Научная статья на тему 'Коммуникативная способность педагога как профессионально значимый феномен'

Коммуникативная способность педагога как профессионально значимый феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9825
508
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ПЕДАГОГ / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION SKILLS / TEACHER / STUDENT / TEACHING ACTIVITIES / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бектуров Туйгун Муктарович, Назарматова Гульжан Абдыкеримовна, Иманкулова Саадат Эсенбаевна

Рассматривается роль коммуникативной способности педагога в педагогической деятельности. Установлено, что развитие коммуникативной способности влияет не только на успешность молодого педагога в общении, но и на успешность реализации целей и задач преподавания. Показана эффективность формирования коммуникативной способности молодых педагогов в условиях современной профессиональной подготовки, которая во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении; отношения к человеку как субъекту общения; знания психологии общения. В заключении делается вывод, что коммуникативная способность является основой педагогической деятельности и определяет его успешность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бектуров Туйгун Муктарович, Назарматова Гульжан Абдыкеримовна, Иманкулова Саадат Эсенбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative Ability of a Teacher as a Professionally Significant Phenomenon

Role of the communicative ability of the teacher in pedagogical activity is considered. It is established that the development of communicative ability affects not only the success of a young teacher in communication but also the success of the implementation of the goals and objectives of teaching. The effectiveness of the formation of the communicative ability of young teachers in the conditions of modern professional training, which largely depends on knowledge of norms, values and attitudes implemented in communication, is shown; attitude to a person as a subject of communication; knowledge of the psychology of communication. In conclusion, it is concluded that communicative ability is the basis of pedagogical activity and determines its success.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная способность педагога как профессионально значимый феномен»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

УДК 377.031 https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/54

КОММУНИКАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ФЕНОМЕН

©Бектуров Т. М., канд. пед. наук, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан, tuigun_bm@bk.ru

©Назарматова Г. А., Бишкекский государственный университет им. К. Карасаева,

г. Бишкек, Кыргызстан ©Иманкулова С. Э., канд. пед. наук, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан

COMMUNICATIVE ABILITY OF A TEACHER AS A PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PHENOMENON

©Bekturov T., Ph.D., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan, tuigun_bm@mail.ru ©Nazarmatova G., Karasaev Bishkek State University, Bishkek, Kyrgyzstan ©Imankulova S., Ph.D., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan

Аннотация. Рассматривается роль коммуникативной способности педагога в педагогической деятельности. Установлено, что развитие коммуникативной способности влияет не только на успешность молодого педагога в общении, но и на успешность реализации целей и задач преподавания. Показана эффективность формирования коммуникативной способности молодых педагогов в условиях современной профессиональной подготовки, которая во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении; отношения к человеку как субъекту общения; знания психологии общения. В заключении делается вывод, что коммуникативная способность является основой педагогической деятельности и определяет его успешность.

Abstract. Role of the communicative ability of the teacher in pedagogical activity is considered. It is established that the development of communicative ability affects not only the success of a young teacher in communication but also the success of the implementation of the goals and objectives of teaching. The effectiveness of the formation of the communicative ability of young teachers in the conditions of modern professional training, which largely depends on knowledge of norms, values and attitudes implemented in communication, is shown; attitude to a person as a subject of communication; knowledge of the psychology of communication. In conclusion, it is concluded that communicative ability is the basis of pedagogical activity and determines its success.

Ключевые слова: коммуникативная способность, педагог, студент, педагогическая деятельность, общение.

Keywords: communication skills, teacher, student, teaching activities, communication.

Профессия педагог — одна из весьма сложных профессий. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения, идеи o том, как должно совершаться воспитание, зачастую не дает конкретных ответов на вопросы повседневной практики. Поэтому будущему учителю нужно учиться самостоятельно находить решения в различных педагогических ситуациях, формировать профессиональную компетентность [1, с. 23].

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

Характер коммуникативной направленности педагога в известной мере определяет его профессиональную состоятельность и компетентность, общий стиль и уровень, на котором осуществляется педагогическое общение, результаты общения, понимаемые как степень достижения поставленных целей.

Многочисленные исследователи проблем профессионального педагогического труда отдают приоритет его коммуникативному компоненту, а эффективность педагогического общения в взаимоотношении связывают с определенными свойствами, мотивами, позициями, направленностью личности педагога.

В учебно-исследовательском процессе педагог передает студентам имеющиеся у него знания, организует учебно-исследовательскую деятельность студентов. Эта формализованная, унифицированная часть профессионального труда осуществляется на фоне и в пространстве эмоционально-ценностных переживаний и отношений педагога. Именно они продуцируют у студентов соответствующее отношение к фактам действительности, отношение к миру, к другим людям, к себе, формируют системы ценностей и личностные смыслы студентов, делают (или не делают) процесс познания личностно значимым [2].

Большинство педагогов предпочитают авторитарный стиль общения, который в наиболее негативных формах может проявиться в склонности к навязыванию своих мыслей и воли другим, в агрессивности, принципиальной неспособности к диалогу. И наоборот, социально-коммуникативная способность педагога позволяет оптимально реализовать возможности и способности, помогает пережить радость от контактов, уверенность в собственных силах [3].

Поэтому, проблема интенсификации развития коммуникативной способности молодых педагогов как гармонического соединения теоретических и практических знаний в области коммуникации в контексте профессиональной подготовки является актуальной для высшей школы.

Коммуникативный аспект занимает в деятельности педагога значительное место, но коммуникативная способность - это не только и не сколько успешность молодого педагога в общении, сколько успешность реализации целей и задач преподавания [4, с. 16].

Проблема заключается в том, что многие молодые педагоги вузов хорошо владеют методикой преподавания, но они слабы в сфере установления и поддержания отношений со студентами и другими участниками педагогического взаимодействия. Причин тому много, главная состоит в том, что в педагогическом учебном заведении учат методике преподавания, и мало внимания уделяется психологии общения, развитию коммуникативных способностей молодых педагогов [5].

Следующим не менее важным аспектом деятельности преподавателя является вопрос о педагогических способностях и личных качествах. Педагогические способности определяют как свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности. От природы человеку даются задатки — его личностные, характерологические, психофизиологические и другие индивидуальные особенности, которые при наличии соответствующих условий могут развиться в способности к той или иной деятельности. Черты характера, такие, как тактичность, требовательность, справедливость, понимание другого человека, многосторонность интересов, целеустремленность, отзывчивость, наблюдательность, можно отнести к предпосылкам, которые являются условиями для развития педагогических способностей.

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

Коммуникативная способность педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и навыками.

К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

-умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении; -умения управлять своими эмоциями; -наблюдательность и переключаемость внимания;

-социальная перцепция, т. е. понимание психологического состояния студента по внешним признакам;

-умение «подавать себя» в общении со студентами;

-речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. [6].

В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы: -умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения; -умения правильно планировать свою речь, т. е. содержание акта общения; -умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т. д.);

-умения обеспечивать обратную связь.

Высокий уровень развития коммуникативной способности педагога предполагает наличие у него:

1. Экспрессивных умений и способностей: -выразительность речи; -выразительность жестов; -выразительность мимики; -выразительность внешнего облика.

2. Персептивных умений и способностей: -умение понять студента;

-умение установить контакт со студентом;

-умение и способность составить адекватный образ студента и т. д. [6].

Существуют различные стили общения, применение которых существенно повышает коммуникативную компетентность педагога.

В профессиональном речевом общении используются, как правило, следующие стили коммуникативного взаимодействия: официально-деловой, научный, публицистический, бытовой (разговорный).

Педагог, как специалист системы «человек-человек», должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, развивающих важные психологические качества, являющиеся составляющими компетентности педагога.

Выделение качественной характеристики профессионального педагогического общения позволяет рассматривать профессиональную культуру общения преподавателя как социально значимый показатель его способностей, умений осуществлять свои взаимоотношения с другими людьми, способность и умение воспринимать, понимать, усваивать, передавать

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

содержание мыслей, чувств, стремлений в процессе решения поставленных педагогической деятельностью конкретных задач обучения и воспитания.

Говоря о речевом поведении, нельзя не коснуться такого понятия, как учебная речь. Цель учебной речи - передать знания, выработать навыки и умения. Деловая речь решает производственные вопросы, разговорно-бытовая речь организует нашу повседневную жизнь, научная речь дает принципиально новые сведения для узкого круга специалистов, совещательная ораторская речь склоняет к определенному решению — передача знания не является здесь основным фактором.

В учебной речи происходит не только передача знаний, но и их проверка. Таким образом, учебный материал продумывается и проговаривается в повторении много раз. Оптимальное ведение учебной речи предполагает решение многих вопросов, в частности: 1. Каким быть преподавателю. 2. Каким быть студенту. 3. Какова подготовка к занятиям. 4. Каково содержание обучения. 5. Какова эмоциональная сторона занятий. 6. Каковы ведение и построение речи преподавателя.

Преподаватель должен заботиться о том, чтобы найти и воплотить наиболее целесообразный и уместный образ оратора (говорящего), то есть, основываясь на определенных внешних и внутренних качествах своей личности, представить себя, как писали древние, «человеком определенного склада». Иными словами, каждый преподаватель должен сформировать свой стиль, как необходимый компонент педагогического мастерства любого преподавателя. Именно стиль преподавания позволяет вызвать у обучающихся неравнодушное отношение к преподавателю как партнеру педагогического общения и через преподавателя соотносится с собственно учебным предметом, который ярче закрепляется в сознании обучающихся.

Проблема формирования коммуникативной способности молодого преподавателя является важной частью широкой и сложной проблемы формирования его профессионально значимых качеств. Особенность коммуникативной способности личности преподавателя составляет его теоретическая подготовка в области межличностного познания, межличностных отношений; законов логики и аргументации; профессионального, в том числе речевого этикета; коммуникативных технологий. Коммуникативная способность преподавателя понимается как совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии, культуры вербального и невербального взаимодействия.

Коммуникативные способности в педагогической деятельности должны быть направлены на установление взаимопонимания и благоприятной атмосферы совместной деятельности. Слабое развитие коммуникативных способностей или их отсутствие приводит человека, занимающегося педагогической деятельностью, к тяжелым ошибкам, к конфликтам, которые трудно преодолеть, к профессиональным поражениям и несостоятельности.

Как правило, педагог, обладающий коммуникативной способностью, - признанные лидеры коллектива, имеющие способность организовывать и умеющие разрешать конфликтные ситуации.

Список литературы:

1. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. №10. С. 51-55.

2. Поливанова К. Н., Рубцов В. В., Марголис А. А. Первый научно-экспертный семинар «Новое детство» // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. №2.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49

3. Лузянина Л. Л. Ценностное отношение к обучаемому как компонент коммуникативной культуры учителя // Вестник Омского университета. 1999. №4. С. 116-118.

4. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. №10. С. 51-55.

5. Чанышева Г. Г. Формирование и развитие коммуникативных способностей будущих юристов: дисс. ... д-ра пед. наук. Казань, 2005. 522 с.

6. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 245 с.

References:

1. Vvedenskii, V. N. (2003). Modelirovanie professional'noi kompetentnosti pedagoga. Pedagogika, (10), 51-55. (in Russian).

2. Polivanova, K. N., Rubtsov, V. V., & Margolis, A. A. (2019). Pervyi nauchno-ekspertnyi seminar "Novoe detstvo". Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 24(2). (in Russian).

3. Luzyanina, L. L. (1999). Tsennostnoe otnoshenie k obuchaemomu kak komponent kommunikativnoi kul'tury uchitelya. Vestnik Omskogo universiteta, 4, 116-118. (in Russian).

4. Vvedenskii, V. N. (2003). Modelirovanie professional'noi kompetentnosti pedagoga. Pedagogika, (10), 51-55. (in Russian).

5. Chanysheva, G. G. (2005) Formirovanie i razvitie kommunikativnykh sposobnostei budushchikh yuristov: Dr. diss. Kazan. (in Russian).

6. Kan-Kalik, V. A. (1987). Uchitelyu o pedagogicheskom obshchenii: kn. dlya uchitelya. Moscow, Prosveshcheniye, 235. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 14.11.2019 г. 19.11.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Бектуров Т. М., Назарматова Г. А., Иманкулова С. Э. Коммуникативная способность педагога как профессионально значимый феномен // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №12. С. 437-441. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/54

Cite as (APA):

Bekturov, T., Nazarmatova, G., & Imankulova, S. (2019). Communicative Ability of a Teacher as a Professionally Significant Phenomenon. Bulletin of Science and Practice, 5(12), 437441. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/54 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.