Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО ВОЗРАСТНОМУ ПРИЗНАКУ'

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО ВОЗРАСТНОМУ ПРИЗНАКУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1453
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / КАЛЕНДАРНЫЙ ВОЗРАСТ / ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СТРАТИФИКАЦИЯ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / ДЕЛЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ РЕБЕНКА / PSYCHOLOGICAL FACTOR / BIOLOGICAL FEATURE / PSYCHOLOGICAL FEATURE / BIOLOGICAL AGE / CHRONOLOGICAL AGE / AGE PSYCHOLOGY / STRATIFICATION / CHILDHOOD DEVELOPMENT / DIVISION / CLASSIFICATION / PHYSIOLOGY OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эргешова К. А.

Во все времена в жизни человечества одной из основных проблем было воспитание детей, приобщение их к труду. Эффективность воспитательного процесса напрямую зависела от учета возрастных особенностей детей. В соответствии с возрастом детей строятся содержание и формы воспитательной работы и в современной педагогике и психологии. В данной статье мы делаем обзор классификаций детей по возрастному признаку, начиная со времен древней Греции и до наших дней. В качестве основных классификаторов рассматриваем подходы и взгляды таких ученых и мыслителей, как Аристотель, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский и некоторых других. Труды педагогов и психологов анализируются в сопоставительном плане. Они выступают методологической опорой нашего исследования этнопедагогического направления. Деление психологии детей по возрастным особенностям имеет свою долгую историю и осуществление воспитательной и научно-исследовательской работы в соответствии с этим, являются требованием времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL EVOLUTION OF THE DIVISION OF CHILDREN BY AGE

At all times in the life of mankind, one of the main problems has been the upbringing of children, their introduction to work. The effectiveness of this educational process directly depended on taking into account the age characteristics of children. In accordance with the age of the children, the content and forms of educational work are also built-in modern pedagogy and psychology. In this article, we review the age classification of children, from the times of ancient Greece to the present day. As the main classifiers, we consider the approaches and views of such scientists and thinkers as Aristotle, Ya. A. Komensky, J. J. Rousseau, A. Disterweg, K. D. Ushinsky, L. S. Vygotsky and some others. The works of teachers and psychologists are analyzed comparatively. They serve as the methodological basis of our study of the ethnopedagogical direction. The division of children’s psychology by age has its own long history and the implementation of educational and research work in accordance with this is a requirement of the time.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО ВОЗРАСТНОМУ ПРИЗНАКУ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

УДК 37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/43

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО ВОЗРАСТНОМУ ПРИЗНАКУ

©Эргешова К. А., Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан HISTORICAL EVOLUTION OF THE DIVISION OF CHILDREN BY AGE

©Ergeshova K., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan

Аннотация. Во все времена в жизни человечества одной из основных проблем было воспитание детей, приобщение их к труду. Эффективность воспитательного процесса напрямую зависела от учета возрастных особенностей детей. В соответствии с возрастом детей строятся содержание и формы воспитательной работы и в современной педагогике и психологии. В данной статье мы делаем обзор классификаций детей по возрастному признаку, начиная со времен древней Греции и до наших дней. В качестве основных классификаторов рассматриваем подходы и взгляды таких ученых и мыслителей, как Аристотель, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский и некоторых других. Труды педагогов и психологов анализируются в сопоставительном плане. Они выступают методологической опорой нашего исследования этнопедагогического направления. Деление психологии детей по возрастным особенностям имеет свою долгую историю и осуществление воспитательной и научно-исследовательской работы в соответствии с этим, являются требованием времени.

Abstract. At all times in the life of mankind, one of the main problems has been the upbringing of children, their introduction to work. The effectiveness of this educational process directly depended on taking into account the age characteristics of children. In accordance with the age of the children, the content and forms of educational work are also built-in modern pedagogy and psychology. In this article, we review the age classification of children, from the times of ancient Greece to the present day. As the main classifiers, we consider the approaches and views of such scientists and thinkers as Aristotle, Ya. A. Komensky, J. J. Rousseau, A. Disterweg, K. D. Ushinsky, L. S. Vygotsky and some others. The works of teachers and psychologists are analyzed comparatively. They serve as the methodological basis of our study of the ethnopedagogical direction. The division of children's psychology by age has its own long history and the implementation of educational and research work in accordance with this is a requirement of the time.

Ключевые слова: психологический фактор, биологическая особенность, психологическая особенность, биологический возраст, календарный возраст, возрастная психология, стратификация, развитие ребенка, деление, классификация, физиология ребенка.

Keywords: psychological factor, biological feature, psychological feature, biological age, chronological age, age psychology, stratification, childhood development, division, classification, physiology of the child.

Физическое развитие детей и психологическое созревание происходит одинаково. Это связано с рядом факторов:

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

-наследственность, генетический фактор; -среда проживания ребенка, семейный фактор; -климатический, природный фактор; -здоровье ребенка или медицинский фактор;

-психологическая особенность каждого ребенка или психологический фактор; -календарный фактор или возраст ребенка согласно даты рождения. Кроме того есть еще понятие биологического возраста. Причем не всегда биологический возраст человека совпадает с его календарным возрастом. В педагогике и психологии проведено немало научных исследований в области возрастной периодизации развития человека, которая охватывает все периоды жизни ребенка от рождения и до самой смерти. Возрастная стратификация имеет и правовую (юридическую) значимость. Так, женитьба на несовершенно летних девушках, их похищение или изнасилование рассматриваются как более тяжкое преступление, чем если бы эти деяния были совершены в отношении совершеннолетних; несовершеннолетних преступников не сажают в тюрьму, а определяют в специальные детские исправительные учреждения; определенные льготы представляются людям пенсионного возраста и т. п.

Деление детей или людей по возрастному признаку является абсолютным или реальным фактором. В первом случае учитываются их возраст по рождению, во втором -процесс развития. Говоря иначе, речь идет об особенностях физического развития и психологического становления.

Поэтому деление детей по возрасту не всегда соответствует их возрастному развитию. Это делается условно. Например, если взять 50 детей 8-летнего возраста, то можно наблюдать, что у них разный рост, вес, физическое состояние, сознание, что свидетельствует о проявлении индивидуальности (особенности) и в то же время сохранении типичности и сходства.

Определение возрастных особенностей детей, их типичности и периодизация - ведется еще с древних времен. Так, Аристотель (384-322 в. д.н.э.) делит детей на два периода: дети до 7 лет и с 7 лет до полового созревания.

Я. А. Коменский (1592-1670) выделяет четыре периода: до 6 лет — формирование органов чувств, 6-12 лет — ход активных психологических процессов развития внутренних чувств, в том числе ума, характера и др., 12-18 лет — рост мышления и способности выражать собственное мнение, 18-24 — развитие воли.

Ж. Ж. Руссо (1712-1778) характеризует три периода: до 2 лет — формирование природных чувств (желание покушать, чувство тепла и холода, желание спать, чувство усталости), 2-12 лет — развитие внешнего восприятия мира, 12-15 лет — ход активных психологических процессов.

А. Дистервег (1790-1866) делит детей на следующие три возрастные периода: 6-9 лет — видение и чувство, 9-14 лет — развитие ума, понимание определенных вещей и явлений, 1417 лет — рост чувства сознательного восприятия.

К. Д. Ушинский (1824-1870) также отмечает три периода: 3-6(7) лет — детство и дошкольный период, 6 (7)-14 (15) лет — отрочество или годы учебы. 22-23 года — юность.

Советский психолог Л. С. Выготский (1896-1934) периодизацию развития ребенка и кризиса этого процесса проводит следующим образом [1]: -кризис новорожденного (до двух месяцев); -младенческий период (до одного года); -кризис — возраст одного года;

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

-раннее детство (1 -3 года); -кризис — 3 летний возраст; -дошкольный период (3-7 лет); -кризис в 7 лет; -школьный возраст(7-13лет); -кризис в 13 лет;

-пубертатный возраст (13-17 лет); -кризис в 17 лет.

Как видно, психолог, всесторонне и глубоко исследовав детскую психологию, отмечает конкретные кризисные периоды в развитии детей.

Другой психолог Д. Б. Эльконин, изучив классификации и взгляды Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева и интегрируя их, предлагает свою периодизацию [2]: Раннее детство: -младенчество (0-1 год); -ранний возраст (1 -3 года). Детство:

-дошкольный возраст (3-7 года); -возраст начальной школы (7-11/12 лет). Отрочество

-подростковый период (11/12-15 лет); -юность (с 15 лет).

Исследователь Э. Эриксон разработал собственную теорию психосоциального развития человека, согласно которому, выделяет 8 фаз [3, с. 6-22].

В 1965 г академия педагогических наук (АПН) СССР, основываясь на многих теориях, определяет следующие возрастные стадии человека [4]: Новорожденные — от 1 до 10 дней; -грудной дети — с 10 дней до одного года; -раннее детство — 1 -2 года; -первый период детства — 3-7 лет;

-второй период детства — 8-12 лет (мальчики); 8-11 лет (девочки); -подростковый возраст — 13-16 лет(мальчики); 12-15 лет (девочки); -юношеский возраст — 17-21лет (мальчики); 16-20 лет (девочки). Средний возраст:

-первый период — мужчины- 22-35 лет, женщины — 21-35 лет; -второй период — мужчины — 36-60 лет; женщины — 36-55 лет; -пожилой возраст — 61-75 лет (мужчины); 56-75лет (женщины); Старческий возраст — 76-90 лет; Возраст долгожителей — с 90 лет и выше.

В научной литературе широко используется классификация известного российского государственного деятеля, историка В. Н. Татишевда (1686-1750): -младенчество — с рождения до 12 лет; -юношество — 12-25 лет; -мужество — 25-50 лет; -старость — свыше 50 лет.

Составители русской азбуки в 1783 году определили такие периоды: -до 7 лет — младенец;

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

-с 7лет — отрок; -с 15 лет — юноша.

В. И. Далдын «Толковый словарь» В. И. Даля выделяет три возрастных периода детей: -детство — 14-15 лет; -подросток — 14-15 лет; -юность — с 15 до 20 лет.

На примере возрастной классификации детей Ф. И. Сетин отмечает деление детской литературы с учетом возрастных особенностей детей. Так: Начальный этап обучения (азбука, грамматика). Обучение письму (азбука быстрого писания).

Книги энциклопедического характера для самостоятельного чтения [5, с. 24-25]. Подобная работа по периодизации проводится и со стороны исследователей истории и теории киргизской детской литературы. Так, в книге «История киргизской детской литературы» (1991) М. Тулогабылов определяет следующие периоды: -младенцы (дошкольный возраст); -отрок (младший школьный возраст); -подростки (старший школьный возраст) [6, с. 3].

В книге «Киргизская детская литература» (2012) А. Муратов и К. Исаков предлагают свою классификацию:

-дети дошкольного возраста (младенцы) - с 2 до 7 лет; -младшие школьники - с 7до 11-12 лет;

-дети среднего и старшего школьного возраста (подростки) - с 11-12 лет до 17-18 лет [7, с. 12].

В современной педагогике и возрастной психологии широко распространена следующая периодизация:

-младенчество — до 1 года; -дошкольный возраст (1 -3 года); -дошкольный возраст (3 -6 лет); -младший школьный возраст (6-10 лет); -подростковый возраст (10-15 лет;

юношество (первый период — 15-17 лет второй период — 17-21 год. Особенности деления детей по возрастному признаку в этнопедагогике Наука этнопедагогика, исследующая национальные традиции воспитания и опыт, в зависимости от места проживания, менталитета, культуры воспитания разных родов и национальностей по-разному рассматривает возрастные особенности детей. Так выглядит возрастная периодизация детей у манси в Сибири: -до наречения именем; -с наречения именем до появления зубов; -до 3-4 лет;

-с 3-4 лет до юношества.

У ханты и манси, проживающих на берегах реки Обь: -грудные дети;

-дети колыбельного возраста; -дети до привлечения к труду; -взрослые дети; -подростки.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

У тувинцев:

- 1 -этап: период узнавания других;

- 2-этап: игровой период, 5 -летний возраст. У нивхов:

детство и подростковый возраст — до 14 лет, состоящий из этапов: -первый — новорожденный до 3-5 месяцев, до появления улыбки; -второй — до 5 месяцев, до первых самостоятельных шаков; -третий — до 4-5 лет, время самостоятельного хождения; -четвертый — отказ от груди, мальчики и девочки играют отдельно; -пятый — 8-14 лет, начало занятия трудом совместно с взрослыми. У нганасанов:

-первая группа — нуо-ребенок до 6-8 лет;

-вторая группа — подростки до 13-14 лет (тыбыйка — мальчики; нербэ э нерба а — девочки);

-третья — с 15 лет до жаштан 20-25 лет (нянту - парень, коптуа - девушка. У эвенков:

-младенчество — от рождения до 3 лет; -детство — 3-10 лет; -подростковый возраст — 9-15лет. После этого рассматриваются взрослые люди. У бурятов:

-первая группа — новорожденные; -вторая — грудные; -третья — одногодки;

-четвертая — начинающие ходить, 1 -1,5 годки;

-пятая — дети с 1,5 года до 5 лет;

-шестая — 5-10 лет;

-седьмая — дети 10-15 лет;

-восьмая — молодежь 15-18 лет.

У кетов:

первая ступень — с рождения до отпадения остатка пуповины; вторая — с отпадения пуповины до появления зубов; третья — с появления зубов [8].

Как видно из приведенных примеров, у народностей Северного Урала, Западной Сибири, Дальнего Востока возрастная периодизация разная, но наблюдаются определенные сходства, связанные, например, с такими периодами как появление зубов, колыбельный период, отказ от материнской груди, начало самостоятельного хождения и с другими процессами умственного и физического развития детей.

По классификации казахской этнопедагогики исследователь Совет-Хан Габбасов определяет следующие периоды:

Период подготовки к созданию семьи и определение чистоты наследственности.

Период нахождения ребенка в утробе матери (9 мес.).

Младенчество.

Раннее детство.

Отрочество.

Подростковый возраст.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

Совершеннолетие [9, с. 87].

У казахов встречается и другая периодизация детей по возрастному признаку:

Младенческий возраст — с 7 мес. (колыбельный) до 12 мес. (ползание).

Младенческий возраст (1 -3 года).

Дошкольный возраст (3-7лет).

Младший школьный возраст (8-11лет).

подростковый возраст — 12-15 лет.

Период взросления — свыше 15 лет [10].

У киргизов существует много слов и понятий, передающих периоды жизни человека. Отметим некоторые из них: время в утробе матери, время зародыша, время шевеления в утробе; краснотелый; младенец; малютка; ребенок, грудной, колыбельный, время появления первых зубов; время затвердевания родничка (на темени ребенка), время ползания; понимание, что его зовут, время улыбок; узнавание матери, время самостоятельного сидения, время первых шагов, самостоятельное хождение, время бегания, хождение за родителями, время поедания каши, выход из колыбели, игровой период, время непонимания запретов, время сопливости, время рассудительности, подростковый период, период совершеннолетия, молодой паренек, молодец, девушка, молодой человек, парень и др.

Ученый-педагог К. Жаныгулов, исследуя в своей диссертационной работе разные взгляды киргизских народных акынов на воспитание, связанные с возрастными особенностями детей, выделяет следующую периоды [11]: -с рождения до 1 года — младенец; -с 1 года до 3 лет — раннее детство; -с 4 лет до 6 лет — разрушитель, сопляк; -с 7 лет до 11 лет — выросший, отрок; -с 12 лет до 14 лет — подросток;

-с 15 лет до 19 лет — совершеннолетний, молодой парень, молодец, девушка; -с 20 лет до 25 лет — молодой человек, джигит, мужчина.

В историческом пути киргизского народа воспитание детей всегда занимало особое место. Обучение к охоте, навыкам пасти скот, защите народа, кочевому образу жизни проводилось с учетом возрастных особенностей. Дети уже с 5-6 лет могли выбирать себе скотину — ягненка, козленка, жеребенка. В народной традиции большое внимание придавалось умению ребенка сидеть верхом на жеребенке. Самостоятельная езда верхом рассматривался как один из этапов жизни человека, его индивидуализации.

Таким образом, определены и разработаны отличительные особенности, традиции каждого возрастного периода, адаптированные и широко используемые в воспитательной процессе и работе с детьми сегодня.

Список литературы:

1. Махова И. Ю. Отечественные теории периодизации психического развития // Психология развития: теоретические основы. Хабаровск, 2006.

2. Обухова Л. Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. М., 1995.

3. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Детство и общество. 1996. С. 6-22.

4. Крылов А. А. Возрастные периоды развития человека // Психология. М.: Проспект.

2005.

5. Сетин Ф. И. История русской детской литературы. М., 1990.

6. ТYлeгабылов М. Кыргыз балдар адабиятынын тарыхы. Бишкек, 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

7. Муратов А. Кыргыз балдар адабияты. Бишкек, 2012.

8. Красильников В. П. Особенности возрастной периодизации в этнопедагогике физического воспитания детей коренных малочисленных народов Северного Урала и Сибири // Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике. РГППУ, 2003. №1. С. 166-170.

9. Габбасов С. Х. Урпак тэрбиесиниц жаца илими. 1,2-китеп. Алматы, 2012.

10. Хальщ педагогикасындагы отбасы тэрбиеа. https://clck.ru/TFFrH

11. Жаныгулов К. И. Кыргыз эл акындарынын мурастарындагы балдардын жаш курак мезгилине байланыштуу таалим тарбиялык ойлорун YЗГYлтYксYЗ окуу процессинде колдонуу (XIX-XX к.): пед. илим. канд. деген окумуш. даражаны из. YЧYн жазыл. Бишкек, 2009.

References:

1. Makhova, I. Yu. (2006). Otechestvennye teorii periodizatsii psikhicheskogo razvitiya // Psikhologiya razvitiya: teoreticheskie osnovy. Khabarovsk. (in Russian).

2. Obukhova, L. F. (1995). Detskaya psikhologiya. Teorii, fakty, problemy. Moscow. (in Russian).

3. Elkind, D. (1996). Erik Erikson i vosem' stadii chelovecheskoi zhizni. Erikson Detstvo i obshchestvo. 6-22. (in Russian).

4. Krylov, A. A. (2005). Vozrastnye periody razvitiya cheloveka. Psikhologiya. Moscow.

5. Setin, F. I. (1990). Istoriya russkoi detskoi literatury. Moscow. (in Russian).

6. Tulegabylov, M. (1991). Kyrgyz baldar adabiyatynyn tarykhy. Bishkek.

7. Muratov, A. (2012). Kyrgyz baldar adabiyaty. Bishkek.

8. Krasilnikov, V. P. (2003). Osobennosti vozrastnoi periodizatsii v etnopedagogike fizicheskogo vospitaniya detei korennykh malochislennykh narodov Severnogo Urala i Sibiri. In Sovremennye problemy podgotovki spetsialistov po sotsial'noi rabote i sotsial'noi pedagogike. RGPPU, (1), 166-170. (in Russian).

9. Gabbasov, S. Kh. (2012). Urpak terbiesinin zhana ilimi. 1,2-kitep. Almaty.

10. Khalyk pedagogikasyndagy otbasy terbiesi. https://clck.ru/TFFrH

11. Zhanygulov, K. I. (2009). Kyrgyz el akyndarynyn murastaryndagy baldardyn zhash kurak mezgiline bailanyshtuu taalim tarbiyalyk oilorun uzgultuksuz okuu protsessinde koldonuu (XIX-XX k.): ped. ilim. kand. degen okumush. darazhany iz. uchun zhazyl. Bishkek.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 25.12.2020 г. 29.12.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Эргешова К. А. Историческая эволюция деления детей по возрастному признаку // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №2. С. 387-393. https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/43

Cite as (APA):

Ergeshova, K. (2021). Historical Evolution of the Division of Children by Age. Bulletin of Science and Practice, 7(2), 387-393. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.