Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
УДК 37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/62
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА PLATONUS И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
©Нигматова Д. Я., Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Узбекистан ©Сатторова М. А., ORCID: 0000-0003-0003-9733, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Узбекистан, [email protected]
PLATONUS AUTOMATED INFORMATION SYSTEM AND IT'S USED IN EDUCATIONAL PROCESS
©Nigmatova D., Tashkent Financial Institute, Tashkent, Uzbekistan ©Sattorova M., ORCID: 0000-0003-0003-9733, Tashkent Financial Institute, Tashkent, Uzbekistan, [email protected]
Аннотация. В данной работе рассказывается об использовании виртуальных инструментов в качестве средства активации учебного процесса, на примере автоматизированной информационной системы Platonus. Хорошего результата можно достичь, сочетая классическое обучение с современными компьютерными технологиями. Создавая виртуальную среду обучения и используя мультимедийные средства обучения, можно получить значительный результат, способствуя развитию интеллектуальных способностей студентов. Одним из эффективных способов формирования знаний и навыков студентов является проведение дистанционного обучения. Выполняя практические занятия с помощью автоматизированной информационной системы Platonus, можно ставить различные цели, способствующие расширению границ знаний, значительному обогащению и диверсификации обучения.
Abstract. This work reports on the use of virtual tools as means of learning process activation, on the example of the automated information system Platonus. A good result can be achieved by combining the classical learning with modern computer technology. By creating a virtual learning environment and using distance learning tools one can obtain a significant result while facilitating the development of students' intellectual faculties. One of the effective ways to form students' knowledge and skills is to carry out distance learning. By carrying out practical lessons by using the automated information system Platonus, one can set various goals facilitating the extension of frontiers of knowledge, significant enrichment, and diversification of learning.
Ключевые слова: автоматизированная информационная система Platonus, современные компьютерные технологии, виртуальная среда.
Keywords: automated information system Platonus, modern computer technology, virtual environment.
На современном этапе развития системы образования Республики Узбекистан приоритетную роль в обучении играет внедрение информационно-коммуникационных технологий и инновационных методов. Известно, что для конкурентоспособности на современном мировом рынке нужно знать не только иностранные языки, но и уметь
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Информационные технологии становятся определяющим фактором социально-экономического прогресса стран, сообществ и отдельных людей. Вместе с тем, внедрение современных технологий в образование зависит от решения общих проблем и тенденций развития инфраструктуры страны, подготовки квалифицированных кадров в сфере применения информационно-коммуникационных технологий [1-4].
Одной из приоритетных тенденций в развитии глобального учебного пространства является цифровая революция в обучении, которая определяет использование компьютерных технологий в качестве инструмента для расширения и трансформации учебной среды. Поэтому сегодня можно говорить о явлении, подразумевающем виртуализацию образовательной среды.
В эпоху глобализации большинство развитых стран отметили необходимость постоянной модернизации и обновления системы образования. Узбекистан также поставил несколько амбициозных целей, направленных на существенную модернизацию своего образования. В Республике Узбекистан применение информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в том числе в вузах осуществляется в рамках государственной политики информатизации общества и образования.
Для повышения качества образования необходимо, прежде всего, автоматизировать рутинные процессы работы кафедры и преподавателей вузов, для экономии времени и средств, поэтому лучшим решением в данной ситуации является внедрение автоматизированных информационных систем.
Для реализации этой цели был проведен обзор всех существующих АИС и выбрана одна из них для виртуализации образовательной среды Ташкентского финансового института. Это стала автоматизированная информационная система РЫопш, которая стала эффективной платформой для использовании виртуальных инструментов как средства активации учебного процесса.
Результаты нашего исследования показали, что хорошего результатов можно достичь только при сочетании классического обучения с современными компьютерными технологиями. Создавая виртуальную среду обучения и используя мультимедийные средства обучения, можно получить значительный результат, способствуя развитию интеллектуальных способностей студентов.
Одним из эффективных способов формирования знаний и навыков студентов в вузе является проведение дистанционного обучения с помощью автоматизированной информационной системы РЫопш. Выполняя практические занятия в виртуальной среде, студенты могут ставить различные цели, способствующие расширению границ их знаний, значительному обогащению и диверсификации обучения.
Ташкентский финансовый институт одним из первых начал внедрение автоматизированной информационной системы РЫопш в учебный процесс, и в связи с этим инициировал переход на систему электронного обучения. Любая система образования уделяет большое внимание оценке ее «качества», что также было указано в государственной программе развития образования Республики Узбекистан. Мониторинг качества образования предполагает разработку критериев оценки знаний на каждом этапе обучения. Один из подходов подразумевает академический рейтинг. Кроме того, на качество обучения влияют мотивация и удовлетворенность студентов учебным процессом.
В данной статье, мы бы хотели раскрыть основную суть и эффективное применение автоматизированной информационной системы РЫопш в образовательных целях. Что же представляет собой эта система?
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
Во-первых, информационная система Platonus, разработанная компанией Arta, предназначена для обеспечения эффективной информационной поддержки процессов управления системы образования, а также управление учебным процессом высших и средних учебных заведений.
Во-вторых, информационная система Platonus позволит обеспечить комплекс задач по следующим направлениям:
- Повышение качества оказания образовательных услуг на основе совершенствования информационно-технического обеспечения деятельности высших и средних учебных заведений, их персонала и студентов.
- Повышение информированности студентов высших и средних учебных заведений по вопросам ведения учебного процесса, а также осуществления деятельности в сфере образования на основе обеспечения возможности электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами.
Platonus — это постоянно обновляющаяся и развивающаяся автоматизированная информационная система с единой базой данных. Дистанционное обучение в системе Platonus реализовано как гибрид кейсовой и сетевой технологии обучения и имеет следующие компоненты:
-подсистема сообщений и назначений заданий;
-виртуальные аудитории;
-подсистема разработки тестов;
-модуль тестирования в режиме on-line;
-общевузовский форум и чат;
-общевузовская электронная библиотека;
-подсистема блокирования доступа студентов и сотрудников.
Как известно, основными элементами электронного обучения являются автоматизированные системы информационного образования и автоматизированные системы управления информационным образованием. Обучение и управление осуществляются с помощью образовательного портала, который представляет собой учебную платформу, позволяющую студентам получать образовательные услуги с использованием средств компьютерной поддержки обучения, как программного, так и аппаратного обеспечения, технологий Интернета.
Таким образом, виртуальная образовательная среда всегда работает на платформе браузера. Он представляет собой определенную совокупность виртуальных инструментов, интегрированных в удобное для пользователей пространство, с удобным интерфейсом, воспроизводящим регулярное обучение с единообразным доступом ко всем компонентам обучения. Очевидно, что такая виртуальная среда должна быть организована таким образом, чтобы она не только безопасной и доступной, но и постоянно развивалась для удовлетворения потребностей своих пользователей.
При разработке виртуальной среды для предмета Иностранный язык были проверены наиболее эффективные формы обучения, методы и примеры, основанные на информационных и коммуникационных технологиях. Специальные методы способствовали разработке новых демонстрационных аудио и видео материалов по преподаванию и обучению иностранного языка, способствовали созданию и совершенствованию наглядных пособий, материалов для индивидуальной работы студентов. Благодаря внедрению мультимедийных технологий с использованием автоматизированной информационной системы Platonus, учебный процесс в вузе стал более эффективным и оптимальным.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
Профессорско-преподавательский состав Ташкентского финансового института каждый день проводит свои on-line занятия на информационно-образовательной платформе Platonus. Там зарегистрированы все студенты и преподаватели, у каждого есть своя почта. В систему загружены лекции, методические и учебные материалы по всем дисциплинам, самостоятельные и практические задания. Набрав логин и пароль, каждый обучающийся заходит в личный кабинет, получает задания от преподавателя, переписывается и отправляет домашние задания. Там же преподаватель проверяет работы, ведет контроль за успеваемостью студента и ставит оценку в электронном журнале.
Внедрение и развитие описанного механизма интеграции позволяет значительно повысить эффективность управления учебным процессом, экономит большой объем времени на осуществление оперативной работы, исключает дублирование процессов в корпоративной информационной среде вуза.
Автоматизация ключевых направлений деятельности высшего учебного заведения является одним из приоритетных направлений развития современного вуза. Многообразие и сложная взаимосвязь реализуемых в высшем учебном заведении бизнес-процессов предопределяют функциональные и структурные особенности реализации вузовских автоматизированных систем. С одной стороны, у каждого обособленного подразделения вуза есть свои специфические задачи, что требует создания специализированных программных решений, с другой — необходимо обеспечить тесное взаимодействие обособленных подсистем между собой. Логичным решением проблемы является создание единой автоматизированной информационной системы вуза.
Таким образом, информационно-образовательная платформа Platonus обеспечивает хранение всей информации в единой базе данных, эффективный обмен информацией между подсистемами и необходимую гибкость благодаря модульной архитектуре. Внедрение именно такой интегрированной системы позволяет существенно повысить эффективность управления вузом в целом.
Список литературы:
1. Аитов В. Г. Интерграция информационной системы вуза с системой e-learning // Прикладная информатика. 2015. №5 (59). C. 40-46.
2. Мамыкова Ж. Д. Модель единой интегрированной информационной системы управления университетом // Вестник КазНУ. 2012. №4 (75). С. 80-98.
3. Жуковская И. Е. Инновационные аспекты совершенствования управленческих процессов в высшем учебном заведении на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий // Открытое образование. 2016. №4. С. 1722.
4. Бегалов Б. А., Жуковская И. Е. Методологические аспекты влияния информационного общества на инновационное развитие экономики. Ташкент: Наука и технология, 2016. 135 с.
References:
1. Aitov, V. G. (2015). Intergratsiya informatsionnoi sistemy vuza s sistemoi e-learning. Prikladnaya informatika, (5), 40-46. (in Russian).
2. Mamykova, Zh. D. (2012). Model' edinoi integrirovannoi informatsionnoi sistemy upravleniya universitetom. VestnikKazNU, (4), 80-98. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
3. Zhukovskaya, I. E. (2016). Innovatsionnye aspekty sovershenstvovaniya upravlencheskikh protsessov v vysshem uchebnom zavedenii na osnove primeneniya sovremennykh informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii. Otkrytoe obrazovanie, (4), 17-22. (in Russian).
4. Begalov, B. A., & Zhukovskaya, I. E. (2016). Methodological aspects of influence of an information society on innovative development of economy. Tashkent, Science and Technology, 135.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 08.04.2020 г. 11.04.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Нигматова Д. Я., Сатторова М. А. Автоматизированная информационная система Platonus и ее применение в образовательном процессе // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №5. С. 461-465. https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/62
Cite as (APA):
Nigmatova, D., & Sattorova, M. (2020). Platonus Automated Information System and It's Used in Educational Process. Bulletin of Science and Practice, 6(5), 461-465. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/62