Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
УДК 37.013 https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/42
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
©Нуркулова Э. Р., канд. пед. наук, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева,
г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected] ©Нуркулова М. Р., канд. пед. наук, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан
FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF STUDENTS AS AN INTEGRAL COMPONENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY
©Nurkulova E., Ph.D., Bishkek Humanities University, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected] ©Nurkulova M., Ph.D., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan
Аннотация. В современном развивающемся обществе знаний все больше расширяется роль и значение информации. Информация становится ключевым фактором развития человеческой цивилизации. В этих условиях важное место в структуре личности принадлежит ее информационной культуре, предполагающей владение источниками информации, способностью к ее поиску и активному использованию в жизненных процессах. В овладении молодежью информационной культуры важная роль принадлежит вузам и вузовским библиотекам. В статье показаны актуальность рассматриваемой проблемы, значение этих факторов становлении информационной культуры молодых поколений в период получения высшего образования, когда идет формирование всей культуры личности в целом. Раскрывается содержание понятия информационной культуры, кратко характеризуется современное состояние формирования информационной культуры в вузах Кыргызстана, определяется роль вузовских библиотек в воспитании информационной культуры студентов.
Abstract. In the modern developing knowledge society, the role and importance of information is expanding more and more, information is becoming a key factor in the development of human civilization. Under these conditions, an important place in the structure of the personality belongs to its information culture, which involves the possession of information sources, the ability to search for it and its active use in life processes. An important role in the mastery of information culture by young people belongs to universities and university libraries. The article shows the relevance of the problem, the importance of these factors in the formation of the information culture of young generations during the period of higher education, when the formation of the entire culture of the personality as a whole is in progress. The content of the concept of information culture is revealed, the current state of the formation of information culture in universities of Kyrgyzstan is briefly characterized, the role of university libraries in the education of students' information culture is determined.
Ключевые слова: общество знаний, информационное общество, информация, образование, культура, информационная культура, вузы в процессе воспитания информационной культуры, библиотеки вузов и информационная культура студента.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
Keywords: knowledge society, information society, information, education, culture, information culture, universities in the process of education of information culture, university libraries and student information culture.
Современный этап мирового общественного развития характеризуется глобальным переходом к информационному обществу, в котором все большую роль играет информация, ее приобретение, хранение, обработка, передача и использование. Характерными чертами информационного общества является то, что постоянно увеличивается объем информации, две трети работников связаны с информационной деятельностью, а остальные заняты в производстве, зависящем от информации. Информация становится ключом к современной экономической деятельности, имеющей сегодня такое же значение, как ранее имели капитал, земля и рабочая сила. Компьютеры, мобильные телефоны, другие цифровые устройства, интернет, социальные сети коренным образом изменили мир.
Почти треть мирового населения имеет доступ в Интернет, более половины населения Земли пользуется мобильными телефонами. Эти технические средства стали важной составляющей жизни большинства жителей планеты. Все это говорит об актуальности и значимости проблемы, поднятой в данной статье.
Цель статьи — рассмотреть основные аспекты актуальности поставленной проблемы, раскрыть содержание понятия «информационная культура», дать характеристику современного состояния проблемы формирования информационной культуры в вузах Кыргызстана, определить роль вузовских библиотек в воспитании информационной культуры студентов.
Высшее образование все больше испытывает мощное воздействие глобализации, сильное влияние информационных технологий. Высшая школа Кыргызстана вступила на путь модернизации образовательной системы, готовящей молодежь к жизни в информационном обществе [1].
Кандидат педагогических наук Г. Н. Юсупова отмечает: «Новые социально-экономические условия ХХ1 века, интенсивное развитие науки, сокращение «продолжительности жизни» научных теорий требуют развития у студента потребности в постоянном совершенствовании и обновлении полученных в вузе знаний, которое возможно при наличии соответствующего уровня информационной культуры» [2, с. 3].
Процесс обучения в вузе требует от студента умения написания самостоятельных письменных работ (рефератов, курсовых, дипломных), определенных навыков в поиске литературы и ее отборе, подготовку к практическим занятиям.
Однако лишь немногие выпускники школ имеют такие навыки после получения аттестата зрелости. Большинство школьников с трудом ориентируются в современном документальном потоке, их информационные знания являются разрозненными и хаотичными, что препятствует эффективному решению информационных задач. Большинство школьников не видят связи между знанием источников информации и способами их разыскания в мире информации.
Недостаточность развития информационной культуры является , как для развития Кыргызстана, так и ее молодых граждан. Низкая информационная культура снижает творческие способности человека, ограничивает его социальную активность и профессиональную мобильность, переориентирует молодых людей с необходимости получения информации в учебных целях, в целях развития творческих способностей на развлекательно-игровую деятельность в Интернете.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
Сегодня главной движущей силой развития общества становится человек, обладающий знаниями, навыками и умением использовать все преимущества информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время, в условиях активного развития мировых информационно-коммуникационных технологий, как никогда, актуальной является принятая в Кыргызстане общенациональная программа цифровой трансформации «Таза Коом», которая является ключевым компонентом Стратегии устойчивого развития Кыргызстана до 2040 года.
Программа «Таза Коом» преследует цель построения открытого и прозрачного государства, которое служит гражданам, создает благоприятные условия для бизнеса, основываясь на человеческом капитале и новых информационных технологиях и инновациях.
В связи с этим среди основных требований, предъявляемых к специалисту ХХ1 века, важное место занимает информационная культура.
Таким образом, формирование информационной культуры личности является комплексной, многоаспектной проблемой, требующей для своего решения усилий всех ступеней непрерывного образовательного процесса.
Информационная культура — понятие сложное и многозначное, которое представляет собой совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, навыков, помогающих в самостоятельной деятельности по получению информационных данных на основе информационных технологий.
Специалисты включают в это понятие такие составляющие, как коммуникационная культура; культура чтения, письма и оформления документации; культура научной и интеллектуальной деятельности; владение информационными технологиями.
В педагогическом словаре дается следующее определение: «Культура личности информационная - свод правил поведения человека в информационном обществе» [3, с. 352].
В энциклопедии по культурологии сказано, что «информационная культура — совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе; понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информацией» [4, с. 269].
Согласно определению Г. Юсуповой, информационная культура - это «совокупность знаний, умений и навыков поиска информации, что включается в самостоятельную учебно-познавательную деятельность студента, направленную на удовлетворение информационных потребностей, которая способствует качественной подготовке будущих специалистов» [2, с. 3].
Информационная культура — это совокупность конкретных знаний и умений человека по работе с информацией, а также формирование информационного мировоззрения. Информационная культура — это важная часть общей культуры человечества. Как нельзя отделить эстетическую культуру от культуры духовной, так и информационную культуру нужно считать одной из граней общей культуры человека.
Только информационная культура поможет человеку не превратиться в человеко-машину, а использовать информацию для создания дополнительных возможностей развития человека как личности. Информационная культура способствует защите личности от деструктивной информации, гармонизации внутреннего мира личности и дает возможность быть в гармонии с окружающей информационной средой, помогает жить в формирующемся информационном обществе.
Именно владение информационной культурой позволяет личности противостоять разрушительным тенденциям информации и препятствует дисгармонии человека с
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
окружающим его миром. Информационная культура выступает средством социальной защиты личности, способной к самостоятельному накапливанию знаний, регулированию собственного поведения, а также средством защиты общества от непродуманных действий человека. Она препятствует производству, распространению и использованию деструктивной информации, дезинформации, способствует соблюдению законов, связанны с информацией, укреплению информационной безопасности.
Поэтому перед вузами встает важная проблема — научить вчерашних школьников работе с информацией в современном информационном пространстве для полноценного освоения учебной программы. Основы информационной культуры личности, заложенные в общеобразовательной школе, должны получить дальнейшее развитие, углубление и расширение в вузах.
В различных вузах на базе Информационно-ресурсных центров эта проблема решается по-разному. В ряде вузов в курсах лекций по дисциплинам «Введение в специальность», «Научная организация труда», «Самостоятельная работа студентов» выделены часы для обучения навыкам работы с информацией, то есть основам информационной культуры.
И только в 2 вузах из 10 обследованных, ведется обязательная дисциплина с формой контроля знаний студентов (зачет): в КГМА им. И. К. Ахунбаева (дисциплина «Библиография» 9 часов) и КГУ им. И. Арабаева «Основы информационной культуры» (34 часа).
Целью занятий является создание условий для адаптации студентов в современном информационном пространстве, обучение умению использовать справочно-библиографические ресурсы информационных центров, искать информацию по конкретной теме, связанной со своей специальностью, оформлению ссылок и списка литературы в научно-учебной работе.
В начале ХХ1 века полноценный поиск информации невозможен без использования ресурсов Интернета. Студентам дается объем знаний по использованию Интернета в поисковой информационной деятельности.
Курс «Основы информационной культуры в КГУ им. И. Арабаева представляет собой взаимосвязанный комплекс знаний и необходимых практических навыков по выявлению, отбору и использованию информации в сфере гуманитарных наук. Рассчитанный на освоение в течение 34 часов курс направлен на ориентирование учащихся в современном информационном пространстве при поиске и отборе информации, необходимой ему в учебной и научной деятельности.
Знания, полученные студентами в ходе освоения теоретической части курса «Основы информационной культуры», дополняются на практических занятиях.
Уровень информационной культуры студента определяется как осознание своих потребностей, знание общедоступных источников информации, умение пользоваться этими источниками, искать и находить их. Успешное освоение материала выражается в овладении студентом умениями и навыками ориентирования в современном информационном пространстве, использовании справочно-библиографических ресурсов информационных центров, нахождении информации по конкретной теме, связанной со своей специальностью, а также в умении оформлять правильно список литературы в научно-учебной работе.
Структура курса «Основы информационной культуры» в КГУ им. И. Арабаева, состоящего из лекционных и семинарских занятий, включает несколько разделов. В водной части курса характеризуется его предмет, цель, задачи и содержание, а также литература к нему. Следующие разделы посвящены характеристике феномена информации, основных видов ее носителей в современном обществе, методов поиска документов.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
Теоретический раздел курса сводится к постановке и решению трех ключевых задач: что именно нужно искать? Где искать? Как искать? В соответствии с этим выделяется три проблемных блока, в которых освещаются современные носители информации, методы поиска в современном информационном пространстве.
Проверка освоения курса «Основы информационной культуры» проводится в форме зачета. Как показывает опыт, знания, умения и навыки, полученные после освоения курса «Основы информационной культуры», находят применение в последующей учебной и научной деятельности студентов.
Как известно, традиционно вузовские библиотеки всегда считали своей задачей развитие культуры чтения студентов (навыки работы с книгой, обучение библиотечно-библиографической грамотности, умение пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, библиотечным фондом, знание услуг, оказываемых библиотекой).
Сегодня к этим задачам прибавилась задача привития студенческой молодежи информационной грамотности: знания новых технологий, информационной системы, электронных каталогов и баз данных, интернет-технологий. Все это вместе дает воспитание основы информационной культуры личности.
Вузовские библиотеки также сегодня испытывают сильное влияние глобализации образования, информационных технологий, что определяет создание электронных каталогов, формирование фонда не только в традиционном, но и в электронном формате.
Новая парадигма образования включает в себя многоуровневую систему обучения, непрерывность, открытость, мобильность, дистанционное, модульное обучение, интернационализацию обучения и учебных программ.
Распространение непрерывного и дистанционного образования обусловливает необходимость информатизации образовательной системы. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная и самостоятельная работа студента.
Все это заставляет вузовские библиотеки пересмотреть традиционный подход к организации удовлетворения читательских потребностей студенческой молодежи, изменяет характер взаимодействия библиотек и студенческого и преподавательского коллективов вузов.
Вузовские библиотеки должны гибко реагировать на появление новых дисциплин, активное использование информационных технологий в преподавательском процессе в целях содействия учебно-воспитательной, научно-исследовательской работе, как преподавателей, так и студентов.
В библиотеках вузов параллельно активно идет использование традиционных и новых форм обслуживания на основе сочетания печатных и электронных носителей информации; максимальное применение прогрессивных информационных и коммуникационных технологий, создание возможностей для расширения доступа к информационным ресурсам, как в самой библиотеке, так и удаленным пользователям. Библиотечные работники убеждены, что использование технических средств информации в интерактивном режиме следует сочетать с непосредственной работой с книгами и другими печатными материалами.
Важным направлением деятельности вузовских библиотек стала организация доступа к Интернету. Интернет — это информационная супермагистраль, не лишенная определенных проблем. Так, данная сеть развивается хаотично, ее отличает вседозволенность, отсутствие контроля над вводимой в нее информацией, слабо поставлена структуризация информации, перенасыщение рекламой и изображениями. Часто даже квалифицированному пользователю может понадобиться значительное время для нахождения в сети необходимой информации.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
Все это затрудняет нахождение информации в Интернете и требует от пользователя определенных знаний и информационной культуры.
Библиотеки вузов также прилагают определенные усилия для формирования знаний и умений студенческой молодежи по работе с информацией, по формированию их информационной культуры. Деятельность по формированию информационной культуры студентов ведется в библиотеке через информационное и справочно-библиографическое обслуживание путем проведения бесед, семинаров, лекций, консультаций, практических занятий, с помощью издания методических разработок «Библиотека как информационно-ресурсный центр».
Для абитуриентов разработана программа «Твои первые шаги по библиотеке», которая помогает адаптироваться как абитуриентам, так и первокурсникам в библиотеке и в университете.
Неизбежность информационной эры делает необходимым активизацию деятельности вузовских библиотек в сфере внедрения новых технологий в своей работе и помощи в удовлетворении студенческих информационных запросов.
Для целенаправленного и эффективного обучения студентов информационной грамотности на базе Научной библиотеки Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева было проведено исследование информационной культуры и самостоятельности студентов в процессе обучения различным специальностям [5, с. 33-34].
После проведения семинара-тренинга по формам и методам информационно-поисковой системы на базе Научной библиотеки Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева было проведено анкетирование.
Проведенное исследование позволило выявить уровень информационной культуры студентов расширить формы и методы ее формирования, определить новые методы работы библиотеки в целях развития более широкого уровня информационной культуры. Исследование показало необходимость проведения работы вузовской библиотеки в развитии навыков самостоятельности студентов в поиске информации в рамках учебной программы вуза, в соответствии с курсом «Основы информационной культуры».
Информационная культура пользователей университета обеспечивается успешным освоением курса «Основы информационной культуры», а также специальной подготовкой всех желающих, проводимой вузовской библиотекой на всех уровнях учебной, научной и производственной деятельности, начиная с первых курсов.
Проводимая работа по воспитанию информационной культуры студентов Бишкекского гуманитарного университета им. К. Карасаева позволяет студентам осознанно относиться к собственной информационной деятельности по удовлетворению образовательных и научных запросов, способствует формированию познавательных и профессиональных установок в информационном самообеспечении.
Активный пользователь уже не ограничивается теми ресурсами, которые ему предлагает университетская библиотека, он сам проводит поиск нужных электронных документов, книжных ресурсов, поиск информации на различных носителях.
Таким образом, в заключение можно сказать, что информационная культура является составной частью общей культуры личности, включает в себя способность ориентироваться в мире информации, умение вести поиск информации, ее использование и потребление.
Владение информационной культурой личности является острой необходимостью особенно в век становления современного общества знаний и информации. Огромная роль в овладении информационной культурой студенческой молодежи принадлежит вузам и
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №7. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/56
вузовским библиотекам, которые должны направлять максимальные усилия на развитие информационных способностей молодежи в период обучения в вузе.
Список литературы:
1. Асанова У Философия образования. Бишкек, 2001. 218 с.
2. Юсупова Г. Н. Формирование информационной культуры студента высшей школы: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Бишкек, 2012. 23 с.
3. Звягинский В. И., Закирова А. Ф. Педагогический словарь. М., 2008. С. 352.
4. Культурология ХХ век: Энциклопедия. СПб., 1998. С. 269.
5. Юсупова Г. И. Приоритеты и социальная значимость формирования информационной культуры студентов различных специальностей // Научно-технические библиотеки. 2010. №3. С. 33-34.
References:
1. Asanova, U. (20010. Filosofiya obrazovaniya. Bishkek.
2. Yusupova, G. N. (2012). Formirovanie informatsionnoi kul'tury studenta vysshei shkoly: autoref. Ph.D. diss. Bishkek, 23.
3. Zvyaginskii, V. I., & Zakirova, A. F. (2008). Pedagogicheskii slovar. Moscow. (in Russian).
4. Kul'turologiya KhKh vek: Entsiklopediya. (1998). St. Petersburg. (in Russian).
5. Yusupova, G. I. (2010). Prioritety i sotsial'naya znachimost' formirovaniya informatsionnoi kul'tury studentov razlichnykh spetsial'nostei. Nauchno-tekhnicheskie biblioteki, (3), 33-34. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 19.06.2020 г. 23.06.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Нуркулова Э. Р., Нуркулова М. Р. Формирование информационной культуры студентов как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №7. С. 336-342. https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/42
Cite as (APA):
Nurkulova, E., & Nurkulova, M. (2020). Formation of Information Culture of Students as an Integral Component of Educational Activity. Bulletin of Science and Practice, 6(7), 336-342. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/56/42