Научная статья на тему 'Условия формирования экологической культуры учащихся начальных классов'

Условия формирования экологической культуры учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
855
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое образование / экологическая культура / учитель / начальная школа / дети младшего школьного возраста / формы обучения. / environmental education / environmental culture / teacher / elementary school / primary school children / forms of education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т И. Петрова, С С. Петров

В статье выделяются и описываются характерные особенности процесса формирования экологической культуры у младших школьников. Начальная школа – наиболее благоприятный период в экологическом образовании, поскольку в младшем школьном возрасте у большинства из детей закладывается позитивное, правильное отношение к природе. В связи с этим необходимо сформировать у обучающегося оберегающее, щадящее и ответственное отношение к объектам неживой и живой природы. Именно в период младшего школьного возраста ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формирует у себя представления о разных формах жизни на Земле, вследствие чего начинают вырабатываться первоосновы экологического сознания, мышления, культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL CULTURE FORMING CONDITIONS FOR STUDENTS IN ELEMENTARY CLASSES

The article highlights and describes the characteristic features of the process of formation of environmental culture in primary school students. Primary school is the most favorable period in environmental education, since at the primary school age, most of the children have a positive, correct attitude to nature. In this regard, it is necessary to form a student’s protective, sparing and responsible attitude to the objects of inanimate and living nature. It is during the period of primary school age that a child receives emotional impressions of nature, forms his own ideas about different forms of life on earth, as a result of which the fundamental principles of environmental consciousness, thinking, and culture begin to be developed.

Текст научной работы на тему «Условия формирования экологической культуры учащихся начальных классов»

ребёнка: так, в отношении школьника, чей познавательный интерес характеризуется как в достаточной степени активный, обладающий творческим элементом и стремящийся к самостоятельному познанию, роль учителя приобретает характер координации в противовес наставническому характеру со школьниками, чьи познавательные интересы ограничиваются стремлением для вида «пролистнуть» учебник, не вникнув даже в основы изучаемого предмета.

Таким образом, основными задачами преподавателя в контексте необходимости развития и совершенствования познавательной активности студента

Библиографический список

являются выявление индивидуальных склонностей и сфер общих интересов каждого из них с целью дальнейшей их конкретизации в рамках одной из изучаемых дисциплин, организация учебного процесса на основе таких приёмов и средств, которые сделают процесс обучения увлекательным и интересным для них. При этом конечной целью формирования познавательного интереса студентов является более или менее точная профессиональная ориентация как будущего специалиста, которая позволит достичь повышенного уровня знаний по изучаемой дисциплине.

1. Булатова О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте. Начальная школа плюс до и после. 2009; № 11: 2.

2. Гусейнов А.З., Турчин Г.Д. Я.А. Коменский - классик научной педагогики: учебное пособие. Саратов, 2015.

3. Ильина Т.А. Педагогика. Москва: Просвещение, 1984.

4. Коменский Я.А. Великая дидактика. Москва, 1955.

5. Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие. Волгоград, 2005.

6. Машарова В.А. Познавательный интерес школьников с позиции современности. Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2008; № 2.

7. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2008; № 3.

8. Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников. Вестник РГПУ имени А. И. Герцена. 2007; № 44.

9. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника. Проблемы педагогики и психологии. 2008; № 3.

10. Софронова С.В., Акпулатова С.А. Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников. Прикладная информатика. 2010; № 2 (26).

11. Харламов И.Ф. Педагогика. Москва: Гардарики, 1999.

12. Шляпникова О.А. Мотивация образовательной деятельности: учебное пособие. Ярославль: Ярославский государственный университет: имени П.Г Демидова, 2014.

13. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Педагогика. Москва, 1971.

References

1. Bulatova O.V. Poznavatel'nyj interes v strukture obschej sposobnosti k ucheniyu v mladshem shkol'nom vozraste. Nachal'naya shkola plyus do i posle. 2009; № 11: 2.

2. Gusejnov A.Z., Turchin G.D. Ya.A. Komenskij- klassiknauchnojpedagogiki: uchebnoe posobie. Saratov, 2015.

3. Il'ina T.A. Pedagogika. Moskva: Prosveschenie, 1984.

4. Komenskij Ya.A. Velikaya didaktika. Moskva, 1955.

5. Matyuhina M.V., Spiridonova S.B. Razvitie lichnosti ipoznavatel'nyh processov v mladshem shkol'nom vozraste: uchebnoe posobie. Volgograd, 2005.

6. Masharova V.A. Poznavatel'nyj interes shkol'nikov s pozicii sovremennosti. Pis'ma v 'Emissiya. Offlajn: elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2008; № 2.

7. Men'shikova E.A. Psihologo-pedagogicheskaya suschnost' poznavatel'nogo interesa. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2008; № 3.

8. Pastushkova M.A. Formirovanie poznavatel'nyh interesov pri organizacii uchebnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov. Vestnik RGPU imeni A. I. Gercena. 2007; № 44.

9. Sapronov I.A. Poznavatel'nyj interes v strukture uchebnoj motivacii mladshego shkol'nika. Problemy pedagogiki ipsihologii. 2008; № 3.

10. Sofronova S.V., Akpulatova S.A. Rol' interaktivnyh igr v razvitii poznavatel'nogo interesa u mladshih shkol'nikov. Prikladnaya informatika. 2010; № 2 (26).

11. Harlamov I.F. Pedagogika. Moskva: Gardariki, 1999.

12. Shlyapnikova O.A. Motivaciya obrazovatel'nojdeyatel'nosti: uchebnoe posobie. Yaroslavl': Yaroslavskij gosudarstvennyj universitet imeni P.G. Demidova, 2014.

13. Schukina G.I. Problema poznavatel'nogo interesa v pedagogike. Pedagogika. Moskva, 1971.

Статья поступила в редакцию17.05.20

УДК 373.24

Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]

Petrov S.S., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]

ENVIRONMENTAL CULTURE FORMING CONDITIONS FOR STUDENTS IN ELEMENTARY CLASSES. The article highlights and describes the characteristic features of the process of formation of environmental culture in primary school students. Primary school is the most favorable period in environmental education, since at the primary school age, most of the children have a positive, correct attitude to nature. In this regard, it is necessary to form a student's protective, sparing and responsible attitude to the objects of inanimate and living nature. It is during the period of primary school age that a child receives emotional impressions of nature, forms his own ideas about different forms of life on earth, as a result of which the fundamental principles of environmental consciousness, thinking, and culture begin to be developed.

Key words: environmental education, environmental culture, teacher, elementary school, primary school children, forms of education.

Т.И. Петрова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,

E-mail: [email protected]

С.С. Петров, канд. биол. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,

E-mail: [email protected]

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В статье выделяются и описываются характерные особенности процесса формирования экологической культуры у младших школьников. Начальная школа - наиболее благоприятный период в экологическом образовании, поскольку в младшем школьном возрасте у большинства из детей закладывается позитивное, правильное отношение к природе. В связи с этим необходимо сформировать у обучающегося оберегающее, щадящее и ответственное отношение к объектам неживой и живой природы. Именно в период младшего школьного возраста ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формирует у себя представления о разных формах жизни на Земле, вследствие чего начинают вырабатываться первоосновы экологического сознания, мышления, культуры.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, учитель, начальная школа, дети младшего школьного возраста, формы обучения.

На сегодняшний день проблема взаимодействия общества и природы становится наиболее острой и принимает уже огромные масштабы. Существующие на данный момент формы взаимодействия человека с природой неизбежно приближают человечество к экологической катастрофе и непосредственно - к угрозе всем формам жизни на Земле. Немалое число выдающихся педагогов и мыслителей всё больше и больше придавали значение природе как одному из главней-

ших средств воспитания детей. Так, в частности, известный чешский педагог Ян Амос Коменский рассматривал природу в качестве «средства для развития воли, ума, чувств, источника знаний» [1, с. 117].

Используя свои интеллектуальные и физические способности, человеку удалось создать искусственную среду обитания для своего комфортного существования, но необдуманные действия и экологическая неграмотность нанесли

вред природе. Беспечное отношение человека к природе привело к глобальной экологической проблеме, которую исправить может только сам человек. И самое лучшее время для того, чтобы он осознал всю необратимость своих действий, является детство, когда экологическое образование ставится наравне с другими изучаемыми предметами в начальной школе.

Моисеев Н.Н. отмечал, что «экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом. А учитель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества» [2].

Экологические проблемы в современном мире ставят перед учителями важнейшие задачи: обучить подрастающее поколение экологической культуре, воспитать в учениках бережное и ответственное отношение к природе, научить рационально использовать природные ресурсы и привить желание защищать и восполнять природные богатства. Ведь так как мировоззрение детей еще не сформировано, очень важно, чтобы эти требования целенаправленно воспитывались с раннего возраста, и тогда, взрослея, школьники будут понимать важность трепетного отношения к окружающей среде.

Овладение разнообразными формами и методами формирования экологической культуры согласно Федеральным государственным образовательным стандартам в современной школе является одной из самых важных задач в образовательной деятельности учителя. Основной метод - это метод, стимулирующий самостоятельную деятельность школьников. Основная задача современного подхода к обучению - это ориентация на результат усвоения основных образовательных программ. Под результатами имеется в виду не только усвоение предметных знаний, но и умение применять полученные знания в практической деятельности.

В младшем школьном возрасте дети на уроках знакомятся с целостной картиной мира, изучают взаимосвязь природных компонентов живой и неживой природы, формируют систему взглядов и убеждений относительно ответственного отношения обучающихся к окружающей среде. В школьной и домашней деятельности, в процессе наблюдений, например, за аквариумом и живыми существами в нем, за питомцами в доме, за комнатными, садовыми, луговыми растениями детям прививается любовь, сострадание, желание совершить благородный поступок. Также младшие школьники учатся оценивать свои действия относительно природы (рефлексия). В школьную программу учителя включают различную экспериментальную деятельность, чтобы школьники наглядно могли оценить пользу от своих положительных действий и, соответственно, заметить, какой вред наносится живым организмам при негативном воздействии на природные компоненты.

Понятие «экологическая культура» соединяет в себе «знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; чувство ответственного отношения к природе, окружающей среде» [3, с. 125].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), «экологическая культура -одна из ценностно-смысловых установок, проявляющаяся в таких личностных универсальных учебных действиях, как:

«1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире» [4, с. 9].

Для качественной реализации ФГОС НОО важна профессиональная подготовка учителя, его желание и стремление в работе. Гоголь Н.В. сказал: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя». Мы считаем, что этой цитатой должны руководствоваться учителя общеобразовательных организаций различного уровня в обязательном порядке. Чтобы привить школьникам любовь и уважение к природе и окружающей их среде, нужно в первую очередь педагогам относиться к ней соответствующе, тем самым служить для обучающихся наглядным примером.

Во-первых, нужно поставить цели и задачи. Основная цель - научить школьников развиваться и улучшать свои знания о живой природе, ее объектах, явлениях и ландшафтах, понимать взаимосвязь между живой и неживой природой, управлять своим состоянием, как физическим, так и психологическим.

Можно выделить основные воспитательные и образовательные задачи: углубить и расширить экологические знания обучающихся; привить начальные экологические знания и сформировать поведенческие, познавательные, преоб-

разовательные умения; развить творческую, познавательную, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности; развить чувства бережного отношения к природе.

Во-вторых, следует выявить уровень экологической грамотности младших школьников. Основная цель - определить уровень экологического воспитания среди обучающихся. Для достижения поставленной цели можно провести анкетирование, в котором детям предстоит ответить на вопросы экологической тематики.

В-третьих, разнообразие форм и методов учебной и внеурочной деятельности должно быть включено в необходимый, комплексный план работы.

«Форма обучения - это организация учебно-познавательной деятельности обучающихся, соответствующая различным условиям ее проведения (в классе, на природе и так далее), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения» [5, с. 75]. В зависимости от особенностей содержания программы окружающего мира, задач, которые обучающиеся решают в учебном процессе, различают следующие организационные формы изучения природы младшими школьниками: урок, экскурсия, внеурочная домашняя работа, внеклассная работа.

В младшем школьном возрасте одной из самых оптимальных форм организации и вовлечения детей в процесс экологического образования является игровая деятельность. В процессе игры обучающиеся познают что-то новое, и так как игра для них увлекательный процесс, школьники будут активно принимать участие в ней и останутся под хорошим впечатлением. Но чтобы игра развивала интерес младших школьников к учебе, нужно придерживаться определенных принципов: правила игры и материал, используемый во время проведения, должны быть простыми, четко сформулированными и понятными для всех обучающихся; дидактический материал должен быть прост в использовании и изготовлении; все обучающиеся должны принимать активное участие в игре, так как длительное ожидание приведет к потере интереса; результаты игры должны быть справедливыми. Следовательно, игровая деятельность младших школьников является универсальной, так как включает в себя много других разнообразных видов деятельности. Обучающиеся познают новую информацию без принуждения, добровольно, что делает данный вид деятельности особенно важным. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу, воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей их среды.

Далее рассмотрим наиболее эффективные методы формирования экологических понятий у младших школьников. Одним из них является метод наблюдения. Дети по своей природе любопытны и наблюдательны, но главная задача учителя - направить эти качества в нужное русло. Наблюдение - это один из главных источников знаний детей об окружающей природной среде. Мыслительные операции обучающихся строятся именно на наблюдениях. Учитель организовывает те формы наблюдения, которые способствуют концентрации внимания, развитию памяти. Поэтому наблюдение является еще и важным средством в развитии мышления учащихся начальных классов.

Еще одним важным источником знаний в процессе реализации экологического образования являются словесные методы. Основной задачей обучающихся при использовании данных методов является слушание собеседника. Для лучшего усвоения информации часто используется демонстрация различных наглядных пособий. Роль учителя состоит в самостоятельной передаче или организации передачи информации словесно. В процессе формирования экологической культуры большое место занимают этические беседы. Во время их проведения обязательна доверительная обстановка, чтобы обучающиеся чувствовали себя расслаблено и не боялись высказать свои мысли, чувства, переживания. Это поможет выработке личностного отношения к окружающей природной среде. Ребенок - это деятельный субъект обучения. Поэтому помимо знания правил поведения в природе он должен понимать необходимость их выполнения. В беседе нужно обоснованно подводить детей к выводу, почему поступать необходимо так, а не иначе. Важно, чтобы при рассмотрении конкретных экологических ситуаций обучающиеся понимали, как поведение человека и вся человеческая деятельность влияет на окружающий мир.

Приведем в качестве примера опыт работы педагогов начальной школы в области экологического образования детей. В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Начальная общеобразовательная школа с. Стерлибашево» муниципального района Стерлибашевского района Республики Башкортостан администрация школы, ее педагогический коллектив серьезное внимание уделяют эколого-гражданскому воспитанию школьников. Это одна из лучших школ района. Опыт ее работы по инновационному подходу к обучению и воспитанию младших школьников известен не только в Стерлибашевском районе и республике, но и далеко за ее пределами. Педагоги этой общеобразовательной организации разработали и внедрили во внеурочную деятельность более тридцати программ элективных курсов по различным направлениям в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Среди них - «Экология окружающей среды» (разработчик - учительница начальных классов Хакимова Н.И.), в рамках военно-патриотического направления была разработана программа «Я - гражданин России» (автор разработки -учительница начальных классов Ахметвалиева Ф.М.). «Знай и люби свой край»

(автор - учительница начальных классов Хафизова ПИ.), «Волшебный колокольчик» (автор разработки - учительница начальных классов Ахметвалиева Ф.М.) и др. Программы данных элективных курсов были переработаны и вошли в образовательную программу школы по внеурочной деятельности.

Занятия внеурочной деятельности по вышеназванным программам нацелены не только на формирование универсальных учебных действий, но и на воспитание у детей чувства любви к родной земле, ответственного и бережного отношения к ее природе, окружающей среде, осознания себя настоящим гражданином, патриотом своей страны. Изучая историческое прошлое Башкортостана, своего района и родного села, знакомясь с обычаями, традициями и культурой малой родины, отражающими необходимость правильного отношения к природе, младшие школьники с. Стерлибашево систематически повышают свою экологическую культуру, укрепляют гражданскую позицию. Содержание программ, построенных с учетом принципов системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению позволяет учителям проводить занятия в форме игр, коллективно-творческих дел, проектов, практикумов, экскурсий, исследовательских работ, конкурсов и выставок творческих работ, встреч с интересными людьми.

Педагоги начальной школы проводят определенную воспитательную работу совместно с родителями. Например, на экологическом празднике учащихся 3-х классов (учительница Каримова Р.М.) присутствовал и выступил с содержательной информацией эколог района Каримов И.Р. Он рассказал о переработке мусора; о том, каким образом ребята могут внести свою лепту в его сортировку;

Библиографический список

о том, что мусор из вредного отхода можно превратить в полезный. Если правильно переработать отходы, то из них можно производить множество нужных и качественных товаров. Беря во внимание эту информацию, педагоги на классных часах учат детей правильно сортировать мусор, превращая это непривлекательное занятие в игру. Наглядным примером возможности применения вышедших из употребления предметов быта являются декоративные панно, украшающие коридор школы. Для их изготовления учителями Даниловой Е.В., Музафаровой Г.П, Рысаевой ПП, Хакимовой Н.И., Хусаиновой ПА. и др. были использованы различные бросовые и природные материалы (ткань, пряжа, яичная скорлупа, опилки, солома, семена и др.). Особое место среди них занимают панно с изображением вида родного села, внутреннего убранства жилища земляков прошлого, образов юношей и девушек в национальных костюмах, подчеркивающих их самобытность и в то же время дружбу разных народов села. Эти декоративные украшения школы используются учителями в качестве наглядных пособий на уроках окружающего мира, технологии и изобразительного искусства [6, с. 48 - 50].

Таким образом, в результате рассмотрения опыта работы педагогов начальной школы можно сделать вывод о том, что необходимо организовывать совместную работу педагогов и родителей в процессе формирования экологической культуры у младших школьников, воспитания у них ответственного, бережного отношения к окружающей природной среде, любви к родной земле. Образовательно-воспитательная система начальной школы должна способствовать развитию у учащихся желания принимать участие в экологической деятельности различного рода и предотвращении экологических проблем.

1. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Москва: Новая школа, 2009.

2. Моисеев Н.Н. Экология и образование. Москва: ЮНИСАМ, 1996.

3. Пазова РИ. Психолого-педагогические подходы к понятию экологической культуры младших школьников. Известия РГПУ имени А.И. Герцена. 2009; № 109: 120 - 125. Available at: https://cyberlelinka.rU/article/n/psihologo-pedagogicheskie-podhody-k-ponyatiyu-ecologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, 2009. Available at: https://fgos.ru/

5. Анашина А.В. Они могут нанести немало бед! Начальная школа. 2006; № 8: 75 - 78.

6. Сайфутдинова Л.С. Эколого-гражданское воспитание младших школьников. Образование, наука и технологии: проблемы и перспективы: VI Международная научно-практическая конференция аспирантов, магистрантов и студентов. Стерлитамак: СФ БашГУ, 2020: 48 - 50.

References

1. Nikolaeva S.N. Sozdanie uslovijdlya 'ekologicheskogo vospitaniya detej. Moskva: Novaya shkola, 2009.

2. Moiseev N.N. 'Ekologiya iobrazovanie. Moskva: YuNISAM, 1996.

3. Pazova R.I. Psihologo-pedagogicheskie podhody k ponyatiyu 'ekologicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Izvestiya RGPU imeni A.I. Gercena. 2009; № 109: 120 - 125. Available at: https://cyberlelinka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-podhody-k-ponyatiyu-ecologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2009. Available at: https://fgos.ru/

5. Anashina A.V. Oni mogut nanesti nemalo bed! Nachal'naya shkola. 2006; № 8: 75 - 78.

6. Sajfutdinova L.S. 'Ekologo-grazhdanskoe vospitanie mladshih shkol'nikov. Obrazovanie, naukaitehnologii:problemyiperspektivy: VI Mezhdunarodnayanauchno-prakticheskaya konferenciya aspirantov, magistrantov i studentov. Sterlitamak: SF BashGU, 2020: 48 - 50.

Статья поступила в редакцию 25.05.20

УДК 371.3; 159.95

Khodakovskaya G.F., postgraduate, Director, Autonomous Nonprofit Organization Children's Development Academy"The Power of Knowledge"

(Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]

DYNAMICS OF HIGHER PSYCHOLOGICAL FUNCTIONS OF PRIMARY SCHOOL PUPILS WITH COMPLEX LEARNING DIFFICULTIES DURING CORRECTIONAL WORK. The article analyzes dynamics of higher psychological functions (HPF) of primary school pupils with complex learning difficulties (CLD) during correction and development support. With the use of the neuropsychological approach to the diagnostics of mental development, to the corrective developing training of primary school children with learning difficulties (Vugotskiy, 1996; Luria, 2002; Tsvetkova, 2005; Akhutina, 2008, 2012), the researcher defines causes of neuropsychological initiating CLD of primary school children, and organized a special neuropsychological assistance aimed at optimizing the mental functions deficit of these children. The identification and the consideration of peculiarities in the development of HPF of primary school pupils having different success in educational activities (successful in learning, having partial and complex difficulties in learning) allow to predict the efficiency of compensatory-developing work on overcoming existing educational problems of primary school children.

Key words: higher psychological functions (HPF), neuropsychological testing, neuropsychological correction, primary schoolchildren, complex learning difficulties (CLD), programming and control, multimodal functions.

Г.Ф. Ходаковская, соискатель, директор автономной некоммерческой организации Детская Академия Развития «СИЛА ЗНАНИЯ», г. Красноярск,

E-mail: [email protected]

ДИНАМИКА ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С КОМПЛЕКСНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ УЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

В статье анализируется динамика высших психических функций (ВПФ) у младших школьников с комплексными трудностями учения (КТУ) в процессе коррекционно-развивающего сопровождения. Базируясь на нейропсихологическом подходе к диагностике психического развития, к коррекционно-разви-вающему обучению детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении (Выготский, 1996; Лурия, 2002; Цветкова, 2005; Ахутина, 2008, 2012), были выявлены нейропсихологические причины, инициирующие КТУ младших школьников, и организована специальная нейропсихологическая помощь,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.