Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
УДК 378:621.72 https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/51
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ КОНСТРУКТОРОВ-МОДЕЛЬЕРОВ
©Сагымбаева Г., Киргизский государственный университет им. И. Арабаева,
г. Бишкек, Кыргызстан, tuigun_bm@mail.ru ©Турганбаева Б., Киргизский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан, tuigun_bm@mail.ru
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE DESIGNERS
©Sagymbaeva G., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan, tuigun_bm@mail.ru ©Turganbaeva B., Arabaev Kyrgyz State University, Bishkek, Kyrgyzstan, tuigun_bm@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена совершенствованию технологий формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в соответствии с требованиями стандартов по подготовке профильных специалистов. Особое внимание уделяется интерактивным методам и формам обучения, которые наиболее способствуют формированию профессиональной компетентности. Педагогические технологии, используемые нами, призваны обеспечить успешность профессиональной деятельности конструкторов-модельеров в новых социально-экономических условиях.
Abstract. The article is devoted to the improvement of technologies for the formation of professional competence of future specialists in accordance with the requirements of standards for training specialists. Special attention is paid to interactive forms of education, which most contribute to the formation of professional competence. The pedagogical technologies used by us are designed to ensure the success of the professional work of designers, designers in the new socioeconomic conditions.
Ключевые слова: педагогическая технология, профессиональная компетентность, подготовка конструкторов-модельеров, методы и формы обучения.
Keywords: pedagogical technology, professional competence, training of designers-modelers, methods and forms of training.
Переход легкой промышленности Киргизской Республики на новую уровень модель развития, а именно: на увеличение выпуска современных высококачественных моделей изделий, освоение современных новых технологий, базирующихся на высоком уровне развития науки и производства — означает значительное повышение ее конкурентоспособности на рынке. Потребности современного рынка труда в достаточно квалифицированных специалистах легкой промышленности, способных эффективно и быстро действовать в условиях рыночной экономики, готовых к преобразованию промышленных, экономических и иных общественных связей, готовых к участию в управлении, должны найти адекватное отражение в профессиональной подготовке. В современных условиях подготовка компетентных и квалифицированных специалистов
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
конструкторов-модельеров представляет собой одну из наиболее значимых и важных проблем для успешного социально-экономического развития швейной промышленности в Киргизской Республики.
Деятельность конструктора-модельера в легкой промышленности тесно связана с созданием новых образцов моделей и видов современной одежды. Конструктор одежды стоит в самом начале на ключевом этапе, трансформирующей художественную идею (образный замысел) в информационную графическую модель объемно-пространственной структуры реального объекта и вырабатывающей методы, средства и процедуры для ее реализации в виде готового изделия для массового производства. Повышение уровня профессиональной подготовки будущих конструкторов-модельеров швейных изделий возможно лишь при использовании интерактивных методов и форм обучения. Интерактивные формы обучения реализуют более тесную связь процесса обучения с профессиональной деятельностью.
Перед учебными заведениями стоят одновременно разносторонние и многообразные задачи, соответственно, используются также различные технологии обучения [2]. Педагогическая технология есть совокупность цели, задач, содержания, форм и методов обучения. Каждый преподаватель стремится к совершенствованию образовательного процесса, который способствует получению хороших результатов, для чего и подбирает новые подходы, формы и методы обучения для достижения наибольшей эффективности. Разработкой проблемы технологии обучения занимались В. П. Беспалько, В. Я. Виленский, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, Л. Г. Семушина, Д. В. Чернилевский и др. [5].
Основой технологии является четкое определение конечной цели обучения, что позволяет разработать эффективные методы контроля достижения для поставленной цели. Особенностью технологии является то, что она предлагает проект учебного процесса, который определяет структуру и содержание учебно-познавательной работы студентов.
Под профессиональной компетентностью следует понимать интегральную характеристику личности, которая позволяет определить способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
В контексте компетентностного подхода А. А. Вербицкий формирует общие требования к проектированию самих педагогических технологий, суть которых сводится к следующему:
- студент становится активным участником образовательного процесса;
- передача готовой информации перестает быть целью обучения;
- внимание акцентируется на совместной деятельности, диалоговом общении преподавателя и студента, при этом студент сам участвует в определении структуры и содержания обучения [1].
Как отмечалось выше, для повышения эффективности обучения будущих конструкторов-модельеров целесообразно применять различные методы и формы обучения, уделяя особое внимание интерактивным формам, наиболее способствующим формированию соответствующей профессиональной компетентности.
Профессиональная подготовка специалистов по изготовлению одежды и швейных изделий в целом должна быть в соответствии с требованиями, предъявляемыми к конструкторам-модельерам, а именно:
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
- потребительские и эстетические требования к швейным изделиям; эскизы, технические рисунки, чертежи конструкций плечевых и поясных моделей швейных изделий, основные и дополнительные материалы, прокладочные и подкладочные материалы и фурнитура для изготовления швейных изделий;
- конструкторская документация, базовая конструкция плечевых и поясных изделий;
- коллекция разных моделей.
В период обучения будущий конструктор-модельер готовится к следующим видам деятельности:
конструирование швейных изделий;
изготовление комплекта лекал;
моделирование швейных изделий;
градация лекал;
Как выпускнику профессионального образовательного учреждения будущему конструктору-модельеру необходимы:
- широкий профиль квалификации;
- способность к непрерывному саморазвитию и самообразованию;
- ответственность;
- коммуникабельность и мобильность;
- высокий уровень компьютерных знаний и совершенствование ее на постоянной основе.
Сейчас нашей задачей является то, чтобы определить оптимальные педагогические технологии при подготовке квалифицированных специалистов для предприятий швейной промышленности и сферы услуг.
Конструкторы-модельеры относятся к группе специалистов, характер деятельности которых во многом определяется творческим подходом. Поэтому для их подготовки необходимо активно использовать принципы творческого саморазвития, рефлексии, периодической мобилизации и релаксации, опоры на сильные стороны и с учетом слабых сторон, творческих способностей личности.
Мотивационное обеспечение учебного процесса является обязательным принципом, через который осуществляется управление познавательной деятельностью, другими словами, задаются психологические условия подготовки специалистов.
К организационным условиям подготовки конструкторов-модельеров относятся наличие соответствующих оборудованных кабинетов по дисциплинам, учебно-производственной мастерской (с достаточным парком швейных оборудований), библиотеки, материально-технического оснащения уроков и художественное оформление аудиторий. Обязательным условием сегодня является выполнение эргономических требований и организация такой образовательной среды, которая ориентировала бы студентов на развитие и совершенствование творческих способностей в области будущей профессиональной деятельности.
Интерактивная технология предусматривает обучение в сотрудничестве, путем постоянного, активного взаимодействия всех участников учебного процесса. При использовании данной технологии осуществляется совместное решение проблемных ситуаций, моделирование ситуаций, схожих с практическими; оценка действий; создается
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
среда максимально приближенной к профессиональной. Большим потенциалом использования интерактивных методов обучения обладают семинарские и практические занятия, в рамках которых возможно проведения деловых игр, круглых столов, образовательных конкурсов, интересных викторин.
Особенностью проектируемой педагогической технологии является идея «конкурсов» -непрерывного соревнования, положительной мотивации на творческое саморазвитие, совершенствование, стремление к большему и лучшему. В блоке технологического обеспечения определена совокупность конкурсов как один из методов формирования творческих способностей студентов. Конкурсы «Нетрадиционный Новый год», «Кыз керку», «Эко баштык» и «Неделя моды» которые проходят ежегодно в Университетах Кыргызстана напрямую развивает интерес к моде на профессиональном уровне, способствует повышению интереса к выбранной профессии, а также создает условия для реализации творческого потенциала студентов.
На протяжении всего срока обучения шаг за шагом преподаватели отделения «Информатика и дизайна» гуманитарного колледжа КГУ им. И. Арабаева помогают студентам самостоятельно мыслить, принимать решения, делать выбор, вовлекая их в самостоятельную творческую деятельность.
В наше время происходит настолько быстрое развитие во всех областях, что полученное в молодости образование - это лишь база, которая требует постоянного пополнения и совершенствования знаний.
Становится совершенно очевидным, что высшее и средние специальные учебные заведения уже не являются конечными этапами обучения, а служат лишь ступенями постоянного приобретения новых знаний, фундаментом для самообразования. Это требует выработки индивидуального стиля и темпа умственной деятельности, что невозможно без овладения методами научно-обоснованной организации умственного труда.
Умение рационально организовать свою учебную деятельность особенно важно для учащихся Колледжа, которым приходится много работать самостоятельно. Для этого нужно овладеть методикой усвоения знаний, научиться целенаправленно воспринимать учебную информацию во время лекционных занятий, продуктивной самостоятельной работе с учебниками и первоисточниками (монографиями, брошюрами, статьями, журналами, интернет источниками), разумной организации труда и отдыха, то есть добиваться высокой производительности учебного труда и сохранять хорошую работоспособность.
Современных условиях для успешного решения задач поставленных в средних и высших учебных заведениях страны, необходимо совершенствование процесса обучения в частности, самостоятельной познавательной деятельности на основе научной и практической организации труда.
Ярким примером является организация «Подиума» как отчета по дисциплинам: «Технология швейных изделий», «Учебная практика», «Производственная практика», «Квалификационная практика», где студенты получают основные навыки создания промышленных и авторских коллекций, узнают все тонкости этапов проектирования и изготовления одежды от эскиза до готового изделия.
Работа начинается с исследования направления моды и моделей аналогов в одежде по каталогам и журналам мод (чертежа эскиза новой модели), с отбора тканей и составления конфекционной карты материалов. В работе очень помогает информация, полученная на уроках: «Технология швейного производства», «Конструирование одежды», «Моделирование и конструирование швейных изделий», «Моделирование и художественное оформление
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
одежды», где преподаватели отделения проводят обзорные лекции о последних новинках в области текстиля, раскрывают секреты обработки новых тканей, делают обзор молодежных коллекций киргизских и зарубежных дизайнеров, что вдохновляет учащихся на творческие эксперименты.
На следующем этапе задумывают идею коллекции, определяют назначение модели, формируют ее будущие контуры, придают формы, уточняют силуэт. В процессе работы с тканью определяется цветовая гамма, силуэтный ряд и эмоциональная доминанта. Затем эскизы проходят строгое обсуждение художественного совета. Лучшие работы получают право воплощения в жизнь - это 6-9 эскизов, вокруг которых и строится дальнейшая работа над будущей коллекцией. В распоряжении «Студенческого дома мод» находится прекрасная мастерская с современным оборудованием, где строчка за строчкой продумываются каждый шов и обработка узлов новых коллекций. Неотъемлемой частью костюма, придающей коллекции законченный вид, являются аксессуары, обувь, головные уборы, перчатки и т. д. С помощью применения аксессуаров создается законченный образ, ансамбль, комплект.
Успешное решение задач стоящей перед швейной отраслью, во многом зависит от качества подготовки специалистов конструкторов-модельеров и технологов. В период обучения каждый студент должен научиться теоретически мыслить, четко ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Обновлять свои знания каждому специалисту необходимо практически постоянно, чтобы соответствовать современному руслу жизни. Труд конструктора - модельера с каждым днем принимает все более творческий, поисковый характер. Все чаще приходится решать нестандартные задачи, требующие эрудиции и глубины мышления. Проектирование в современном понимании - это совокупность (комплекс) работ по созданию нового образца изделия, включающая исследование, технико-экономические расчеты и обоснование, создание эскизов, моделей, расчеты и построение чертежей изделий и деталей, изготовление и испытание опытных образцов.
Конструирование — важнейшая часть проектирования изделий, слагается из двух последовательных этапов: принципиального, творческого к которому относится выбор метода конструирования и разработки чертежей изделия в объеме эскизного проекта, и технического включающего разработку чертежей деталей и узлов, а также другой рабочей документации.
Конструирование одежды — прикладная наука, занимающаяся вопросами рационального проектирования конструкции одежды для массового производства. При этом предполагается использовать научные достижения и многолетний опыт практики конструирования одежды, а также достижения смежных дисциплин: прикладной антропологии, материаловедения, технологии и гигиены одежды, организации и экономики швейного производства. Все в большей степени привлекаются современные математические методы и САПР для научного обоснования способов проектирования одежды.
Главная задача курса «Конструирование и моделирование одежды» как научной дисциплины состоит в освещении методов проектирования деталей одежды, то есть придании деталям выгоднейших форм и размеров в соответствии со строением и размерами тела человека, потребительскими и экономическими требованиями, свойствами материалов, существующими стилем и модой, экономичностью расхода материалов, технологичностью обработки одежды в процессах швейного производства [6].
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №12. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/61
Список литературы:
1. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подход в образовании. Проблемы интеграции. М.: Логос, 2010. 336 с.
2. Лихачев Б. Т. Педагогика. М.: Прометей, 1993. 526 с.
3. Кожина О. А. Технология. Обслуживающий труд. М.: Дрофа, 2004. 240 с.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
5. Сластенина В. А. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М., 2005. 192 с.
6. Коблякова Е. Б., Савостицкий А. В., Ивлева Г. С. Основы конструирования одежды. М.: Легкая индустрия, 1980. 448 с.
References:
1. Verbitskii, A. A., & Larionova, O. G. (2010). Lichnostnyi i kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii. Problemy integratsii. Moscow. (in Russian).
2. Likhachev, B. T. (1993). Pedagogika. Moscow. (in Russian).
3. Kozhina, O. A. (2004). Tekhnologiya. Obsluzhivayushchii trud. Moscow. (in Russian).
4. Selevko, G. K. (1998). Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii. Moscow. (in Russian).
5. Slastenina, V. A. (2005). Tekhnologii professional'no-orientirovannogo obucheniya v vysshei shkole. Moscow. (in Russian).
6. Koblyakova, E. B., Savostitskii, A. V., & Ivleva, G. S. (1980). Osnovy konstruirovaniya odezhdy. Moscow. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 14.11.2020 г. 21.11.2020 г.
Ссылка для цитирования:
Сагымбаева Г., Турганбаева Б. Формирование профессиональной компетентности будущих конструкторов-модельеров // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №12. С. 432437. https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/51
Cite as (APA):
Sagymbaeva, G., & Turganbaeva, B. (2020). Formation of Professional Competence of Future Designers. Bulletin of Science and Practice, 6(12), 432-437. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/61/51
£) (Dl
¿aKI^M Tun лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC Bh 4.0)