Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
УДК 378 https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/49
О ПРОБЛЕМАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
©МахкамоваМ. Ю., ORCID: 0000-0001-7272-5463, канд. пед. наук, Ташкентский архитектурно-строительный институт, г. Ташкент, Узбекистан, [email protected]
PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF PREPARATION OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
©Mahkamova M., ORCID: 0000-0001-7272-5463, Ph.D., Tashkent Institute of Architecture and Civil Engineering, Tashkent, Uzbekistan, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются важнейшие проблемы совершенствования системы подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений и формирования у них профессиональной мобильности. Также представлен анализ курсов повышения квалификации в аспекте процессов модернизации дошкольного образования.
Abstract. The article discusses the most important problems of improving the training system for educators of pre-school educational institutions and also deals with the problems of formation of their professional mobility. Also, the article presents the analysis of advanced training courses in the aspect of the modernization of pre-school education.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, воспитатель дошкольного образовательного учреждения, курсы повышения квалификации, профессиональная компетентность.
Keywords: professional mobility, pre-school educators, advanced training courses, professional competence.
Вопрос профессиональной компетентности является ключевой в любой профессиональной сфере, потому что именно от того, какая рабочая сила используется в процессе трудовой деятельности, зависит ее успешность. Особенно ощутимо эта проблема в образовании, целью которой является ориентация на будущее. Как известно, человек узнает основную часть необходимой информации в раннем возрасте, поэтому важно правильно организовать процесс подготовки специалистов работающих с детьми [1].
Рассмотрим специфику подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений и формирования у них профессиональной мобильности.
Известно, что дошкольное образование является первоначальной и фундаментальной ступенью отечественного образования, модернизация процесса подготовки специалистов дошкольных образовательных учреждений становится одной из актуальных проблем педагогической науки, а инновационные изменения, которые происходят в этой системе, способствуют становлению новых форм, целей, содержания и технологий подготовки мобильных и профессионально компетентных воспитателей. Эта проблема на современном этапе требует инновационных решений, которые могли бы отвечать современным требованиям воспитательно-образовательной природы дошкольного учреждения, запросам и потребностям родителей и всего общества. Необходимо отказаться от старых традиционных
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
механизмов развития профессиональной компетентности воспитателей, которые не учитывают потребности современного общества [2].
Основываясь на педагогический опыт в системе высшего образования, хотелось бы подробно остановиться на эффективных методах подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Исследования последних лет показали важность поиска новых путей за счет усовершенствования процесса формирования готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста.
В данном исследовании разработана инновационная методика поэтапного формирования элементов подготовленности будущих воспитателей к сотрудничеству с детьми, которая представляет собой алгоритм взаимосвязанных действий, способствующих достижению положительных результатов в условиях их повседневной деятельности.
Методика помогает повысить уровень профессиональной компетентности, оптимизации процесса профессиональной подготовки, структурированию психолого-педагогических знаний, умений и навыков, позволяет изучить динамику процесса формирования профессиональной готовности будущих воспитателей к работе с детьми. Она включает в себя навыки овладения технологией личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, а также организация интегративных спецкурсов, в рамках которых теоретические знания приобретаются в комплексе с практическим опытом [3].
Природой понятия личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми является знание индивидуальных особенностей детей и проявляется в комплексе трех его компонентов:
-психолого-педагогической категории; -направленности личности и деятельности воспитателя; -стратегии обучения.
Ключевым свойством вышесказанной психолого-педагогической категории является личностное развитие субъектов образовательного процесса. Мотивационная сторона этой категории позитивно влияет на личность и деятельность воспитателя, что побуждает его к гуманизации стратегии обучения и воспитания.
Благодаря анализу психолого-педагогической литературы, посвященной изучению компонентов сотрудничества воспитателя с детьми дошкольного возраста, а также основываясь на специфику работы воспитателя детского сада, нами были определены следующие основные элементы взаимодействия воспитателя с детьми:
-ценностно-ориентационные элементы: рефлексивный и специальный, включающие в себя знания психологических и возрастных особенностей развития детей, психолого-педагогических основ дошкольного воспитания и обучения, специфику формирования педагогического сотрудничества с детьми, изучению качества результатов проведенной воспитательно-образовательной работы;
-операционально-коммуникативные элементы: коммуникативный и технологический, характеризующиеся комплексом профессионально-педагогических качеств и умений планирования коммуникативного взаимодействия с детьми, организация занятий, игр и других форм формирования взаимодействия в воспитательно-образовательном процессе, установления контактов с детьми с учетом их индивидуальных характеристик.
Итак, овладение будущими воспитателями процессом взаимодействия с детьми зависит от их общей профессиональной готовности [4].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
Педагогические условия, способствующие формированию готовности:
-активное применение методов, форм и средств обучения;
-будущие воспитатели должны подходить к своей педагогической деятельности системно.
Опросы, проведенные среди студентов старших курсов и воспитателей детских садов, а также теоретический анализ литературы позволили выделить эффективные формы разработки и внедрения в повседневную практику проектных моделей таких как, «Банк идей», «Педагогический портфель», «Шаг за шагом», которые нацелены на формирование базового центра педагогических, творческих и научных идей. Этот центр, в свою очередь станет местом, где каждый желающий сможет поделиться своим опытом работы в области дошкольных образовательных учреждений.
Современное общество требует от воспитателей дошкольных образовательных учреждений высокой культуры, сформированной системы ценностей, заинтересованности их в усовершенствовании творческих навыков своих воспитанников, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию и профессиональной мобильности. Так как для дошкольного учреждения требуется не просто воспитатель — носитель информации, а педагог, способный эффективно, качественно решать педагогические проблемы, применять новые педагогические идеи, способные удовлетворить социальный заказ современного общества [5].
Список литературы:
1. Кирилина М. В. Совершенствование социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе инновационной образовательной деятельности // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.. 2013. №. 2.
2. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. Волгоград. 2011. 156 с.
3. Вершинина Н. В., Кузнецова Н. В. Совершенствование организации практики в системе подготовки педагога дошкольного образования // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9. №3 (35). С. 32-39.
4. Stepanova N. A., Sannikova L. N., Levshina N. I., Yurevich S. N., Ilyina G. V. Methodological performance evaluation by teachers in preschool educational intitutions // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2018. V. 6. №2. P. 67. https://doi.org/10.5937/ijcrsee1802067A
5. Epstein J. L. School, family, and community partnerships: Preparing educators and improving schools. Routledge, 2018. https://doi.org/10.4324/9780429494673
References:
1. Kirilina, M. V. (2013). Sovershenstvovanie sotsial'no-pedagogicheskoi kompetentnosti vospitatelei doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii v protsesse innovatsionnoi obrazovatel'noi deyatel'nosti. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya №1. Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki, (2). (in Russian).
2. Nikishina, I. V. (2011). Diagnosticheskaya i metodicheskaya rabota v doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. Volgograd. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
3. Vershinina, N. V., & Kuznetsova, N. V. (2018). Improving organization of practice in the system of teacher training of preschool education. Gumanitarnye nauki i obrazovaie, 9(3), 32-39. (in Russian).
4. Stepanova, N. A., Sannikova, L. N., Levshina, N. I., Yurevich, S. N., & Ilyina, G. V. (2018). Methodological performance evaluation by teachers in preschool educational intitutions. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, 6(2), 67. https://doi.org/10.5937/ijcrsee1802067A
5. Epstein, J. L. (2018). School, family, and community partnerships: Preparing educators and improving schools. Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429494673
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 29.10.2019 г. 02.11.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Махкамова М. Ю. О проблемах совершенствования системы подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №12. С. 397-400. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/49
Cite as (APA):
Mahkamova, M. (2019). Problems of Improvement of the System of Preparation of Teachers of Preschool Educational Institutions. Bulletin of Science and Practice, 5(12), 397-400. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/49 (in Russian).