Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айдаров Азамат Жекшенбаевич

В статье автор особо подчеркивает, что экологическое образование и воспитание не может быть эффективным, не формируя соответствующим образом экологического мировоззрения. Для того чтобы кыргызстанцы могли действительно принять активное участие в ликвидации угрозы экологического кризиса, чтобы это стало его жизненной потребностью, необходима его способность, ценностная ориентация. В этом контексте главной парадигмой экологического образования и воспитания в Кыргызстане является формирование экологической культуры населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айдаров Азамат Жекшенбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATION IN THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE

In the article, the author emphasizes that environmental education and upbringing cannot be effective without properly forming an environmental outlook. In order for Kyrgyzstanis to truly take an active part in eliminating the threat of an environmental crisis, in order for it to become their vital need, its ability and value orientation are necessary. In this context, the main paradigm of environmental education and upbringing in Kyrgyzstan is the formation of the ecological culture of the population.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

УДК 316:172/179 https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/51

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

©Айдаров А. Ж., Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]

THE ROLE OF EDUCATION IN THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE

©Aidarov A., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. В статье автор особо подчеркивает, что экологическое образование и воспитание не может быть эффективным, не формируя соответствующим образом экологического мировоззрения. Для того чтобы кыргызстанцы могли действительно принять активное участие в ликвидации угрозы экологического кризиса, чтобы это стало его жизненной потребностью, необходима его способность, ценностная ориентация. В этом контексте главной парадигмой экологического образования и воспитания в Кыргызстане является формирование экологической культуры населения.

Abstract. In the article, the author emphasizes that environmental education and upbringing cannot be effective without properly forming an environmental outlook. In order for Kyrgyzstanis to truly take an active part in eliminating the threat of an environmental crisis, in order for it to become their vital need, its ability and value orientation are necessary. In this context, the main paradigm of environmental education and upbringing in Kyrgyzstan is the formation of the ecological culture of the population.

Ключевые слова: образование, воспитание, экологическая культура, экологическое образование.

Keywords: education, upbringing, ecological culture, ecological education.

Современная экологическая ситуация поставила нас перед фактом весьма сложной ситуации. Оказалось, что правильное использование ресурсов природного комплекса и экологически грамотное управление требуют очень высокого уровня знания. Этот факт заставил ученых утверждать, что достижений современного научного знания недостаточно для решения экологических проблем, что экологический кризис выходит из-под контроля. Такие пессимистические настроения и прогнозы в Кыргызстане частично обоснованы. Тем более, что очень сильно заявляет о себе хищническая эксплуатация природных богатств страны и растет экологическое невежество во всех сферах, противореча гуманизации сознания и многим моральным категориям. В связи с этим возрастает актуальность совершенствования экологического образования и экологического сознания.

В Кыргызстане тенденция выделения экологического образования в отдельную область стала заметной с начала 90-х годов XX в. Данной проблемой стали активно заниматься такие специалисты как Т. А. Абдылдаев, А.Токтосунов, Э. Шукуров, А. Байбосунов, К. Ж. Боконбаев, Ч. Дуйшеналиев, М. Ж. Жумагулов и др [1-3]. При этом в Кыргызстане

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

экологические проблемы исследуются в основном учеными и специалистами естественнонаучного направления. А политические и образовательные аспекты этой проблемы недостаточно освещены и изучены представителями гуманитарных наук.

Тем временем проблемы экологического образования является одной из самых актуальных и трудноразрешимых проблем настоящего времени. Поэтому экологическое образование и исследование его проблем должны стать непрерывным, насыщенным и обязательным процессом, так как оно является жизненно необходимым фактором благополучия Кыргызстана.

Основные направления экологического образования и воспитания. В системе экологического образования и воспитания можно выделить следующие направления:

1. Важным методологическим принципом является положение о соответствии социально-политических отношений кыргызстанцев и их отношения к природе, которое вытекает из основного закона развития общей и социальной экологии страны. Данное направление формирует экологическое сознание и экологическую культуру кыргызстанцев к оценке экологических проблем страны.

Действительно, оптимальные формы взаимоотношений граждан страны и природной среды Кыргызстана могут складываться лишь в обществе, которое культивирует уважение человека к природе, к его достоинству, и неотъемлемым естественным правам природной среды. При этом основной закон предусматривает защиту человека и природы, об их оптимальных взаимоотношениях, где будет найден оптимальный механизм согласования общества и окружающей средой [5].

2. Экологическое образование и знание, перерастая в убеждение и действия граждан Кыргызстана, должны тесно совмещаться с активным их участием в соблюдении ими самими и окружающими норм естественного закона природы и природоохранного законодательства государства, в которых должны быть отражены естественные интересы природы и общественные интересы государства. При этом необходимо обращать внимание на то, что естественное право природы имеет исключительный статус, а государство как главный механизм регуляции и согласования общих интересов граждан и общества в их взаимоотношениях с природой, имеет политико-юридический статус, не только на создание экологического законодательства, но и на принудительные действия относительно социальных общностей, направленные на соблюдение социально-экологических законов. Это тесно связано с формированием экологической культуры, экологической ответственности и экологического права в контексте социокультурного развития Кыргызстана [1].

3. Экологическая ситуация в Кыргызстане требует новой духовно-нравственной ориентации в отношениях общества с природой, пересмотра определенных норм поведения граждан Кыргызстана в окружающей среде. В морально-эстетическом направлении экологического образования и воспитания в Киргизской Республике актуализируется проблема отношения кыргызстанского социума к природе как источнику духовности, красоты и их ответственности за ее сохранение перед нынешним и будущими поколениями [2].

4. В основе естественно-научного направления лежит научное понимание неразрывного единства кыргызстанского общества и природы Кыргызстана. Социум, как показывает социально-экологическая реальность современного Кыргызстана, неразрывно связано с природой. Ибо природа Кыргызстана всегда создавала и создает потенциальные естественные условия для удовлетворения граждан страны своих материальных и духовных потребностей, которые реализуются путем многосторонней деятельности. В процессе

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

жизнедеятельности современный человек создает искусственные и техногенные предметы и энергии. Тем самым, происходит нарушение естественных законов природы саморегуляции, самовоспроизведения и самовосстановления, которые обеспечивают существование человека как биологического существа. Они, как правило, порождаются ограниченностью имеющихся знаний о закономерностях развития природы, неумением учитывать все возможные последствия человеческой деятельности [5].

Экологическое образование и воспитание не может быть эффективным, не формируя соответствующим образом экологического мировоззрения. Для того, чтобы кыргызстанцы могли действительно принять активное участие в ликвидации угрозы экологического кризиса, чтобы это стало его жизненной потребностью, необходима его способность, ценностная ориентация. В этом контексте главной парадигмой экологического образования и воспитания в Кыргызстане является формирование экологической культуры населения, которая должна включать в себя экологический императив, систему экологических ценностей и экологическую ответственность людей [3].

Экологизация образования способна раскрывать гуманистический потенциал личности, воспитывающий патриотизм. Потому, помимо существующих в Кыргызстане учебных заведений, где готовят специалистов-экологов: например, есть специализация «экология» на факультете географии и экологии Киргизского государственного университета имени И. Арабаева, которая должна рассматриваться и с педагогической точки зрения.

Есть специализация «инженер-эколог» в Киргизском государственном университете строительства, транспорта и архитектуры, специализация «экология» на факультете географии и экологии Киргизского национального университета имени Ж. Баласагына. Здесь необходимо, чтобы экология рассматривалась и с точки зрения мировоззренческих аспектов. В настоящее время экология преподается как в средних, так и в высших учебных заведениях. Она выступает как необходимый по учебному плану предмет, но на практике мало меняет мышление учащихся.

Результаты нашего исследования подтверждают, что цель внедрения экологии в общую систему сегодняшнего образования очень актуальна. Необходим научный и педагогический поиск форм и содержания методов преподавания экологии для ее обогащения.

В силу сложившихся обстоятельств в системе высшего образования Кыргызстана существует несколько категорий вузов, в которых в той или иной мере ведется курс экологии. В вузах гуманитарного профиля этот курс преподается лишь на общеобразовательном уровне; в педагогических вузах курс экологии преподается с учетом того, что будущие педагоги будут нести природоохранные знания школьникам; в вузах технического профиля, связанных с воздействием на окружающую среду, курс, соответственно, должен предполагать комплекс знаний, направленных на снижение вредного воздействия на окружающую среду и наконец, существуют специальные курсы в вузах, где осуществляется подготовка профессиональных специалистов-экологов. Конечно, содержание этих курсов не может быть сопоставимым, но общим в них должна быть гуманистическая направленность и нацеленность на предотвращение экологических факторов риска с учетом данных таких наук, как философия, экономика, политология и право.

Экологическое образование является составной частью содержания среднего специального и высшего образования. При введении в республике многоуровневой системы высшего образования и разработке Государственных образовательных стандартов (ГОС) учитывались особенности развития высшего экологического образования в Кыргызстане. Исходя из этого, было предусмотрено последовательное введение и поэтапная реализация

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

образовательных программ 1, 2, 3 уровней в сфере экологии:

- первый уровень высшего экологического образования по программам курса «Экология» («Основы экологии») в рамках цикла естественно-научных дисциплин, неполного высшего образования по направлениям — естественных, гуманитарных и технических наук;

- второй уровень высшего экологического образования по программам базового высшего образования («Экология и природопользование», «Защита окружающей среды»);

- третий уровень высшего экологического образования, включающий два направления; а) программа высшего профессионального образования по специальностям «Экология и природопользование», «Геоэкология», «Агроэкология», «Комплексное использование и охрана природных ресурсов» и др.; б) магистерские программы по направлению «Экология и природопользование» [4].

В вузах Киргизской Республики в настоящее время ведется подготовка профессионалов-экологов по двум направлениям: Е-11 «Экология и природопользование» и Т-35 «Защита окружающей среды».

По направлению Е-11 «Экология и природопользование» подготовка экологов ведется в следующих вузах: КГУ им. И.Арабаева, КНУ им. Ж. Баласагына, МУК, БГУ им. К. Карасаева, ЖАГУ, ИГУ им. Тыныстанова и ОшГУ, по направлению Т-35 «Защита окружающей среды» специализация Т 35.305 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» в КГМА, КГУСТА и ОшТУ, специализация Т 35.306 «Природоохранное обустройство территории» в КНАУ, специализация Т 35.307 «Инженерная защита окружающей среды» в ОшТУ.

В экологическом образовании и воспитании, а также в повышении экологической культуры и экологического сознания молодежи важная роль принадлежала Институту экологии и природопользования при Киргизском государственном педагогическом университете им. И. Арабаева, где готовили специалистов в области экообразования, охраны окружающей среды, а также сферы сервиса и туризма.

В обсуждении о высшем экологическом образовании основной акцент должен быть сделан не на увеличение выпуска специалистов в области экологии, а на повышение уровня экологических знаний специалистов всех профилей, особенно технических и естественнонаучных направлений. В качестве краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей высшего экологического образования в Кыргызстане видятся:

- разработка проектов образовательных стандартов высшего экологического образования и на их основе - учебных планов, программ учебных дисциплин, отвечающих международным требованиям;

- развитие информационного и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами в области экологического образования, включая современные средства коммуникации в условиях глобализации и гуманизации социокультурных отношений мирового сообщества;

- формирование концепции высшего экологического образования, формы, системы и содержание которого могут быть кооперированы и интегрированы в международные образовательные системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для решения на основе комплексного подхода вопросов, касающихся охраны окружающей среды и устойчивого экологического развития.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

В связи с нарастающими масштабами влияния различных форм деятельности людей на экосистемы нашего горного края возникает объективная необходимость целенаправленного внедрения экологических знаний в сознание населения и профессиональную деятельность широкого круга специалистов разных профессий.

Современное школьное экологическое образование в республике направлено на формирование у учащихся ответственного, бережного отношения к природной среде, становление активной гражданской позиции, основанных на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем, культуры поведения с учетом требований охраны природных комплексов. Учитывая то, что экология по своему содержанию является интегральной, междисциплинарной наукой, эколого-природоохранные знания школьникам следует давать в контексте достижений сопредельных наук, места жительства учащихся, особенностей природного окружения. В учебных программах акцент должен быть сделан не только на проблемах охраны земельных, водных ресурсов, растительного и животного мира, но и на вопросах осложнения экологической ситуации, нарушения экологического равновесия, экологической ценности кыргызской культуры, народных традиций; анализа взаимосвязи глобального, регионального и локального уровня понимания экологических проблем.

В Кыргызстане около 20 школ работают по специализированным экологическим программам. В 1998-1999 учебном году Бишкекская средняя школа №65 получила статус эколого-экономического лицея, также существуют экологические гимназии №65 и №37. В гимназиях существуют специализации «Экология и менеджмент», «Экология и туризм», то есть со школьной скамьи начинается процесс усвоения экологических категорий. Как нам кажется, процесс экологического образования необходимо ввести и в дошкольные учреждения, а также разработать курс на кыргызском языке «Табият таануу». Отрадным становится и факт того, что налаживается сотрудничество с мировыми программами экологического образования. Фонд «Глоуб», созданный в 1991 г., провозгласил своей миссией экологическое просвещение и распространение экологической культуры среди всех возрастных групп населения Кыргызстана. Деятельность фонда направлена на реализацию международных проектов в сфере экологического образования.

Более 50 школ стали участниками программы «Глоуб». Многие школы участвуют в Республиканской олимпиаде по экологии. Отмечая положительные стороны, необходимо отметить, что существующая система экологического обучения не дает полного представления об основных экологических проблемах, т.к. в общеобразовательных стандартах Киргизской Республики нет учебных программ экологического обучения и воспитания, поэтому назрела острая необходимость в разработке государственной концепции экологического образования и воспитания Киргизской Республики, включающей в себя пересмотр и разработку учебных программ для всех классов средних учебных заведений.

В целом, несмотря на наличие многих моментов, доказывающих, что в Кыргызстане ведется работа по экологическому воспитанию и образованию, есть необходимость конкретизации экологических научных дисциплин с целью того, чтобы они благотворно влияли на состояние экологии. Образование по своей сути несет идеологическую нагрузку, и в соответствии с этим экологическое образование должно обладать большим мировоззренческим и гуманистическим зарядом. Само по себе экологическое образование сопричастно с понятием культуры, то есть через процесс экологического образования идет процесс усвоения экологической культуры. Чем более многообразны потребности человека, тем более разносторонен он сам, и тем полнее он способен оценить каждый отдельный

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

фрагмент окружающей среды, увидеть многочисленные связи его с другими компонентами. Экологическая компетентность является несомненным признаком культуры личности. Отношение личности к природе предполагает не только грамотное и рациональное использование ее ресурсов, но и ответственность за вероятные последствия.

Итак, в процессе нашего многолетнего изучения и исследования проблем экологического образования и воспитания мы можем с уверенностью сказать, что сегодня уже стало ясно, в XXI веке потребуются природопользователи нового поколения, подготовленные к решению не только частных локальных задач, но и страновых глобальных экологических проблем. Воспитание и образование природопользователей нового поколения в настоящее время тормозится из-за отсутствия единой общепринятой концепции экологического образования в мире и в стране. О необходимости разработки такой концепции неоднократно говорилось в дискуссиях, посвященных путям перехода нашей страны к коэволюционному развитию с природной средой. Этот чрезвычайно важный вопрос был затронут и в Национальной программе «Комплексные основы развития Киргизской Республики на период до 2010 года». В данном документе одной из важнейших общегосударственных задач на настоящем этапе признается формирование соответствующей системы экологической культуры (образования, сознания и др.) [6].

Таким образом, экологическое образование, развертываясь в цивилизованном пространстве и историческом времени в контексте трансформации кыргызского общества, является своеобразной ступенью познания закономерностей и тенденций движения системы «общество - природа», важным фактором формирования экологического сознания и экологической культуры в Кыргызстане.

Список литературы:

1. Абдырахманов Т. А, Амердинова М. М, Дуйшеналиев Ч. Д., Чодураев Т. М. Экологическая политика Киргизской Республики: историко-философские и политико-правовые аспекты. Бишкек. 2016. 376 с.

2. Жумагулов М. Экологическая ситуация как объект философского анализа. Бишкек: Илим, 2001. 96 с.

3. Жумагулов М. Ж. Экологическое мышление в эпистемологическом измерении. Бишкек: Илим, 2005. 140 с.

4. Концепция экологического образования школьников (Проект) // Экологический вестник. 2001. С. 46-47.

5. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. 282 с.

6. Национальный доклад о состоянии окружающей среды за 1997 год. Бишкек, 1998.

Список литературы:

1. Abdyrakhmanov, T. A, Amerdinova, M. M, Duishenaliev, Ch. D., & Choduraev, T. M. (2016). Ekologicheskaya politika Kyrgyzskoi Respubliki: istoriko-filosofskie i politiko-pravovye aspekty. Bishkek.

2. Zhumagulov, M. (2001). Ekologicheskaya situatsiya kak ob"ekt filosofskogo analiza. Bishkek.

3. Zhumagulov, M. Zh. (2005). Ekologicheskoe myshlenie v epistemologicheskom izmerenii. Bishkek.

4. Kontseptsiya ekologicheskogo obrazovaniya shkol'nikov (Proekt) (2001). Ekologicheskii vestnik, 46-47.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66

5. Likhachev B. T. (1995). Filosofiya vospitaniya. Moscow.

6. Natsional'nyi doklad o sostoyanii okruzhayushchei sredy za 1997 god (1998). Bishkek.

Работа поступила в редакцию 03.04.2021 г.

Принята к публикации 10.04.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Айдаров А. Ж. Роль образования и воспитания в формировании экологической

культуры // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №5. С. 468-474. https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/51

Cite as (APA):

Aidarov, A. (2021). The Role of Education in the Formation of Ecological Culture. Bulletin of Science and Practice, 7(5), 468-474. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.