Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
УДК 37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/67
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИЕ
ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
©Фарманова Б. А., ORCID: 0000-0003-3205-2406, канд. ист. наук, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Ташкент, Узбекистан,
THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING OF DISTANCE LEARNING TO HUMANITARIAN DISCIPLINES TEACHING IN THE SYSTEM OF HIGHER
EDUCATION
©Farmanova B., ORCID: 0000-0003-3205-2406, Ph.D., LomonosovMoscow State University,
Tashkent, Uzbekistan, [email protected]
Аннотация. Цель настоящей работы — рассмотреть дистанционное обучение в контексте существующих определений, технологий, возможностей, проблем, концепций и его роли, поскольку оно быстро становится неотъемлемой частью образовательных систем, как в развитых, так и в развивающихся странах. Благодаря новым технологиям способы обучения и получения новых знаний больше не ограничиваются пространством и временем. Новые технологии предлагают большую гибкость в том, когда, где и как организовать учебный процесс и приобретать знания, предлагая гибкие возможности обучения, как отдельному лицу, так и группе студентов. Дистанционное обучение является одной из наиболее быстро растущих областей образования, и его потенциальное влияние на все системы предоставления образования усилилось, благодаря развитию информационных технологий на основе Интернета. Для того чтобы удовлетворить потребности меняющегося мира, дистанционное обучение должно идти в ногу со временем, без географических барьеров, быть конкурентоспособной и ориентированной на обучаемых.
Abstract. The present paper aims to review distance learning in the context of present definitions, technologies, opportunities, challenges, concepts and contributions as it is fast becoming an essential part of educational systems in both developed and developing countries. By virtue of new technologies the ways of teaching and acquiring new knowledge aren't confined by space and time any more. New technologies offer great flexibility in when, where and how to distribute teaching and acquiring knowledge offering flexible learning opportunities to individuals and group learners. Distance learning is one of the most rapidly growing fields of education and its potential impact on all education delivery systems has been greatly accentuated through the development of Internet-based information technologies. In order to meet the needs of the changing world future distance learning must be time flexible, lacking geographical barriers, competitive value, and learner centered.
Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательные системы, новые технологии, гуманитарные дисциплины.
Keywords: distance learning, educational systems, new technologies, humanitarian disciplines.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
Современный этап развития высшего профессионального образования требует кардинальных изменений в системе гуманитарной подготовки студентов. Без определенных философских, этических, политологических, исторических представлений сегодня невозможно глубоко осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в единстве всех ее законов и противоречий. В центре процесса обучения стоит самостоятельная познавательная деятельность обучаемого: учение, а не преподавание. Грамотная организация самостоятельной деятельности обучаемых предполагает использование современных направлений при подготовке специалистов, которые будут способствовать раскрытию внутренних резервов каждого студента и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности [1-6].
Дисциплины гуманитарного цикла образовательных программ высших учебных заведений играют важную роль в процессе формирования гражданина и развития критического мышления личности как элемента общей культуры. Однако новые образовательные стандарты предусматривают сокращение аудиторных часов для изучения гуманитарных дисциплин студентами вузов, и в то же время требуют совершенствования содержания этой дисциплины. В связи с этим появляется необходимость к созданию новых учебных программ и курсов, дидактических средств и методов для формирования целостного мировоззрения будущих специалистов.
Целью исследования является рассмотрение особенностей применения дистанционного обучения в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе, с учетом глобальных процессов происходящих во всем мире.
Проводимые исследования основаны на деятельностном и компетентностном подходах. Использованы методы анализа и обобщения научной литературы по теме исследования, применялись методы рефлексии и обобщения педагогической деятельности кафедры «ОГиСЭД» Ташкентского филиала МГУ им. М. В. Ломоносова.
Предложен современный взгляд на преподавание гуманитарных дисциплин как средство формирования системного мышления студентов, конструирования представлений о всемирно-историческом процессе среди студентов, миссии Республики Узбекистан в этом процессе и эволюции Узбекистана как части современной цивилизации.
Установлено, что курс гуманитарных дисциплин в учебном процессе университета предназначен не только для того, чтобы дать студентам глубокие предметные знания, но и для формирования личных ориентиров и способностей на основе анализа исторических событий, объективных и субъективных факторов развития общества. Более того, современный университетский курс гуманитарных дисциплин учит студентов отстаивать свою позицию, основываясь на исторические факты, правильно аргументировать свое мнение.
Представленные выше учебные задачи и их решение, безусловно, помогут будущим выпускникам вузов стать компетентными специалистами. Эти задачи могут быть решены с помощью взаимодействия дистанционного обучения с комплексом следующих инновационных педагогических технологий: проблемных, конструкторских и игровых методов, стимулирующих мыслительную деятельность студентов; интерактивные формы обучения, способствующие взаимопониманию между преподавателем и студентом, совместному решению образовательных задач и приобретению студентами положительных коммуникативных навыков.
В данной работе рассматривается новый формат преподавания и изучения гуманитарных дисциплин — дистанционное обучение. Показано, что внедрение дистанционного образования в учебный процесс вуза, возможно только в условиях, когда
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
преподаватель осваивает инновационные способы организации и проведения дискуссий, развивает навыки дистанционного обучения у студентов с помощью использования во время занятий виртуальных образовательных платформ для видеоконференций, таких как платформы Zoom и Webinar. Пожалуй, чаще всего для проведения онлайн-уроков преподаватели используют Skype, однако существует множество других платформ, которые ничем не хуже, а иногда и лучше Скайпа.
Профессорско-преподавательский состав кафедры «ОГиСЭД» Ташкентского филиала МГУ имени М. В. Ломоносова чаще всего использует сервис Zoom, для проведения видеоконференций и онлайн-встреч. Zoom платформа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, студенты могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного урока в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа. Студенты, со своей стороны, должны демонстрировать высокую мотивацию и активность, находить самостоятельно необходимую информацию, обрабатывать и анализировать ее, включая первоисточники.
Экспериментальные практические результаты внедрения технологий дистанционного обучения в учебный процесс подтверждают предположение о том, что использование дистанционного обучения и поддерживающих его технологий при преподавании гуманитарных дисциплин в вузе требует тщательного планирования. Этот механизм включает в себя четыре основных этапа: проведение оценки потребностей, определение учебных целей и производство учебных материалов, обучение и практику инструкторов и реализации программы
В исследовании были выявлены преимущества использования дистанционного обучения студентов с помощью апробации платформы Zoom на занятиях по гуманитарным дисциплинам:
1. Это удобная форма как очного, так и заочного обучения.
2. Повышается качество самостоятельной работы студентов. Работа на на платформе Zoom позволяет качественно выполнить вычисления, оформить работу, использовать информационные ресурсы сети для углубленного изучения темы.
3. Возможна быстрая корректировка на основе новых научных данных содержания курса лекций, практических заданий.
4. Создание электронного варианта курса лекций для преподавателя доступнее, чем публикация собственного учебника или учебного пособия.
5. Необходимо учесть и психологический момент: современному студенту интересно работать на платформе Zoom, предоставляющим возможности для развития образного и абстрактного, пространственного мышления.
Важно отметить то, что преподавание гуманитарных дисциплин в вузе по дистанционной форме обучения предъявляет особые требования к уровню подготовки и методике обучения преподавателя, который должен обладать солидным багажом знаний, уметь применять теоретические знания на практике, быть в курсе последних достижений науки и техники, а также обладать свойствами мобильности и коммуникабельности.
Таким образом, дистанционное обучение — это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем. Принципиально
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
меняется и роль преподавателя. Преподаватель перестает быть единственным носителем знаний, а становиться в высшем понимании координатором образовательного процесса. Это требует от преподавателя совершенно новых знаний, умений, навыков.
В Республике Узбекистан идет процесс модернизации системы образования. Мировой опыт показывает, что этот процесс невозможен без применения современных информационных и телекоммуникационных технологий. Узбекистан, являющийся частью мирового сообщества, не может стоять в стороне от тенденций общемирового развития. Это в полной мере относится к системе высшего образования в нашей республике и проблеме внедрения дистанционного образования (http://uza.uz/oz/documents/).
Во всем мире высокий уровень образования считается залогом успеха, как народа, так и страны в целом. Оттого соответствующая сфера считается приоритетной и получает столько внимания. Так, 8 октября 2019 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Указ «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года», согласно которому высшее образование в Узбекистане должно подняться на качественно новый уровень (https://www.gazeta.uz/ru/politics/). При этом внедрение дистанционного обучения в учебный процесс вузов позволит создать эффективную платформу для подготовки самостоятельно мыслящих высококвалифицированных кадров с современными знаниями и высокими духовно-нравственными качествами (https://www.gazeta.uz/ru/politics/).
Резюмирую все вышесказанное, можно констатировать достаточную целесообразность дистанционного образования. Универсальность и конструктивизм информационной среды, несомненно, открывают новые перспективы профессионально-личностного развития и самореализации, как преподавателя, так и студента. Использование дистанционного обучения предоставляет возможность формировать виртуальные образовательные или профессиональные сообщества, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией (http://www.msu.ru/study/distlearn.htm).
Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что количество преподавателей по мере внедрения дистанционного обучения будет сокращаться за счет наименее «конкурентоспособных», но при этом роль самого преподавателя неизмеримо возрастет.
Список литературы:
1. Водолад С. Н., Зайковская М. П., Ковалева Т. В., Савельева Г. В. Дистанционное обучение в вузе. Курск, 2010.
2. Третьяков В. С., Ларионова В. А. Открытые онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе // Высшее образование в России. 2016. №7 (203). С. 55-66.
3. Виндекер О. С., Голендухина Е. А., Клименских М. В., Корепина Н. А., Шека А. С. К вопросу об эффективности дистанционного обучения: исследование представлений. Педагогическое образование в России. 2017. №10. С. 41-47.
4. Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю. Социокультурные аспекты виртуальной коммуникации в образовательном процессе эпохи глобализации // Клио. 2017. №11 (131). С. 191-197.
5. Мальцев В. Дистанционное обучение - доступное образование. 2016. http://www.planetaedu.ru/articles/482
6. Токмянин В. В. Дистанционное образование: зависимость качества от формы обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2015 г.). СПб: Реноме, 2015. С. 370-372.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54
References:
1. Vodolad, S. N., Zaikovskaya, M. P., Kovaleva, T. V., & Savel'eva, G. V. (2010). Distantsionnoe obuchenie v vuze. Kursk. (in Russian).
2. Tretyakov, V. S., & Larionova, V. A. (2016). Otkrytye onlain-kursy kak instrument modernizatsii obrazovatel'noi deyatel'nosti v vuze. Vysshee obrazovanie v Rossii, (7). 55-66. (in Russian).
3. Vindeker, O. S., Golendukhina, E. A., Klimenskikh, M. V., Korepina, N. A., & Sheka, A. S. (2017). K voprosu ob effektivnosti distantsionnogo obucheniya: issledovanie predstavlenii. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, (10), 41-47. (in Russian).
4. Lapina, I. Yu., & Kargapoltsev, S. Yu. (2017). Sotsiokul'turnye aspekty virtual'noi kommunikatsii v obrazovatel'nom protsesse epokhi globalizatsii. Klio, (11), 191-197. (in Russian).
5. Maltsev, V. (2016). Distantsionnoe obuchenie - dostupnoe obrazovanie. http://www.planetaedu.ru/articles/482
6. Tokmyanin, V. V. (2015). Distantsionnoe obrazovanie: zavisimost' kachestva ot formy obucheniya. In Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (g. Sankt-Peterburg, fevral'2015 g.). St. Petersburg, 370-372. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 18.04.2020 г. 24.04.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Фарманова Б. А. Опыт внедрения дистанционного обучения в преподавание гуманитарных дисциплин в системе высшего образования // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №5. С. 491-495. https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/67
Cite as (APA):
Farmanova, B. (2020). The Experience of Implementing of Distance Learning to Humanitarian Disciplines Teaching in the System of Higher Education. Bulletin of Science and Practice, 6(5), 491-495. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/67