzglyad v budushchee. Dopolnitel'noeprofessional'noe obrazovanie v strane i mire, (8), 1-4. (in Russian).
3. Lysak, I. V. (2017). Novye obrazovatel'nye tekhnologii kak sredstvo preodoleniya tsifrovogo razryva. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, (7), 129-135. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №3. 2020
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/52
4. Sharonin, Yu. V. (2019). Tsifrovye tekhnologii v vysshem i professionalem obrazovanii: ot lichnostno orientirovannoi smart-didaktiki k blokcheinu v tselevoi podgotovke spetsialistov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (1). http://science-education.ru/ru/article. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 14.02.2020 г. 19.02.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Холмаматова Л. А. О внедрении цифровых технологий в психологию управления // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №3. С. 431-437. https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/52
Cite as (APA):
Holmamatova, L. (2020). On Implementation of Digital Technologies in the Psychology of Management. Bulletin of Science and Practice, 6(3), 431-437. https://doi.org/10.33619/2414-2948/52/52 (in Russian).