Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378.146 https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/40
К ВОПРОСУ О ТРУДНОСТЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
©Козина Т. А., канд. филол. наук, Пензенский государственный университет архитектуры
и строительства, г. Пенза, Россия, [email protected] ©Козин Г. И., Пензенский государственный университет архитектуры и строительства,
г. Пенза, Россия, [email protected] ©Юрченков В. Э., Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза, Россия, [email protected]
ON THE DIFFICULTIES OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE AT HIGH SCHOOL
DURING DISTANT EDUCATION
©Kozina T., Ph.D., Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia, [email protected] ©Kozin G., Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia, [email protected] ©Urchenkov V, Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается понятие электронного обучения и дистанционного образования в высшей школе. Выявлены основные трудности в обучении иностранному языку в неязыковом вузе в условиях удаленного образования. Авторы пришли к заключению о том, что электронное обучение является эффективной системой овладения знаний, но требует некоторого усовершенствования.
Abstract. The article deals with the term of electronic or distant education at high school. The main difficulties of teaching foreign language at high school during distant education have been developed. The authors have come to the conclusion that e-education is an effective system of learning foreign language. However, it needs to be improved in some way.
Ключевые слова: дистанционное образование, иностранный язык, трудности дистанционного обучения.
Keywords: distant education, foreign language, difficulties of distant education.
В настоящее время многие вузы внедряют систему дистанционного обучения. По мнению исследователя С. С. Хромова «электронное обучение призвано расширить доступ к образовательным услугам и высококачественным образовательным материалам» [1, с. 11]. Современные процессы «информатизации» и «интернатизации» побуждают преподавателей высшей школы искать новые методы и способы передачи новой информации, контроля и оценки полученных знаний.
Как отмечает А. Л. Назаренко, «дистанционное образование является одной из возможностей успешного применения дидактического потенциала информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам» [3, с. 268]. В условиях
Тип лицензии СС: Attribution 4.0 International (СС BY 4.0)
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
реализации компетентностно-ориентированной системы обучения овладение иностранным языком в неязыковом вузе становится наиболее актуальным. В связи с этим успешность самостоятельной деятельности студентов в ситуации удаленного обучения заключается не только в достаточном уровне подготовки, но и в умении пользоваться всеми доступными электронными средствами, а именно учебными, справочными материалами. Преподаватель высшей школы в условиях дистанционного обучения приобретает новые роли, основная из которых — инструктор или «навигатор по бескрайнему информационно-знаниевому пространству» [2, с. 65].
Несомненно, использование электронной информационно-образовательной среды позволяет повысить качество обучения иностранному языку в неязыковом вузе и организовать успешное взаимодействие преподавателей со студентами. Однако, на наш взгляд, данная форма обучения характеризуется наличием некоторых трудностей, связанных с содержанием, организацией и технической поддержкой данной системы. В ходе анализа процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе (Пензенский государственный университет архитектуры и строительства), удалось выявить следующие трудности.
Что касается содержательной стороны анализируемой дисциплины, то в результате проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что ее главный недостаток — это отсутствие таких видов речевой деятельности, как говорение и аудирование. При таких условиях, считаем невозможным сформировать достаточные языковые навыки и компетенции для осуществления профессиональной коммуникации. В связи с этим, вторым негативным фактором дистанционного обучения иностранного языка в данном вузе является ограниченность многообразия тренировочных заданий. Почти все задания, выкладываемые преподавателями иностранного языка в образовательную электронную среду, представляют собой контрольные задания, цель которых — проверить уровень усвоения учебного материала. Таким образом, этап отработки нового лексического и грамматического материала упущен, что негативно отражается на уровне получаемых знаний у тех студентов, которые не способны обучаться самостоятельно. Наконец, дистанционное образование иностранному языку характеризуется отсутствием аудиторной работы, что очень важно для успешного обучения. Как отмечает исследователь Смирнова В. Н., "classroom becomes an exciting place for acquiring communicative skills" — «учебный класс является удивительным местом овладения коммуникативными навыками» [5, с. 154]. В условиях аудитории создается особая языковая среда, способствующая эффективному усвоению учебного материала, когда студенты учатся находить и исправлять ошибки друг у друга и реализовать свои коммуникативные умения в ходе диалогических высказываний. Таким образом, общение в ситуации дистанционного образования сводится к общению только двух объектов образовательного процесса: преподаватель-студент.
Рассматривая организационный аспект дистанционного обучения иностранному языку в данном вузе, нам удалось выявить следующие сложности:
- нарушение временного промежутка выполнения задания (реальные сроки сдачи готовых работ студентами не всегда совпадают со сроками, заданными преподавателем);
- сбои в проведении консультаций с преподавателем в режиме онлайн чата (преподавателю приходится одновременно оказывать консультационную поддержку нескольким студентам, в итоге может возникнуть недопонимание и неверное выполнение предлагаемого преподавателем задания);
- недостаточная эффективность контроля и оценки уровня знаний (в условиях электронной образовательной среды отсутствует личное взаимодействие студента и
Тип лицензии СС: Attribution 4.0 International (СС BY 4.0)
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
преподавателя, что не способствует созданию объективной оценки самообразовательной деятельности студентов).
Анализ технической стороны процесса дистанционного обучения показал наличие трудностей, обусловленных следующими причинами, определяемыми нами, как:
- затрудненный поиск необходимой информации (недостаточное количество гиперссылок затрудняет поиск задания, необходимого учебно-методического материала и другое);
- несовершенство алгоритма технической системы контроля выполняемых студентами работ (отсутствует система поиска и выявления одинаковых по содержанию и форме работ);
- загрузка ограниченного количества файлов определенного формата (невозможно представить студентам видео и аудиоматериала для самостоятельного изучения);
- отсутствие возможности пошаговой проверки работ студентов (в качестве дополнения к оценке преподаватель может оставить свой комментарий только в отношении всей работы в целом)
В заключении авторы данной статьи хотели бы отметить, что процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе в условиях дистанционного образования как объект специального анализа является наиболее актуальным в настоящее время. Несомненно, электронное обучение иностранному языку в вузе представляет собой эффективный способ овладения компетенциями и умениями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности, «обеспечивает доступ всех участников образовательного процесса к совокупности электронных информационных и образовательных ресурсов, а также взаимодействие обучающихся с педагогическим, учебно-вспомогательным и административно-хозяйственным персоналом и между собой» [4]. Однако в ходе реализации данной системы обучения выявляются некоторые трудности, которые рекомендуется устранять, с целью сделать систему электронного обучения иностранному языку наиболее эффективной и самодостаточной.
Список литературы:
1. Жданова Е. В., Харитонова О. В., Хромов С. С. К вопросу о критериях отбора и оценки веб-ресурсов в преподавании иностранных языков и русского языка как иностранного // Статистика и экономика. 2012. №3. С. 8-16.
2. Тихомиров В. П., Тихомирова Н. В. Россия на пути к Smart обществу. М., 2012. 280 с.
3. Назаренко А. Л. Информационно-коммуникационные технологии в "IPRbooks" лингводидактике. М., 2013: 271 c.
4. Положение об электронной информационно-образовательной среде университета (ЭИОС) http://www.pguas.ru/svedenu/document/Polog_eios.pdf
5. Smirnova V. N., Zemskov A. A., Lovkov A. A. Adapting of individualization technique in foreign language teaching // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №3-1(42). С. 152-154.
References:
1. Zhdanova, E. V., Kharitonova, O. V., & Khromov, S. S. (2012). On the Criteria for the Selection and Evaluation of WEB-resources for Teaching Foreign Languages and Russian Language to Foreign students. Statistics and Economics, (3). 8-16. (in Russian).
2. Tikhomirov, V. P., & Tikhomirova, N. V. (2012). Rossiya na puti k Smart obshchestvu. Moscow. (in Russian).
Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
3. Nazarenko, A. L. (2013). Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v "IPRbooks" lingvodidaktike. Moscow. (in Russian).
4. Polozhenie ob elektronnoi informatsionno-obrazovatel'noi srede universiteta (EIOS) http://www.pguas.ru/svedenu/document/Polog_eios.pdf
5. Smirnova, V. N., Zemskov, A. A., & Lovkov, A. A. (2020). Adapting of individualization technique in foreign language teaching. International Journal of Humanities and Natural Sciences, (3-1(42)). 152-154.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 11.06.2020 г. 15.06.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Козина Т. А., Козин Г. И., Юрченков В. Э. К вопросу о трудностях дистанционного обучения иностранному языку в вузе // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №7. С. 327330. https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/40
Cite as (APA):
Kozina, T., Kozin, G., & Urchenkov, V. (2020). On the Difficulties of Teaching Foreign Language at High School During Distant Education. Bulletin of Science and Practice, 6(7), 327330. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/40
Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)