Научная статья на тему 'ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2368
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / ВЗРОСЛЫЙ / ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАНИПУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Качикеев Турдумамат Жолдошматович, Кожогелдиев Абдыкалык Саитович

Важность учета ведущего вида деятельности в создании условий психического развития детей подтверждают научные исследования. Теоретический анализ исследования показал, что ранний возраст является основой дальнейшего развития ребенка. Умение взрослого управлять познавательной деятельностью детей определяет их психическое развитие. Если началом познания является восприятие, то именно манипулирование объектами считается условием развития мышления и речи. Действия с предметами в совместной деятельности со взрослым помогают ребенку более глубокому познанию действительности. Как показывают исследования, в предметных действиях у ребенка стимулируется речь. Речевое развитие в раннем возрасте ведет к более качественному психическому развитию ребенка. Особенности ведущего вида деятельности в раннем возрасте доказана исследованиями многими ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Качикеев Турдумамат Жолдошматович, Кожогелдиев Абдыкалык Саитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING ACTIVITY OF YOUNG CHILDREN, AS THE MOST IMPORTANT CONDITION FOR MENTAL DEVELOPMENT

The importance of taking into account the leading type of activity in creating conditions for the mental development of children is confirmed by scientific research. The theoretical analysis of the study showed that early age is the basis for the further development of the child. The ability of an adult to regulate the cognitive activity of children determines their mental development. If the beginning of cognition is perception, but it is the manipulation of objects that is considered a condition for the development of thinking and speech. Actions with objects in joint activity with an adult help the child deeper cognition of reality. Studies show that in object-related actions, speech is stimulated in a child. Speech development at an early age leads to the better mental development of the child. The features of the leading activity at an early age have been proven by research by many scientists.

Текст научной работы на тему «ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ / PSYCHOLOGICAL SCIENCES

УДК 159.9.018.4: 37.011.33 https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/46

ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

©Качикеев Т. Ж., канд. психол. наук, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан

©Кожогелдиев А. С., Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан

LEADING ACTIVITY OF YOUNG CHILDREN, AS THE MOST IMPORTANT CONDITION FOR MENTAL DEVELOPMENT

©Kachikeev T., Ph.D., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan ©Kozhogeldiev A., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan

Аннотация. Важность учета ведущего вида деятельности в создании условий психического развития детей подтверждают научные исследования. Теоретический анализ исследования показал, что ранний возраст является основой дальнейшего развития ребенка. Умение взрослого управлять познавательной деятельностью детей определяет их психическое развитие. Если началом познания является восприятие, то именно манипулирование объектами считается условием развития мышления и речи. Действия с предметами в совместной деятельности со взрослым помогают ребенку более глубокому познанию действительности. Как показывают исследования, в предметных действиях у ребенка стимулируется речь. Речевое развитие в раннем возрасте ведет к более качественному психическому развитию ребенка. Особенности ведущего вида деятельности в раннем возрасте доказана исследованиями многими ученых.

Abstract. The importance of taking into account the leading type of activity in creating conditions for the mental development of children is confirmed by scientific research. The theoretical analysis of the study showed that early age is the basis for the further development of the child. The ability of an adult to regulate the cognitive activity of children determines their mental development. If the beginning of cognition is perception, but it is the manipulation of objects that is considered a condition for the development of thinking and speech. Actions with objects in joint activity with an adult help the child deeper cognition of reality. Studies show that in object-related actions, speech is stimulated in a child. Speech development at an early age leads to the better mental development of the child. The features of the leading activity at an early age have been proven by research by many scientists.

Ключевые слова: развитие, ранний возраст, взрослый, ведущая деятельность, манипуляция.

Keywords: development, early age, adult, leading activity, manipulation.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Эмпирические исследования показали, что особенности психического развития в каждом возрастном периоде влияют в последующие этапы, определяя возможности жизнедеятельности человека. Актуальность данного вопроса в том, что современное общество ставит высокие требования к подрастающему поколению в становлении личности ребенка, которая начинается с детского возраста.

В своих трудах Л. С. Выготский напоминает о качественном развитии, определяя закон метаморфозы [4]. Психическое развитие в соответствии возрастным периодам определяет полноценность психического здоровья детей. Основная помощь взрослого организовывать соответствующие условия, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Как отмечает Пиаже, в интеллектуальном развитии детей особо важную роль играет ведущий вид деятельности, которая направляет психические изменения ребенка. «Исследование развития мышления Пиаже начинает с анализа практической, предметной деятельности ребенка в первые два года жизни. Он считает, что истоки даже крайне абстрактного знания следует искать в действии, знание не приходит извне в готовом виде, человек должен «построить» его» [1, с. 91]. Каждый возраст имеет свой основной вид деятельности, которая сопровождает ребенка с первых дней появления на свет, и тем более в раннем возрасте.

В ходе теоретического анализа психического развития ребенка О. Б. Дарвиш отмечает мнение А. Н. Леонтьева о том, что каждый возрастной период имеет свой ведущий вид деятельности, чем обеспечивается важнейшая линия психического развития данного этапа. Он подтверждает, что под влиянием ведущей деятельности происходят изменения во всей структуре личности ребенка. Под влиянием ведущей деятельности определяются новообразования, стимулирующие появлению новых видов деятельности [2].

О. Б. Дарвиш характеризует ведущий вид деятельности детей, чем уточняет определение данного понятия. С его точки зрения, ведущая деятельность имеет следующие признаки:

1) это такой вид деятельность, при которой появляются и индивидуализируются новые формы деятельности. К примеру, обучение как деятельность применяется в дошкольном возрасте в процессе игры или же внутри ведущего вида деятельности данного возрастного периода.

2) эта деятельность, в процессе которой качественно изменяются и развиваются индивидуальные психические процессы. Например, формирование активного воображения проявляется в игровой деятельности, а отвлеченное мышление активно развивается в учебе.

3) именно в ведущей деятельности осуществляются психологические формирования личности ребенка. Например, в игре дошкольник усваивает общественные формы поведения.

Таким образом, «ведущая деятельность — это такая деятельность, которая обуславливает изменение в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития» [2, с. 7].

Возрастные изменения происходят не только под влиянием ведущего вида деятельности, но и под влиянием ведущего типа общения. Р.С. Немов изучая виды деятельности, предложенную Д. Б. Элькониным, осуществляет их классификацию и последовательное изменение вместе с общением, которые становятся ведущим видом деятельности в психическом развитии детей, поэтапность которых характеризуется следующим образом:

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

1. В младенческом возрасте (от 0 до 1 года) происходит эмоционально-непосредственное общение, где ребенок общается со взрослым вне совместной предметной деятельности.

2. В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) используется предметно-манипулятивная деятельность, которая характеризуется предметными действиями, полностью не соответствующих с культурно-социальным значением и определяется без активного взаимодействием.

3. В дошкольном возрасте (от 3 лет до 6-7 лет) ведущей считается сюжетно-ролевая игра, которая сопровождается проигрыванием различных социальных ролей, отражая соответствующую социальную ситуацию.

4. Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 11 лет) сопровождается учебно-познавательной деятельностью, которая взаимодействует с межличностным общением.

5. Подростковый возраст (от 11 лет до 15 лет) определяется профессионально-личностным общением, при котором проявляется сочетание личностного общения с групповой деятельностью, под влиянием которых осуществляется подготовка к будущей профессии.

6. Для старшего школьного возраста (от 15 лет до 18 лет) ведущей деятельностью является морально-личностное общение, где содержание общения включает интимно-личностные темы [2, с. 8].

В развитии сенсомоторного интеллекта раннего возраста основой считается действия самого ребенка, при помощи которых можно добиться определенных целей. Именно манипулирование предметами во взаимодействии со средой осуществляется интеллектуальный прогресс, приводящий к преобразованию и развитии интеллектуальных содержаний детей раннего возраста [1, с. 91].

Ж.Пиаже стадию конкретных операций характеризует таким образом: «Умственные способности ребенка достигают нового уровня. Это начальный этап интериоризации действий, развития символического мышления, формирования семиотических функций, таких, как язык и умственный образ. Складываются мысленные наглядные представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не прямыми действиями» [1, с. 91].

Детям раннего возраста манипулирование предметами, совместные действия со взрослыми являются ведущей деятельностью. Д. Б. Эльконин в определении психологического возраста пользуется понятием ведущей деятельности как критерий в решении вопроса периодизации.

О понятии ведущей деятельности Л. Ц. Кагермазова поддерживает мысли других ученых, характеризуя понятие ведущей деятельности отмечает: «Это главная деятельность по ее значению для психического развития» [1, с. 115].

Т. Д. Марцинковская определяя предметные действия детей раннего возраста, как ведущий вид деятельности, связывая с процессом восприятия напоминает [3, с. 41-42]. Восприятие как познавательный процесс активизирует мыслительные действия. Здесь можно напомнить о том, что количественный и качественный уровень восприятия на столько же определяет содержание развития мышления. Мыслительные операции ребенка мотивируются восприятием предметов и явлений окружающей действительности.

Т. Д. Марцинковская расширяя свои мысли подчеркивает: «Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов» [3, с. 41-42]. Например, ребенок раннего возраста (1 год 2 месяца) изучает одинаковые электрические приборы обогревания, находящихся в разных

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

комнатах. Он пользуется зрительным восприятием, так как хорошо усвоил их горячую температуру и, поэтому нет возможности для манипуляции ими. Он жестикулирует, показывая схожесть предметов, чем стимулируется сравнительная операция мышления. Целостное восприятие дают возможность сравнению предметов.

Л. Ц. Кагермазова изучает особенности познавательных процессов, подтверждая мысли Т. Д. Марцинковской, характеризует взаимосвязь действия восприятия с ведущим видом деятельности: «Восприятие ребенка в раннем детстве вплетено в ведущую деятельность, тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Для раннего возраста характерно решение задач с помощью внешних ориентировочных действий, путем проб и догадки — наглядно-действенное мышление» [1, с. 42]. Здесь можно отметить, что воспринимая эмоционально сопровождающиеся рассказы об окружающем мире, создают возможности для мыслительных действий детей раннего возраста. Восприятие рассказа создают проблемы в познании, что стимулируют активность ребенка, которые сопровождаются постановкой вопросов о познаваемом. Если рассказы дополняются объектами познания, ребенок использует практические действия, манипулируя предметами, вызывает интерес если происходят совместные действия со взрослым.

О роли предметных манипуляций О. Б. Дарвиш дополняет: «Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д. Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях.

Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать.

Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды - игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование)» [2, с. 33].

Н. Н. Палагина в своей работе затрагивает вопрос проявления воображения в раннем возрасте утверждает о важности совместной деятельности со взрослым. Она подтверждает своими исследованиями: «Следуя традициям народной педагогики, ребенка включают в предметные преобразования и мнимые ситуации, выполняют условные действия его руками и его телом, включают его в шуточные диалоги, побуждают к изобразительным действиям» [5, с. 167].

О том, что предметные манипуляции детей раннего возраста, влияют на развитие речи, указывает Л. Ц. Кагермазова. «Именно речевое общение со взрослым по поводу действий с предметом становится необходимым как орудие организации взаимодействия, делового сотрудничества» [1, с. 42]. Можно заметить, как дети данного возраста повторяют высказанное взрослыми слова, но не всегда вслух. Исследования доказывают, если в совместных действиях с ребенком, взрослый называет предмет медленно, четко проговаривая звуки, он может легко и быстро усвоить речь.

Заключение. Организация необходимых условий для ребенка расширяются возможности психического развития ребенка, стимулируя проявления и становления мыслительных операций в раннем возрасте. Основным условием психических изменений ребенка данного возраста считается ведущий вид деятельности, или же предметные манипуляции, где особенно влиятельны совместные действия со взрослым. Через манипуляции объектами, ребенок глубже познает окружающий мир, чем отмечается яркое развитие всех познавательных процессов.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №6. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/67

Процесс восприятия основа проявления и развития всех других познавательных процессов, а значит, стимулирует расширение мыслительных операций. Чем больше ребенок воспринимает, тем выше уровень как психического развития, а также интерес к глубокому познанию действительности. Включаясь в ведущий вид деятельности дети приобретают умения анализировать, сравнивать, обобщать, и выражать свои мысли речевыми высказываниями.

Список литературы:

1. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология (Психология развития). https://clck.ru/MyjdF

2. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 264 с.

3. Марцинковской Т. Д. Детская практическая психология. М.: Гардарики, 2000. 255 с.

4. Ларина О. А., Каратьян Т. В., Акрушенко А. В. Психология развития и возрастная психология. М.: Эксмо, 2008.

5. Палагина Н. Н. Воображение у самого истока: психологические механизмы формирования. Бишкек: Илим, 1992. 123 с.

References:

1. Kagermazova, L. Vozrastnaya psikhologiya (Psikhologiya razvitiya). https://clck.ru/MyjdF

2. Darvish, O. B. (2003). Vozrastnaya psikhologiya. Moscow. (in Russian).

3. Martsinkovskoi, T. D. (2000). Detskaya prakticheskaya psikhologiya. Moscow. (in Russian).

4. Larina, O. A., Karat'yan, T. V., & Akrushenko, A. V. (2008). Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya. Moscow. (in Russian).

5. Palagina, N. N. (1992). Voobrazhenie u samogo istoka: psikhologicheskie mekhanizmy formirovaniya. Bishkek. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 04.05.2021 г. 07.05.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Качикеев Т. Ж., Кожогелдиев А. С. Ведущий вид деятельности детей раннего возраста как важнейшее условие психического развития // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №6. С. 396-400. https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/46

Cite as (APA):

Kachikeev, T., & Kozhogeldiev, A. (2021). Leading Activity of Young Children, as the Most Important Condition for Mental Development. Bulletin of Science and Practice, 7(6), 396-400. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/67/46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.