Научная статья на тему 'Эмоционально-волевые особенности акцентуаций характера подростков'

Эмоционально-волевые особенности акцентуаций характера подростков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1732
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / ACCENTUATIONS OF CHARACTER / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / EMOTIONAL ANDVOLITIONAL REGULATION / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / EMOTIONAL AND VOLITIONAL ATTRIBUTES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бадиев Игорь Валерьевич

Представлена попытка построения классификации акцентуаций характера подростков на основе эмоционально-волевых свойств. Указывается, что существующие типологии акцентуаций не имеют единого классификационного основания. Автором предлагается в качестве классификационного основания акцентуаций характера рассматривать эмоциональные и волевые свойства. В ходе исследования были выделены три эмоционально-волевых фактора: фактор волевой регуляции, фактор эмоциональности и фактор эмоционального отношения (интерактивный). На основе данных факторов были выделены двадцать три кластера, которые предлагается расценивать как типы характера. Данные кластеры имеют тесную связь с типологией акцентуаций характера А. Е. Личко, что позволяет говорить о том, что типы акцентуаций характера могут быть классифицированы на основе эмоционально-волевых свойств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional and Volitional Aspects of Accentuations of Adolescents’ Traits

The article presents an attempt to classify adolescents’ traits accentuation on the basis of emotional and volitional attributes. The author takes into account the fact that current typologies of accentuations do not share a unique classification basis. Emotional and volitional attributes are taken as a classification basis of traits accentuation. Three emotional and volitional factors have been identified in the course of the research; they are volitional regulation factor, emotionality factor, and emotional attitude factor (interactive). On the basis of these factors twenty three clusters are identified and thought to be character types. These clusters are closely related to the typology of the character accentuations by A. Ye. Lichko making it possible to classify accentuations of character on the basis of emotional and volitional character traits.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-волевые особенности акцентуаций характера подростков»



Серия «Психология»

И 3 ВЕСТИЯ

2017. Т. 20. С. 3-10

Иркутского государственного университета

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestia_psy.isu.ru/ru/index.html

УДК 159.9.07

Эмоционально-волевые особенности акцентуаций характера подростков

И. В. Бадиев

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

Аннотация. Представлена попытка построения классификации акцентуаций характера подростков на основе эмоционально-волевых свойств. Указывается, что существующие типологии акцентуаций не имеют единого классификационного основания. Автором предлагается в качестве классификационного основания акцентуаций характера рассматривать эмоциональные и волевые свойства. В ходе исследования были выделены три эмоционально-волевых фактора: фактор волевой регуляции, фактор эмоциональности и фактор эмоционального отношения (интерактивный). На основе данных факторов были выделены двадцать три кластера, которые предлагается расценивать как типы характера. Данные кластеры имеют тесную связь с типологией акцентуаций характера А. Е. Личко, что позволяет говорить о том, что типы акцентуаций характера могут быть классифицированы на основе эмоционально-волевых свойств.

Ключевые слова: акцентуация характера, эмоциональные свойства, волевые качества, эмоционально-волевая регуляция, подростковый возраст.

С 70-х гг. XX в. понятие акцентуации прочно вошло в понятийный аппарат психологии. Введение понятия акцентуации было обусловлено необходимостью описания индивидуальных черт человека, выраженность которых нельзя отнести к патологическому проявлению, с одной стороны. С другой стороны, степень выраженности данной черты не позволяла говорить о «нормальном», среднестатистическом проявлении данной особенности. К. Леонгард определял акцентуацию как индивидуальную черту, имеющую тенденцию к переходу в патологическое состояние [1]. В концепции А. Е. Личко акцентуация рассматривается как крайний вариант нормы выраженности отдельной черты характера, при котором наблюдается избирательная уязвимость к определенного рода психогенным воздействиям [2]. Оба автора указывают на то, что граница между «нормальным» характером и «акцентуированным» весьма условна. Осмысливая содержание категорий «характер» и «акцентуация характера», Ю. Б. Гиппенрейтер писала о том, что неакцентуированный характер - это характер без отличительных свойств, оксюморон [3].

Говоря о количестве акцентуированных личностей в популяции, К. Леонгард указывает, что отношение акцентуированных личностей к стандартным составляет 50 на 50 [1]. Исследования распространенности акцен-

туаций среди подростков, проведенные Н. Я. Ивановым [4], показывают, что акцентуации встречаются у 88 % из выборки подростков различного контингента. В нашем исследовании, проведенном в 2012 г. в общеобразовательных школах Республики Бурятия, установлено, что количество акценту-антов достигает 90 % [5]. Концепция акцентуаций характера в настоящее время имеет широкое применение как в психологической теории, так и в психологической практике. Таким образом, понятие акцентуации характера закономерно относить к общепсихологическим понятиям, не рассматривая акцентуацию исключительно с позиций психопатологии.

Однако, на наш взгляд, дальнейшему развитию данной концепции препятствует ряд моментов. Во-первых, типология акцентуаций характеров является описательной типологией, не имеющей единого основания. Так, типология акцентуаций характеров основывается на типологии психопатий. Однако акцентуация не рассматривается как предпсихопатическое состояние, с необходимостью ведущее к патологии. Следовательно, закономерным будет вопрос о полноте данной типологии, т. е. возможны ли такие типы акцентуаций характера, которые не соотносятся с определенным типом психопатии. Во-вторых, описание акцентуаций в психиатрических традициях представляет собой описание типичного поведения и типичных реакций человека с тем или иным типом акцентуации, однако такое описание не раскрывает психологические механизмы, стоящие за подобным типичным поведением. Таким образом, актуализируется необходимость в уточнении понятия акцентуации характера, определении ее психологического содержания и структуры.

В ходе наших исследований [5-7] были выявлены эмоционально-волевые особенности акцентуаций характера; показано, что схожие эмоционально-волевые свойства подростков могут определять различные по описанию акцентуации, и наоборот, за схожими по описанию акцентуациями могут стоять различные эмоционально-волевые механизмы; даны описания типов акцентуаций характера с позиций эмоционально-волевой регуляции. В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что акцентуации характера подростков классифицируются на основе эмоционально-волевых свойств. Построению такой классификации посвящена данная статья.

Организация и методы исследования

В исследовании приняли участие 230 старшеклассников общеобразовательных школ Республики Бурятия в возрасте от 14 до 18 лет (м = 106, ж = 124). Диагностика эмоционально-волевых свойств подростков осуществлялась батареей психодиагностических методик, оценивающих семь эмоциональных свойств и пять волевых качеств: методиками Е. П. Ильина и Е. К. Фещенко «Опросник для оценки терпеливости», «Опросник для оценки упорства», «Опросник для оценки настойчивости», «Самооценка волевых качеств» Н. Е. Стамбуловой (шкалы «выдержка», «смелость и решительность»), «Характеристики эмоциональности» Е. П. Ильина (шкалы «эмоциональная возбудимость», «глубина переживания эмоций (интенсивность)»,

«эмоциональная ригидность (длительность эмоций)», «эмоциональная неустойчивость»), «Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности» Л. Е. Бачиной и А. Е. Ольшанниковой (шкала «не дифференцированная по каналам экспрессия»), Тестом на оптимизм LOT (Life orientation test) Ч. Шейера и M. Карвера, методикой «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова, с помощью которой определялось такое эмоциональное свойство, как эмоциональная отзывчивость. Данные переменные подвергались факторному анализу методом главных компонентов с последующим варимакс-вращением. В результате факторизации эмоционально-волевых переменных были выделены три фактора, обозначенные нами как фактор волевой регуляции, фактор эмоциональности и фактор эмоционального отношения (интерактивный).

Диагностика типа акцентуации характера подростков проводилась при помощи патохарактерологического диагностического опросника А. Е. Лич-ко. Оценка степени выраженности эмоционально-волевых факторов в каждом типе акцентуации характера осуществлялась при помощи однофактор-ного дисперсионного анализа ANOVA с последующим тестом гомогенных групп Дункана. Построение классификации выполнялось при помощи иерархического кластерного анализа. В основу данной классификации положены эмоционально-волевые факторы. Оценка соотношения классификации акцентуаций характера с типологией акцентуаций характера по А. Е. Личко осуществлялась критерием %2 при построении таблицы сопряженности.

Результаты и обсуждение

Факторный анализ эмоциональных и волевых свойств показал, что данные переменные образуют три фактора: фактор волевой регуляции, включающий волевые качества; фактор эмоциональности, включающий часть эмоциональных свойств, определяющих динамику протекания эмоциональных процессов; фактор эмоционального отношения (интерактивный), включающий эмоциональные свойства, определяющие эмоциональную окраску взаимодействия между людьми (рис. 1).

Иерархическим кластерным анализом на основе эмоционально-волевых факторов были выделены 23 кластера, к которым относятся подростки с различными типами акцентуаций характера. Соотношения эмоционально-волевых факторов в каждом кластере представлены на рис. 2.

Анализ графика показывает, что в каждом кластере соотношение выраженности эмоционально-волевых свойств специфично, следовательно, на их основе возможно построение классификации характеров. Для нас интерес представляет, каким образом данная классификация соотносится с типологией акцентуаций характера. Для данной цели мы оценили частоты встречаемости типов акцентуаций в каждом кластере. Результаты представлены в табл. 1.

№ кластера

» волевой фактор —^—эмоциональный фактор —^—эмоциональных отношений фактор

Рис. 2. График соотношения средних значений эмоционального и волевого факторов в кластерах

Произведенная оценка согласия распределений частоты встречаемости ти-

2

пов акцентуации в кластерах критерием % показала значимые различия на уровне р = 0,0001. Данные распределения имеют определенную закономерность.

Так, кластеры с 1-го по 4-й объединяют 100 % респондентов без акцентуаций, 85,7 % гипертимов и 27,7 % истероидов. Для данной группы респондентов характерна средняя выраженность фактора волевой регуляции, фактор эмоциональности имеет достаточно большой разброс. Низкие значения в 1-м кластере и высокие значения во 2-м описывают большинство респондентов без акцентуаций характера. Средняя выраженность всех трех факторов в 3-м кластере описывает большинство гипертимов и часть истероидов.

Таблица 1

Частота встречаемости типов акцентуаций в кластерах

Кластер Нет Г И Л Н П С ц ш Э I

1 5 8 - - - - - - - - 13

2 4 2 - - - - - - - - 6

3 1 25 5 - - - - - - - 31

4 1 1 - - - - - - - - 2

5 - 4 1 - - - - - - - 5

6 - 1 1 - - - - - - - 2

7 - 1 - - - - - - - - 1

8 - - 4 11 4 - - - - - 19

9 - - 4 11 1 - - - - - 16

10 - - 2 9 1 - - - - - 12

11 - - 1 - - - - - - - 1

12 - - - 2 - - - - - - 2

13 - - - 4 - - - - - - 4

14 - - - - 1 7 3 - - - 11

15 - - - - - 1 8 - - - 18

16 - - - - - 2 1 - - - 3

17 - - - - - 1 4 3 - - 8

18 - - - - - - - - 2 7 9

19 - - - - - - - - 9 21 30

20 - - - - - - - - 2 11 13

21 - - - - - - - - 2 - 2

22 - - - - - - - - 3 - 3

23 - - - - - - - 2 1 3

I 11 42 18 37 7 20 16 3 20 40 214

Примечание. Г - гипертимный, И - истероидный, Л - лабильный, Н - неустойчивый, П -психастенический, С - сенситивный, Ц - циклоидный, Ш - шизоидный, Э - эпилептоидный.

Кластеры с 5-го по 7-й включают 14,3 % гипертимов и 11,1 % истерои-дов. Таким образом, данные кластеры преимущественно не соотносятся с каким-либо типом акцентуации, а описывают часть гипертимов и истерои-дов со схожими эмоционально-волевыми свойствами. Для данных респондентов характерны низкие значения фактора эмоциональности, фактор волевой регуляции имеет достаточную вариативность от высоких значений в 5-м кластере до низких в 7-м. Фактор эмоционального отношения находится на высоких значениях и снижается до средних значений в 7-м кластере. Мы полагаем, что данные кластеры описывают типы характера, не включенные в типологию акцентуаций, либо описывают промежуточный гипертимно-истероидный тип.

Группа кластеров с 8-го по 13-й включает 61,1 % истероидных, 100 % лабильных и 85,7 % неустойчивых типов акцентуаций. Таким образом, ис-тероидные, лабильные и неустойчивые подростки имеют схожие механизмы эмоционально-волевой регуляции. Фактор волевой регуляции здесь колеблется от средних до низких значений, фактор эмоциональности и фактор

эмоционального отношения - от средних до высоких значений. Данное соотношение эмоционально-волевых свойств характеризует подростков повышенной эмоциональностью и сниженным волевым контролем.

В кластеры с 14-го по 17-й включается 100 % психастенических, сенситивных, циклоидных акцентуаций и 14,3 % неустойчивых. Эмоционально-волевые факторы в данных кластерах преимущественно находятся в средних значениях и имеют небольшой разброс.

Кластеры с 18-го по 23-й включают 100 % эпилептоидных и шизоидных акцентуаций. В данной группе кластеров наблюдается наибольший разброс значений эмоционально-волевых факторов. Если в кластерах с 18-го по 20-й эмоционально-волевые свойства находятся преимущественно в средних значениях с тенденцией к высоким, то в кластерах с 21-го по 23-й демонстрируют достаточно большую вариативность.

Количество кластеров, включающих всех респондентов с определенным типом акцентуации характера, интерпретируются нами в качестве диапазона эмоционально-волевого реагирования внутри одного типа акцентуации. Описание одним кластером нескольких типов акцентуаций характера интерпретируются нами в качестве схожести механизмов эмоционально-волевого контроля у данных типов акцентуаций. Таким образом, определенный тип акцентуации характера нельзя рассматривать как однородное явление. В каждом типе наблюдается достаточный диапазон эмоционально-волевых свойств. При этом некоторые типы акцентуаций имеют сходные эмоционально-волевые свойства.

Так, гипертимный тип может проявляться в восьми кластерах, что указывает на достаточно большую вариативность эмоционально-волевых свойств в данном типе. Однако чаще всего гипертимная акцентуация встречается в 1-м и 3-м кластерах, где на первое место выходит волевой фактор, а фактор эмоциональных отношений выражен в меньшей степени.

Истероидный тип встречается в семи кластерах, при этом ни в одном из них нельзя выделить преимущественную частоту встречаемости. Таким образом, для истероидов характерен больший диапазон различных эмоционально-волевых свойств. Кроме этого, истероидный тип акцентуаций описывается не только разными кластерами, но и разными группами кластеров. Часть истероидов по своим эмоционально-волевым свойствам близки к гипертимам, другая часть ближе к лабильным.

Лабильная акцентуация встречается в пяти кластерах. Лабильные подростки достаточно четко разделяются на две группы. Первые по своим эмоционально-волевым свойствам близки к неустойчивым и истероидным типам акцентуаций, вторые образуют самостоятельную совокупность из 12-го и 13-го кластеров с ведущими значениями факторов эмоциональности и эмоционального отношения. Подобную ситуацию наблюдаем с неустойчивым типом акцентуации, которая описывается четырьмя кластерами, теми же, что и большая часть лабильного типа. Однако здесь можно выделить кластер, где неустойчивый тип встречается чаще, - 8-й.

Психастенический и сенситивный типы акцентуаций встречаются в четырех кластерах, однако психастенический чаще встречается в 14-м кластере, а сенситивный - в 15-м. Таким образом, диапазон эмоционально-волевого реагирования для данных типов акцентуаций гораздо уже, чем у гипертимов и истероидов. Различие в данных кластерах кроется в разбросе значений между факторами, при этом ведущую роль играет фактор эмоциональности.

Шизоидный тип акцентуации встречается в шести различных кластерах, что свидетельствует о достаточно широком диапазоне возможных эмоционально-волевых реакций. В тех же кластерах встречается и эпилептоид-ный тип. Следовательно, шизоиды и эпилептоиды имеют схожие эмоционально-волевые свойства, однако у эпилептоидов диапазон эмоционально-волевого реагирования уже, поскольку данный тип акцентуации встречается лишь в четырех кластерах из шести.

Визуальный анализ данных табл. 1 показывает, что по эмоционально-волевым свойствам типы акцентуаций характера упорядочиваются в смежный ряд: гипертимный, истероидный, лабильный, неустойчивый, психастенический, сенситивный, циклоидный, шизоидный, эпилептоидный. Можно заметить, что данный ряд имеет общие черты с описанием «совместимых» типов акцентуаций по А. Е. Личко, которые образуют смешанные акцентуации амальгамного или промежуточного типа [2]. Таким образом, типология акцентуаций характеров А. Е. Личко классифицируется на основе эмоциональных и волевых свойств.

Список литературы

1. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 544 с.

2. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. Патоха-рактерологический диагностический опросник / А. Е. Личко. - СПб. : Речь, 2013. -251 с.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрей-тер. - М. : ЧеРо, 2002. - 336 с.

4. Иванов Н. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков : метод. пособие / Н. Я. Иванов, А. Е. Личко. - М. : Фолиум, 1995. - 64 с.

5. Бадиев И. В. Акцентуации характера и эмоционально-волевые свойства в подростковом возрасте / И. В. Бадиев // Казан. наука . - 2012. - № 11. - С. 314-322.

6. Бадиев И. В. Типология акцентуаций характера у подростков / И. В. Бадиев // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2015. - № 5. - С. 60-65.

7. Бадиев И. В. Психологическое содержание категории «акцентуация характера» подростков/ И. В. Бадиев// Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2015. - № 5 (1). -С. 103-109.

Emotional and Volitional Aspects of Accentuations of Adolescents' Traits

I. V. Badiev

Buryat State University, Ulan-Ude

Abstract. The article presents an attempt to classify adolescents' traits accentuation on the basis of emotional and volitional attributes. The author takes into account the fact that current typologies of accentuations do not share a unique classification basis. Emotional and volitional attributes are taken as a classification basis of traits accentuation. Three emotional and volitional factors have been identified in the course of the research; they are volitional regulation factor, emotionality factor, and emotional attitude factor (interactive). On the basis of these factors twenty three clusters are identified and thought to be character types. These clusters are closely related to the typology of the character accentuations by A. Ye. Lichko making it possible to classify accentuations of character on the basis of emotional and volitional character traits.

Keywords: accentuations of character, emotional and volitional attributes, emotional and volitional regulation, adolescence.

Бадиев Игорь Валерьевич преподаватель, кафедра возрастной и педагогической психологии Бурятский государственный университет 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а e-mail: [email protected]

Badiev Igor Valeryevich

Lecturer, Department of Developmental

and Pedagogical Psychology

Buryat State University

24a, Smolin st., Ulan-Ude, 670000

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.