Научная статья на тему 'Культура как основа становления личности человека'

Культура как основа становления личности человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
542
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ / ЗНАКОВАЯ ПРИРОДА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / НАБЛЮДЕНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ОПРОС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожогелдиева К.М., Кожогелдиев А.С.

Статья отражает экспериментальные данные о месте культуры этноса в воспитании подрастающего поколения. Родителям необходимо уметь пользоваться психологическим содержанием культуры в регулировании формирования личности детей. В кыргызской семье отношения взрослых к мальчикам и девочкам имеют свои особенности, которые содержат в себе требования к нормам их поведения. Традиции кыргызского народа направлены на формирование личностных качеств человека в процессе различных народных мероприятиях, как праздничные церемонии, посвященных рождению ребенка, первым шагам ходьбы ребенка, женитьба, различные юбилеи и др. Во взаимоотношениях кыргызов еще с древних времен сохраняется гендерное равенство, что можно заметить в их поведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура как основа становления личности человека»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

реализуют свой потенциал, а большинство посылов учителя остается без ответа. Опытным путем обнаруживаются следующие показатели:

1. Эмоциональный комфорт,

2. Реализация собственной точки зрения, без страха быть осмеянным

3. Уважительное отношение к себе;

4. Обеспечение и сохранение достоинства;

5. Получение помощи, когда это необходимо,

6. Внимательное отношение к просьбам и предложениям учеников;

7. Помощь в выборе собственного решения. Учитель лишь помогает, в то время как ученик совершает выбор.

Третьим критерием психологической безопасности образовательной среды является уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия. Только в том случае, если будет выстроена демократическая среда во взаимодействии и осуществится отказ от психологического насилия, можно будет говорить об адекватном восприятии педагогического процесса.

Таким образом, образовательная среда будет базироваться на комфорте всех участников процесса. Сохраняется необходимость в создании и осуществлении инновационных педагогических и общешкольных замыслов; возможностях исследовательской деятельности в направлении эффективности педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе; формировании здорового взаимодействия педагогов и сохранения эффективных форм общения педагогов; обозначении роли педагога в начальной школе для школьника и его семьи; разработке принципов реализации технологии в развивающей среде начальной школы.

Для осуществления подобного замысла, рекомендуется и требуется рассматривать начальную школу как особый уровень школьного образования, посредством которого целесообразно и возможно создание системы организационно-педагогических условий. Список использованной литературы:

1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А.Баевой. — М.: ЭконИнформ, 2009.

2. Литвинова А.В. Подходы к изучению безопасности среды в колледжах / Власть. 2014. №3. С. 106-110.

3. Мириманова М.С. Раннее прогнозирование социально-психологических рисков и их профилактика в дошкольных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59150.shtml (дата обращения: 06.04.2017)

© Зверева М.А., 2017

УДК 378.11

Кожогелдиева К. М.

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Кыргызский государственный университет им.И.Арабаева,

г.Бишкек, Кыргызстан Кожогелдиев А. С. старший преподаватель, кафедра психологии Кыргызский государственный университет им.И.Арабаева,

г.Бишкек, Кыргызстан

КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

Статья отражает экспериментальные данные о месте культуры этноса в воспитании подрастающего поколения. Родителям необходимо уметь пользоваться психологическим содержанием культуры в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

регулировании формирования личности детей. В кыргызской семье отношения взрослых к мальчикам и девочкам имеют свои особенности, которые содержат в себе требования к нормам их поведения. Традиции кыргызского народа направлены на формирование личностных качеств человека в процессе различных народных мероприятиях, как праздничные церемонии, посвященных рождению ребенка, первым шагам ходьбы ребенка, женитьба, различные юбилеи и др. Во взаимоотношениях кыргызов еще с древних времен сохраняется гендерное равенство, что можно заметить в их поведениях.

Ключевые слова

Культура, воспитание, национальные обряды, знаковая природа, деятельностный подход, личностные

качества, наблюдение, анкетирование, опрос.

CULTURE AS THE BASIS OF THE FORMATION OF THE HUMAN PERSONALITY

Abstract

The article reflects experimental data on the place of ethnic culture in the education of the younger generation. Parents need to be able to use the psychological content of culture in regulating the formation of the personality of children. A Kyrgyz family relations of adults to boys and girls have their own characteristics, which contain the requirements to the norms of their behavior. Traditions of the Kyrgyz people is directed on formation of personal qualities in the different national events like the celebration ceremony of the birth of a child, the first steps of the walk of a child, marriage, various anniversaries, etc. In the relationship of the Kyrgyz people since ancient times is still gender equality that can be seen in their behaviors.

Key words

Culture, education, national rites, sign nature, activity approach, personal qualities, observation, questionnaire, survey.

Культура - нормы и принципы общественных отношений, где закрепляются результаты и прошлой, и современной общественной практики. Они выражают характер общественных отношений, передающиеся из поколения в поколение и воспроизводящиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Культура играет важную роль в воспитании, способствуя приобщению ребёнка к духовным наследиям, знакомит с образцами поведения.

Кыргызские обычаи, сохранившиеся до наших времен, особо влияют на становление личностных качеств, на ценностные ориентации ребенка, о чем в наши дни проведены психологические исследования. Прием гостей, проводы усопшего, свадебные обряды, бешик той, уул той, чач eрYY, тушоо кесYY, кыз узатуу, YЙ ти^ и др.

Наблюдения показали, что взрослые, проводя кыргызские национальные обряды пользуются нормами поведения, принятые еще со времени Манаса и еще ранее, как добродушное отношение к каждому, гостеприимство, гуманность. Богато готовят дасторкон, предлагая разные сладости и горячее. При любых случаях гости располагаются по возрасту, т.е. аксакалы на самом почетном месте, за которыми стараются ухаживать не только из-за того, что он высокий гость, а пример младшим, что пожилым людям во всем нужно внимание, любовь и помощь. Такой обычай особо распространен в сельских местностях, о чем забывают в городских, усаживаясь в зависимости от того, кто первый вошел в помещение.

Именно кыргызские традиции являются практическим примером нормы поведения в коллективе, в обществе, взаимоотношений со взрослыми и младшими. Умение уважать других, вызывает уважение к нему самому. Такие традиции напоминают, что каждый человек со временем проходит этот этап взросления, а значит, желательно помнить о норме поведения.

Самый важный момент в гостеприимстве - это предложение гостям помыть руки, где полить воды предлагаются молодым, особенно мальчикам. Но и взрослый не должен забывать пожелать хорошего мальчику, т.е. воспользоваться «бата берYY». Такой обычай тоже сохранен еще с древних времен. Эти высказывания взрослого о том, каким хочет видеть мальчика в будущем. Такое воспитательное воздействие эффективнее, чем нравоучения родителей. В ходе беседы нами выявлено, что мальчикам это нравится и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

стараются вести себя соответствующим образом.

О том, что знаковая природа слова является особым социокультурным посредником между индивидом и миром доказано многими учеными. В отличие от орудий труда изменяют сознание оперирующего ими субъекта. Умение находить момент и форму воспитательных высказываний играет важную роль в ее эффективности. В теплом кругу близких ведутся разговоры о тех людях, которые имели хорошее уважение, высказывали из-за какие хорошие качества его уважали и почему до сих пор его помнят. Приводят примеры хороших манер, нормах поведения в различных ситуациях.

Предлагая испытуемым опрос-анкету, мы заметили, как наша молодежь пользуется пословицами и поговорками. Еще наши предки любили высказывать метафорические выражения, над пониманием которых требуется определенный уровень критичности мышления, т.е. создавались условия для развития познавательных процессов.

Анализ анкетных данных показал, что у кыргызов основные положительные качества - это гуманность, гостеприимство, толерантность, смелость, снисходительность, терпимость, дружелюбие, добродушие.

История кыргызов указывает, что веками умели передавать информацию через песни, стихи, айтыш, манас айтуу, кошок. Народное искусство направлено на высокое проявление психических процессов, которое зависит от уровня способностей. В музыке кыргызов дается жизнь и деятельность этноса, его мечты и отношение народа к реальной действительности, а значить, умение видеть, слышать, думать, чувствовать окружающий мир. Именно в них отражены нормы поведения, традиции и обычаи кыргызов. Через них высказываются критические отношения к окружающим людям, к их деятельности и поведениям. Народное искусство кыргызов помогает подрастающему поколению самоопределению, жизнедеятельности.

В психологической науке определение личностных особенностей осуществляется через деятельностный подход. Деятельность кыргызов показывает, что через них ребенок не просто познает мир, а формируется как личность. Через деятельность родителей и других взрослых, особенно в сельской местности, дети познают гендерные и социальные роли, что помогают формированию адекватных личностных качеств. Девочки помогают матерям, а мальчики отцам. Девочки усваивают женственность не только в деятельности, но и в проявлении гендерных ролей, т.е быть нежным, добрым, отзывчивым, ласковым, но в то же время строгим и требовательным.

Мальчики проявляют мужественность, т.е. быть смелым, сильным, гордым, защитником покоя семьи, но в то же время добродушным, откровенным. Именно половое самоопределение у кыргызов направляется адекватными гендерными ролями мужчин и женщин.

Анализ проективных тестов указал на сохранение гендерных ролей в кыргызской семье. Во все времена в кыргызской семье главой являлся мужчина, хотя женщина участвует на равных. От отношений жены во многом зависит выполнение мужем обязанности главы семьи. Отношения в семье направлено на благополучие детей.

Каждая культура вырабатывает свой взгляд на мир, где присутствует и религиозный взгляд на реальность. В последнее время культура кыргызов пополнилась усиленным вниманием на религию, и даже до искажения той традиции, которая была у кыргызского народа. Религии разных стран соответствуют особенностям их национального характера.

Особо стали уделять внимание на одежду религии. Исламские течения, которые унаследованы от арабов сильно влияют на культуру кыргызов. Веками у кыргызов существовало гендерное равенство, искаженное современными исламскими течениями, которое распространяется именно среди необразованной молодежи. Женщина-кыргызка никогда не закрывала свое лицо в присутствии мужчин, но проявляла своим поведением уважение к мужскому полу, что продолжает существовать во многих семьях. Именно такое поведение кыргызской женщины помогало сохранить спокойствие в своей семье. Женщина-кыргызка без конфликта умела наладить отношения с мужем, а также в необходимый момент умела его поддержать. Для нее на первом месте всегда стоял ребенок, который должен быть здоровым и сытым, поэтому она умела делать многое.

Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка можно отметить, что именно в игре, с народными элементами можно найти резервы, позволяющие

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы ребенка. До наших дней дошли национальные кыргызские игры, соответствующие с учетом возрастных особенностей. Еще с младенческого возраста создают условия для манипуляции с предметами, от простого до сложного. Ребенок, проснувшись в бешике, мог определенное время манипулировать разноцветными альчиками, подвешенные на перекладине бешика над грудью. Затем постепенно игры с альчиками усложнялись, которые развивали все познавательные процессы, чувства и эмоции, волю, способности, влияя на формирование характера. Это такие игры как «Кан таламай», «Каным дат», «влдY», <^ч тапан» и др. Правильно пользоваться альчиком, умение подкидывать, умение выбивать развивает мелкую моторику, восприятие, внимание, память, мышление, чувство, волю, влияет на физическое развитие ребенка. Игры с альчиками могут показывать различные отношения людей, как лидеры и подчиненные, взрослые и младшие.

Такая же особенность проведения праздников сохранилась и по настоящее время, где используются кыргызские народные игры, как «Ат чабыш», «Кыз куумай», «Улак тартыш», «Эциш», «Ордо», «Тогуз коргоол». Проведение праздников создают условия для формирования высших чувств, как эстетические, моральные, нравственные, праксические, экологические. Дети усваивают нормы поведения в общественных местах, умение уважать каждого человека, терпимости, учтивости, самостоятельности. Участие в праздничных мероприятиях формируют сообразительность, ловкость, смелость, отзывчивость, трудолюбие и другое, что доказывают важность культурных особенностей этноса.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. - 512 с.

2. Кудрявцев Т.В. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Дубна, 1997.

© Кожогелдиева К. М.,Кожогелдиев А. С., 2017

УДК 740

А.Ф. Шайхутдинова

студентка 2 курса

Финансового университета при Правительстве РФ (Челябинский филиал)

г. Челябинск, Российская Федерация О.В. Перевозова к.п.н., доцент

Финансовый университет при Правительстве РФ (Челябинский филиал)

г. Челябинск, Российская Федерация

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ И РОЛЬ УПРАВЛЕНЦА В ИХ ПРОФИЛАКТИКЕ

Аннотация

Статья посвящена исследованию конфликтных ситуаций в коллективе. Дано понятие конфликту, рассмотрены причины возникновения разногласий среди сотрудников. В работе приведена статистика, показывающая наиболее частые источники споров и конфликтов. В заключении даны рекомендации управленцу по профилактике конфликтов в коллективе и их избеганию в процессе трудовой деятельности.

Ключевые слова

Управление, конфликт, менеджер, профилактика конфликтов, микроклимат компании.

Управление представляет собой процесс осуществления определенного типа взаимосвязанных между собой действий по созданию и использованию ресурсов той или иной организации для достижения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.