Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
УДК 378.09 https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/50
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДИСТАНТНОГО ОБУЧЕНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ
©Омурканова Ч. Т., канд. пед. наук, Киргизский государственный университет им. И. Арабаева; Институт повышения квалификации и переподготовки кадров им. М. Р. Рахимовой, г. Бишкек, Кыргызстан, tuigun_bm@mail.ru
THE CURRENT STATE OF DISTANCE LEARNING IN KYRGYZSTAN
©Omurkanova Ch., Ph.D., Arabaev Kyrgyz State University; Rakhimova Institute for Advanced Studies and Retraining of Personnel, Bishkek, Kyrgyzstan, tuigun_bm@mail.ru
Аннотация. Особенности современных исторических ситуаций в контексте глубоких официальных трансформаций в Кыргызстане характеризуются переходом к новым цивилизационным подходам, изменяющим в своей основе содержание и ориентиры образования, особую актуальность обретает решение проблем модернизации системы образования в этих условиях согласно требованиям сегодняшнего дня. Здесь решение доступности и качества образования является стратегическим вопросом, так как имеет глобальный характер в масштабе страны. Особенности современных исторических ситуаций в Кыргызстане характеризуются переходом к новым цивилизационным подходам, изменяющим в своей основе содержание и ориентиры образования. В этих условиях особую актуальность обретает решение проблем модернизации системы образования согласно сегодняшним потребностям. Здесь решение доступности и качества образования является стратегической задачей, имеющей глобальный характер в масштабе страны.
Abstract. Features of modern historical situations in the context of deep transformations in Kyrgyzstan official characterized the transition to a new modern approach, altering fundamentally the content and orientation of education, actually finds solution to the problems of the education system modernization in these conditions, according to today's requirements. Here, the availability and quality of education is a strategic decision of the question, so that the global nature on a national scale. Features contemporary historical situation in Kyrgyzstan is characterized by the transition to a new modern approach, altering fundamentally the content and orientation of education. Under these conditions actually finds solution to the problems of the education system modernization in accordance with today's needs. Here, the availability and quality of education decision is a strategic goal of a global nature on a national scale.
Ключевые слова: непрерывное образование, развитие личности, гуманизация, демократизация, система образования, информационные технологии, модернизация, диктантное образование.
Keywords: continuing education, personal development, humanization, democratization, education system, information technology, modernization, distant education.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
Изменения, произошедшие в кыргызстанском обществе за последнее десятилетие, привели к коммуникативно направленным изменениям в пространстве системы образования. Необходимость в стабилизации социальных механизмов коммуникативных процессов в системе образования в образовавшихся условиях должны быть обеспечены сохранением традиционных методов и средств, также возможно обеспечение разработкой и внедрением инноваций, формирующихся под влиянием информационно-коммуникативных процессов.
Современная система непрерывного образования требует не только организации передачи социального опыта, необходимого для дальнейшего прогресса общества, а такжетребует еще обеспечения условий, необходимых для развития личности. Как отмечается в нормативных документах по образованию Киргизской Республики, человек должен иметь возможность получать образование всю жизнь, это возможно только при устройстве системы образования на принципах гуманизации и демократизации [41].
Обоснование организационно-педагогических предпосылок развития дистантного образования в Кыргызстане, образовавшегося под влиянием значительных общественно-политических и экономических изменений, дает возможность рассматривать его как устойчивое многоаспектное явление, появившееся в результате модернизации заочного обучения, и соответствует логике всей системы абразования в обществе.
Появление новых организационных форм образования, связанных с использованием современных информационных технологий является важным направлением модернизации системы образования. Такой формой считается дистантное образование. Его развитие принято Правительством Киргизской Республики в Законе «Об образовании», Постановлением «Об установлении двухступенчатой системе высшего образования Киргизской Республики» от23 августа 2011 г. №496 и на его основев Кыргызстане в целях создания и развития системы дистантного образованиясвязано с разработкой «Концепции и стратегии развития образования КР 2012-2020» вместе с принятием «Концепции создания информационной системы в управлении образованием Киргизской Республики».
Здесь рассматривается развитие с преимуществом применения информационных технологий в сфере образования, дающих возможность для значительного повышения доступности и эффективности образовательных процессов. Согласно «Концепции Национальной программы развития общего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий» в широком спектре мероприятий системное решение проблемы поиска экономичных методов и средств обучения является одним из направлений улучшения дистантного обучения. Перед широким спектром действий методов и средств обучения объясняется «.. вместе с действием по пространству географических и экономических диапазонов и разнообразием необходимых специальностей, отвечающих инфраструктуре современной промышленности и общественного производства, их способность обеспечить подготовку специалистов в необходимом количестве». Таким образом, дистантное образование в соответствии с настоящими потребностями общества и личности понимается как актуальная общедоступная форма образования.
Отдельные вопросы организации технологии дистантного обучения в образовательных учреждениях Киргизской Республики, проблемы совершенствования методики преподавания отражены в научно-методических трудах многих ученых. Они относят к преимуществам дистантного образования следующее: возможность опережающего обучения и предложение широкого выбора учебной программы; место и время обучения; вариативность ритма, систематичность и преемственность обучения; возможность замены и обогащения определенных видов деятельности; интенсификация учебного процесса с учетом
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
индивидуальности студента; рациональность уделения времени участниками образовательного процесса; обучение без отрыва от производства; неограниченность аудитории.
Дистантное образование в стране с помощью специализированной образовательной сферы, основанной на использовании информационной технологии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и др.), обеспечивающей обмен информацией, распространяет в широкие слои населения дистантное образование. Образование в системе дистантного образования, процесс овладения умениями и навыками на расстоянии называется дистантным обучением. Повышенная степень интерактивности, особо замеченная в использовании сетевых компьютерных техник, является одним из основных выравнивателей, отличающих дистантное обучение.
Анализ, проведенный по теме исследования, дает возможность сделать вывод о том, что дистантное обучение можно считать в качестве информационно-образовательной системы, дающей возможность издалека входить в систему, основанную на современные информационные технологии дистантного обучения. Она сочетает в себе элементы классического высшего образования и многочисленные элементы виртуальной образовательной среды и дает возможность рассматривать ее как диалектическое устойчивое многоаспектное явление, так как является результатом модернизации заочного обучения и соответствует логике развития всего общества с системой образования.
Несмотря на то, что в киргизской педагогике подвергаются исследованию различные вопросы вместе с дистантным образованием (сфера дистантного образования, дистантные компьютерные технологии, обучение конкретным дисциплинам, проверка знаний), проблема его эффективной организации остается открытой, так как по нашему мнению, основное внимание исследователей обращено на технико-технологический аспект организации дистантного образования. В качестве соответствующих особенностей дистантного обучения необходимо отметить, не умаляя значения этого аспекта, вместе с актуализацией способности к самостоятельному применению полученных знаний и самоопределению, а также способам самопроверки, эффективной коммуникации для решения этих практических вопросов и т. п., студенты владеют потенциалом, развивающимся с усилением собственной ответственности. В целях полноценной реализации возможностей и преимуществ этого дистантного обучения требуется создать научно обоснованную педагогическую модель организации в вузах дистантного образования.
В настоящее время в Киргизской Республике назрела необходимость введения уточнений и дополнений мероприятий по совершенствованию гибкости и качества высшего профессионального образования, конкретизация основных направлений высшего образования. Министерство образования и науки Киргизской Республики считает, что в настоящее время обучение в вузах не соответствует организации на высоком технологическом уровне, с каждым годом возрастающая проблема обеспечения выпускников работой и несоответствие подготовки специалистов международному уровню являются механизмами, препятствующим повышению качества образования.
Постоянное применение новых информационных технологий в образовании является символом качества и инновационности университетов.
Современная перспектива дистантного обучения в Кыргызстане в «Концепции национальной программы развития общего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий» определена ведущими тенденциями образования: глобализация (выход в единое мировое образовательное пространство через
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
дистантное образование в стране); непрерывность образования всю жизнь; направленность образования на превосходство личности и ее благополучную жизнь, а также на потребности производства и экономики завтрашнего дня; сочетание дистантного обучения и дневных форм обучения на взаимодействие преподавателя и студента, обеспечивающее полноту и разнообразие интерактивной коммуникации; интерактивность организационно-педагогических моделей дидактических систем и дистантного обучения.
Состояние современной системы образования в Кыргызстане поставило очередной задачей необходимость комплексного исследования фундаментальных основ дистантного обучения в качестве доступной формы образования.
Акцент на самостоятельную работу студентов в процессе дистантного обучения дал возможность исследователям раскрыть следующие составные компоненты работы студента:
Самообучение — систематическая учебная деятельность, составленная для самостоятельного изучения определенной проблемы.
Самоопределение — выбор профессии, форм, методов и средств познавательной деятельности.
Саморазвитие — реализация собственного жизненного потенциала, его содержание и ориентацию;
Самооценка — оценка себя, своих возможностей, качества и своего места в жизни.
Самопроецирование — связано с образом, стремящегося к созданию будущего специалиста и созданием планирования будущей деятельности.
Самопроверка — сознательная оценка и учение, важные правила выполнения учебно-производственных целей и регулирование собственных действий, соответствующих поставленной цели.
Саморегулирование — самоуправление собственной деятельностью на основе требований к себе, соответствующих разработанным принципам.
Список литературы:
1. Абдрахманов Д. А. Особенности разработки электронных учебных курсов для дистанционной формы обучения // Интеграционные основы совершенствования системы высшего образования: сб. науч. тр. Бишкек, 2001. С. 79-86.
2. Ажыманбетова Г. И. Создание базы данных в М8 Ассезз методическоеруководство к лабораторным работам по информатике для студентоввсех специальностей. Бишкек, 2002.
3. Айдаралиев А. А. Реформа высшего образования в Кыргызстане // Проблемы интеграции вузов Центральной Азии в мировое образовательное пространство. Бишкек, 1997. С. 28-41.
4. Джусенбаев Ш. Д. Государственные образовательно-профессиональныестандарты высшего образования Кыргызской Республики // Инновации ввысшем образовании: опыт и перспективы: сб. науч. тр. Бишкек, 1996. С. 81 -86.
5. Ким В. Л. Рекомендации по созданию учебных пособий для студентов дистанционного обучения. Бишкек, 1998.
References:
1. Abdrakhmanov, D. A. (2001). Osobennosti razrabotki elektronnykh uchebnykh kursov dlya distantsionnoi formy obucheniya. In Integratsionnye osnovy sovershenstvovaniya sistemy vysshego obrazovaniya: sb. nauch. tr. Bishkek, 79-86.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 6. №12. 2020 https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
2. Azhymanbetova, G. I. (2002). Sozdanie bazy dannykh v M8 Assezz metodicheskoerukovodstvo k laboratornym rabotam po informatike dlya studentovvsekh spetsial'nostei. Bishkek.
3. Aidaraliev, A. A. (1997). Reforma vysshego obrazovaniya v Kyrgyzstane: In Problemy integratsii vuzov Tsentral'noi Azii v mirovoe obrazovatel'noe prostranstvo. Bishkek, 28-41.
4. Dzhusenbaev, Sh. D. (1996). Gosudarstvennye obrazovatel'no-professional'nyestandarty vysshego obrazovaniya Kyrgyzskoi Respubliki. In Innovatsii vvysshem obrazovanii: opyt i perspektivy: sb. nauch. tr. Bishkek, 81-86.
5. Kim, V. L. (1998). Rekomendatsii po sozdaniyu uchebnykh posobii dlya studentov distantsionnogo obucheniya. Bishkek.
Работа поступила в редакцию 07.11.2020 г.
Принята к публикации 11.11.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Омурканова Ч. Т. Современное состояние дистантного обучения в Кыргызстане //
Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №12. С. 427-431. https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/50
Cite as (APA):
Omurkanova, Ch. (2020). The Current State of Distance Learning in Kyrgyzstan. Bulletin of Science and Practice, 6(12), 427-431. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/50
£1 ® |
caHS^B Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC Bh 4.0)