Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
УДК 378:621.72. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/53
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ «ТЕХНОЛОГИИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ» В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
©Турганбаева Б., Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан, turganbaeva.b@inbox.ru
©Сагымбаева Г., Киргизский государственный университет им. И. Арабаева,
г. Бишкек, Кыргызстан, guka8877@mail.ru ©Жороев А. Н., Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан, arziksculp@mail.ru
ON THE METHOD OF TEACHING TECHNOLOGY OF SEWING GOODS IN ORGANIZATIONS OF SECONDARY-VOCATIONAL EDUCATION
©Turganbaev B., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan, turganbaeva.b@inbox.ru ©Sagymbaeva G., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan, guka8877@mail.ru
©Zhoroev A., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan, arziksculp@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются педагогические методы преподавания дисциплины «Технология швейных изделий» для специальностей «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», а также связь и проблемы методики преподавания урока «Технология» со школьной скамьи. Использованы данные из практического опыта и сделан анализ публикаций. В заключении сделан вывод о необходимости определения специфики творчества студентов и их возрастных особенностях.
Abstract. Discusses the pedagogical methods of teaching the discipline Technology of sewing products for the specialties 'Design, modelling and technology of sewing products', as well as the connection and problems of the teaching methodology of the lesson Technology from the school bench. The data from practical experience are used and the analysis of publications is made. In conclusion, it was concluded that it is necessary to determine the specifics of student's creativity and their age-specific features.
Ключевые слова: технология швейных изделий, педагог, технология, метод.
Keywords: technology of sewing goods, teacher, technology, method.
Современные системы образования достаточно быстро реагируют на преобразования и совершенствования нашего общества. Войдя в третье тысячелетие, наше общество, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не определены. На смену трудовому обучению с 1994 г. пришла новая образовательная область «Технология».
Слово «Технология» — происходит от греческого слова techno «искусство, мастерство, умение». Технология определяется как наука о преобразованиях и использованиях материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. В средней школе «Технология» — изучение разных методов обработки, преобразования сырья и материалов в процессе производства и изготовленной из них продукции. Предмет «Технология» позволяет освоить основные понятия, сущность технологических процессов, последовательность их
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
выполнения, приобретение компетенций практической деятельности по изготовлению красивых, интересных и полезных изделий.
И, как известно все компетенций составляют нашу повседневную жизнь, а для многих людей они являются и основной профессией.
Технология — это наука, которая включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В средней школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, черчении, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека [1].
Изучение интегративной образовательной области «Технология», включает базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривает творческое развитие обучающихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания, компетенций, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
Выпускники организации среднего профессионального образования должны быть готовы и способны нести личную ответственность за собственное благополучие, проявлять инициативу, творчество, предприимчивость, ответственность. Значительные возможности для этого имеет курс дисциплины «Технология швейных изделий», который преподается в Гуманитарном колледже КГУ им. И. Арабаева, в тематическом плане которого есть разделы, заключающие этапы изготовления швейных изделий пошагово.
Методика преподавания дисциплины «Технология швейных изделий» в среднепрофессиональном образовании, основанного на традиционной народной культуре, сравнительно молодой раздел методики преподавания образовательной области «Технология». Но уже сегодня можно утверждать, что наряду с общеизвестными педагогическими принципами она основывается на следующих принципах: -опора на изучаемое ремесло и его каноны; -связь с теоретическими положениями эстетики; -формирование понятийного аппарата; -целенаправленное развитие интересов; -рациональный выбор учебных изделий.
Каждая из тем курса «Технология швейных изделий» даст безграничные возможности развивать творческий потенциал студента, формировать его вкус, воспитывать чувство прекрасного.
Творчество определяется как деятельность, которая создает нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью, оригинальностью.
Творчество студентов в организациях среднепрофессиональнго образования специальностей «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», проявляемое в трудовой деятельности, имеет свою специфику и направления. Оно
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
существенно отличается от творчества взрослых. В творческой деятельности студентов, главной продолжает оставаться педагогическая проблема — преодоление у студентов формального отношения к выполняемой работе, формирование у них установки на перевод выполняемого задания на творческий уровень. Иначе говоря, речь идет, прежде всего, о воспитании у студентов определенной готовности к самостоятельной творческой деятельности. Такой подход необходим в любом виде деятельности.
В работе педагога со студентами, приходится учитывать ряд условий: их деятельность ограничена рамками более простых видов труда, а трудовые компетенции приобретаются только в мастерских. В то же время студентам более свойственны значительный взлет стремления к творческому поиску, креативному мышлению, жажда открывать новое. Учащиеся уже овладели определенной системой знаний, некоторыми компетенциям трудовой деятельности. Они стремятся активно использовать свои знания, умения и навыки, испытывают потребность утвердить себя в глазах окружающих.
Следует отметить, что творческие проявления у студентов являются неосознанными, вызванными не целенаправленным стремлением к совершенствованию трудовой деятельности и окружающих условий, а эпизодическими обстоятельствами, важнейшими из которых являются соревнования, конкурсы, подготовка изделий к показам и выставкам.
Работа педагога по формированию творческих начал личности студента начинается с включения его в общественно ценную трудовую деятельность, с пробуждения у него интереса к этой деятельности и создания внутреннего настроя на выдумку, наилучшее выполнение дела. В школьном возрасте мотив любознательности, непосредственного интереса к новизне все более обогащается осознанным желанием попробовать свои силы и возможности сделать что-то нужное, особенное для других. Социально направленный мотив творческой деятельности начинает выступать в единстве с мотивом познавательного характера. Эта характеристика мотива отражает этап интенсивного овладения социальным опытом, когда творчество выступает как средство активного его усвоения. В творчестве студент видит способ служения людям, обществу и тем самым способ самоутверждения. Это выступает для него не только далекой, но и близкой перспективой. В результате этого может возникнуть переоценка своих возможностей, построение неосуществимых планов, проектов, поэтому педагогу важно показать реальные пути подготовки к «великим открытиям», вооружить студента соответствующими подходами, знаниями, компетенциями.
При организации трудовой деятельности студентов в этих целях педагог делает акцент на создание общей установки студентов на творчество: введение соответствующих форм работы, выдвижение творческих задач. Наряду с индивидуальными заданиями широко применяются групповые и коллективные формы деятельности, благодаря которым студенты учатся решать трудовые проблемы сообща, сотрудничать в труде.
Организация коллективного творчества и совместного решения одной и той же проблемы с последующим обсуждением ее решений при правильном руководстве позволяет сократить время на усвоение опыта творческого поиска, а во многих случаях и определенного объема информации.
Методика преподавания курса «Технология швейных изделий» в среднепрофессиональном образовании должна учитывать следующие преимущества данного вида трудовой деятельности:
-объекты труда не требуют значительных материально-технических затрат; -задания, как правило, носят прикладной, утилитарный характер и могут выполняться студентами для собственных или домашних нужд, что стимулирует интерес к работе;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
-на этих работах, как нигде, может быть проявлена дифференциация, так как посильность работ может варьироваться в самых широких пределах;
-студенты вправе по собственному усмотрению выбирать изделия, их композицию, цветовую гамму и т. п., что способствует развитию самостоятельности и творческого начала;
-любая тема раздела может быть выбрана в качестве творческого проекта;
-приобретение практических навыков органично соединено с расширением представлений у студентов об истории края, традициях, обрядах, национальных костюмах и т. п. [2].
Важно начинать занятия по швейным изделиям с показа больших, ярких, красочных, производящих ошеломляющее впечатление на студентов работ, выполненных либо самим учителем, либо талантливыми предшественниками нынешних учеников. Убеждение в том, что каждый из них сможет стать автором таких же великолепных изделий, является важным побудительным мотивом [3].
Полезно на занятиях по технологии швейных изделий рассказывать об истории данного вида искусства, о его распространении у различных народов. Это всегда интересно, а интерес на уроке — залог успешной работы студентов.
Завершается изучения курса «Технология швейных изделий» в колледже выставкой и показами, стимулирующие высокие результаты итогов обучения студентов различным видам швейных изделий.
Методика преподавания курса «Технология швейных изделий» в колледже неизбежно совершенствуется. В нее входят конкретные методы и приемы, интересные пособия. И, конечно, обязательно у каждого педагога формируются и свои собственные оригинальные методы и конкретные приемы, отвечающие специфике содержания раздела и непосредственно практической работе в швейных мастерских [4-5].
Меняется мода, создаются новые ткани, швейное оборудование и поэтому технология изготовления одежды также претерпевает изменения, становится более современной. За начальную основу берутся приемы быстрого шитья, тем самым ускоряется процесс пошива швейных изделий. Учащиеся осваивают приемы быстрого шитья и таким образом ускоряется процесс изготовления различных изделий. Технология изготовления одежды подобрана с учетом возрастных особенностей учащихся, а преемственность и последовательность изложения материала, от года к году позволяют разнообразить перечень изделий от простых до достаточно сложных, включая даже оригинальные комплекты одежды.
Каждый педагог — предметник профориентацией вплотную не занимается, но реально они вносят большой вклад не только в профессиональное, но и в личностное самоопределение учащихся [6]. Надо ли говорить, что ремесло это — одно из древнейших и необходимейших, что оно, как и всякое рукоделие, во все времена славилось мастерами, настоящими художниками своего дела. В современное время производство одежды — мощная отрасль индустрии, призванная служить и бытовым потребностям и художественным запросам человека [7].
История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, что в искусстве одевать людей художником должен быть каждый, от прославленных модельеров до рядовых исполнителей. Без понимания художественной задачи нельзя достигнуть успеха, даже превосходно владея такими специальными знаниями, как конструирование и технология. И если неудачи «домашней портнихи» будут стоить куска испорченного ситца, а заодно и
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
настроения, то при серийном производстве они оборачиваются крупным экономическим ущербом.
Воспитывать в себе художника, «научиться видеть» — возможно ли это? Может быть одним это дано природой, а другим — нет? На этот вопрос можно с уверенностью ответить, как показывает наш опыт работы — научиться этому можно. Каким образом? Во-первых — искренне хотеть; во-вторых — накапливать знания и «узкоспециальные» и совсем, казалось бы, далекие от кройки и шитья — ведь эрудиция и кругозор ни одной специальности не мешают; в-третьих, ко всем старым и новым знаниям подходить творчески — сравнивать, отбирать, соединять; в-четвертых (и в главных), работать много и постоянно, не падая духом при неудачах — не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Хотелось бы, чтобы студенты обратили свои взоры к такой отрасли, как сфера обслуживания, а именно привить любовь к швейному делу. Особенность работы в этой сфере — внимание к людям, забота о них. А так как приходится работать с живыми людьми, необходимы их запросы, предпочтения, переживания примеривать на себя.
Итак, методика преподавания технологии швейных изделий должна учитывать специфику творчества студентов, которое существенно отличается от творчества взрослых. Кроме того, при организации трудовой творческой деятельности студентов необходимо учитывать специфику данного возраста.
Список литературы:
1. Васильева Г. Н. Уроки занимательного труда. М.: Педагогика, 1987.
2. Заречная Л. П. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда. М.: Просвещение, 1980.
3. Мельникова Л. В. Методика трудового обучения: обслуживающий труд. М.: Просвещение, 1985.
4. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. М.: Академия,
2002.
5. Родионова Н. Н., Перфильева Л. А. Использование интерактивных технологий и информатизации в процессе подготовки квалифицированных рабочих швейного профиля // Экономика. Менеджмент. Инновации. 2019. №1. С. 61-66.
6. Кормакова В. Н., Щеглова Т. М. Технологии формирования профессиональной компетентности будущих специалистов дизайна одежды // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 19. №20 (163).
7. Баженов В. И. Материалы для швейных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.
References:
1. Vasilieva, G. N. (1987). Uroki zanimatel'nogo truda. Moscow, Pedagogika. (in Russian).
2. Zarechnaya, L. P. (1980). Vospitanie uchashchikhsya na urokakh obsluzhivayushchego truda. Moscow, Prosveshchenie. (in Russian).
3. Melnikova, L. V. (1985). Metodika trudovogo obucheniya: obsluzhivayushchii trud. Moscow, Prosveshchenie. (in Russian).
4. Kruglikov, G. I. (2002). Metodika prepodavaniya tekhnologii s praktikumom. Moscow, Akademiya. (in Russian).
5. Rodionova, N. N., & Perfileva, L. A. (2019). Ispol'zovanie interaktivnykh tekhnologii i informatizatsii v protsesse podgotovki kvalifitsirovannykh rabochikh shveinogo profilya [Use of
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
interactive technologies and informatization in the process of preparation of qualified workers of the sewing profile]. Ekonomika. Menedzhment. Innovatsii, (1), 61-66. (in Russian).
6. Kormakova, V. N., & Shcheglova, T. M. (2013). Tekhnologii formirovaniya professional'noi kompetentnosti budushchikh spetsialistov dizaina odezhdy. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 19(20).
7. Bazhenov, V. I. (1982). Materialy dlya shveinykh izdelii. Moscow, Legkaya b pishchevaya promyshlennost'. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 04.11.2019 г. 09.11.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Турганбаева Б., Сагымбаева Г., Жороев А. Н. Проблемы методики преподавания «Технологии швейных изделий» в организациях среднепрофессионального образования // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №12. С. 431-436. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/53
Cite as (APA):
Turganbaev, B., Sagymbaeva, G., & Zhoroev, A. (2019). On the Method of Teaching Technology of Sewing Goods in Organizations of Secondary-vocational Education. Bulletin of Science and Practice, 5(12), 431-436. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/53 (in Russian).