УДК 159.92
DOI 10.24411/2409-3203-2020-12251
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У
КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА
Качикеев Турдумамат Жолдошматович
к.пси.н., и.о.доцента кафедры психологии ФГЗ КГУ им И.Арабаева Кыргызстан, Бишкек Кожогелдиева Канышай Мирзакуловна к.пси.н., доцент кафедры психологии ФГЗ КГУ им.И.Арабаева Кыргызстан, Бишкек
Аннотация: В статье рассматриваются социально-психологические изменения человека в онтогенезе, определяя процесс становления и подчинения определенной закономерности дальнейшего развития. Здесь уточняется важность народных мыслей в изучении возрастных периодов психологического развития и особенностей формирования личности ребенка. Умение кыргызского народа учитывать возрастные особенности детей подтверждается называнием каждого периода, создавая соответствующие условия. Народная периодизация социально-психологического развития ребенка раскрывается в сравнении с научно-теоретическими исследованиями ученых.
Ключевые слова: этнос, кыргызский народ, периодизация, новорожденный, младенец, дошкольник, подросток.
AGE PERIODIZATION OF MENTAL DEVELOPMENT IN THE KYRGYZ PEOPLE
Kachikeyev Turdumamat Zholdoshmatovich
Ph.D., associate Professor of the Department of psychology Faculty of Humanities Kyrgyz state University named after I. Arabaev, Kyrgyzstan, Bishkek
Kozhogeldiyeva Kanyshay Mirzakulovna Ph.D., associate Professor of psychology Faculty of Humanities Kyrgyz state University named after I. Arabaev, Kyrgyzstan, Bishkek
Resume: The article discusses the socio-psychological changes of a person in ontogenesis, determining the process of formation and submission of a certain pattern of further development. It clarifies the importance of folk thoughts in the study of age periods of psychological development and the characteristics of the formation of a child's personality. The ability of the Kyrgyz people to take into account the age characteristics of children is confirmed by the naming of each period, creating the appropriate conditions. The folk periodization of the socio-psychological development of the child is revealed in comparison with the scientific and theoretical studies of scientists.
Key words: ethnos, Kyrgyz people, periodization, newborn, infant, preschooler, teenager.
В этом мире, видимых и невидимых существ, во всех живых организмах, происходит процесс развития. Об этом свидетельствует достижение науки квантовой физики, также этот процесс подтверждается в квантовой медицине. Даже, вирусы ОРВИ мутируются,
сохраняя свои основы. Значит, даже в микроорганизмах процессы развития подчиняются определенной закономерности.
Процесс закономерности развития время от времени обретает определенные новые образования. Встречаясь с различными преградами, противоречиями, эти образования происходят иногда в качественном плане, а иногда в количественном, в некоторых случаях в скачкообразном виде непрерывно развиваются, таким образом, процессы закономерности развития диктуют свою динамику развития.
Само возникновение человека, его развитие в онтогенезе, формирование этноса как нации, прошедшее многовековое свое становление, развивая свою идентичность, формируя национальное самосознание, культуру, миропонимание, путем сравнительного эмпирического знания, проверяя его на практике, накапливая бесценный опыт в возрастной периодизации развитии, ученые, народные мыслители передавали от поколения поколению. Они не только определяли возрастные периоды, но и учили, как воспитывать и на что обращать внимание в формировании личности ребенка.
При решении вопросов периодизации советские ученные опираются на положения Л.С.Выготского. Н.Н.Палагина напоминает: «Л. С. Выготский предлагает положить в основу периодизации два показателя: динамический и содержательный. Первый характеризует периоды как спокойные, ли—тические, или как бурные, критические. Второй показатель выражает, какие психологические новообразования возникают в данном возрасте. По мысли Л. С. Выготского, каждая функция, каждое свойство личности возникает и достигает пика развития в свои календарные сроки, когда период созревания организма и формы взаимодействия со средой совпадают». [6, С. 83]
«Д.Б.Эльконин исходил из следующих положений:
• возрастное развитие - это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;
• развитие - это диалектический процесс, определяемый внутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, с критическими периодами;
• природу детства следует рассматривать в ее конкретно-историческом понимании;
• в основе периодизации лежат закономерности развития деятельности и растущего человека». [7, С.51]
Е.П.Ильин отмечает: «Основой периодизации жизненного пути является именно социальный возраст. Рассуждение строится на основании приписывания каждому периоду комплекса нормативно ролевых характеристик, проистекающих из возрастного разделения труда и социальной структуры общества». [4, С. 8] Выделение социальных особенностей периодизации можно заметить в определениях кыргызского народа.
Формирование и становление личности в онтогенезе кыргызский народ определяет с учетом жизненной среды, а также деятельности, выделяя возрастную периодизацию.
Народная периодизация кыргызов определена следующим образом:
- Возраст от рождения до 3 месяцев - ымыркай (новорожденный). Советовали невестам кроме близких никому не показывать т.е. новорожденного по обычаям кыргызов кроме близких до 3-х месяцев никому не показывали. Именно этот возраст - адаптивный возраст. Его окружает мир реальности, т.е. мир звуков, мир запахов, мир цветов и температур. У него развиваются познавательные рецепторы, моторика и эмоция. Колыбельные песни закладывали основы развития речи, познание основ национальной языковой идентичности и национального колорита через слуховые рецепторы на подсознательном уровне.
- с 3 -х месяцев до 1 года кыргызы называли этот возраст чурпее. В этом возрасте эмоциональное общение выходит на первый план и тем самым его активность усиливается. Очень бурно развивается моторика. Ребенок учится сидеть и ползать. К 8 и 9-ти месяцам
некоторые дети совершают первые шаги. У кыргызов до сегодняшнего времени сохраняются обычаи "тушоо кесYY". В связи с развитием активности у ребенка расширяются потребности и желания. В удовлетворении своих желаний ребенок сталкивается с преградами, а значит возникают противоречия. Любые противоречия являются основой любого развития.
-От 1-го до 3лет - наристе. К этому возрату относились очень бережно, советовали бережное кормление и давали наставление "наристесинде назданткыла", т.е. уделение особого внимания. Кыргызы считают, что этот возраст является возрастом формирования нации, потому что начинается бурное развитие речи. Особое внимание уделяли колыбельным песням, потому что через колыбельные песни и его мелодии ребенок от рождения до года на подсознательном уровне воспринимает национальный колорит, в этом возрасте улавливает смысловое значение колорита национального родного языка. Именно этот период является сенситивным периодом усвоения языка. Этот возраст является фундаментом формирования самосознания национальной идентичности. Об этом свидетельствует факт противостояния между кыргызами и калмаками. По данным историков окупированных земель кыргызов калмаками в одних сведениях 300, других сведениях историков 200 детей, где с возраста от 1го года до 3 лет, детей отвозили в глубь среды калмаков и их воспитывали особым методом как беспощадных воинов. Через 20 лет этих кыргызских детей отправили сражаться со своим родными кыргызами. Аксакалы потерявшие своих внуков, в надежде что они узнают своих дедов вышли на встречу, но их не узнали, всех истребили. После этих событий в надежде, "если не узнали дедов, то наверняка узнают своих бабушек, все-таки мы их кормили и воспитывали", на встречу этих воинов вышли бабушки. Они их тоже не пожалели. Потеряв всякую надежду, матери положив в колыбель своих грудных детей, встречали этих воинов с колыбельными песнями. Воины узнали свое эго, узнали, что они являются кыргызами. Они развернувшись назад очистили свои земли от калмаков. Эти события свидетельствуют о том, что этот возраст является возрастом формирования национальной индентичности и национального чувства.
- от 3-х до 5ти лет называется - бебек. К этому возрасту относятся особо, потому что идет процесс познания мира, осуществляются умственные развития, для дальнейшего развития используют народные дидактические средства, а именно для развития мыслительного процесса используют- загадки, для развития речи, для правильного произношения звуков - скороговорки, рассказывают сказки, притчи, поют колыбельные песни. Эти народные дидактические средства развивают познавательные психические процессы, но и способствуют познанию мира. Учитывая эти особенности нужно тщательно следить за развитием ребенка и бережно к нему относиться, есть такое понятие как « бeбeгYндY бепеле».
- от 5ти до 7ми лет - тестиер, учитывая гибкость ребенка в этот период, в целях развития трудоспособности, учитывая их силовые, физические возможности поручают им мелкие бытовые дела, в народе также говорят «тестиеринде теске сал». Дети, которые были приспособлены к труду, именно с этого периода заметно отличаются от детей, чьи родители упустили именно этот момент. Именно в данный период у ребенка развивается гибкость и пластичность, формируются умение и навыки, плавности движения, развивается моторика в целом, ребенок расценивает свои возможности, вырабатывается уверенность, поэтому кыргызы больший приоритет давали именно трудовому воспитанию и тем самым воспитывали у ребенка любовь к труду. Приспособленность к труду развивает у ребенка силу воли, распределение внимания, формы мышления, динамику движений, ловкость, и умение схватывать все налету.
- от 7ми до 11ти лет называют жеткинчек, «жеткинчегинде жетилткин» - говорят в народе, под этим понимается как развитие умственных способностей. Для развития умственной способности учили играть «тогуз коргоол» - это кыргызская ментальная арифметика. Ученые нынешнего времени выделяют, что именно в этом возрасте
развивается полная умственная способность пробуждается глубина, широта, быстрота, критичность и оперативность мышления. В этом возрасте на смену работоспособности приходит именно умственная нагрузка. Бурно развиваются виды мышления. Достижение детей в области знаний, формирование социально-психологической зрелости были прямыми обязанностями родителей.
- от 11 до 16 лет - eспYPYм курак. У кыргызского народа говорят «eспYPYмдY абайлап естур^н» т.е. к подростку нужен осторожный и бережный подход. Этот период определяется тем, что у подростка выявляются сложности, тяжелое эмоциональное состояние, переход к более старшему возрасту, это этап взросления. [3] Учитывая психологические особенности подростков необходимо ставить правильные требования. В народе говорят - « Абайла, дальщ кайрылып калбасын. Оор кетербе. Белине ^ч келбесин» - этим они показывали бережное отношение к подросту, потому что беспокоились за их физическое развитие, как бы не покалечить его конечности.
- возраст 16-20ти лет, девушек называли - селки, а парней - улан. Этот возраст определяет полное формирование организма юноши, его становление. Кыргызы о юности говорили - «Кыз карап, кыз тандаган учур». Момент, когда появляются самые первые искренние чувства. Первые стремления для нахождения своего места в обществе, потому что идет выбор профессии, шаги к светлому будущему, самопознание, самостоятельность. Выбор своего рода деятельности, выбор места получения образования, то есть, когда человек сам с полной решительностью выбирает свой путь ради своего будущего.
У кыргызского народа подтверждается развитие социально-психологических особенностей на эмпирическом уровне.
Кыргызский народ не стал ограничиваться определением возраста человека, но и в своей кочевой жизни дали оценку скоту, начиная с лошадей на которых ездили, коров, чье молоко употребляли, мелкий скот в виде бараньих голов, включая птиц. Все эти выявленные нормы периодизации используются и подтверждаются в зоопсихологии.
Соответствие кыргызской народной периодизации развития человека подтверждаются научными теориями. Д.И.Фельдштейн при разработке периодизации учитывает становление ребенка, как члена общества, усваивая жизненный опыт, «выделяет две узловые фазы развития. На первой фазе - от 0 до 10 лет - социализация и становление личности происходит на уровне еще не развитого самосознания. Ребенок овладевает действиями через подражание и усваивает нормы поведения под влиянием оценок взрослого. На второй фазе - от 10 до 17 лет - происходит активное самопостроение личности на основе развития самосознания и в позиции общественно-ответственного субъекта». [с.86] Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.
Список использованной литературы:
1. Валлон А. Психическое развитие ребенка/пер.с франц.М. , 1967г. 21с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений М., 1982г. 176-196с.
3. Жумалиева Ж. Инсандын жаш курак мезгилдери, онугушу, калыптанышынын психологиялык озгочолукору. Б. 2008ж. 96б.
4. Ильин Е.П. Психология взрослости. Мастера психологии -СПб. , 2012.
5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М. 1972г.
6. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.
7. Хилько М., Ткачева М. Возрастная психология. Конспект лекций -Издательство: Юрайт, 2010г
8. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте - Вопр.психологии №24, 1971г. 6-20с.