Научная статья на тему 'Формирование общепрофессиональных компетенций будущих учителей как педагогическая проблема'

Формирование общепрофессиональных компетенций будущих учителей как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГ / РАБОТОДАТЕЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / REGULATORY DOCUMENTS / COMPETENCE / COMPETENCY-BASED APPROACH / TEACHER / EMPLOYER / COMPETENCY-BASED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мураталиева Мира Алымбековна

Процесс формирования общепрофессиональных компетенций будущих учителей является предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых, которые сводятся к актуализации общепрофессиональных компетенций, исследованию их сущности и содержания, становятся предметом планирования в документах государственного и стратегического значения, отражены в стратегиях развития отечественных и зарубежных систем образования. Анализ нормативных документов в сфере высшего профессионального образования Киргизской Республики и анализ результатов итоговой государственной аттестации выпускников вуза позволил прийти к выводу о том, что на сегодняшний день недостаточно разработан механизм оценивания уровня сформированности компетенций. Проведены анкетирование с работодателями, беседа с учителями школ, на основе которых выявлены некоторые факты, которые указывают на низкий уровень и даже несформированность некоторых компетенций, из числа как универсальных, так и профессиональных компетенций. За последние пять лет с особой остротой позиционируется задача эффективного инновационного функционирования отечественной системы высшего профессионального образования, что связано с рядом различных причин, неизбежно происходящих на уровне образования. И требования работодателей повысить качество высшего профессионального образования и осуществлять качественную подготовку выпускников из года в год становятся ведущим ориентиром не только для работодателей, но и для потребителей в формате государственного и социального заказа. Проанализированы источники, позволившие сфокусироваться на проблемах педагогического образования, которые существуют как в отечественной системе, так и в странах постсоветского пространства. Для формирования общепрофессиональных компетенций будущих учителей истории важно разработать современные механизмы по реализации данного процесса, которые бы отвечали требованиям базовых навыков 21 века в контексте человекоцентрированного образования на протяжении всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мураталиева Мира Алымбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of General Professional Competences of Future Teachers as a Pedagogical Problem

The process of formation of the general professional competencies of future teachers is the subject of research by many domestic and foreign scientists, which come down to the updating of general professional competencies, the study of their essence and content, become the subject of planning in documents of state and strategic importance, are reflected in the development strategies of domestic and foreign education systems. The analysis of regulatory documents in the field of higher professional education of the Kyrgyz Republic and the analysis of the results of the final state certification of university graduates led to the conclusion that to date, a mechanism for assessing the level of competency formation is not sufficiently developed. A survey was conducted with employers, a conversation with schoolteachers, on the basis of which some facts were revealed that indicate a low level and even lack of formality of some competencies, from among both universal and professional competencies. Over the past five years, the task of effective innovative functioning of the domestic system of higher professional education has been positioned with particular acuteness, which is associated with a number of different reasons that inevitably occur at the educational level. And the requirements of employers to improve the quality of higher professional education and to carry out high-quality training of graduates from year to year become a leading guideline not only for employers, but also for consumers in the format of state and social orders. Sources are analyzed that made it possible to focus on the problems of teacher education that exist both in the domestic system and in the countries of the post-Soviet space. For the formation of the general professional competencies of future history teachers, it is important to develop modern mechanisms for implementing this process that would meet the requirements of the basic skills of the 21st century in the context of person-centered education throughout life.

Текст научной работы на тему «Формирование общепрофессиональных компетенций будущих учителей как педагогическая проблема»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

УДК 342.813:37.013 https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/50

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

©Мураталиева М. А., канд. пед. наук, Бишкекский государственный университет имени К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызстан, tuigun_bm@mail.ru

FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

©Muratalieva M., Ph.D., K. Karasaev Bishkek State University, Bishkek, Kyrgyzstan, tuigun_bm@mail.ru

Аннотация. Процесс формирования общепрофессиональных компетенций будущих учителей является предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых, которые сводятся к актуализации общепрофессиональных компетенций, исследованию их сущности и содержания, становятся предметом планирования в документах государственного и стратегического значения, отражены в стратегиях развития отечественных и зарубежных систем образования. Анализ нормативных документов в сфере высшего профессионального образования Киргизской Республики и анализ результатов итоговой государственной аттестации выпускников вуза позволил прийти к выводу о том, что на сегодняшний день недостаточно разработан механизм оценивания уровня сформированности компетенций. Проведены анкетирование с работодателями, беседа с учителями школ, на основе которых выявлены некоторые факты, которые указывают на низкий уровень и даже несформированность некоторых компетенций, из числа как универсальных, так и профессиональных компетенций. За последние пять лет с особой остротой позиционируется задача эффективного инновационного функционирования отечественной системы высшего профессионального образования, что связано с рядом различных причин, неизбежно происходящих на уровне образования. И требования работодателей повысить качество высшего профессионального образования и осуществлять качественную подготовку выпускников из года в год становятся ведущим ориентиром не только для работодателей, но и для потребителей в формате государственного и социального заказа. Проанализированы источники, позволившие сфокусироваться на проблемах педагогического образования, которые существуют как в отечественной системе, так и в странах постсоветского пространства. Для формирования общепрофессиональных компетенций будущих учителей истории важно разработать современные механизмы по реализации данного процесса, которые бы отвечали требованиям базовых навыков 21 века в контексте человекоцентрированного образования на протяжении всей жизни.

Abstract. The process of formation of the general professional competencies of future teachers is the subject of research by many domestic and foreign scientists, which come down to the updating of general professional competencies, the study of their essence and content, become the subject of planning in documents of state and strategic importance, are reflected in the development strategies of domestic and foreign education systems. The analysis of regulatory documents in the field of higher professional education of the Kyrgyz Republic and the analysis of the results of the final state certification of university graduates led to the conclusion that to date, a mechanism for assessing the level of competency formation is not sufficiently developed.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

A survey was conducted with employers, a conversation with schoolteachers, on the basis of which some facts were revealed that indicate a low level and even lack of formality of some competencies, from among both universal and professional competencies. Over the past five years, the task of effective innovative functioning of the domestic system of higher professional education has been positioned with particular acuteness, which is associated with a number of different reasons that inevitably occur at the educational level. And the requirements of employers to improve the quality of higher professional education and to carry out high-quality training of graduates from year to year become a leading guideline not only for employers, but also for consumers in the format of state and social orders. Sources are analyzed that made it possible to focus on the problems of teacher education that exist both in the domestic system and in the countries of the post-Soviet space. For the formation of the general professional competencies of future history teachers, it is important to develop modern mechanisms for implementing this process that would meet the requirements of the basic skills of the 21st century in the context of person-centered education throughout life.

Ключевые слова: профессиональное образование, нормативные документы, компетенция, компетентностный подход, педагог, работодатель, компетентностно-ориентированное образование.

Keywords: professional education, regulatory documents, competence, competency-based approach, teacher, employer, competency-based education.

Понятие «компетенция» введено в понятийный аппарат содержания образования Киргизской Республики в 2014 году (ГОС ВПО КР, Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Киргизской Республики), ранее оно появилось в содержании мировых систем образования и имеет на сегодняшний день огромное количество интерпретаций, описания ее сущности и структуры, огромное количество классификаций, в целом — исследований, посвященных компетентностному подходу и производным от него понятиям «компетенция» и «компетентность».

В понятийном аппарате «Общих положений» государственного образовательного стандарта Киргизской Республики (далее - ГОС ВПО КР), утвержденного приказом МОН КР от 15 сентября 2015 года, №1179/1, «компетенция — заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика (обучаемого), необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере [1].

Существует ряд документов государственного и стратегического значения Киргизской Республики, которые позиционируют обеспечение качества подготовки обучающихся на всех уровнях отечественной системы образования [2-4].

В терминологическом аппарате Государственного образовательного стандарта школьного общего образования Киргизской Республики, понятие «качество образования» интерпретируется как «степень соответствия результатов образования ожиданиям различных субъектов образования (учащихся, педагогов, родителей, работодателей, общества в целом) или поставленным ими образовательным целям и задачам [5].

Уточняя данную интерпретацию, следует отметить, что в проекции на обучающихся в высших учебных заведениях, качество рассматривается как наличие у них на стадии завершения вуза сформированных компетенций, заданных в требованиях к их подготовке на уровне бакалавриата.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по педагогическому направлению «Социально-экономическое образование» (550400) утвержденный приказом Министерства образования и науки Киргизской Республики от 15 сентября 2015 г., №1179/1 [1], структурирован шестью разделами и приложениями. Применительно к нашему предмету исследования, наиболее значимым выступает Раздел 5 — Требования к ООП подготовки бакалавров, который ориентирует вузы на формирование разных видов компетенций у студентов (Таблица).

Таблица.

ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА по направлению подготовки 550400 «Социально-экономическое образование» (профиль «История»)

Универсальные компетенции Профессиональн ые

Общенаучные Инструментальные Социально— компетенции (ПК)

компетенции (ОК) компетенции личностные

(ИК) компетенции (СЛК)

ОК-1 — ОК-6 ИК-1 — ИК-6 СЛК-1 — СЛК-5 ПК-1 — ПК-17

Анализ вышеуказанных групп компетенций и анализ результатов итоговой государственной аттестации выпускников вуза позволил прийти к выводу о том, что на сегодняшний день недостаточно разработан механизм оценивания уровня сформированности компетенций. Аргументируя данный тезис, мы считаем, что можно выделить 2 уровня сформированности: «Требуемый ГОС ВПО» и «Достигнутый»:

«Требуемый» обозначен в различных видах компетенций по направлению подготовки 550400 «Социально-экономическое образование» (Профиль «История») — 43 компетенции [1, с. 137-139];

«Достигнутый» определяется оцениванием по результатам текущего, промежуточного контроля, а также результатам итоговой государственной аттестации, которая включает защиту бакалаврской квалификационной работы или / и Государственный экзамен. Согласно п. 6.2. Раздела 6. Оценка качества подготовки выпускников [1]: «Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца». Следует отметить, что оценка осуществляется по 100 балльной шкале, дифференцируясь на 7 уровней шкал оценки (отлично — А, очень хорошо — В, хорошо — С, удовлетворительно — D, посредственно — Е, неудовлетворительно — FX, неудовлетворительно — X).

Парадокс в том, что требуемый и достигнутый уровни находятся в разнополярном соотношении (Рисунок 1).

Проведенные нами исследования позволили выявить, что, несмотря на то, что одной из целей ООП ВПО по направлению подготовки 550400 «Социально-экономическое образование» в области обучения и воспитания является «подготовка педагога, способного решать профессиональные задачи непрерывного компетентностно-ориентированного образования в условиях быстро меняющегося мира» [1], а так же, несмотря на то, что ГОС ВПО разработаны на основе компетентностного подхода, оценка качества подготовки выпускников не отражает проекции на виды компетенций, которые заявлены в требованиях к ООП подготовки бакалавров по направлению подготовки 550400 «Социально-экономическое образование».

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 5. №12. 2019 DOI: 10.33619/2414-2948/49

Рисунок 1. Соотношение уровней: «Требуемый» — «Достигнутый».

Анкетирование работодателей, беседа с учителями школ позволили выявить некоторые факты, которые указывают на низкий уровень и даже несформированность некоторых компетенций, из числа как универсальных, так и профессиональных компетенций, в частности, следующие из них: «Выпускник ... должен обладать следующими компетенциями [1]:

-способен ориентироваться в ценностях жизни, культуры (ОК-1);

-способен планировать и реализовать образовательный процесс в соответствии ... научно-обоснованным технологиям обучения ... (ОК-2);

-способен прогнозировать результаты образования, проводить мониторинг.. .учебных достижений. (ОК-3);

-владеет одним из иностранных языков на уровне социального общения (ИК-3); -умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (СЛК-4);

-умеет диагностировать уровень развития учащихся в различных областях (умственное, социальное, моральное и т. д.) ... (ПК-9);

-способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правового сознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-16);

-владеет знаниями мировой политики и международных отношений, способен понимать сущность внешней политики государства (ПК-17).

Так, учителя и работодатели считают, что при подготовке выпускников: -игнорируется процесс воспитания, акценты - на процессе обучения; -отсутствие у выпускников творчества, т. к. в системе самостоятельных заданий в вузе превалируют стандартные задания;

-отсутствие у выпускников способности сотрудничать, работать в команде, т. к. большинство студентов, конкурируя между собой стремятся к индивидуальным, а не к командным успехам;

-в вузе не развиты механизмы непрерывного обучения, т. к. студентов практически лишают самостоятельности в выборе своей образовательной траектории развития;

-в содержании учебно-методических комплексов отсутствует система заданий, ориентированных на формирование и развитие критического мышления и креативности;

-выпускники вузов не владеют эмпатией и эмоциональным интеллектом, так как отсутствуют процессы по развитию эмоциональной сферы студентов;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

-уровень сформированности информационно-коммуникационных компетенций низкий, т. к. сами преподаватели вуза не имеют соответствующего уровня сформированности данного вида компетенций и не используют ИКТ в обучающем процессе;

-процесс обучения построен на все тех же когнитивных способностях, которые формировались при «знаниевом» подходе, на смену которому давно пришел — «компетентностный»;

-выпускники не владеют элементарными технологиями в воспитании обучающихся, не владеют навыками педагогического мастерства и др.

Вышеуказанные примеры ответов учителей и работодателей вполне оправданы. Следовательно, на основании вышеизложенного, возникает вопрос: следует ли «задавать» перечень некоторых компетенций, которые формируются фрагментарно, бессистемно, не подвергаясь определению уровня сформированности, сводясь при этом к количественным показателям в оценивании?

За последние пять лет с особой остротой позиционируется задача эффективного инновационного функционирования отечественной системы высшего профессионального образования, что связано с рядом различных причин, неизбежно происходящих на уровне данного образования:

-снижение студенческого контингента;

-стагнация бюджетного финансирования, динамика которого из года в год снижается; -переход на уровневую подготовку кадров;

-изменение условий приема в вузы, основанного на едином тестировании для всех выпускников школ — ОРТ;

-изменение содержания процесса обучения, его пространственной организации; -повышение уровня износа материально-технической базы высших учебных заведений;

-стагнация и консерватизм преподавательской деятельности.

Требования работодателей повысить качество высшего профессионального образования и осуществлять качественную подготовку выпускников из года в год становятся ведущим ориентиром не только для работодателей, но и для потребителей в формате государственного и социального заказа. Если два десятка лет назад понятие «качество» было аморфным и размытым и относилось больше к области производственно-экономической сферы, то на сегодняшний день в образовательной сфере данное понятие закрепилось в терминологическом аппарате и имеет четкую интерпретацию. Так, решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 года №483 «О Соглашении о сотрудничестве государств — членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ», заключенным в Санкт-Петербурге 21.05.2010 года: «Качество образования — соответствие образования потребностям и интересам личности, общества, государства» [6].

В Киргизской Республике 20 июня 2017 года был издан приказ МОН КР №785/1 Об утверждении Программы поддержки и профессионального развития учителей КР «Новый учитель» и Положения о непрерывном профессиональном развитии учителей, в котором обозначены основные проблемы вопросов качества педагогического образования, престижа и социального статуса учителя и общего образовательного уровня студентов, поступающих на педагогические специальности, оценки профессионального уровня (Приказ МОН КР МОН КР от 20 июня 2017 года №785/1 Об утверждении Программы поддержки и профессионального развития учителей КР «Новый учитель» и Положения о непрерывном профессиональном развитии учителей):

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

-Проблемы входа в профессию, характеризующиеся низким средним баллом ОРТ абитуриентов и дальнейшим низким уровнем мотивации к педагогической деятельности. И только 20% доходят до работы в школе.

-Проблемы подготовки педагогических кадров. ... в 2016 году 12 вузов приняли абитуриентов на обучение по государственному гранту по педагогическим специальностям, в том числе и региональные университеты. . используются устаревшие методы и технологии, недостаточное количество часов на практику, стажировку . недостаточное ресурсное оснащение.

-Проблемы удержания в профессии. . на 2016 год 19,8% учителей в школах составляют молодые специалисты. Начинающие учителя не подготовлены к работе в школах и сталкиваются с проблемами, практической реализацией дифференцированного подхода в обучении, работой с разным контингентом учащихся в классе, взаимоотношениям с коллегами и администрацией школы, а также к работе с родителями, т.к. недостаточно работают механизмы наставничества и введения в профессию на уровне школ [4]. Отсутствие четкой и объективной взаимосвязи между квалификацией (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями) педагогического работника, качеством и результатами его профессиональной деятельности, оплатой труда. Отсутствуют механизмы стимулирования профессионального развития учителей школ. В стране не разработан профессиональный стандарт учителя.

Вызывают особый интерес исследования, проводимые Павлом Лукша в рамках проекта Российской Федерации «Глобальное будущее образования» [7], в которых исследователь описывает будущее мира в 2035 году: -сложное общество; -ускоряющиеся изменения технологий;

-изменение социальных практик, которые будут новыми и ранее не использованными; -новые системы управления, построенные на коллективной интеллекте; -каскадная диссеминация сохранения глобальной безопасности;

-«зеленая» экономика и промышленность в ответ на глобальную экологическую катастрофу;

-роботозамещение человеческих ресурсов.

Наряду с чем, Павел Лукша прогнозирует «в течение ближайших 15-20 лет [7] вызовы человечеству:

-«Информационный перегруз» и/или возникновение искусственного интеллекта;

-исчезновение 60-70% профессий в промышленности и секторах;

-экономический кризис;

-экологические проблемы;

-кризисы в области финансов, политики;

-военные кризисы.

И единственный системный ответ на эти вызовы: компетенции человека с позиций триады: работник — гражданин — житель планеты (Рисунок 2).

В связи с чем, назревает необходимость пересмотра и обновления ГОС ВПО Киргизской Республики на новый этап новой «пятилетки», т. к. прошло 4 года и в 2020 году в сентябре месяце будет ровно 5 лет их функционированию. Данный процесс необходим в целях соответствия выпускников к вызовам будущего, в основе которого лежат кумулятивные эффекты технологических, социальных и экономических трансформаций [3].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

Рисунок 2. Триада в соотношении значимости формирования компетенций будущего выпускника.

Анализ источников позволил сфокусироваться на проблемах педагогического образования, которые существуют как в отечественной системе, так и в странах постсоветского пространства [5].

В. А. Болотов в своем исследовании об основных вызовах педагогического образования справедливо выражает контраргументы относительно предложенной руководителями образовательных организаций и ведомств идеи санации вузов, которые не отвечают своему предназначению [2]. Наряду с чем, В. А. Болотов в составе специально созданной рабочей группы по модернизации педагогического образования ориентирует педагогическую и академическую общественность на решение следующих проблемных вызовов [6]:

-гарантированный форсайт, т. е. профессиональная способность построения долгосрочных прогнозов на основе предвидения, прогнозирования развития процессов в сфере образования;

-отказ от псевдоаттестаций, номинально способствующих карьерному росту учителей; создание при школах аттестационных центров, которые имеют свои стандарты учителя, который нужен их школе, с набором тех предметных компетенций, которые нужны их школе для обеспечения качества изучения предметов;

-разработка методологий расчета кадровой потребности с учетом и демографических, и социальных, и экономических сдвигов в развитии страны;

-разработка нового механизма приема в педагогические вузы, с учетом международного опыта успешных практик, где в приоритете психо-эмоциональная устойчивость будущего учителя, наличие положительных коммуникативных навыков, способность к компромиссу и способность работать в команде, при этом автор подвергает критике неумение учителей входить в кооперацию друг с другом, отсутствие навыков работать и планировать совместно, постоянную конкуренцию и соперничество учителей в достижении образовательных результатов;

-введение помимо традиционных видов отечественной педагогической практики других форм практики, успешно реализуемых в международных педвузах: интернатура в педвузах, которая занимала бы большую половину учебного времени и организовывалась бы школами; клиническая подготовка (термин, заимствованный у медиков);

-создание сертификационных центров, в которых наряду с сертификацией квалификации, сдавался бы и особый квалификационный экзамен, организованный на базе школы и позволяющий в случае успешной сдачи, работать в школе;

-достижение разными типами образовательных организаций комплементарности различных форм образования, например, вузы с магистерскими программами, выступающие

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

дополнительными комплементарными формами образования, которые взаимодополняют друг друга в приобретении навыков 21 века, необходимые учителю, педагогу.

В своих исследованиях авторы по проблемам педагогического образования в системе высшего профессионального образования актуализируют разработку новой парадигмы педагогического образования [7]. В рамках соразмерной критики высказывает упреки в адрес вузов, которые отстают от запросов общества, которые не проявляют готовность к коренному переустройству. Справедливо отмечает, что пора сменить практику зачисления на педагогические специальности на более современные механизмы, известные в мировой успешной практике, также акцентирует внимание на том, что у абитуриентов формальный подход к поступлению в вузы, основанный на бюджетном принципе (бесплатное обучение), при этом и уровень мотивации также очень низкий на выходе из стен вуза. Не меньшей критике подверглись и традиционные подходы и методы обучения, низкий уровень материально-технической базы, качественного состава ППС, который в большей степени находится в стадии стагнации [6].

Ряд авторов в своих исследованиях актуализирует исследование проблемы PATH DEPENDENCE, т.е. зависимость педагогического образования от предыдущей траектории развития. На главные вопросы своего исследования, которое осуществлялось специально созданной рабочей группой в рамках работы по программе «Новые лидеры высшего образования» (МШУ «Сколково»), «Что и как должно измениться в педагогическом университете XXI века? Каковы ключевые тренды новой парадигмы педагогического образования как институциональной формы развития человеческого капитала?» были предложены следующие модели, способствующие дальнейшим преобразованиям [2]: Модель новой организации образовательного процесса, характеризующаяся: -нелинейностью, т. е. возможностью самостоятельного построения студентами своего образовательного маршрута, траектории развития;

-профессиональной социализацией, т. е. трансформация образовательного процесса в социальную практику и погружение будущего педагога в профессионально-педагогические сообщества;

-введением новой организационной формы — педагогической интернатуры. Модель построения нового содержания образования, сущность которого в построении на принципах междисциплинарности и интегративности, принципах детерминации, принципах учета антропопрактики образования, которые позволяют сфокусировать внимание будущего учителя на изменениях психологии взросления детей, на изменениях мыслительных процессов детей вследствие техногенных и иформационно-коммуникационных процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модель использования новых педагогических технологий — суть которой в реализации современных образовательных технологий в процессе формирования личности педагога: технологии проектов, кейс-технологии, технологии социокультурной навигации, антропологических конструкторов, технологии Collaborate Learning.

Автор, завершая описание процессов модернизации педагогического образования, справедливо резюмирует, что «новое педагогическое образование не сможет развиваться в старой институциональной среде».

Таким образом, вышеизложенное позволяет сформулировать следующие выводы к исследованию обозначенного вопроса:

-процесс формирования общепрофессиональных компетенций будущих учителей является предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых, которые сводятся к актуализации общепрофессиональных компетенций, исследованию их сущности и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

содержания, становятся предметом планирования в документах государственного и стратегического значения, отражены в стратегиях развития отечественных и зарубежных систем образования;

-существующие на сегодняшний день механизмы формирования компетенций в целом, не удовлетворяют ожиданиям «требуемого» и «достигаемого» уровня их сформированности, между уровнями достижений отсутствует корреляционная зависимость;

-вышеуказанные описания противоречий и проблем в формировании общепрофессиональных компетенций будущих учителей истории, исходящие из глобальных проблем педагогического образования и представляющие фрагментарный обзор примеров практик в формировании личности учителя, можно сгруппировать в проекции на «4 генеральных фактора» [3], предложенных И. П. Подласым, влияющих на данный процесс:

1 фактор — содержание образования (ГОС ВПО, учебный план, учебная программа, учебники, УМК);

2 фактор — организационно-педагогическое влияние (методы/технологии, формы, средства обучения; механизмы оценивания, диагностики, мониторинга; условия обучения; требования к преподавателю и студенту);

3 фактор — обучаемость студентов (базовые компетентности, мотивация, саморазвитие, самостоятельность, индивидуально-психологические особенности, вовлечение родителей и др.);

4 фактор — затраты времени на обучение.

Итак, вышеуказанное дает основание утверждать, что для формирования общепрофессиональных компетенций будущих учителей истории важно разработать современные механизмы по реализации данного процесса, которые бы отвечали требованиям базовых навыков 21 века в контексте человекоцентрированного образования на протяжении всей жизни.

Список литературы:

1. Остапович О. В., Миллер В. В. Формирование общепрофессиональных компетенций будущих педагогов посредством образовательных сервисов информационно-телекоммуникационной сети Интернет // Информация и образование: границы коммуникаций INFO. 2016. Т. 16. С. 76-79.

2. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования. Логос, 2007.

3. Остапович О. В., Миллер В. В. Развитие познавательной деятельности студентов с использованием информационных технологий в условиях модернизации образования // Наука и образование в XXI веке. 2014. С. 46-49.

4. Коджешау М. А. Влияние новых информационных технологий на повышение эффективности управления качеством образования // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. №1. С. 245-246.

5. Шаматов Д. Профессиональная социализация начинающих учителей в постсоветском Кыргызстане: ун-т Торонто, OISE. 2005.

6. Болотов В. А. и др. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997. №4. С. 66-72.

7. Ленская И. Д. Влияние ИКТ на уровень образования учащихся и степень заинтересованности предметом // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. №4-1. С. 165-168.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

References:

1. Ostapovich, O. V., & Miller, V. V. (2016). Formirovanie obshcheprofessional'nykh kompetentsii budushchikh pedagogov posredstvom obrazovatel'nykh servisov informatsionno-telekommunikatsionnoi seti Internet. Informatsiya i obrazovanie: granitsy kommunikatsii INFO, 16, 76-79. (in Russian).

2. Bolotov, V. A., & Efremova, N. F. (2007). Sistemy otsenki kachestva obrazovaniya. Logos. (in Russian).

3. Ostapovich, O. V., & Miller, V. V. (2014). Razvitie poznavatel'noi deyatel'nosti studentov s ispol'zovaniem informatsionnykh tekhnologii v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya. In: Nauka i obrazovanie v XXI veke, 46-49. (in Russian).

4. Kodzheshau, M. A. (2006). Vliyanie novykh informatsionnykh tekhnologii na povyshenie effektivnosti upravleniya kachestvom obrazovaniya. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta, (1), 245-246. (in Russian).

5. Shamatov, D. (2005). Professional'naya sotsializatsiya nachinayushchikh uchitelei v postsovetskom Kyrgyzstane: un-t Toronto, OISE. (in Russian).

6. Bolotov, V. A., Isaev, E. I., Slobodchikov, V. I., & Shaidenko, N. A. (1997). Proektirovanie professional' nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Pedagogika, (4), 66-72. (in Russian).

7. Lenskaya, I. D. (2016). Vliyanie IKT na uroven' obrazovaniya uchashchikhsya i stepen' zainteresovannosti predmetom. Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya, (4-1), 165-168. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 14.11.2019 г. 19.11.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Мураталиева М. А. Формирование общепрофессиональных компетенций будущих учителей как педагогическая проблема // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №12. С. 401-410. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/50

Cite as (APA):

Muratalieva, M. (2019). Formation of General Professional Competences of Future Teachers as a Pedagogical Problem. Bulletin of Science and Practice, 5(12), 401-410. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/50 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.