Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития открытого и дистанционного обучения'

Тенденции и перспективы развития открытого и дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАМОТНОСТЬ / ГИБКОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / OPEN AND DISTANCE LEARNING / EDUCATION / LITERACY / FLEXIBILITY / EQUITY / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муратова Насиба Тургунбаевна

Цель настоящего документа рассмотреть открытое и дистанционное обучение в контексте существующих определений, технологий, возможностей, проблем, концепций и вклада, поскольку оно быстро становится неотъемлемой частью образовательных систем, как в развитых, так и в развивающихся странах. Благодаря новым технологиям способы обучения и получения новых знаний больше не ограничиваются пространством и временем. Новые технологии предлагают большую гибкость в том, когда, где и как распределять преподавание и приобретение знаний, предлагая гибкие возможности обучения отдельным лицам и группам. Открытое и дистанционное обучение является одной из наиболее быстро растущих областей образования, и его потенциальное влияние на все системы предоставления образования было усилено благодаря развитию информационных технологий на основе Интернета и, в частности, Всемирной паутины. Для того чтобы удовлетворить потребности меняющегося мира, открытое и дистанционное обучение в будущем должно быть гибким во времени, без географических барьеров, конкурентных затрат и ориентации на студентов.The present paper aims to review open and distance learning in the context of present definitions, technologies, opportunities, challenges, concepts and contributions as it is fast becoming an essential part of educational systems in both developed and developing countries. By virtue of new technologies the ways of teaching and acquiring new knowledge aren’t confined by space and time any more. New technologies offer great flexibility in when, where and how to distribute teaching and acquiring knowledge offering flexible learning opportunities to individuals and group learners. Open and distance learning is one of the most rapidly growing fields of education and its potential impact on all education delivery systems has been greatly accentuated through the development of Internet-based information technologies and in particular the World Wide Web. In order to meet the needs of the changing world future open and distance learning must be time flexible, lacking geographical barriers, competitive cost and learner centered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития открытого и дистанционного обучения»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54

УДК 37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/69

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

©Мурадова Н. Т., Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Узбекистан, [email protected]

TRENDS AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF OPEN AND DISTANCE LEARNING

©Muradova N., Tashkent Financial Institute, Tashkent, Uzbekistan, [email protected]

Аннотация. Цель настоящего документа — рассмотреть открытое и дистанционное обучение в контексте существующих определений, технологий, возможностей, проблем, концепций и вклада, поскольку оно быстро становится неотъемлемой частью образовательных систем, как в развитых, так и в развивающихся странах. Благодаря новым технологиям способы обучения и получения новых знаний больше не ограничиваются пространством и временем. Новые технологии предлагают большую гибкость в том, когда, где и как распределять преподавание и приобретение знаний, предлагая гибкие возможности обучения отдельным лицам и группам. Открытое и дистанционное обучение является одной из наиболее быстро растущих областей образования, и его потенциальное влияние на все системы предоставления образования было усилено благодаря развитию информационных технологий на основе Интернета и, в частности, Всемирной паутины. Для того чтобы удовлетворить потребности меняющегося мира, открытое и дистанционное обучение в будущем должно быть гибким во времени, без географических барьеров, конкурентных затрат и ориентации на студентов.

Abstract. The present paper aims to review open and distance learning in the context of present definitions, technologies, opportunities, challenges, concepts and contributions as it is fast becoming an essential part of educational systems in both developed and developing countries. By virtue of new technologies the ways of teaching and acquiring new knowledge aren't confined by space and time any more. New technologies offer great flexibility in when, where and how to distribute teaching and acquiring knowledge offering flexible learning opportunities to individuals and group learners. Ореn and distance learning is one of the most rapidly growing fields of education and its potential impact on all education delivery systems has been greatly accentuated through the development of Internet-based information technologies and in particular the World Wide Web. In order to meet the needs of the changing world future open and distance learning must be time flexible, lacking geographical barriers, competitive cost and learner centered.

Ключевые слова: открытое и дистанционное обучение, образование, грамотность, гибкость, справедливость, информационные технологии.

Keywords: open and distance learning, education, literacy, flexibility, equity, information technology.

Растущий международный интерес к открытому и дистанционному обучению и последующее расширение соответствующих учебных заведений и программ является наиболее заметным событием в области образования и профессиональной подготовки в

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54

последние годы. Нет сомнений в том, что открытое и дистанционное обучение находится в процессе становления само по себе как неотъемлемая часть систем образования.

Дистанционное и открытое обучение является движущей силой социально-экономического развития. Оно быстро становится неотъемлемой частью основной системы образования, как в развитых, так и в развивающихся странах. Глобализация дистанционного и открытого обучения предоставляет странам много возможностей для реализации своих общесистемных целей в области образования. Растущие потребности в постоянном повышении квалификации и переподготовке, а также технологические достижения привели к взрыву интереса к дистанционному и открытому обучению [1].

Для студента открытое и дистанционное обучение означает повышенный доступ и гибкость, а также сочетание работы и образования. Это также может означать подход, ориентированный на студентов, высокое качество образовательного процесса и новые способы взаимодействия. Для работодателей она предлагает качественное и зачастую экономически выгодное профессиональное развитие на рабочем месте. Это позволяет совершенствовать навыки, повышать производительность и развивать новую культуру обучения. Кроме того, это означает разделение затрат, времени на обучение и повышение переносимости обучения.

Для правительств многих стран основным преимуществом открытого и дистанционного обучения является то, что оно помогает увеличить возможности систем образования и обучения этих государств. Эти типы обучения способствуют охвату большего количества целевых групп с ограниченным доступом к обычному образованию и обучению, а также повысить качество и актуальность существующих образовательных структур.

Системы открытого и дистанционного обучения обычно можно описать как состоящие из ряда компонентов, таких как: миссия или цель конкретной системы, программы и учебные планы, стратегии и методы преподавания и обучения, учебные материалы и ресурсы, общение и взаимодействие, студенты, преподаватели, сотрудники и другие эксперты, процедуры оценки, управления, жилья и оборудования.

В открытом и дистанционном обучении есть как истории успеха, так и неудачи, и многие системы сталкиваются с проблемами и препятствиями для эффективной реализации. Некоторые из наиболее распространенных проблем: неадекватная технологическая инфраструктура, недостатки планирования и программ, нехватка человеческого потенциала и опыта, нехватка финансовых ресурсов и отсутствие признания образовательной эквивалентности.

Открытое и дистанционное обучение предлагает множество преимуществ, которые можно оценить по техническим, социальным и экономическим критериям. Кроме того, методы этих типов обучения имеют свои собственные педагогические достоинства, что приводит к различным способам создания и получения знаний [2].

Открытое и дистанционное обучение расширяет доступ к образованию и возможностям обучения, предоставляет более широкие возможности для обновления, переподготовки и личного обогащения, повышает экономическую эффективность образовательных ресурсов, поддерживает качество и разнообразие существующих образовательных структур, увеличивает и консолидирует потенциал.

Еще одним преимуществом открытого и дистанционного обучения является его удобство, поскольку многие технологии доступны и в домашних условий. Многие формы дистанционного обучения предоставляют студентам возможность участвовать в любое время на индивидуальной основе благодаря гибкости открытого и дистанционного обучения. Такое

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54

обучение является вполне доступным, так как многие формы открытого и дистанционного обучения требуют минимальных затрат [3].

Открытое и дистанционное обучение также мультисенсорное. Понятие мультисенсорной технологии связано с тем, что каждый обучающийся имеет свой собственный неповторимый стиль познания, свои когнитивные особенности, которые непосредственно влияют на усвоение нового материала, в том числе и на занятиях иностранного языка. Существует широкий спектр материалов, которые могут удовлетворить любые учебные предпочтения. Фактически некоторые студенты учатся на визуальных стимулах, а другие учатся лучше, слушая или взаимодействуя с компьютерной программой.

Кроме того, открытое и дистанционное обучение может предложить расширенные взаимодействия со студентами. В частности, студенты интроверты, которые стесняются задавать вопросы в классе, часто «открываются», когда им предоставляется возможность общаться по электронной почте или с помощью других индивидуальных средств. Есть и другие преимущества открытого и дистанционного обучения, такие как: баланс неравенства между возрастными группами, географическое расширение доступа к образованию, предоставление образования для большой аудитории, предложение сочетания образования с работой или семейной жизнью.

Несмотря на бесчисленные преимущества открытого и дистанционного обучения, существуют также различные недостатки этих типов обучения, о которых студенты и учебные заведения должны знать перед началом любой программы открытого и дистанционного обучения.

Открытое и дистанционное обучение требует предварительного планирования. Как преподаватели, так и студенты, участвующие в дистанционном обучении, время от времени должны делать расходы на техническое его обеспечение. Также эти виды обучения не дают немедленной обратной связи. В традиционной обстановке в аудитории успеваемость студента может быть немедленно оценена с помощью вопросов и неформального тестирования. При открытом и дистанционном обучении студент должен ждать обратной связи, пока преподаватель не проверит его работу и не отреагирует на нее [4].

По сравнению с традиционным методом преподавания открытое и дистанционное обучение требует непропорционально больших усилий со стороны преподавателей. А именно, преподавание дистанционных курсов включает в себя не только время, необходимое для фактической доставки материалов курса, но оно также должно включать много времени, посвященного поддержке и подготовке студентов.

Открытое и дистанционное обучение не дает в полную силу насладиться студентам возможности поработать над устными коммуникативными навыками. Студенты на курсах открытого и дистанционного обучения не получают опыта визуального взаимодействия с профессорами и другими студентами. Они на расстоянии могут чувствовать себя изолированными или пропустить социально-физическое взаимодействие, которое сопровождает посещение традиционной аудитории. Тем не менее, многие участники открытого и дистанционного обучения сообщают, что это чувство изоляции уменьшается с использованием коммуникационных технологий, таких как чаты, социальные сети, например, социальная сеть Телеграмма, электронная почта и видеоконференции [3].

С ростом популярности Интернета компьютерным технологиям уделяется все больше внимания в качестве средства открытого и дистанционного обучения. Основные компьютерные технологии, используемые для открытого и дистанционного обучения, включают в себя онлайн-сотрудничество и обучение через Интернет. Долгое время электронная почта оставалась единственным интернет-приложением в образовании.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54

Электронная почта по-прежнему является наиболее часто используемой компьютерной технологией в открытом и дистанционном обучении. Отправка сообщений с помощью электронной почты — это распространенный и недорогой способ общения студентов с преподавателями. Преимущества обмена сообщениями по электронной почте включают в себя универсальность и удобство, но для этого требуется подключение к Интернету и сложность обучения использованию программного обеспечения и вложений электронной почты.

Модель обучения, основанная на основе веб-технологий, в основном свободна от ограничений пространства и времени, в то время как она очень легко достигает студентов по всему миру. Преимущества компьютерных технологий: они позволяют самостоятельно обучаться, могут включать текст, графику, аудио и видео, они обеспечивают высокий уровень интерактивности, обеспечивают письменную запись обсуждений и обучения, они недороги и доступны во всем мире [2].

В большинстве случаев при открытом и дистанционном обучении очень важна мотивация и способность студентов получать знания в условиях самостоятельного обучения. Поэтому важно на начальном этапе проанализировать потенциальную аудиторию для такого рода обучения.

Открытое и дистанционное обучение нуждается в помощниках и командах технической поддержки, которые обеспечат работу всего оборудования. Инструкторы, фасилитаторы и персонал технической поддержки должны быть обучены для этой цели. Открытое и дистанционное обучение может осуществляться с использованием различных технологий. Выбор наиболее подходящей технологии зависит от области содержимого, стилей обучения студента и имеющегося аппаратного и программного обеспечения. Технологические решения могут зависеть от географического расположения преподавателей и студентов.

Хорошо структурированный курс открытого и дистанционного обучения должен ставить учебные задачи в первую очередь [1]. В этом случае технология является еще одним инструментом, который преподаватели могут использовать для эффективной передачи содержания курса и взаимодействия со студентами. После того, как цели и задачи определены, могут быть разработаны учебные материалы. Материалы должны быть понятными для изучения, соответствующими и структурированными, чтобы максимизировать преимущества и минимизировать ограничения для студентов. Образовательные ресурсы преподавателей для программ открытого и дистанционного обучения должны систематически контролироваться.

Открытое и дистанционное обучение - это не просто современная тенденция, которая вскоре исчезнет. Для удовлетворения потребностей меняющегося мира, будущее открытого и дистанционного обучения должно быть гибким по времени, без географических барьеров. Это обучение должно стать конкурентоспособной, ориентированной на студентов, с меньшим акцентом на лекционные занятия, с использованием высоких технологий, включающие новые медиа и компьютерные приложения, адаптируемые к потребностям глобального рынка, ориентированные на рост, с точки зрения личности и организации, с использованием современных материалов, актуальных для нашего времени.

Список литературы;

1. Горева О. М., Осипова Л. Б. Перспективы развития дистанционной формы обучения студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2. С. 645-645.

2. Abeldina Z., Moldumarova Z., Abeldina R., Moldumarova Z. I., Imanzhanova K. T. Stimulating the Cognitive Activity of Students while Conducting Experimental Work //

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54

Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. V. 6. №3 S1. P. 420. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s1p420

3. Alabbadi M. M. Cloud computing for education and learning: Education and learning as a service (ELaaS) // 2011 14th International conference on interactive collaborative learning. IEEE, 2011. P. 589-594. https://doi.org/10.1109/ICL.2011.6059655

4. Baxendale P., Mellor J. A 'virtual laboratory' for research training and collaboration // International journal of electrical engineering education. 2000. V. 37. №1. P. 95-107. https://doi.org/10.7227/IJEEE.37.1.9

References:

1. Goreva, O. M., & Osipova, L. B. (2015). Development prospects remote form teaching students. Modern problems of science and education, (2), 645-645.

2. Abeldina, Z., Moldumarova, Z., Abeldina, R., Moldumarova, Z. I., & Imanzhanova, K. T. (2015). Stimulating the Cognitive Activity of Students while Conducting Experimental Work. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(3 S1), 420. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s1p420

3. Alabbadi, M. M. (2011, September). Cloud computing for education and learning: Education and learning as a service (ELaaS). In 2011 14th International conference on interactive collaborative learning, IEEE, 589-594. https://doi.org/10.1109/ICL.2011.6059655

4. Baxendale, P., & Mellor, J. (2000). A 'virtual laboratory' for research training and collaboration. International journal of electrical engineering education, 37(1), 95-107. https://doi.org/10.7227/IJEEE.37.1.9

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 05.04.2020 г. 12.04.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Мурадова Н. Т. Тенденции и перспективы развития открытого и дистанционного обучения // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №5. С. 501-505. https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/69

Cite as (APA):

Muradova, N. (2020). Trends and Development Prospects of Open and Distance Learning.

Bulletin of Science and Practice, 6(5), 501-505. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.