Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
УДК 378.147 https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/48
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ОБУЧЕНИЯ
©Такенова Ж. Т., Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE MOTIVATION IN THE CONTEXT OF COMPETENCY-BASED APPROACH
©Takenova Zh., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Предметом исследования является процесс обучения иностранному языку, теоретическое и практическое состояние компетентностного подхода, как одного из эффективных подходов формирования устойчивой мотивации к изучению иностранного языка в процессе обучения. Цель работы — развитие положительной мотивации к изучению иностранного языка посредством применения компентентностного подхода в обучении. Полученные результаты показывают эффективность применения компетентностного подхода в обучении, а также эффективность применения технологий в рамках данного подхода, что позволяет не только повысить интерес и положительную, устойчивую мотивацию у студентов нелингвистических специальностей, но и способствует формированию разносторонне развитой языковой личности. Результаты показывают, что самодостаточность компетентностного подхода, его ориентированность на результат при создании всех необходимых условий способствуют формированию продолжительной мотивации и продуктивному усвоению иностранного языка.
Abstract. The subject of the research is the language teaching process, theoretical and practical validity of the competency-based approach as the most effective approach in forming positive and sustainable motivation to foreign language learning. The purpose of the work is the development of motivation to language learning, forming multilaterally developed linguistic individuals through the integration of a competency-based approach in the teaching process. The research results obtained confirm the efficiency of the competency-based approach in teaching and the efficacy of using activities within this approach which enable to increase non-linguistic specialty students' interest and sustainable motivation to language learning. Moreover, the research results indicate that the competency-based approach, its result-orientation on necessary conditions facilitate long-term motivation and productivity of language proficiency.
Ключевые слова: образование, модернизация, эффективность, педагогика, личность, компетенция, компетентность, языковая личность.
Keywords: education, modernization, efficacy, pedagogics, individual, competency, competence, language identity.
Ключевой дефиницией современного образовательного пространства является «качество образования», что весьма актуализирует проблему мотивации, в том числе к изучению иностранного языка как одной из вузовских дисциплин, закрепленных в образовательном стандарте.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
Цель исследования - проверить эффективность компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Исследование было проведено в экспериментальном обучении студентов факультетов биологии, химии, экологии и истории.
Материал и методы исследования. Методологическую основу исследования составили анализ литературы о проблеме, изучение практического опыта работы.
Вопросы компетентностного подхода в образовании рассматриваются в работе ряда ученых. В новом словаре методических терминов Е. Г. Азимова, А. Н. Щукина компетентность представлена как получивший широкое распространение в литературе по педагогике и лингводидактике термин, обозначающий способность человека выполнять любую деятельность, основанную на жизненном опыте и приобретенных знаниях навыков [1, с. 448]. В этом же словаре компетенция (от лат. competens — способный) представлена как совокупность знаний, навыков, умений, сформированных в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способности выполнять деятельность, основанную на приобретенных знаниях, навыках, умениях.
В свою очередь, зарубежный ученый В. Хутмахер рассматривая понятие компетенции, как отмечено в работе И. А. Зимней, указал на их основное различие, где он говорит, что компетенции близки к семантическому полю «я знаю как», нежели «я знаю что» [4, с. 8]. Разделяя точку зрения В. Хутмахера, хотелось бы добавить, что в контексте изучения иностранного языка «компетенция» означает практическое примение приобретенных языковых навыков в различных ситуациях общения, т.е. способность человека применять освоенные в практической деятельности знания.
Задачей иноязычной подготовки в высшем учебном заведении — воспитание самостоятельной, разносторонне развитой языковой личности. Термин языковая личность был рассмотрен ученым Г. Э. Богиным. Языковая личность — тот, кто присваивает язык, то есть тот, для кого язык есть речь. Языковая личность характеризуется не только тем, что она знает о языке, сколько тем, что она может с языком делать [3, а 3]. Далее в докторской диссертации автор дополняет ранее предложенное им толкование и отмечает, что языковая личность определяется как «человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи» [2, а 1]. Вслед за Г. Э. Богиным, считаем, что языковая личность - это человек, обладающий достаточными компетенциями и практическими знаниями по применению языка., т.е это человек обладающий языковыми навыками.
Компетентностный подход как фактор повышения качества подготовки, в частности языковой подготовки бакалавров актуализирует проблему формирования учебной мотивации. В настоящее время компетентностный подход является предметом интереса многих ученых и педагогов-практиков. Интерес к данному подходу объясняется потребностью общества в нахождении внутренних резервов совершенствования системы образования, в том числе и высшего. Компетентностный подход позволяет определить показатели результативности высшего образования в целом и уровня сформированности мотивации к изучению иностранного языка в частности. Сказанное объясняется особенностями компетентностного подхода, которые заключаются в следующем:
- соответствие целей — компетентностный подход позволяет формировать мотивацию к изучению иностранного языка как одну из целей овладения иностранным языком;
- направленность — это соединение теоретической и практической составляющих формирования мотивации к изучению иностранного языка;
- интегративность — это методологически выверенное объединение не только
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
знаниевой составляющей студента высшей школы, но и учет его способностей, а также личностных качеств.
Основная идея применения компетентностного подхода в нашем исследовании — развитие у студентов мотивации к изучению иностранного языка и тем самым сформирование готовности выполнять профессиональные обязанности на высоком уровне и включить в образовательную траекторию мотивацию составляющую. Как правило, мотивация будучи основным фактором успешного обучения иностранному языку тесно связано с учебной деятельностью студентов. В учебной деятельности мотивация выступает и как побуждающее поведение, и как направляющий вектор данной деятельности, и как фактор, придающий изучению иностранного языка личностный смысл. Смыслообразующая функция мотивации должна стать одним из основных объектов деятельности преподавателя. Она позволяет формировать чувство удовлетворенности студента своей подготовленностью в плане изучения иностранного языка.
Будучи сложным психолого-педагогическим явлением, мотивация определяется как многообъемлющее, многогранное явление, содержащее в себе виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, мотивационные установки, диспозиции.
Отмечая важность компетентностного подхода в формировании мотивации к изучению иностранного языка, обращаем внимание не только на вышеназванные, но и на следующие его особенности:
- оптимальное использование особенностей личности студента и в первую очередь его мотивационной сферы;
- овладение способностями, позволяющими повысить мотивационную составляющую при изучении иностранного языка;
- богатство социальных связей, особенно с носителями иностранного языка;
- оптимальное сочетание знаний, способностей, личностных качеств, влияющих на формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- способность полноценно изучать иностранный язык;
- обладание мобильностью, динамичностью, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям учебной деятельности и всего образовательного процесса в целом.
В то же время компетентностный подход имеет свои недочеты. К ним относятся недостаточность учебно-методического обеспечения на основе компетентностного подхода, несовершенствование нормативной базы, недостаточный уровень подготовки преподавателей и т.д. В данной статье мы не ставим своей задачей исправление данных недостатков, но можем обозначить условия, которые повышают эффективность компетентностного подхода в формировании мотивации к изучению иностранного языка.
Это: — активизация познавательной самостоятельной деятельности студентов, возможность использования технологий, направленных на повышение эффективности данной деятельности; использование различных форм учебной деятельности (индивидуальных, групповых, фронтальных), презентация полученных результатов; учет субъективного жизненного и учебного опыта студентов при выборе траектории обучения; развитие саморефлексии, способности самостоятельно анализировать свои учебные достижения.
Данные методы и технологии ориентированы на формирование деятельностной части компетенций, обеспечивающих в свою очередь формирование и развитие мотивационной сферы студента. Таким образом, компетентностный подход вносит инновационный вектор развития в формирование мотивации к изучению иностранного языка. В контексте же
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
обучения иностранному языку, компетентностно-ориентированное обучение как целенаправленный процесс ориентировано на поэтапное формирование инструментальных компетенций, предполагающих владение студентом иностранным языков на уровне межличностного и межкультурного общения, формирование ряда компетенций, таких как социально-личностные, определяющие способность студента работатать в команде, это и толерантность, восприимчивость, в основном те качества присущие личности 21 века.
В этой связи реализация обучения в русле компетентностного подхода требует свежего взгляда на обучение, постоянного развития обучения в методическом и содержательном планах. В этой связи, в обучение должны быть интегрированы методы, повышающие познавательную и креативную активность студентов, как кейс-технологии, проектные технологии, педагогика сотрудничества, парные работы, технология дебаты и т. д.
Развитие компетенций, как и развитие знаний студентов является поэтапным процессом. Как правило, процесс формирования компетенций должен идти с каждым занятием. Компетенции после прохождения определенного объема материала должны измеряться. Преподаватель приступая к новому разделу должен иметь четкие представления, какие компетенции должны быть сформированы и развиты, какие учебные материалы и дидактические средства необходимо интегрировать для для достижения образовательных целей. К формам измерения компетенций относятся наблюдение за деятельностью студентов во время ролевых игр, групповых и парных работ, тестов, где студентом могут быть продемонстрированы наличие компетенций. Преподаватель, наблюдая за процессом, может иметь ясную картину о прогрессе студента для дальнейшей работы.
С формированием мотивации тесно связано работа над познавательной возможностями иностранного языка как учебного предмета. Так, исследователь А. Н. Леонтьев пишет, что «Интересный предмет сможет стать сферой для других целей» [5, с. 27]. Солидаризуясь с А. Н. Леонтьевым, мы считаем, что интересный предмет и сопутствующая ей положительная мотивация может дать начало другим целям. К примеру, студент, заинтересованный и увлеченный иностранным языком, будет искать пути освоения иностранного языка. Тем самым, студент ищет и всячески находит способы общения с носителями языка, просматривает фильмы на иностранном языке, изучает новые слова и практикует их в различных ситуациях, иностранный язык для него начинает приобретать особую значимость, тем самым может положительным образом повлиять на направленность личности.
Известно, что современная система иноязычного образования строится на основе диалога культур, расширения у студентов представлений о других народах, формирования толерантности и готовности к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию. Иностранный язык, согласно своей природе, будучи средством коммуникации и приобретения информации призвана осуществить формирование разносторонне развитой, духовной личности, с большим мировозрренческим опытом, ту личность, которая сможет применить оптимальным образом личностные и профессиональные качества в своей деятельности, которая в дальнейшем сможет решать определенные задачи, в определенной ситуации применяя те компетенции, требуемая той ситуацией.
На практике обучения, на первом курсе, в рамках компетентностного подхода в обучении студентов неязыковых специальностей, больше внимания преподавателями уделяется на коммуникативную направленность занятий. Прежде всего, для того, чтобы студенты могли владеть изучаемым языком на уровне межличностного общения, могли уметь изъясняться на языке, вести беседу с учетом современных норм изучаемого языка, формами
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
вербальной и невербальной коммуникации, большое внимание уделяется на коммуникативную направленность уроков с синхронным развитием у студентов таких навыков, как письмо, чтение, прослушивание и понимание иностранной речи и т.д. В работе также немаловажная роль уделяется овладению навыками ведения корреспонденции, ведения переговоров, т. е. навыками насущно важными для будущего профессионального общения. После освоения студентами базовых навыков общения, акцент на занятиях иностранного языка идет на контекстное обучение с введением лексики для профессионального общения, т. е. профессиональной лексики, различных ситуаций профессионального общения. На уроке иностранного студенты пишут сообщения, реферируют тексты, пишут деловые письма. Применение различного рода деловой документации на уроке иностранного языка позволяет студентам расширять инструментальные компетенции, у студентов значительным образом повышается уровень знаний иностранного языка в области профессионального общения. Также студенты систематически участвуют в различных видах проектных работ. На уроках студенты учатся разрабатывать проекты для участия на международных конференциях, мероприятиях. Студенты на практике уже учатся применять язык, что значительно повышает их интерес к дальнейшему, более детальному изучению иностранного языка.
Из практического опыта работы известно как ролевые игры, кейс технологии, что введение коммуникативно-направленных ролевых игр на уроках иностранного языка приближает студентов к естественной среде общения, раскрепощает студентов, развивает их воображение и креативность. А также соприкасаясь с реальной ситуацией общения, студенты учатся применять знания в контексте определенной задачи.
Обучение языку — это не только обучение языковым явлениям: его грамматике, фонетике, орфографии и т. д., это также обучение новой, ранее неизвестной культуре, ее обычаям, традициям, это также и обучение межкультурной коммуникации. В этой связи занятия должны по иностранному языку должны строиться с опорой на следующие принципы: коммуникативная направленность обучения, наглядность, ситуативность, аутентичность, диалог культур, мультикультурность, культурная чувствительность, культурной рефлексия, культурного релятивизм и др.
Принципиально важно, понимать потребности и интересы студентов, постоянно поддерживать их в стараниях в изучении иностранного языка, и тем самым создавать максимум возможностей для их личностного развития. Определена роль компетентностного подхода в обучении иностранному языку и формировании мотивации к изучению иностранного языка и формировании разносторонне развитой языковой личности. Предложены условия, повышающие эффективность формирования мотивации к изучению иностранного языка.
Список литературы:
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. СПб.: Златоуст, 1999.
448 с.
2. Богин Г. Э. Концепция языковой личности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Ленинград, 1982. 31 с.
3. Богин Г. Э. Современная лингводидактика. Калинин: КГУ, 1980. 61 с.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Профессиональное образование в России и зарубежом: сборник научных трудов. 2014. Кемерово. С. 8-11.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №5. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/66
6. Логинова А. В., Отбанов Н. А. Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Молодой ученый. 2015. №11. С. 95-97.
7. Махашева П. М. Формирование профессиональных и личностных компетенций студентов вуза в условиях реализации кредитной технологии обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Бишкек, 2014. 24 с.
8. Пискунова Я. А. Педагогическое руководство познавательным интересом студентов (на материале иностранного языка): автореф. дис. ... канд. пед наук. Бишкек, 2006. 23 с.
9. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода в проектировании образования // Высшее образование в России. 2017. №12. С. 85-90.
10. Gardner R. C., Smythe P. C. Motivation and second-language acquisition //Canadian Modern Language Review. 1975. V. 31. №3. P. 218-233. https://doi.org/10.3138/cmlr.31.3.218
References:
1. Azimov, E. G., & Shchukin, A. N. 1999.Slovar' metodicheskikh terminov. SPb.: Zlatoust,
448 s.
2. Bogin, G. E. (1982). Kontseptsiya yazykovoi lichnosti: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Leningrad, 31 s.
3. Bogin, G. E. (1980). Sovremennaya lingvodidaktika. Kalinin: KGU, 61 s.
4. Zimnyaya, I. A. (2014). Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya. In Professional'noe obrazovanie v Rossii i zarubezhom: sbornik nauchnykh trudov. Kemerovo. 8-11.
5. Leont'ev, A. N. (1975). Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Politizdat, 304 s.
6. Loginova, A. V., & Otbanov, N. A. (2015). Sposoby povysheniya motivatsii studentov k izucheniyu inostrannogo yazyka. Molodoi uchenyi, (11). 95-97.
7. Makhasheva, P. M. (2014). Formirovanie professional'nykh i lichnostnykh kompetentsii studentov vuza v usloviyakh realizatsii kreditnoi tekhnologii obucheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Bishkek.
8. Piskunova, Ya. A. (2006). Pedagogicheskoe rukovodstvo poznavatel'nym interesom studentov (na materiale inostrannogo yazyka): avtoref. dis. ... kand. ped nauk. Bishkek.
9. Khutorskoi, A. V. (2017). Metodologicheskie osnovaniya primeneniya kompetentnostnogo podkhoda v proektirovanii obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii, (12). 85-90.
10. Gardner, R. C., & Smythe, P. C. (1975). Motivation and second-language acquisition. Canadian Modern Language Review, 31(3), 218-233. https://doi.org/10.3138/cmlr.3L3.218
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 05.04.2021 г. 10.04.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Такенова Ж. Т. Развитие мотивации к иностранному языку в контексте компетентностного подхода обучения // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №5. С. 451456. https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/48
Cite as (APA):
Takenova, Zh. (2021). Developing Foreign Language Motivation in the Context of Competency-based Approach. Bulletin of Science and Practice, 7(5), 451-456. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/66/48