Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
УДК 371 https://doi.org/10.33619/2414-2948/75/40
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
©Байышова Г. Ж., ORCID: 0000-0001-9215-8793, канд. пед. наук, Ошский государственный педагогический университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©АбдуллаеваЖ. Д., SPIN-^^^^M, ORCID: 0000-0001-5 777-4478, канд. хим. наук,
Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
ECOLOGICAL EDUCATION AS A COMPONENT OF MORAL EDUCATION
©Baiyshova G., ORCID: 0000-0001-9215-8793, Ph.D., Osh State Pedagogical University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Abdullaeva Zh., ORCID: 0000-0001-5777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Актуальность: на сегодняшний день экологическая проблема является важной проблемой в мире. Одним из путей решения этой глобальной проблемы является экологическое образование и воспитание школьников. Цели исследования: в статье раскрываются актуальность, цели, задачи и принципы экологической культуры школьников, указываются методы и приемы, средства и способы организаций занятий по формированию нравственно-экологического мышления школьников. Материалы и методы исследования: анализ психолого-педагогической, философской литературы, документов правительств и министерств, а также изучение документации школ по экологическому воспитанию учащихся. Результаты исследования: экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности и может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. Выводы: теоретическая основа экологической культуры основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания и развития.
Abstract. Research relevance: ecological problem today is an important problem in the world. One of the ways to solve this global problem is environmental education and upbringing of schoolchildren. Research objectives: this article reveals the relevance, goals, objectives and principles of ecological culture in schoolchildren, indicates methods and techniques of means and ways in organizing classes to establish moral and ecological thinking in schoolchildren. Research materials and methods: analysis of psychological, pedagogical, philosophical literature, documents of governments and ministries, as well as the study of school documentation on the environmental education of students. Research results: ecological culture in modern conditions is one of the leading components of personality and can be considered as the main system-forming factor that contributes to the formation of true intelligence and civilization in a person. Conclusion: the theoretical basis of ecological culture is based on solving problems in their unity: training, education and development.
Ключевые слова: экологическое воспитание, нравственность, мышление школьников, экологическая культура, организация занятий.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
Keywords: ecological education, morality, thinking of schoolchildren, environmental culture, organization of classes.
Введение
Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения в связи с чем экологические представления формируются у молодежи в различных формах [1]. Экологическая работа в школе выполняет просветительскую задачу, которая помогает ребенку осознать Природу как среду своего обитания, как эстетический феномен [2].
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т. е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз: «Пусть течет все свободно, без применения насилия». Я. А. Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек — это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Педагог выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. Он отмечал, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как «природа не делает скачков, а идет вперед постепенно». В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как «всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным» [3].
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого — тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимание экологическому образованию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Окружающая среда, в первую очередь природа, имеет «культурное значение». Все, что относится к природе родного края, имеет не только национальное, но и общечеловеческое значение. Поэтому, важно воспитывать подрастающее поколение экологически образованным, с чувством высокой ответственности за сохранение и приумножение природных богатств.
Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ.
К числу самых волнующих относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.
Знание основ экологии — это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
Таким образом, экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. Экологическая культура включает:
- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде, на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в школьном возрасте, являются: семья; детские дошкольные учреждения; школа; внешкольные воспитательные учреждения; средства массовой информации; самовоспитание.
Материалы и методы исследования
В статье применены методы анализа важности и значения экологического воспитания в школе и пути формирования экологического мышления и культуры у учащихся. Анализ психолого-педагогической, философской литературы, документов правительств и министерств, а также изучение документации школ по экологическому воспитанию учащихся показали актуальность формирование у школьников экологической культуры, ее практическую значимость.
Результаты и обсуждение
Большую роль в воспитании ребенка играют внешкольные учреждения, организующие процесс формирования экологической культуры. Экологическое образования и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически целостных ориентации. Проблемы экологического образования школьников и ее решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической деятельности учителей.
Основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха. Эстетико-экологическое воспитание школьников нравственной направленности продиктовано социальными требованиями, активной перестройкой нашего общества, и его необходимо осуществлять в школе, как в классной, так и во внеклассной работе с учащимися. Однако до сих пор не разработано содержание и нет методических разработок по этому воспитанию школьников, отсутствуют учебные и методические пособия. В то время как
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
проблема эстетического воспитания школьников средствами природы определенным образом решается.
В школах ослаблено эстетико-экологическое воспитание с направленностью на формирование нравственно-экологического сознания. Отсутствует четкая система нравственного воздействия влияния на учащихся в процессе приобщения к эстетике и экологии природы.
1. Решение проблемы эстетико-экологического воспитания школьников нравственной направленности может быть осуществлено в кружке «Природа: эстетика - экология», где просматриваются, прежде всего, такие разделы, как:
2. Природа, ее эстетическая ценность; интерес к ней.
3. Экология (общее представление); эстетика природы, ее связь с экологией.
4. Эстетика природы и экология - творчество и эстетическая деятельность.
5. Гуманно-нравственные и законодательные аспекты охраны природы.
6. Дела и труд на процветание природы, ее экологическое благополучие.
7. Интерес к природе — потребность в эстетико-экологическом освоении. Эстетико-экологическое самообразование.
Учащимся, особенно подросткам, необходим эмоционально-эстетический опыт, определенные знания, умения и навыки, прежде всего по эстетике природы, ее восприятию, наблюдению, размышления и умозаключению о зависимости природной красоты от различных экологических связей и обстоятельств, а также и от самого человека, в нравственные обязанности входит гуманно-этическое отношение к природе.
Учителя, классные руководители, преподаватели вузов, академических лицеев, колледжей и школ испытывают острую потребность в научно обоснованных рекомендациях по осуществлению формирования у школьников экологической культуры.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития Кыргызстана возникла необходимость формирования у школьников экологической культуры и воспитания бережного отношения к окружающей природной сфере. Достижение положительных результатов в процессе обновления общества невозможно активного формирования сознания каждого его члена. Прогрессивные сдвиги осуществляются не только в зависимости от научно-технического фактора. Система народного образования призвана решать ряд воспитательных задач, связанных с формированием нового человека. В частности, одной из задач является воспитание экологической культуры у школьников. Решить эту важную задачу призваны современные профобразовательные и общеобразовательные учреждения. Объективные требования общественного развития ставят новые задачи в области воспитания лицеями, колледжами и школами, которые нашли свое отражение в Конституции Республики Кыргызстан.
Взаимоотношения человека и природы всегда рассматривались в качестве актуальной проблемы. Потеря интереса к природе, к ее красоте в конце XX и начале XXI веков привело к глобальным проблемам в обществе и в целом, в мире. В процессе экологического воспитания, связанное с природой, следует не только формировать экологическую культуру, но и научить чувствовать, увидеть, оценить, а также отразить ее в определенной творческой деятельности. Необходимым условием успешного формирования у школьников экологической культуры во внеклассной работе является обеспечение педагогически целесообразной организации различных форм внеклассной работы в свободное время учащихся и школьников.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуется возрождение интереса к воспитательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.
Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развить свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование является той сферой, которая ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных способностей и потребностей личности. Дополнительное образование расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, формированию позитивного отношения к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.
Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, — говорил Сухомлинский. — Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе ...» [4].
Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа — это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. «Меня поражало, — говорит Сухомлинский — что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой — это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности» [4].
Кроме того, он предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать «птичьи» и «звериную» лечебницы, сажать деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира» [4].
Экологические представления формируются у детей младшего школьного возраста на занятиях по экологии. Например, ребята акцентировали внимание на развитии следующих представлений:
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №2. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
- почему поле, лес, луг называют природными сообществами;
- для чего существуют различные элементы природных сообществ;
- как должен вести себя человек, находясь в этих природных сообществах.
Эти экологические знания на протяжении ряда занятий переводили в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание [5, 6].
Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения [7].
Выводы
Таким образом, теоретическая основа экологической культуры основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. В младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Список литературы:
1. Мухамбетов Ф. Н. Экологическое воспитание молодежи // Философия права. 2010. №3. С. 110-112.
2. Кальфа Т. Ф. Экологическое воспитание в школе. Экоэтика // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2010. №1. С. 33-43.
3. Коменский Я. А. Великая дидактика (Избранные главы). М.: Педагогика, 1989. 416 с.
4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972. 244 с.
5. Рустамова Ф. Н. Формирование экологической культуры и образования у учащихся // Hortus botanicus. 2014. №5. С. 35-37.
6. Ульянова Н. В. Формирование экологической культуры школьников на основе интеграции предметных знаний // Сибирский педагогический журнал. 2007. №9. С. 265-271.
7. Шерматова М. П. Экологическое воспитание подрастающего поколения и его роль в их подготовке к жизни // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2015. №2 (43). С. 249-253.
References:
1. Mukhambetov, F. N. (2010). Ekologicheskoe vospitanie molodezhi. Filosofiya prava, (3), 110-112. (in Russian).
2. Kalfa, T. F. (2010). Ekologicheskoe vospitanie v shkole. Ekoetika. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Geografiya. Geologiya, (1), 33-43. (in Russian).
3. Komenskii, Ya. A. (1989). Velikaya didaktika (Izbrannye glavy). Moscow. (in Russian).
4. Sukhomlinskii, V. A. (1972). Serdtse otdayu detyam. Kiev. (in Russian).
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 8. №2. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/75
5. Rustamova, F. N. (2014). Formirovanie ekologicheskoi kul'tury i obrazovaniya u uchashchikhsya. Hortus botanicus, (5), 35-37. (in Russian).
6. Ulyanova, N. V. (2007). Formirovanie ekologicheskoi kul'tury shkol'nikov na osnove integratsii predmetnykh znanii. Sibirskiipedagogicheskii zhurnal, (9), 265-271. (in Russian).
7. Shermatova, M. P. (2015). Ekologicheskoe vospitanie podrastayushchego pokoleniya i ego rol' v ikh podgotovke k zhizni. Uchenye zapiski Khudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Gumanitarnye nauki, (2 (43)), 249-253. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 20.12.2021 г.
Принята к публикации 26.12.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Байышова Г. Ж., Абдуллаева Ж. Д. Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №2. С. 295-301. https://doi.org/10.33619/2414-2948/75/40
Cite as (APA):
Baiyshova, G., & Abdullaeva, Zh. (2022). Ecological Education as a Component of Moral Education. Bulletin of Science and Practice, 8(2), 295-301. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/75/40