Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
УДК 37.01 https://doi.org/10.33619/2414-2948/69/39
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
©Велиева С., Нахичеванский государственный университет, г. Нахичевань, Азербайджан, [email protected]
PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF ECOLOGICAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN
©Veliyeva S., Nakhchivan State University, Nakhchivan, Azerbaijan, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются психологические основы формирования экологического воспитания школьников младшего возраста. Подчеркивается важность обучения юных школьников чуткости и бережному отношению к природе во время формирования экологического образования. Показано, что школьники младшего возраста сначала чувствуют и воспринимают природу и природные явления, а затем фильтруют их своим воображением и мышлением. Они приходят к конкретному выводу после такого анализа явлений природы посредством воображения и мышления. В конце концов, они выражают свои выводы посредством речи. Их находки отражаются в чутком и бережном отношении к природе. В статье также подчеркивается важность мотивации познавательной активности детей младшего школьного возраста, а также обучение их чувствительности и заботе о природе и природных явлениях. Показаны способы определения психологической основы обучения учащихся младшего школьного возраста чуткости и заботе о природе. В данном случае, в статье научно обосновывается и делаются ссылки на психологические основы проявления чуткого и заботливого отношения к природе и природным явлениям, которые определяются не только на уроке природоведения, но и на уроках азербайджанского языка и изобразительного искусства. А также отмечается, что формирование личности школьников также обеспечивает развитие их самосознания. В этом случае самосознание детей младшего школьного возраста в конечном итоге определяется их отношениями. Таким образом, психологически правильный подход к формированию экологического воспитания у детей младшего школьного возраста проявляется в самооценке, самоуважении и уровня психологических претензий школьника. То есть такие психологические взаимоотношения, возникающие между юными школьниками, обеспечивают их чуткое отношение к природе, природным явлениям, в том числе цветам, растениям, деревьям, чистой воды и их защите от экологических катастроф.
Abstract. The psychological foundations of the formation of ecological education in young schoolchildren are analyzed in the article. The importance of teaching young schoolchildren to be sensitive and respectful to nature is emphasized. It is shown that young schoolchildren first feel and perceive nature and natural phenomena, and then filter them with their imagination and thinking. They come to a specific conclusion after filtering natural phenomena through imagination and thinking. After all, they express their discoveries through speech. Their findings are reflected in a sensitive and careful attitude towards nature. The article also emphasizes the importance of motivating the cognitive activity of children of primary school age, as well as teaching them
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
sensitivity and care for nature and natural phenomena. The article also shows how to determine the psychological basis for teaching students of primary school age sensitivity and care for nature. In this case, the article scientifically substantiates and makes references to the psychological foundations of the manifestation of a sensitive and caring attitude to nature and natural phenomena, which are determined not only in the lesson of Environmental Studies, but also in the lessons of the Azerbaijani language and Fine Arts. It is also noted that the formation of the personality of schoolchildren also ensures the development of their self-awareness. In this case, the self-awareness of children of small school age is ultimately determined by their relationship. Thus, a psychologically correct approach to the formation of environmental education in children of small school age is manifested in self-esteem, self-respect and the level of psychological claims of the student. That is, such psychological relationships that arise between young schoolchildren ensure their sensitive attitude to nature, natural phenomena, including flowers, plants, trees, clean water and their protection from environmental disasters.
Ключевые слова: школьники младшего возраста, природные явления, познавательная деятельность, психологические подходы, потребности, мотивы, заботливые отношения, экологическое воспитание.
Keywords: primary schoolchildren, natural phenomena, cognitive activity, psychological approaches, needs, motives, caring relationships, ecological education.
В начальных классах большое значение имеет привитие учащимся жизненных навыков. Потому что необходимо использовать самые современные формы активной работы по созданию нового содержания личностно-ориентированного образования в государственных директивах по реформе образования в Азербайджанской Республике, в том числе в «Государственной стратегии развития образования в Азербайджане». Учебные программы, успешно реализованные в нашей стране, рекомендуют обучать студентов жизненным навыкам в процессе преподавания предметов. Использование для этого активных форм работы оказывает динамическое влияние на привитие студентам самых необходимых жизненных навыков.
Урок — важнейшая из активных форм работы, динамично влияющая на формирование жизненных навыков младших школьников. Уроки — наиболее активная форма обучения, проводимая под руководством учителя в течение определенного периода времени на основе учебной программы. Итак, одна из самых активных форм работы, которая играет важную роль в привитии жизненных навыков ученикам начальной школы, - это уроки. Вот почему урок считается одной из активных форм преподавания наук о жизни, наряду с преподаванием всех предметов. Помимо преподавания всех предметов, преподавание жизненных знаний также предоставляет широкие возможности для развития жизненных навыков у молодых студентов с помощью активных форм обучения. В статье рассматриваются следующие положения:
1. Велика роль определения педагогических и психологических основ процесса в формировании активной деятельности учащихся начальной школы.
2. Систематическое изучение содержания, методов и приемов активной работы в формировании активной работы учащихся начальной школы является важным условием достижения высоких результатов.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
3. Формирование активной работы у учащихся начальной школы. Применение форм организации предмета жизненного познания обеспечивает эффективность работы.
4. Определяя систему работы по формированию активной работы у учащихся начальной школы, создает благоприятные условия для участия детей в различных видах работы и формирования умений в предмете жизненных навыков.
Осуществляемые в Азербайджанской Республике директивы по реформе образования, ставят перед учителями-предметниками, а также учителями начальных классов важные задачи по всестороннему развитию экологического образования школьников младшего возраста. Одной из таких задач является психологический подход к школьникам младшего возраста. Этот подход должен быть взят во внимание и правильно выбран, когда учителя обучают детей чуткости и заботливости. Это означает, что учителя начальных классов должны провести всестороннее изучение не только педагогической основы проблемы, но и ее психологическую основу, чтобы сформировать экологическое воспитание у школьников младшего возраста на уровне современных требований как во время преподавании предметов, так и в сфере проведения внешкольных мероприятий. Чтобы научить школьников младшего возраста быть чуткими и бережными к природе, их чувства, восприятия, память и воображение должны быть правильно определены. Потому что юные школьники прежде всего чувствуют и воспринимают природу и природные явления. Затем они учатся защищать птиц, животных, растительный покров, деревья, цветы в природе и учатся борьбе с экологическими бедствиями проведя свои чувства через сито воображения. В то же время они чувствуют и воспринимают природные явления посредством своих органов чувств. В этом процессе у школьников младшего возраста начинают развиваться разумные чувства [3].
Разумные или интеллектуальные чувства — это сложные чувства, связанные с познавательной деятельностью человека, которые приводят его к более глубокому и детальному пониманию окружающего мира. Эти чувства возникают в процессе обучения, научных исследований, а также творческой деятельности в различных видах искусства. Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной и познавательной деятельности человека и создаются через нее. Попытка человека познакомиться с тайнами природы, его стремление к познанию вызывает различные чувства, связанные с решением той или иной теоретической или практической проблемы [2, с. 93].
Чувства, вызванные природными явлениями, увеличивают познавательную активность человека до такой степени, что у человека возникает любовь и восхищение природой. Чтобы создать у школьников любовь к природе, необходимо в процессе обучения выбрать подходы, повышающие их познавательную активность. Как на уроках Родного языка, так и при обучении Природоведению необходимо работать над информацией о природе, природных явлениях, атмосфере, гидросфере, биосфере так, чтобы познавательная деятельность школьников развивалась целенаправленным, планомерным и организованным способом.
В этом случае очень полезно заниматься познавательной деятельностью, оживляя эмоции и восприятия. Потому что ученики начальных классов, которые наблюдают за природными явлениями, сначала ощущают все аспекты этих природных явлений, а затем осознают их красоту. В конце концов, они оценивают увиденное, приходят к определенному выводу и комментируют это. Эти комментарии содержат художественное описание безграничной любви и привязанности к Родине. Эти художественные изображения происходят как на уровне воображения, так и на уровне мышления. Как известно, школьники знакомятся с природными явлениями на уроках «Азербайджанского языка» и «Природоведения», а также на уроках «Изобразительного искусства». У школьников,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
которые пытаются нарисовать природу цветными карандашами и кистью, используя сочетание разных цветов, в первую очередь развивается воображение. Потому что школьники сначала воссоздают эти природные явления в своем воображении. В то же время повышение уровня эмоций и восприятия, происходящих в их чувствительном (интеллектуальном) познании, обеспечивает так же развитие их мышления [5, а 89].
А развитие мышления влияет на появление, развитие и формирование логического мышления школьников. Возникновение такого диалектического противоречия и попытки преодоления позволяет человеку еще глубже понять явления и существа как через чувствительное познание (на уровне чувств и восприятий), которое является прямой формой связи с бытием, так и через косвенное восприятие (на уровне сознания), или через логическое познание. Тот факт, что познание обусловлено социальными условиями в людях, направленными на усвоение и дальнейшее обогащение социально-исторического опыта, привело к возникновению его более высоких уровней — эмпирического и теоретического познания. В частности, теоретическое познание позволило человеку проникнуть в суть предметов и событий, отразить не только их текущее состояние, но также их прошлые и будущие перспективы. Таким образом, пространственные и временные границы познания значительно расширяются. Иными словами, познание позволяет человеку выйти за пределы пространства и времени, в которых он существует [1, а 381]. Поэтому как в процессе обучения, так и во время внеклассной деятельности, знакомя школьников с природой и природными явлениями, необходимо стремиться к повышению их познавательной активности. В частности, учащиеся Ш-ГУ классов, которые участвуют во внеклассных мероприятиях, таких как вечеринки, собрания, студенческие конференции, клубы, кружки, обладают более независимым умом. Также на мероприятиях, связанных с экологической средой, природными явлениями, экологическим воспитанием, школьники выражают свое отношение к природе и природным явлениям, демонстрируя познавательную деятельность.
Нужно отметить, что при разных проявлениях и уровнях развития познания человека (пусть то будет непроизвольные или произвольные формы), наряду с целеустремленностью присутствует еще и эмоциональное украшение или тон. Как будто человеческие эмоции сопровождают все познавательные процессы, управляя познанием. Не исключено, что в основе этого генетического опыта (такие принципы, как «полезное-вредное», «опасное-безопасное», а на человеческом уровне «хорошее-плохое», «приятное-неприятное», «красивое-уродливое» и т. д.) он укрепляется в результате отражения существования на основе генетического опыта. Следовательно, познание как сложная психическая деятельность включает в себя не только ряд познавательных процессов (чувства, восприятие, память, воображение и мышление), но и эмоционально-волевые процессы. Когнитивные мотивы формируются на основе их взаимодействия, в результате чего происходит многогранная познавательная деятельность [1, а 382]. Психологи отмечают, что невозможно обеспечить всестороннее развитие школьников младшего возраста без мотивации их познавательной деятельности. В этом смысле в случае всестороннего развития личности школьника, когда на первый план выходит повышение его познавательной активности, приходится создавать ситуации, мотивирующие эту познавательную активность. Как известно, ученики начальных классов уже воспринимаются как личности. Потому что в научной психологии ученики начальной школы рассматриваются как личности, которые движутся в направлении формирования. В научной психологии доказано, что дети, которые участвуют в социальных отношениях и руководят социальным развитием, уже
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
воспринимаются как личности. В частности, мотивы, усилия, привычки школьников Ш-ГУ классов оцениваются как психические процессы конкретной личности.
Личность — это очень сложный феномен. Для него характерны различные психологические особенности. С этой точки зрения, в частности, можно отметить следующее:
- социальную активность: человек постоянно расширяет сферу своей деятельности, он не только определяет свой образ жизни, но и меняет условия жизни, в самых сложных жизненных ситуациях действует в соответствии со своими внутренними убеждениями и положением;
- непрерывную систему мотивов: формируются доминантные системы мотивов (интересы, убеждения и др.), они определяют направленность личности [1, с. 130-131];
- как в процессе обучения, так и во внеклассной деятельности интерес школьников к природе и природным явлениям возрастает, если мотивировать их на чуткое и бережное отношение к природе. Иными словами, их отношение к природе улучшается, и одновременно они становятся более активными в познавательной деятельности. Как на уроках «Азербайджанского языка», так и на уроках «Природоведение» необходимо проводить процесс мотивации, чтобы выявить бережное отношение школьников к природе.
Под словом «Мотивация» имеются ввиду стимулы, которые активируют организм и направляют эту активность. Это содержание также сохраняется в связи с познавательной деятельностью. То есть факторы, которые направляют и координируют человека на активную познавательную деятельность, являются мотивом его познания. Понятие «мотивация» используется в широком смысле во всех областях психологии, но в роли мотивов могут выступать потребности и интересы, страсти и эмоции, ориентации и идеалы. Мотивация относится к факторам, которые мотивируют и направляют познавательную деятельность человека. Наряду с потребностями, которые «материализованы» и имеют материальное содержание, важную роль играют мотивы, являющиеся продуктом общественной жизни. В этом смысле мотивация познавательной деятельности человека является социальной [1, с. 384]. Поэтому важно использовать мотивирующие факторы для улучшения отношения школьников к природе. Когда мы говорим о факторах мотивации, мы имеем в виду, прежде всего, потребности. Другими словами, необходимо мотивировать потребности школьников начальных классов любить природу, заботиться об окружающей среде, флоре, мотивировать их сажать деревья, обрезать их, ухаживать за ними, поливать цветы, удобрять посевы, сады, огороды. В то же время необходимо развивать отношения заботы, которые развиваются у них силой инстинкта. Второй мотивирующий фактор — это необходимость определить активность в организме школьников младшего возраста, то есть определить на что ориентированы их потребности. В конце концов, динамика поведения должна быть направлена в положительную сторону. Говоря языком психологов, мотивирующие факторы делятся на три группы по характеру их проявления и задачам:
а) анализируя вопрос «почему организм становится активным?» потребности и инстинкты рассматриваются как источник этой активности;
б) если проанализировать на что направлена деятельность организма и по какой причине она выбирает именно определенные поведения и действия, а не какие-либо другие, то, прежде всего, мотив исследуется как направляющая причина;
в) при решении вопроса о том, как и каким образом интерпретировать динамику поведения, необходимо учитывать особенности чувств, эмоций, субъективных переживаний (желания, стремления, усилия и т. д.), должно исследоваться проявление ориентации в
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
поведении человека [1, с. 386]. Потребность учеников начальных классов в заботе о природе, природных явлениях, деревьях, растительном покрове определяет цель и характер их деятельности. Если в классе потребность нескольких учеников в чутком и заботливом отношении к природе определяют их действия и характер этой деятельности, то для других учеников это может стать традиционным выбором этого пути. Для этого необходимо целенаправленно контролировать формирование групп школьников в начальном классе. Потому что в начальных особенно в Ш-ГУ классах, есть ученики, кроме представителей класса, которые могут повести за собой весь класс [4, с. 52].
Опыт и наблюдения показывают, что благодаря таким активным ученикам все дети в классе стремятся наблюдать за природой, наблюдать природные явления, заботиться о цветах и деревьях. Психологи показывают, что если фактический лидер группы является ее официально избранным или обученным лидером, то это будет самой сильной группой. Зачастую такого совпадения не бывает, и возникает опасность, что группа будет разделена на несколько отдельных неформальных групп. В этом случае общее психологическое состояние официальной группы целиком определяется взаимоотношениями между ее неформальными и официальными лидерами. Если эти межличностные отношения в конечном итоге служат общей цели, присутствие лидеров неформальных групп может не помешать команде, а наоборот может даже помочь ей. Например, в классе из 20-25 учеников кроме представителя класса и организатора учеников, обычно бывает несколько лидеров, которых между собой выбирают сами ученики и организуют вокруг них ряд неформальных групп. Педагог должен знать межличностные отношения, которые развиваются в них в реальном темпе, и уметь направлять эти группы, которые быстро дополняют друг друга, в одном направлении. Опытный педагог всегда может использовать противоречия между отдельными группами, как движущую силу для развития коллектива в целом. Если цели отдельных групп не вписываются в общую цель класса и остаются заблокированными внутри этих групп, то это другое дело. В этом случае классовый коллектив, по существу, заменяется не только лидерами, но и рядом групп, в которых все члены вступают в более или менее антагонистические межличностные отношения. Если педагог вовремя увидит это, он сможет изменить межличностные отношения. Целесообразно будет также устранить противоречия между формальной и неформальной групповой структурой коллектива. Если этого удастся достичь, распадающийся коллектив получит возможность воссоединиться [6, с. 145].
Как показывают наблюдения, группы школьников больше заинтересованы в наблюдении за природой и природными явлениями. В этом случае у них могут возникнуть разногласия. Некоторые ученики в школьных группах склонны наблюдать за природой, в то время как другие предпочитают работать на природе. В этом случае учителям начальных классов необходимо относиться к школьникам психологически. В основе психологически правильного подхода учителей начальных классов к юным школьникам лежит правильное отношение. Психологи отмечают, что отношения между школьными коллективами или же между школьниками по-отдельности играют важную роль в их психологическом развитии. По мнению психологов, отношения - это стержень личности. Отношение человека к другим людям, работе, вещам и самому себе характеризует его личность. Самосознание человека в конечном итоге определяется его отношениями и так далее.
Субъективно личность выступает для индивида как система его представлений о себе (образ «Я», концепция «Я»). Его представления о себе отражены на уровне самооценки, самоуважения, уровня притязаний и т. д. [1, с. 131]. В основе отношений, созданных между школьниками, имеется ввиду бережное отношение к природе и природным явлениям. Чуткое
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
отношение к природе — это сознательное отношение, созданное чувствами. Под тревожным отношением понимается заботливое отношение, возникающее из единства органов чувств. Чтобы построить такие отношения, учителя начальной школы должны сначала подойти к ученикам индивидуально. Когда они подходят к ученикам индивидуально, нужно каким-то образом дать им возможность раскрыть свое «Я». То есть школьники должны уметь уважать свое «Я», чтобы достичь своей духовной целостности. В процессе такого индивидуального подхода очень полезно прививать ученикам такие идеи, как «Я люблю природу», «Я люблю растительность», «Я готов заботиться об окружающей среде», «Я борюсь за защиту матери-природы». Эти идеи должны найти свое отражение как в «реальном я», так и в «идеальном я» и в «социальном я» молодого школьника. В этом случае в сознании учащихся возникают коммуникативные функции в связи с чутким и бережным отношением к природе. Как и в научной педагогике, так и в научной психологии коммуникативность отражается как подход, обеспечивающий всестороннее развитие личности.
Коммуникативность включает аспекты чуткого отношения школьников к природе и природным явлениям. Когда эти аспекты единым образом укореняются в сознании юных школьников, в деятельности этих аспектов проявляется коммуникативность. Именно тогда формируется система отношения к природе и природным явлениям. То есть интегративные особенности проявляются как коммуникативные свойства. В научной психологии это ценится как коммуникативная функция. Наблюдения показывают, что, когда у школьников появляется осознанное отношение к природным явлениям, их познавательная активность возрастает. В этом случае сознание выступает как итог всей психологической жизни, как показатель уровня развития. В этом смысле сознание проявляет свою интегративную природу. Именно поэтому коммуникативная функция психики быстрее развивается на уровне сознания. Без такой функции сознание вообще не могло бы существовать как идеальная форма отражения бытия. Благодаря коммуникативной функции можно не только обмениваться знаниями и опытом между людьми, но и регулировать поведение и отношения друг друга. Следовательно, благодаря коммуникативной функции индивидуальное сознание свободно от повторения пути развития общества в своем развитии. Коммуникативная функция создает основу для самосознания. Это один из основных аспектов сознания. Потому что самосознающий человек не только превращается в объект познания как объективное существо, но и умудряется отобразить свой идеальный, духовный мир. Это возможно прежде всего благодаря человеческому мышлению [1, с. 330]. Итак, формирование у школьников бережного отношения к природе и природным явлениям зависит так же от психологически правильного подхода.
Выводы:
1. Чтобы научить школьников младшего возраста чуткому и заботливому отношению к природе, важно прежде всего найти к ним правильный психологический подход;
2. Чтобы научить школьников младшего возраста чуткому и бережному отношению к природе, в первую очередь важно глубоко изучить их потребности, мотивы, эмоциональные состояния и чувства;
3. Для изучения отношения личности ученика к природе важно углубленно изучить психические свойства и психологические особенности учеников.
Список литературы:
1. Байрамов А. С., Ализаде А. А. Психология. Баку. 2002. 563 с.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69
2. Каримова Б., Мехтиева Г. Природоведение (учебник для 2 класса). Баку, 2014.
3. Гашимов А., Садигов Ф. Народная педагогика Азербайджана. Баку, 2000.
4. Садигов Ф. Педагогика. Баку, 2012.
5. Садигов Ф., Алиева Г., Аббасов М. Этнопедагогические основа экологического воспитания. Баку, 2007.
6. Петровский A. В. Общая психология. Баку, 1982.
References:
1. Bairamov, A. S., & Alizade, A. A. (2002). Psikhologiya. Baku. (in Azerbaijani).
2. Karimova, B., & Mekhtieva, G. (2014). Prirodovedenie (uchebnik dlya 2 klassa). Baku. (in Azerbaijani).
3. Gashimov, A., & Sadigov, F. (2000). Narodnaya pedagogika Azerbaidzhana. Baku. (in Azerbaijani).
4. Sadigov, F. (2012). Pedagogika. Baku. (in Azerbaijani).
5. Sadigov, F., Alieva, G., & Abbasov, M. (2007). Etnopedagogicheskie osnova ekologicheskogo vospitaniya. Baku. (in Azerbaijani).
6. Petrovskii, A. V. (1982). Obshchaya psikhologiya. Baku. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 02.07.2021 г. 06.07.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Велиева С. Психологические основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №8. С. 339-346. https://doi .org/10.33619/2414-2948/69/39
Cite as (APA):
Veliyeva, S. (2021). Psychological Foundations of the Formation of Ecological Education in Primary Schoolchildren. Bulletin of Science and Practice, 7(8), 339-346. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/69/39