Научная статья на тему 'Особенности проявления акцентуации характера у детей младшего школьного возраста'

Особенности проявления акцентуации характера у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2796
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕР / АКЦЕНТУАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЧЕРТЫ / МЕТОДИКА / ИЗМЕНЕНИЯ / САМОПОЗНАНИЕ / ВЫЯВЛЕНИЕ / CHARACTER / ACCENTUATION / JUNIOR SCHOOL AGE / FORMATION / PERSONALITY / TRAITS / METHODS / CHANGES / SELF-KNOWLEDGE / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Желанова Анастасия Михайловна

Важным условием становления характера является правильно избранная стратегия воспитания, для укрепления положительных черт и искоренения негативных. Наиболее оптимальное время для определения акцентуаций характера является младший школьный возраст. Гипотеза: младший школьный возраст считается важным в становлении характера, и в этом возрасте начинает проявляться выраженность к определенной акцентуации. При выявлении типа акцентуации можно вести коррекционную работу, оказывающую влияние на преобладающие черты. Предмет исследования акцентуация характера младших школьников. Научная новизна особенности проявления акцентуации характера у детей младшего школьного возраста, является актуальной темой для формирования благополучной личности в образовательном процессе. Проведенное исследование и теоретико-методологический анализ позволит разработать программу, а та же рекомендации для педагогов при работе с детьми, у которых пограничное состояние характера. Цель исследовать проявление акцентуированных черт характера младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Manifestations of Accentuation of Character at Children of Junior School Age

An important condition for the formation of character is a properly chosen strategy of education, no strengthen the positive features and eliminate the negative. The most optima time to determine the character accentuation is the primary school age. Hypothesis: primary school age is considered immortal in the formation of character, and this age shows the severity to a certain accentuation. In identifying the type of accentuation can be carried out corrective work that affects the dominant features. The subject of the research is the accentuation of the character of younger students. Scientific novelty features of manifestation of character accentuation in children of primary school age is an important topic for the formation of a prosperous personality in the educational process. The study and theoretical and methodological analysis will develop a program, as well as recommendations for teachers when working with children who have a borderline state of character. The aim is to investigate the manifestation of accentuated character traits of younger students.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления акцентуации характера у детей младшего школьного возраста»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

УДК 37:159 https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/78

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

©Желанова А. М., Московский государственный психолого-педагогический университет,

г. Москва, Россия, an.jelan@mail.ru

FEATURES OF MANIFESTATIONS OF ACCENTUATION OF CHARACTER AT CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE

©Zhelanova A., Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia, an.jelan@mail.ru

Аннотация. Важным условием становления характера является правильно избранная стратегия воспитания, для укрепления положительных черт и искоренения негативных. Наиболее оптимальное время для определения акцентуаций характера является младший школьный возраст. Гипотеза: младший школьный возраст считается важным в становлении характера, и в этом возрасте начинает проявляться выраженность к определенной акцентуации. При выявлении типа акцентуации можно вести коррекционную работу, оказывающую влияние на преобладающие черты. Предмет исследования — акцентуация характера младших школьников. Научная новизна — особенности проявления акцентуации характера у детей младшего школьного возраста, является актуальной темой для формирования благополучной личности в образовательном процессе. Проведенное исследование и теоретико-методологический анализ позволит разработать программу, а та же рекомендации для педагогов при работе с детьми, у которых пограничное состояние характера. Цель — исследовать проявление акцентуированных черт характера младших школьников.

Abstract. An important condition for the formation of character is a properly chosen strategy of education, no strengthen the positive features and eliminate the negative. The most optima time to determine the character accentuation is the primary school age. Hypothesis: primary school age is considered immortal in the formation of character, and this age shows the severity to a certain accentuation. In identifying the type of accentuation can be carried out corrective work that affects the dominant features. The subject of the research is the accentuation of the character of younger students. Scientific novelty — features of manifestation of character accentuation in children of primary school age is an important topic for the formation of a prosperous personality in the educational process. The study and theoretical and methodological analysis will develop a program, as well as recommendations for teachers when working with children who have a borderline state of character. The aim is to investigate the manifestation of accentuated character traits of younger students.

Ключевые слова: характер, акцентуация, младший школьный возраст, формирование, личность, черты, методика, изменения, самопознание, выявление.

Keywords: character, accentuation, junior school age, formation, personality, traits, methods, changes, self-knowledge, identification.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

Характер присущ каждому человеку. Характером называют личностное сочетание устойчивых особенностей личности, которые проявляются в поведении человека [1].

В современной науке к определению характера принято подходить комплексно.

Черты характера нельзя считать неизменными личностными качествами, на протяжении жизни человека они подвергаются неоднократным изменениям. Но изменения характера это достаточно длинный и сложный процесс, это не так просто и быстро как, к примеру, смена настроения.

Понятие акцентуации впервые было введено Карлом Леонгардом [2]. В словаре В. П. Зинченко говорит о том, что акцентуация характера является крайним вариантом на границе с нормой и психопатией [3]. Позже ним была разработана классификация акцентуации характера. Помимо этой еще существует типология Личко [4].

Он предложил 11 типов акцентуирования: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный и, стероидный, неустойчивый, конформный.

Акцентуация на сегодняшний день определяется как дисгармоничность характера, которая обусловливается повышенной уязвимостью личности, что затрудняет адаптацию в определенных ситуациях [1].

Именно в характере выражаются установки личности. На сегодняшний день большинство психологов и научных деятелей, которые работают по направлению клинической психологии, считают за ошибку относить акцентуацию к патологии.

Акцентуация больше всего проявляется в подростковом возрасте, но тем, не менее она присуща и младшему школьному возрасту.

Закреплять и провоцировать акцентуацию могут так же определенные особенности воспитания, которые присущи некоторым современным семьям. Таким примером может служить гиперопека младшего школьника родителями, при которой, за него все решают, оберегают от жизненных проблем и трудностей, что наносит определенный отпечаток на формирование его характера.

Так же может иметь место и обратная ситуация, где ребенку не хватает опеки, заботы и внимания со стороны взрослых. В итоге он вырастает в жестких условиях, что приводит к развитию акцентуации характера.

В дальнейшем человек уже сам страдает от особенностей своего характера, который сложился под влиянием внешних факторов.

Данный аспект имеет две стадии: скрытую и явную. Помимо стадий еще существуют еще и типы акцентуации характера, которые предложил К. Леонгард [2]. На данном этапе современного общество, как показывает статистический анализ, большинство психологов ориентируются именно на этого автора в своей психологической деятельности, так же его методика выявления акцентуации характера, является самой распространенной.

Если на ребенка, который имеет определенные черты характера, действовать извне, то в процессе эти черты заострятся и станут преобладающими. Исходя из этого стоит, как можно раньше выявить тип акцентуации и воспитывать его согласно знаниям об этом процессе. К примеру лабильный тип очень тяжело переносит недостаток внимания, но тем не мене переизбыток внимания все же негативно влияет на характер ребенка.

Если своевременно обратить внимание на акцентуацию и вести правильное воспитание, то преобладающие черты не будут мешать развитию детей.

Важно помнить, что проявление характера младших школьников не устойчиво и достаточно противоречиво. Именно этот возраст считается наиболее оптимальным для развития положительных и коррекции негативных черт [5].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

В ведущей деятельности младших школьников преобладают такие черты как аккуратность, исполнительность, выносливость [6]. Данные черты формируются в процессе преодоления трудностей в учебной деятельности.

Как считают исследователи характер формируется в процессе практической деятельности, в нем отражается воспитание и образ жизни каждой отдельно взятой личности [7].

Для воспитания социально важных черт имеет смысл так поставить воспитательную работу, что бы был максимально накоплен опыт правильного поведения.

При формировании важных черт характера необходимо подкреплять мотив их практической деятельности. Если, к примеру, младшему школьнику прививать определенные черты характера, но в жизни они не применялись, то они не станут сформированными.

Уже в младшем школьном возрасте необходимо устранять отрицательные черты характера, вырабатывать правильные привычки. Очень важно проводить с школьниками беседы на морально — этические темы, быть личным примером. Так же важное место занимает самовоспитание.

Нужно воспитывать стремление перебороть вредные привычки. Это нужно делать потому, что в младшем школьном возрасте укрепляются акцентуации. Фундаментальная основа характера закладывается в младшем школьном возрасте. Поэтому младший школьный возраст является самым важным возрастом в жизни ребенка, так как в этот момент начинается этап формирования личности. Необходим индивидуальный подход к ребенку в образовательном учреждении, при котором будут оптимально раскрыты все важные черты характера.

Для того, что бы сформировать характер младшего школьника необходимо правильно сформировать идеалы, потребности, мотивацию.

Если младший школьник имеет неблагоприятную социальную ситуацию в семье, то это пагубно сказывается и на его отношениях с одноклассниками. У них преобладают такие черты характера как склочность, неуживчивость, драчливость, суетливость, неряшливость, необязательность, неуспеваемость, пассивность.

Для младших школьников, у которых выявлен высокий социометрический статус, присущи такие черты характера как дружелюбность, открытость, исполнительность, щедрость, искренность. Они опрятны, активны, имеют хорошую успеваемость.

Младшие школьники оценивают друг друга прежде всего о тем качествам, которые у них ярко выражены, а затем акцентируют внимание на те, на которые обращает внимание учитель.

На базе ГБОУ Школа №236 г. Москва было проведено исследование акцентуаций личности младших школьников. Для исследования был выбран 1 А класс.

Цель исследования заключалась в исследовании проявления акцентуаций в младшем школьном возрасте. Так же были поставлены задачи в подборе материала по выявлению акцентуаций, выявление доминирующих черт характера у группы лиц.

Для исследования было отобрано произвольно 21 учащихся (9 девочек и 12 мальчиков). По социальному статусу были примерно равны, воспитывались в полных семьях.

Для исследования была выбрана методика Аутоидентификации типов характера Э. Г. Эйдмиллера [8].

Данная методика основана на основе опросника Личко. Цель данной методики заключается в определении типологической особенностей личности.

При проведении данной методики велась беседа индивидуально с каждым учеником. Приходилось зачитывать текст из карточек, для того, что бы снять психологическое

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 5. №5. 2019 DOI: 10.33619/2414-2948/42

напряжение испытуемых. В первом классе не все ученики достаточно быстро читают и понимают суть прочитанного самостоятельно.

Ученикам были зачитаны все 10 карточек, а затем было предложено выбрать ту карточку, в которой более точно описаны черты их характера. Если они считают, что таких карточек несколько, то стоит разложить их в наиболее подходящем по преобладающим чертам характера порядке.

Материал: 10 карточек с описанием характерологических типов (Таблица).

Словесные портреты характерологических типов зашифрованы буквенными обозначениями:

А — меланхолический;

Б — гипертимный;

В — циклоидный;

Г — эмоционально-лабильный;

Д — сензитивный;

Е — психастенический;

З — истерический;

Н — неустойчивый;

К — конформный.

Таблица.

МЕТОДИКА «АУТОИДЕНТИФИКАЦИЯ ТИПОВ ХАРАКТЕРА» Э. Г. ЭЙДЕМИЛЛЕРА

Ф. И.

й «

о

са у

й §

X Ж

О

§

'Я й

ср

ъТ

К й

ж 'О й о

я гц

о ж

.0

§

ж о я гц о

.о Ж

§

а

»я я

50 Я

S я

ж

о

я «

о ^

у

я ж

S

о а х я о к

»я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я «

о ^

у я

ср

йТ

S

о я

50 Я У 'Я О

S

о ^

ж

.0 ж

i "Он Ж

О

«

Исходный тип акцентуации

1. Анна + + гипертимный; циклоидный;

2. Марина + + циклоидный; конформный;

3. Лиза + + циклоидный; неустойчивый;

4. Катя + + циклоидный; неустойчивый;

5. Ильсия + + эмоционально-лабильный;

конформный;

6. Иван + + истерический; неустойчивый;

7. Петр + + истерический; неустойчивый;

8. Денис + + циклоидный; конформный;

9. Игорь + циклоидный;

10. Олег + + гипертимный; конформный;

11. Ира + циклоидный;

12. Ольга + циклоидный;

13. Петр + циклоидный;

14. Андрей + гипертимный;

15. Андрей Б. + психастенический;

16. Ира М. + гипертимный;

17. Мадина + циклоидный;

18. Петр З. + циклоидный;

19. Женя + меланхолический;

20. Виктор + гипертимный;

21. Михаил + циклоидный;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

Исходя из результатов, внесенных в Таблицу, можно сказать что у младших школьников, обучающихся в 1А классе преобладает чисто циклоидный тип — 35%, смешенный тип составляет 45%, гипертимный тип — 12%, меланхолический тип — 4%, психастенический тип — 4%.

Среди смешенных типов представлены: гипертимный; циклоидный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, конформный, истерический.

Так же стоит сказать, что среди смешанного типа большую долю занимает циклоидность.

Исходя из полученных данных можно сказать, что у детей данного класса преобладает циклойдный тип акцентуации характера.

Так же стоит отметить, что это младшие школьники и все же не стоит забывать, наивысший процент по методике — это смешанный тип. Из этого следует, что пока трудно сделать вывод об акцентуировании, в данном возрастном периоде можно говорить пока, только о тенденции выраженной акцентуации.

Исходя из данных теста и индивидуального общения с детьми, можно сказать, что младший школьный возраст является идеальным для формирования характера. В этом возрасте важна социальная ситуация, собственная самооценка и отношение окружающих.

Первоклассники уже на минимальном уровне знают черты собственного характера, имеют представление о своих достоинствах и недостатках.

После проведения данной методики, было принято решение ознакомить детей с собственными чертами характера. Это должно было позволить им лучше узнать себя. Для этого были подобраны методики, которые были бы интересны младшим школьникам.

Были проведены следующие мероприятия:

1. Методика Несуществующее животное М. 3. Друкаревич (дано задание нарисовать несуществующие животное, придумать ему имя). Эта методика позволяет познать себя, свой внутренний мир, а также позволяет определить и выявить проблемы младших школьников.

2. Методика Мой автопортрет (предложено задание нарисовать самого себя). Данная методика позволяет определить индивидуальные особенности характера, диагностировать бессознательные эмоциональные компоненты.

Ученикам были предложены задания, проведена инструкция по их выполнению, дано время на выполнение. После этого коллективно демонстрировались рисунки и проводился их анализ.

Занятия требовали проявления творческих, коммуникативных способностей. А так же требовали открытости и искренности, а так же умение слушать и слышать.

Первоклассникам было очень полезно послушать результаты исследования по рисуночным тестам. Это дало возможность им посмотреть по-другому на свои черты характера и характер окружающих. После чего школьники смогли задуматься над собой. Какие-то черты им необходимо будет развивать, а какие-то пытаться искоренить.

Проведение занятий способствовало у учеников к познанию самого себя и других. По итогам проведенного психологического исследования, были составлены рекомендации для классного руководителя. Рекомендации были составлены на основе полученных результатов, для каждого ребенка они были составлены индивидуально.

Таким образом, в процессе формирования характера у детей младшего школьного возраста надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения.

Итак, младший школьный возраст является фундаментом формирования личности. Стоит сказать, что именно в данный возрастной период для ребенка играет огромную роль участие в его жизни: родителей и педагогов. На этот возраст приходится один из важнейших моментов социализации — поступление в школу.

В период 6-11 лет ребенок испытывает психологические трудности, особенно в адаптации к школьному процессу [9]. Поступление в школу является переломным моментов в жизни каждого ребенка, это тот подготовительный этап к самостоятельной и осознанной жизни.

Младший школьный возраст наиболее оптимальный для выявления акцентуаций характера, так как именно на данном этапе жизненного пути определив тенденцию к акцентуированию, можно сформировать гармоничную личность.

Данное исследование является актуальным, так как с помощью методики «Аутоидентификация типов характера» Э. Г. Эйдемиллера, определили акцентуацию каждого учащегося, благодарю интерпретации, проанализировали и сильные и слабые стороны каждого ученика и на основе этого, составили дальнейшие рекомендации, которые будут способствовать формированию гармоничной личности.

После проведения исследования и корреляционной работы, можно порекомендовать учителю наблюдать за развитием характера у учащихся и при помощи различных методик формировать правильные и социально важные черты.

Список литературы:

1. Бадиев И. В. К проблеме определения характера // Вестник НГУ Сер. Психология. 2016. Т. 5. №1. С. 109-111.

2. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981. 390 с.

3. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Большой психологический словарь. М.: АСТ, СПб.: Прайм-Евроснак, 2008. 868 с.

4. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 712 с.

6. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск: Народная асвета, 1966. 210 с.

7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., Питер, 2008.

398 с.

8. Макушина О. П. Методы психологического изучения девиантного поведения. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. 79 с.

9. Симонов В. Мелодия моей души // Школьный психолог. 2016. №28. С. 10.

References:

1. Badiev, I. V. (2016). K probleme opredeleniya kharaktera. Vestnik NGU. Ser. Psikhologiya, 5(1), 109-111. (in Russian).

2. Leongard, K. (1981). Aktsentuirovannye lichnosti. Kiev, 390. (in Russian).

3. Zinchenko, V. P., & Meshcheryakova, B. G. (2008). Bol'shoi psikhologicheskii slovar'. Moscow, AST, St. Petersburg, Praim-Evrosnak, 868. (in Russian).

4. Gippenreiter, Yu. B., & Romanova, V. Ya. (1982). Psikhologiya individual'nykh razlichii. Moscow, Izd-vo MGU, 288-318. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №5. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/42

5. Rubinshtein, S. L. (2000). Osnovy obshchei psikhologii. St. Petersburg, Piter, 712. (in Russian).

6. Gonobolin, F. N. (1966). Volya, kharakter, deyatel'nost'. Minsk, Narodnaya asveta, 210.

7. Bozhovich, L. I. (2008). Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. St. Petersburg, Piter, 398. (in Russian).

8. Makushina, O. P. (2006). Metody psikhologicheskogo izucheniya deviantnogo povedeniya. Voronezh, Izd-vo VGU, 79. (in Russian).

9. Simonov, V. (2016). Melodiya moei dushi. Shkol'nyipsikholog, (28), 10. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 16.04.2019 г. 22.04.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Желанова А. М. Особенности проявления акцентуации характера у детей младшего школьного возраста // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №5. С. 526-532. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/78.

Cite as (APA):

Zhelanova, A. (2019). Features of Manifestations of Accentuation of Character at Children of Junior School Age. Bulletin of Science and Practice, 5(5), 526-532. https://doi.org/10.33619/2414-2948/42/78. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.