Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
УДК 372.881.1 https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/65
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
©Эгамбердиева Д. М., ORCID: 0000-0003-2722-3354, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Узбекистан
PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SPEECH CULTURE OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN UNIVERSITY
©Egamberdieva D, ORCID: 0000-0003-2722-3354, Tashkent State Transport University, Tashkent, Uzbekistan
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы формирования и развития профессиональной речевой культуры студентов в образовательной среде современного вуза. Коммуникативная компетентность студентов в технической сфере недостаточно для общения, в том числе и в профессиональной сфере. Сегодня наблюдается снижение культурного уровня современного поколения. Этот факт можно объяснить различными причинами, в том числе социально-экономическими, морально-этическими, этнокультурными, языковыми, инновационными. Подготовка высококвалифицированных специалистов для технической сферы без должного обучения коммуникативной культуре менее плодотворна, так как речевая культура является важным показателем профессиональная компетентность любого специалиста. Являясь инструментом профессиональной деятельности будущего специалиста, культура речи направлена на решение сложных задач, связанных с обучением студентов нормам русского литературного языка, а также с развитием их риторических способностей и навыков. Способы достижения этой цели включают самообучение студентов, эффективность применения методов обучения, оценку полученных знаний и выполнение задач, требующих творческих стратегий.
Abstract. This article deals with the problems of the formation and development of the professional speech culture of students in the educational environment of a modern university. The communicative competence of students in the technical field is not enough sufficient for communication, including the professional sphere. Today, there is a decline in the cultural level of the modern generation. This fact can be explained by various causes, including social and economic, moral and ethics, ethno cultural, language, innovative. Training of highly qualified specialists for technical sphere without proper teaching communicative culture is less fruitful as speech culture is an important indicator of professional competence of any specialist. Being a tool of professional activity of a future expert, speech culture aims to deal with complex problems related to teaching the norms of the Russian literary language to students, as well developing their rhetorical abilities and skills. Ways of achieving this objective include self-study for students, efficiency in applying teaching methods, assessment of knowledge acquired and tasks requiring creative strategies
Ключевые слова: языковая личность, лингвокультуроведческая компетенция, культура речи, гуманитарные дисциплины, профессиональная деятельность.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
Keywords: linguistic personality, linguocultural competence, culture of speech, humanitarian disciplines, professional activity.
Мировой опыт показал, что для обучения новым профессиям и специальностям лучше всего приспособлены люди, получившие широкую гуманитарную подготовку. XXI век станет веком активных и предприимчивых людей, лишенных профессиональной ограниченности, узости интересов, веком жесткой конкуренции, веком, когда открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Современное производство, все сферы жизни общества будут нуждаться, прежде всего, в открытой творческой личности. Следовательно, одной из актуальных задач современной высшей школы является воспитание и формирование всесторонне развитой личности, обладающей лингвокультуроведческой компетенцией, компонентом которой является речевая культура.
Трудно поспорить с утверждением, что речевая культура - это показатель общей культуры человека, его интеллектуального развития. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Знание родного языка, норм его употребления — это не только признак культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах жизни. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг, может пагубно сказаться на карьере.
Одним из условий становления личности является совершенствование речевой культуры, в процессе которого формируется мировоззрение, развивается эстетический вкус, повышается уровень внутренней культуры, в том числе и культуры речи.
Современная культурно речевая ситуация в обществе характеризуется значительным расширением сферы деловой речи. Успех служебной деятельности подчас во многом зависит от культуры делового человека, от умения вести разные по целям и формам деловые переговоры, составлять текст официального письма, написать презентационную речь, рекламное письмо, от умения воздействовать на слушателя. В связи с этим одной из важнейших задач образовательных учреждений в современных условиях становится акцентирование внимания на формировании и совершенствовании культуры деловой речи.
Необходимо подчеркнуть, что главный показатель успехов студентов высших профессиональных образовательных учреждений в освоении культуры деловой речи -совершенствование коммуникативных навыков и повышение речевой культуры. Владение языком в самом общем виде есть умение осуществлять коммуникативную деятельность на нем. Оно включает в себя не только умение понимать устные и письменные тексты, но и создавать собственные. Это положение характеризует языковую личность.
Нравственное здоровье общества, духовный климат, в котором живут люди, влияют на культуру поведения членов общества, с одной стороны, а с другой — являются следствием культуры поведения. С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают все новые и новые слова и выражения, постигают их связи и сочетания. Внимательно относятся к своей и чужой речи, хорошо понимают все оттенки слова, овладеть языковый культурой — наша общая задача. Каждый человек должен стремится к высокой культуре речи, бережно и любовно относится к языку. Неиссякаемое богатство русской речи — это наше народное достояние.
Язык — важнейшее средство общения людей, это орудие мысли. Вот почему людям важно помнить, что не только знание дела может принести им успех, но и то, как они безукоризненно владеет культурой речи, под которой понимают владение нормами устного и письменного литературного языка.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
Современная молодежь - это люди, которые в недалеком будущем будут управлять государством, решать важные вопросы во всех сферах жизнедеятельности. И о том, какое оно будет, это светлое будущее, нужно беспокоиться сейчас.
В настоящее время вопросы языка и культуры речи вышли за рамки филологии, будучи рассмотренными различными науками: психологией, педагогикой, риторикой. Как известно, культура речи является частью культуры личности. В современную эпоху высшего образования существует профессиональная потребность в языковых навыках во всех сферах жизни человека. Таким образом, особая роль высшего образования заключается не только в подготовке квалифицированных специалистов для различных отраслей, но и в обеспечении выпускника вуза необходимыми знаниями и языковыми навыками, чтобы он мог быть эффективным менеджером по избранной специальности. В связи с этим мы подошли к теме с точки зрения обучения культуре речи в техническом вузе.
Опираясь на практику преподавания, можно сделать наблюдение, что студенты демонстрируют в профессиональной речи жаргонизмы и ненормативную лексику, низкий разговорный лексикон, нарушение правил речи. Значит, у них проблемы с нынешним состоянием культуры речи. Как правило, невыразительная, фонетически безграмотная речь, неправильная смысловая структура предложений, невербальные выражения и жесты негативно сказываются на участниках общения. Это подрывает авторитет оратора, порождает взаимное недоверие, создавая впечатление некомпетентности и непрофессионализма. В результате эффективность коммуникации не достигается, что иногда приводит к коммуникативным сбоям.
Таким образом, совершенствование учебного процесса в современном вузе необходимо на современном этапе, когда происходит переосмысление содержания образования, а студент становится центральным субъектом обучения. При этом образовательный процесс превращается в учебно-научный, основанный на интегрированном и развивающем способе обучения. Поэтому важно уделять особое внимание развитию коммуникативной культуры студентов современных вузов. Комплексное изучение языка могло бы улучшить языковую культуру студентов технических специальностей. В конечном итоге это повысит качество профессиональной и социальной культуры будущего высокообразованного технического специалиста, участника профессионального общения.
В связи с вышеуказанными вопросами в данном исследовании мы основываем наш подход на сознательно созданной педагогической среде. В него входят внешние условия, определяющие выбор содержания, форм и методов обучения, направленных на развитие речевой культуры у студентов технического вуза. Анализируя причины снижения культуры речи, необходимо отметить, что этой негативной тенденции способствовала отмена устных выпускных экзаменов по литературе. В результате выпускникам больше не нужно учиться выражать свои мысли устно или письменно. У студентов вузов разный уровень культуры речи и мотивация к ее развитию.
Являясь частью профессиональной культуры, культура речи является профессиональной ценностью будущего специалиста. Поэтому необходимо создавать педагогические условия для развития речевой культуры студентов. В данной статье термин «культура речи» рассматривается как продолжающийся процесс повышения уровня качества речи. В ее основе лежит осознание культуры речи как ценности в профессиональной деятельности. Он предполагает знание литературных норм, правил общения, навыков и умений, обеспечивающих личность инструментами для достижения коммуникативных
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
задачи на определенном уровне. Кроме того, это требует стремления к развитию речевой культуры с целенаправленной педагогической деятельностью.
В связи с вышеизложенным считаем педагогический эксперимент адекватным методом исследования. Дает возможность выяснить уровень речевой культуры студентов, дать теоретическую базу и проверить уровень сформированности речевой культуры студентов в Ташкентском государственном транспортном университете. Рассматривается культура речи как одна из подсистем образовательного процесса. Акцент делается на компетентностном подходе и личностно-ориентированной модели образования. Поэтому она создает педагогические условия для развития субъектно-субъектных отношений со всеми участниками. Научно-методические материалы, используемые на семинарах, практических занятиях и бинарных лекциях по «Речевому общению», обеспечивают формирование речевой культуры и развитие общекультурной компетенции у студентов исследуемого вуза при изучении гуманитарных наук. Вопросы формирования культуры речи в конкретных специальностях давно привлекают внимание ученых. Однако анализ теоретических выводов и знаний о речевых практиках в обществе позволяет обнаружить противоречие между практической потребностью в эффективном обучении культуре речи и ее недостаточной разработанностью в педагогической науке.
К сожалению, следует отметить, что традиционные методы обучения культуре речи в высшей школе не всегда работают. Недостаточно изучать словарный запас, орфографию, логику. Проблема развития культуры речи относится к фундаментальным задачам педагогической науки. В настоящее время образование направлено на личностное развитие. При этом центральным понятием является язык. Понимание языка как межступенчатого компонента развития человека означает поиск эффективных подходов к обучению студентов культуре речи, в том числе и тех обучаемых, которые не подвергались воспитательным действиям по формированию коммуникативных приемов. Педагогические методы, направленные на различные группы обучающихся, имеют одну общую черту: сейчас настало время развивать личности, умеющие говорить, мыслить и действовать по своим принципам.
При изучении гуманитарных дисциплин студенты обогащают свои знания о культуре речи, а их навыки становятся автоматическими. Так, мы использовали такие активные формы обучения, как мастер-класс, проблемные задания, эмоционально-выразительные средства и др. Это позволяет стимулировать творческую активность как преподавателя, так и студента к познавательному общению, направленному на внутренние структуры студентов для их самосовершенствования, а именно, самоорганизации, самореализации, самокоррекции, самоактуализации. Вовлечение студентов вузов в творческую деятельность является одним из характерных принципов этого метода, т. е. сочетания технологий проблемного обучения; интерактивные формы обучения и коммуникативные методики обучения культуре речи.
В исследовании рассматриваются вопросы развития коммуникативной культуры студентов технического вуза в рамках основной образовательной программы и дополнительного обучения. В отличие от имеющихся исследований по этой проблеме, в данном исследовании приводится перечень дефектов речи, влияющих на эффективность профессионального общения. Таким образом, это позволяет предложить комплекс условий обучения для устранения слабости и повышения эффективности формирования речевой культуры студентов технического вуза.
Экспериментальные исследования проводились на базе Ташкентского государственного транспортного университета. В исследовании приняли участие 200 студентов очной формы обучения. Исследование было разделено на три этапа. Отправной точкой экспериментального
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
исследования послужил анализ смежной отечественной и зарубежной исследовательской тематики, а также опыта педагогической практики высшего профессионального образования.
Изучены требования к обучению и культуре речи к студентам технических вузов. Проанализирована спецификация общекультурной компетентности, выявление показателей уровней сформированности речевой культуры и определение педагогических условий. К педагогическим условиям, способствующим формированию культуры речи, относятся: взаимосвязь гуманитарных дисциплин с дисциплинами профессиональной подготовки студентов по культуре речи с учетом языковой личности студента и психолого-педагогических принципов формирования языковой личности; система заданий, направленная на формирование практических навыков. Кроме того, в статье даны рекомендации по преодолению речевых недостатков и повышению качества коммуникативной речи студентов технического профиля. На втором этапе исследования был проведен формирующий эксперимент по апробации разработанных педагогических условий формирования речевой культуры у студентов Ташкентского государственного транспортного университета. Третий этап исследования включал проверку, анализ данных и обработку результатов эксперимента. Проверялась эффективность педагогических условий, направленных на формирование речевой культуры студентов Ташкентского государственного транспортного университета. Мы интерпретировали результаты опроса и уточнили выводы исследования.
В ходе экспериментального исследования преподаватели пытались улучшить коммуникативные и рефлексивные способности студентов экспериментальной группы. Это позволило студентам самостоятельно задавать вопросы, усваивать и анализировать необходимую информацию. Они также приобрели навыки аргументации и рассуждений. Регулярное вовлечение студентов в продуктивные диалоги способствовало получению практических навыков, созданию благоприятной атмосферы и стимулировало сотрудничество между преподавателями и студентами.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что пилотный эксперимент, направленный на формирование речевой культуры у студентов Ташкентского государственного транспортного университета, повлиял на эффективность работы и способствовал повышению коммуникативной культуры каждого студента, участвовавшего в эксперимент. Культура речи - это непрерывный процесс отбора и использования тех языковых средств, которые уместны в конкретной ситуации общения и наиболее эффективно выполняют как коммуникативные, так и педагогические задачи в реальной обстановке образовательного процесса в Ташкентском государственном транспортном университете.
Современный этап развития, современные государственные и общественные реалии, состояние образования в нашей стране, перспективы его обновления делают настоятельной задачу повышения и развития речевой культуры нашего общества. Речевая культура человека является одной из составных частей общей культуры. Речевая культура современного молодого человека неразрывно связана с культурой мышления, чувств, культурой поведения, во многом определяет качества нравственного облика личности, влияет на эффективность коммуникативной деятельности.
Каждый народ имеет тот язык, какого он заслуживает и который ему необходим для удовлетворения своих потребностей в различных сферах жизнедеятельности. И чем богаче национальная культура, чем выше уровень развития общества, тем с большим уважением оно относится к одной из главных составляющих своей нации — к языку.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
Говорят, глаза - зеркало души. Но тогда речь — это зеркало личности. По тому, как изъясняется человек, какие слова и выражения употребляет в своей речи, можно говорить о нем как о личности, сложить о нем мнение, определить, каков уровень его интеллекта, образования, круг его общения и интересов. И поэтому если человек заинтересован в повышении своего рейтинга, имиджа, профессионального роста, в уважении окружающих, ему необходимо повышать свою культуру речи, совершенствовать навыки владения литературным языком, стремиться в целом к совершенствованию себя как личности.
Статья может быть рекомендована преподавателям высших и средних учебных заведений для обеспечения формирования коммуникативной культуры студентов технических специальностей. Исследование не претендует на всеобъемлющие выводы по теме, и исследование может быть продолжено.
Список литературы:
1. Вахобова А. А. Педагогические возможности формирования профессиональных способностей студентов в процессе интерактивного обучения // Вестник технологического университета Республики Таджикистан. 2020. №2 (2). С. 24-27.
2. Соловьева М. В. Развитие речевой культуры студентов в образовательной системе технического вуза: дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2000.
3. Кичева И. В., Шабанова Е. А. Педагогическая модель формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста средствами педагогической риторики // Вестник ПГЛУ. 2015. №3. С. 219-224.
4. Головина Л. И. Роль словарей в работе по повышению культуры речи студентов первого курса нефилологических специальностей // Филолог. 2009. №1-2 (5). С. 218-224.
5. Патяева Н. В., Дарьенкова Н. Н. Воспитание культуры речи у студентов неязыковых специальностей в процессе профессионально-иноязычной подготовки // Концепт. 2020. №01. С.13-24.
6. Манаенкова М. П. Развивающая образовательная среда вуза как условие формирования речевой компетентности у студентов // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Мичуринск, 2019. С. 122-125.
References:
1. Vakhobova, A. A. (2020). Pedagogicheskie vozmozhnosti formirovaniya professional'nykh sposobnostei studentov v protsesse interaktivnogo obucheniya. Vestnik tekhnologicheskogo universiteta Respubliki Tadzhikistan, (2 (2)), 24-27. (in Russian).
2. Solov'eva, M. V. (2000). Razvitie rechevoi kul'tury studentov v obrazovatel'noi sisteme tekhnicheskogo vuza: dis. kand. ped. nauk. Rostov-on-Don. (in Russian).
3. Kicheva, I. V., & Shabanova, E. A. (2015). Pedagogicheskaya model' formirovaniya kommunikativnoi kompetentnosti budushchego spetsialista sredstvami pedagogicheskoi ritoriki. VestnikPGLU, (3), 219-224. (in Russian).
4. Golovina, L. I. (2009). Rol' slovarei v rabote po povysheniyu kul'tury rechi studentov pervogo kursa nefilologicheskikh spetsial'nostei. Filolog, (1-2 (5)), 218-224. (in Russian).
5. Patyaeva, N. V., & Dar'enkova, N. N. (2020). Vospitanie kul'tury rechi u studentov neyazykovykh spetsial'nostei v protsesse professional'no-inoyazychnoi podgotovki. Kontsept, (01), 13-24. (in Russian).
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 8. №4. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
6. Manaenkova, M. P. (2019). Razvivayushchaya obrazovatel'naya sreda vuza kak uslovie formirovaniya rechevoi kompetentnosti u studentov. In Aktual'nye problemy obrazovaniya i vospitaniya: integratsiya teorii ipraktiki, Michurinsk, 122-125. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 14.03.2022 г.
Принята к публикации 173.03.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Эгамбердиева Д. М. Проблемы формирования и развития профессиональной речевой культуры студентов в образовательной среде современного вуза // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №4. С. 539-545. https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/65
Cite as (APA):
Egamberdieva, D. (2022). Problems of Formation and Development of Professional Speech Culture of Students in the Educational Environment of a Modern University. Bulletin of Science and Practice, 8(4), 539-545. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/65