Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
УДК 372.881.111.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/63
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ГРАФИКУ
©Анаркулова А. А., ORCID: 0000-0003-0124-2549, Киргизского государственного университета им. И.Арабаева, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN ENGLISH FOR STUDENTS ATHLETES LEARNING ON INDIVIDUAL SCHEDULE
©Anarkulova A., ORCID: 0000-0003-0124-2549, Kyrgyz State University named after I.Arabaeva, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Актуальность исследования: в данной статье рассматриваются проблемы совершенствования образовательных программ по английскому языку для студентов спортсменов, определению того, что чтение текста является необходимым, на практике реально используемым и осуществимым в деловых видах общения. Цели исследования: определить необходимость переориентировки целевых установок обучения английского языка в общеобразовательной школе и в чтении текста на практике реально используемым и осуществимым в настоящих условиях обучения и видах общения. Материалы и методы исследования: анализированы практическая деятельность преподавателя, подходы и направления в образовательном процессе. Результаты исследования: достаточно глубокое осознание педагогической сущности форм, содержание методов и приемов образовательно-воспитательного процесса, позволяет преподавателю свободу в реализации его профессионально-педагогической деятельности. Выводы: совершенствованная образовательная программа в функциональном и структурных аспектах является опорой к действию, представляющая в сосредоточенном виде педагогические основы обучения.
Abstract. Research relevance in this article considering problems of improving educational programs in English for student athletes, determining that reading the text is necessary, in practice, actually used and feasible in business communication. Research objectives: to determine the need to reorient the target settings for teaching English in a secondary school and in reading the text in practice with a type of communication that is actually used and feasible in the current learning conditions. Research materials and methods: the practical activity of the teacher, approaches and directions in the educational process are analyzed. Research results: a sufficiently deep awareness of pedagogical essence forms, the content of methods and techniques in educational process, allows the teacher freedom in the implementation of his professional and pedagogical activity. Conclusions: an improved educational program in functional and structural aspects is the support for action, representing in a concentrated form the pedagogical basics of education.
Ключевые слова: образовательная программа, английский язык, студент спортсмен, чтение, комплексность.
Keywords: educational program, English language, student athlete, reading, complexity.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
Введение
В системе общего обучение английскому языку осуществляется в основном тремя путями. Это оубчение: устной речи, чтению и комплексно. Известно, что для выпускника общеобразовательной школы овладение преимущественно устной речью не имеет реального выхода по причине отсутствия у ученика естественной потребности и практической возможности общения на английском языке в устной форме. Вместе с тем для выпускников спортсменов общеобразовательных школ, поступающих в тот или иной университет, более необходимо владеть умением и навыком читать, т.к. основной целью обучения английского языка в ВУЗе является, их обучение чтению специальной литературы, по профилю избранной деятельности, в том числе избранного вида спорта. Между тем, следует отметить, что овладением знаний, умений и новыков (ЗУН) читать литературу на английском языке (А/Я) по избранному профилю деятельности в настоящее время в период преобразования всей системы образования в республике, а также быстрого роста развития как Международно признанных, так и киргизских национальных видов спорта является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных спортивных педагогов и спортсменов.
Изложенное выше подтверждает необходимость переориентировки целевых установок обучения английского языка в общеобразовательной школе определения того, что чтение текста является необходимым, на практике реально используемым и осуществимым в настоящих условиях обучения видом общения.
Осуществление такой цели обучения и ее реализация на практике обеспечили бы преемственность целей обучения учащихся в средней общеобразовательной и студентов в высшей профессиональной школе. К сожалению, на настоящем этапе развития и становления всей образовательной системы такой преемственности не наблюдается. Как правило студенты спортсмены неязыковых специальностей имеют крайне низкую языковую подготовку и обучение их данной дисциплине строится как бы на слабом уровне. Свидетельством сказанному могут служить такие упражнения (их типы, виды, содержание), объясняющие как работать со словарями, буквенном обозначение частей речи и т.д. Недостаточность общеобразовательной базы оказывает негативное влияние на образовательный процесс английского языка в ВУЗе, являющееся одной из причин того, что далеко не все выпускники общеобразовательных школ овладевают на желаемом уровне этим общеобразовательным предметом [2].
Естественно, существующий на сегодняшний день курс обучения (образовательная программа не предусматривает изучение английского языка с нуля. Он ориентирован на систематизацию ЗУН и подготовку студентов спортсменов к последующей более эффективной работе над английским языком [3].
Ради справедливости следует отметить, что преподаватели и сами студенты спортсмены (СС) сталкиваются с определенными сложностями уже с первых занятий, непосредственно связанные с недостаточной преемственностью целей обучения английского языка в общеобразовательной школе для неязыковых специальностей и в вузе с различными подходами к образовательному процессу по английскому языку. Кроме вышеуказанных также возникает еще один вопрос — это психологический составляющий учебно-научной дисциплины: «Английского языка" [3].
Статья составлена на анализе целей обучения, навыков и общений, которые студенты спортсмены получают на занятиях английского языка. Отмечены направления и требования к важным составляющим учебно-познавательного процесса. Знание английского языка является важным в организации деятельности, в которой взаимоотношения внутри
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
взаимообщения едины (подчинены) с содержательной (образовательно познавательной), ценностно-осмысленной, построенной на личном опыте студента спортсмена.
На наш взгляд, ни у кого не вызывает сомнения такой факт, что сегодняшнему преподавателю без знаний психологии на занятиях по А/Я не обойтись. Но, на практическую деятельность преподавателя, оказывается мало уделяется внимание, тем самым именно психологическим составляющим предмета преподавателя А/Я больше всего недооценивают. На наш взгляд, причиной тому являются: недооценка процесса общения как обычной передач образовательных информаций от одного студента спортсмена к другому; недостаточность образовательно-методически разработанных педагогических технологий создания на занятиях естественных ситуации общения.
В тоже время следует особо отметить, что А/Я - один из единственных дисциплин в образовательной программе, предусматривающей целью обучение общению. Общение как один из видов деятельности человека является целью и более эффективным средством достижения поставленной цели [1].
На практике этого в большинстве случаев не происходит, первоначальным этапом неблагополучия для преподавателя А/Я является потеря СС обостренных чувств к изучаемому языку. Преобладающее СС видит в нем собранные слова и грамматические правила, в связи с этим они плохо воспринимают его как эффективное средство общения, тем самым задавая себе вопрос: зачем учить А/Я? Между прочим, предусмотренные навыки общения, которые СС предстояло получить на занятиях А/Я, остаются с ним на долгие годы его жизни и способствуют ему социализироваться в социуме. Здесь возникает естественно введение следующего понятия, как базовый составляющий учебно-научной дисциплины: «английского языка» в вузе. Его относим как организацию деятельности, в которой взаимоотношения внутри взаимообщения едины (подчинены) с содержательной (образовательно познавательной), ценностно-осмысленной, построенной на личном опыте деятельности цели студента спортсмена.
Для СС, старших курсов обучения, эти цели непосредственно будут связаны с их потребностью в самопознании и самовыражении, формированием им аналогичной «Я-концепции», с анализом взаимосвязей личности и социума. Для СС более необходимым является познание себя как личности в восприятии других окружающих. Преподаватель А/Я не должен упускать из вида, что Я-концепция обучающегося непосредственно оказывает свое влияние на его успешность в ОП, на его рост как личности.
От того, как СС верит, что его мысли и чувства важны и интересно вузе, как и вуз становится необходимой и важной лично для него самого.
Такой взгляд на обучающегося как на субъект обучения и общения требует более оригинального подхода к ОП по А/Я. Образовательные учреждения, взявшие на вооружение личностно-гуманный подход, имеют хорошие показатели.
Таким образом, личностно-гуманный подходу: способствует преподавателю выходить за рамки усеявшейся вузовской авторитарности, сформировать коллектив СС, мотивированный к образовательно-познавательному, ценностно-осмысленному общению; -позволяет создать положительный психологический климат, способствующий всестороннему развитию личности СС; СС более аккуратно и сознательно (переосмыслено) относятся к ОП, поскольку А/Я для них необходимое средство самовыражения; преподавателю представляется возможность выявлять о ЗУН СС и своевременно вносить соответствующие коррективы, допущенные ими ошибки «изнутри», не прибегая к традиционным формам контроля; преподаватель получает возможность проводить основательную
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
(лингводидактическую) работу в виде непосредственного живого общения; вся учебная группа (подгруппа) одновременно работает в течение всего занятия, т.е. занятие для СС становится интенсивным, содержательным и эффективным.
В данное время вся система ОП в республике переживает новый период своего развития, связанный с ее становлением образовательного плюрализма, децентрализацией, созданием соответствующих условий для стимулирования творческой активности преподавателей и специалистов. Вышеуказанные в определенной мере находят проявление и в ОП по А/Я, подтверждением чему является: потенциальные возможности осуществления разнообразных вариантов обучения учебно-научной дисциплины: английскому языку»: отсутствие опеки и вмешательства в ППД преподавателя со стороны контролирующих и инспектирующих органов и лиц; освобождение от строгой регламентации и унификации ППД преподавателя, возможности использования рад обоснованных педагогических подходов к построению образовательного курса, разработка и экспериментальная проверка альтернативных учебно-методических пособий, разработанных на различных теоретических основах.
Безусловно, что эти позитивные направления становятся показателем тех социально-педагогических процессов, происходящие в настоящее время политической, экономической и идеологической сферах нашей многогранной жизнедеятельности, и носящие довольно продолжительный характер.
Итак, можно сделать следующее заключение о том, что для современного этапа в развитии теории и практики образования присуще стремление к эффективному управлению образовательно-воспитательного процессе (ОВП) [4].
Это предусматривает, с одной стороны, выделение в образовательной программе обязательного, подлежащего реализации, т.е. инвариантного и, с другой стороны, вариативного-подлежащего возможным изменениям согласно с условиями осуществления ОВП, т.е. поле профессионально-педагогической деятельности [5] (ППД) для авторского урока.
Поскольку в образовательной программе фиксируются предъявляемые требования к важным составляющим ППД преподавателя, отраженным в соответствующих категориях -целях, образовательном содержании, методах и педагогических приемах, средствах и организационно-педагогических формах обучения, — эти последние и являются индивидуальными (личным структурными составляющими той или иной образовательной программы по А/Я. В рамках каждого из них также можно выделить как инвариантные, так и вариативные составляющие. В рамках образовательного содержания обучения СТС А/Я вариативными составляющими являются:
1. Педагогический подход к тщательному отбору языковых и речевых средств, для которого в условиях вузовского обучения А/Я присуще стремление к необходимым условиям: максимизации, к разграничению образовательного материала для устной речи чтения соответствующего текста, ориентация на дифференцированное, но в тоже время взаимосвязанное развитие видов речевой деятельности, относящееся к методам и педагогическим приемам обучения; формирование компетентности студентов в данном виде деятельности предполагает развитие ряда методических умений [6].
2. Имеющиеся в распоряжении преподавателя расчлененные требования к речевым ЗУН, их материализация в виде подлежащих формированию образовательных действий и предполагаемых средств речи (типов диалогов, типов общения, монологических высказываний и т.д.), причем для каждого семестра и этапа обучения, они без приложения
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
особых усилий могли применяться как один из эффективных сторон для выявления сформированной устной речи, затрагивающие нормализующую и контролирующую функции образовательной программы.
3. Показание экстралингвистических проблем путем тематики и проблематики с целью устной речи и чтения. При этом не следует упускать из вида: строгость тематику для устной речи и чтения текста, представляющий возможность в необходимости минимизировать первую и значительно расширить вторую или наоборот; дать соответствующую формулировку к темам, облегчающие развертывание в речи; выделить более типичные ситуаций общения СТС, составляющие педагогическую основу моделирования таких ситуаций в ОВП.
К вариативным сторонам трех проблем образовательного содержании обучения языку, возможно, подлежит к изменению с учетом условии ОП методической направленности, ориентированные на: предъявляемые требования к объему лексического и грамматического материала; оптимальное распределение языкового образовательного материала по учебным семестрам, этапам обучения, предъявляемые требования к последовательности овладения им; оптимальное соотношение моделируемых по учебным семестрам и этапом обучения по речевым образцам фраз и частично варьируемых и не варьируемых фраз (клише).
Предъявляемые требования к уровню владения основными видами речевой деятельности — говорением, аудированием, чтением и письмом, являющими как способы осуществления общения (взаимообщения), непосредственного и опосредованного.
Внесение пополнительных тем, проблем или же их пере формулировка с учетом подготовительных условий осуществления ОВП: рациональное соотношение типичных общительно-речевых ситуаций с учетом сферы устного общения (ППД, политической, экономической, идеологической) и типичного вида устного общения (официальная, индивидуальная связь, деловой, но неофициальный разговор, беседа на свободную тему, монолог в групповой беседе т д.), с учетом от учебного семестра, этапа ОВП внесение.
Итак, совершенствованная образовательная программа в функциональном и структурных аспектах, в свою очередь, являющаяся основой к действию, представляющая в сосредоточенном виде педагогические основы обучения А/Я является базой соответствующих идей, научно-методической предпосылкой разработки разных вариантов и форм дифференцированного обучения, в основе которого должно находиться профессиональны-педагогическая подготовленность преподавателя А/Я. Известно, что ни образовательная программа, ни учебник не могут предоставить преподавателю готовую схему занятия. Он должен конструировать его лично сам, в связи с этим определение цели занятия, выбор эффективных приемов и методов обучения - личное дело самого преподавателя А/Я. Всестороннее воспитать творческую личность может только преподаватель-творец, превращающий каждый свой шаг в авторский, только таким образом, постепенно формируя свой: стиль урока А/Я, выливающийся в курс и в последующую в образовательную программу.
Список литературы:
1. Абдыбекова Н. А. Развитие навыков устной речи студентов по направлению: Физическая культура. Бишкек: КГАФКиС, 2016. 336 с.
2. Пассов В. И. Урок иностронного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 192
с.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
3. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. №2. С. 64-77.
4. Статкевич Е. Е. Образовательно-воспитательный процесс вуза в контексте формирования социально-профессиональной активности и лидерских качеств у студентов // Вестник КазГУКИ. 2013. №4-2. C. 82-85.
5. Григорьев О. А., Лотоненко А. В. Структура профессионально-педагогической деятельности педагога физической культуры // Евразийский форум. 2011. №1 (3). C. 150-155.
6. Хаустова О. В. Организация учебно-исследовательской деятельности будущих учителей в современных условиях // Педагогическое образование в России. 2014. №8. С. 193196.
References:
1. Abdybekova, N. A. (2016). Razvitie navykov ustnoi rechi studentov po napravleniyu: Fizicheskaya kul'tura. Bishkek.
2. Passov, V. I. (1988). Urok inostronnogo yazyka v srednei shkole. Moscow. (in Russian).
3. Yakimanskaya, I. S. (1994). Trebovaniya k uchebnym programmam, orientirovannym na lichnoe razvitie shkol'nikov. Voprosypsikhologii, (2), 64-77. (in Russian).
4. Statkevich, E. E. (2013). Obrazovatel'no-vospitatel'nyi protsess vuza v kontekste formirovaniya sotsial'no-professional'noi aktivnosti i liderskikh kachestv u studentov. Vestnik KazGUKI, (4-2), 82-85. (in Russian).
5. Grigor'ev, O. A., & Lotonenko, A. V. (2011). Struktura professional'no-pedagogicheskoi deyatel'nosti pedagoga fizicheskoi kul'tury. Evraziiskiiforum, (1 (3)), 150-155. (in Russian).
6. Khaustova, O. V. (2014). Organizatsiya uchebno-issledovatel'skoi deyatel'nosti budushchikh uchitelei v sovremennykh usloviyakh. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, (8), 193-196. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 02.03.2022 г. 09.03.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Анаркулова А. А. Совершенствование образовательных программ по английскому языку для студентов-спортсменов обучающихся по индивидуальному графику // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №4. С. 528-533. https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/63
Cite as (APA):
Anarkulova, A. (2022). Improvement of Educational Programs in English for Students Athletes Learning on Individual Schedule. Bulletin of Science and Practice, 5(4), 528-533. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/63