Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
УДК 159.9.018.4: 37.011.33 https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/47
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА И ТРАДИЦИИ КЫРГЫЗОВ
©Качикеев Т. Ж., канд. психол. наук, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан ©Кожогелдиева К., канд. психол. наук, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан
MENTAL DEVELOPMENT OF A CHILD AND TRADITIONS OF KYRGYZ
©Kachikeev T., Ph.D., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan ©Kozhogeldieva K., Ph.D., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan
Аннотация. Данная статья напоминает о социально-психологических изменениях ребенка в онтогенезе, определяя процесс становления его личности и закономерности дальнейшего развития. Здесь уточняется важность народных мыслей в изучении возрастных периодов психологического развития и особенностей формирования личности ребенка. Традиции кыргызского народа уделяют внимание возрастным особенностям детей и подтверждают это названием каждого периода. Народные определения социально-психологического развития ребенка описаны в сравнении с научно-теоретическими исследованиями ученых. Такие ученые как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, указывают на своеобразные возрастные изменения ребенка в онтогенезе, которые характеризуются определенными закономерностями. Наступление каждого возрастного периода сопровождается новыми образованиями.
Abstract. This article recalls the social and psychological changes of a child in ontogenesis, defining the process of the formation of his personality and the patterns of further development. It clarifies the importance of folk ideas in the study of age periods of psychological development and the characteristics of the formation of a child's personality. The traditions of the Kyrgyz people pay attention to the age characteristics of children and is confirmed by the name of each period. Popular definitions of the social and psychological development of a child are described in comparison with scientific and theoretical studies of scientists. Scientists such as L. S. Vygotsky, D.B. Elkonin point to peculiar age-related changes in the child in ontogenesis, which are characterized by certain patterns. The onset of each age period is accompanied by new formations.
Ключевые слова: развитие, кыргызский народ, идентичность, новорожденный, младенец, дошкольник, подросток.
Keywords: development, Kyrgyz people, identity, newborn, infant, preschooler, teenager.
Под воздействием многовековых изменений жизнедеятельности на земле уточняется история возникновения человека, процесс развития в онтогенезе, выделение нации, определяя особенности формирования национальной идентичности, национального самосознания, культуры, миропонимания. Все происходящее изучено через сравнительный эмпирический анализ с проверкой их на основы практики, которые дали возможность накопить бесценный материал о возрастной периодизации развития, которые передавались
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
из поколения в поколение учеными, народными мыслителями. Вопросы формирования личности, опыт воспитания подрастающего поколения взрослые могут приобрести в ходе обучения с учетом возрастной периодизации ребенка, которые были определены учеными и народными мыслителями.
Вопросы распределения на различные периоды психического развития ребенка решается с опорой на положения Л. С. Выготского. Проблема периодизация психического развития человека, так же как и других исследователей, интересовал и Н. Н. Палагину, которая напоминает, что Л. С. Выготский берет за основу проведения периодизации психических изменений детей два показателя: динамический и содержательный. «По мысли Л. С. Выготского, каждая функция, каждое свойство личности возникает и достигает пика развития в свои календарные сроки, когда период созревания организма и формы взаимодействия со средой совпадают» [6, с. 83].
Д. Б. Эльконин, изучая труды некоторых ученых, определяет свое содержание положений возрастной периодизации. Он исходит «из следующих положений:
• возрастное развитие — это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;
• развитие — это диалектический процесс, определяемый внутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, с критическими периодами;
• природу детства следует рассматривать в ее конкретно-историческом понимании;
• в основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека» [7, с. 51].
Е. П. Ильин, как и многие ученые, изучает периодизацию психического развития, где уточняет основу жизненного цикла, отмечая как социальный возраст. Социальный возраст характеризуется соответствующим комплексом нормативными ролями, которые сопровождаются возрастными различиями труда и социальными структурами общества [4, с. 8]. Как отмечаются народными исследователями, у кыргызского народа периодизация жизненного цикла человека включает социальные особенности личности.
О важности выделения периодов психического развития напоминает ученый Кыргызстана Дж. Джумалиева. Ею отмечаются три понятия, как время жизни, жизненный цикл и жизненный путь. Время жизни начинается с первых дней появления на свет и до конца дня. Продолжительность времени жизни зависит от социально-психологических условий, так как совместная жизнедеятельность поколений, а также первичная социализация детей связана с ним. Время жизни понятие формальное, при хронологических изучениях их содержание не отмечается.
Жизненный цикл — это прохождение жизни, которая подчиняется определенным закономерностям и имеет устойчивую характеристику [3].
Теоретический анализ трудов ученых зарубежья и России Д. Джумалиевой дали возможность сравнению научных и жизненных взглядов на периодизацию психического развития человека. В определении возрастной периодизации кыргызский народ учитывает особенности деятельности каждого этапа, а также жизненную среду пребывания в становлении личности индивида. Определяя периодизацию на основе социально-психологических изменений, кыргызы по особому называют каждый период:
- Ымыркай (новорожденный) — это дети от рождения до 3 месяцев. По традиции кыргызов детей до трех месяцев запрещали показывать чужим людям. Его могли ласкать,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
брать на руки только самые близкие взрослые. Этот возраст считают адаптивным периодом. Ребенка завлекает природный мир реальности, т.е.как звуки, запахи, цвета и температуры. Под влиянием чего, у него развиваются познавательные рецепторы, моторика и эмоция. Основами развития речи, национальной звуковой идентичности являются колыбельные песни матерей, в которых закладывается национальный колорита через слуховые рецепторы на подсознательном уровне.
- ЧYрпe — это дети с трех месяцев до одного года. Активность ребенка стимулирует эмоциональное общение взрослых, являясь ведущим видом деятельности данного возраста. Усиленно развивается моторика. Малыш обучается сидеть и ползать. В восемь и девять месяцев некоторые дети пытаются сделать первые шаги. Как известно, умение ребенка ходить зависит от посильной помощи взрослых. Одним из распространенных обычаев кыргызов это "тушоо кесYY той", праздник обрезания пут. Ходьба — это один из примет активности ребенка, при котором у него расширяются потребности и желания. В процессе стремления удовлетворить свои желания ребенок сталкивается с различными преградами, которые показывают возникновение противоречия. Каждое противоречие является основой различного изменения.
- наристе — это дети от одного до трех лет. Это возраст особого внимания, когда высказывались наставления бережного отношения, кормления, как говорится "наристесинде назданткыла". У кыргызского народа это период считается формированием нации, так как начинается активное развитие национальной речи. Колыбельные песни передавались из поколения в поколение, определяя нравы народа. Через мелодии и содержания колыбельных песен ребенок с самого рождения на подсознательном уровне воспринимает национальные особенности своего народа. Именно в этом возрасте прививается смысловое значение национального родного языка. Именно этот период является сенситивным периодом усвоения языка. Это возраст, когда строится фундамент формирования самосознания национальной идентичности.
- бебек — от трех до пяти лет. Каждый возраст ставит свои требования, и этот период имеет свои особенности, так как происходит процесс познания действительности, отмечается умственное развитие. Это время подготовки для последующего развития, где используются народные дидактические средства, где в развитии мыслительного процесса используют загадки, в развитии речи, в правильном произношении звуков пользуются скороговорками, рассказывают сказки, притчи, поют колыбельные песни. Именно в народных дидактических средствах развиваются познавательные процессы, являясь условием познания реальности. Умение учитывать названные особенности в каждом возрастном периоде, напоминает о том, что необходимо внимательно следить за развитием ребенка и бережно сохранять отношения, которое у кыргызов отражается в таком понятии как "бeбeгYндY бепеле".
- тестиер — от пяти до семи лет. Здесь учитывается гибкость ребенка, т.е. в целях развития способности к труду, с учетом их силовых, физических возможностей, поручать им легкие бытовые дела, при котором у кыргызов напоминают "тестиеринде теске сал". Приспособленные к труду дети, именно с этого возраста ярко отличаются от детей, чьи родители пропустили момент воспитания к труду. Это время развития у ребенка гибкости и пластичности, формируются умения, навыки и плавности движения, развивается крупная и мелкая моторика, ребенок учится расценивать свои возможности, воспитывается уверенность, и это, с точки зрения кыргызов, выделяется приоритет трудового воспитания и тем самым прививали у детей любовь к труду. Приспособляемость к трудовой деятельности,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
влияет на развитие у ребенка силы воли, распределения внимания, форм мышления, динамику движений, ловкость, и умение оценочно относиться к объектам познания.
- жеткинчек, "жеткинчегинде жетилткин" — это дети от семи до одиннадцати лет. У кыргызов напоминают о времени развития умственных способностей. Умственные способности развивались под влиянием различных народных игр. Детей включали в игру «тогуз коргоол», которую можно определить как кыргызская ментальная арифметика. Научные исследования современности доказали, что именно в этом возрасте происходит полное развитие умственной способности, при котором пробуждается глубина, широта, быстрота, критичность и оперативность мышления. В этом периоде работоспособность заменяется умственной нагрузкой. Активно развиваются виды мышления. Обязанность родителей создавать условия для достижения детей в области знаний, формирование социально-психологической зрелости.
- eспYPYм курак от 11 лет до 16 лет. Кыргызы подчеркивают «eспYPYмдY абайлап естургун», или же, к подростку требуется осторожный и бережный подход. Этот возраст характеризуется тем, что у подростка отмечаются возрастные сложности, как тяжелое эмоциональное состояние, переход к более старший период, это время взросления [3]. При знании психологических особенностей подростков, необходимо ставить правильные требования. В народе напоминают — "Абайла, дальщ кайрылып калбасын. Оор кетербе. Белине куч келбесин" — эти выражения доказывают о бережном отношении к подросту, так как проявляли беспокойство за их физическое развитие, как бы не покалечить его конечности.
- селки называли девушек, а парней — улан — это возраст 16-20ти лет. Это период, когда заканчивается полное формирование физиологии юноши. Обычно кыргызы о юности говорили — "Кыз карап, кыз тандаган учур". Это романтическое время, когда проявляются первичные искренние чувства. Первые попытки для нахождения своего места в обществе, так как происходит выбор будущей профессии, планы к светлому будущему, подкрепляется самопознание, саморазвитие.
Наблюдая за высказываниями кыргызского народа, можно отметить, что они не ограничиваются выяснением возрастных особенностей человека. То что это кочевой народ и занимались ведением скота, то определили и оценили их жизненный цикл. Это начинается с лошадей, силой которых пользовались постоянно; или же коров, которые обеспечивают молоком, мясом; мелкий скот как бараны, козы, птицы. То как кыргызы распределили жизненный цикл животных, подтверждаются научными исследованиями зоопсихологии.
Список литературы:
1. Валлон А. Психическое развитие ребенка/пер.с франц. М., 1967. 21 с.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений М., 1982. С. 176-196.
3. Жумалиева Ж. Инсандын жаш курак мезгилдери, онугушу, калыптанышынын психологиялык озгочолукору. Бишкек. 2008.
4. Ильин Е. П. Психология взрослости. СПб., 2012.
5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. 1972.
6. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. М., 2005. 288 с.
7. Хилько М., Ткачева М. Возрастная психология. М., 2010.
8. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №24. С. 6-20.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 7. №6. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/67
References:
1. Vallon, A. (1967). Psikhicheskoe razvitie rebenka/per.s frants. Moscow. (in Russian).
2. Vygotskii, L. S. (1982). Sobranie sochinenii Moscow. 176-196. (in Russian).
3. Zhumalieva, Zh. (2008). Insandyn zhash kurak mezgilderi, onugushu, kalyptanyshynyn psikhologiyalyk ozgocholukoru. Bishkek. (in Russian).
4. Il'in, E. P. (2012). Psikhologiya vzroslosti. St. Petersburg. (in Russian).
5. Leont'ev, A. N. (1972). Problemy razvitiya psikhiki. Moscow. (in Russian).
6. Palagina, N. N. (2005). Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya. Moscow. (in Russian).
7. Khil'ko, M., & Tkacheva, M. (2010). Vozrastnaya psikhologiya. Moscow. (in Russian).
8. El'konin, D. B. (1971). K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste. Voprosypsikhologii, (24). 6-20. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 08.05.2021 г.
Принята к публикации 12.05.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Качикеев Т. Ж., Кожогелдиева К. Психическое развитие ребенка и традиции кыргызов // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №6. С. 401-405. https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/47
Cite as (APA):
Kachikeev, T., & Kozhogeldieva, K. (2021). Mental Development of a Child and Traditions of Kyrgyz. Bulletin of Science and Practice, 7(6), 401-405. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/47