Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корсакова Галина Григорьевна, Поздняков Владимир Владимирович, Зиневич Наталья Вячеславовна

Целью данного исследования является анализ возможностей совершенствования коммуникативной компетентности с помощью сетевых ресурсов в обучении профессиональному иностранному языку в вузе. Задачи исследования: рассмотрение особенностей организации обучения иностранному языку с использованием сетевых ресурсов, обоснование целесообразности их использования в обучении данной дисциплины. Гипотеза исследования: использование сетевых ресурсов будет способствовать совершенствованию коммуникативной компетентности, а также активизации познавательной деятельности по приобретению новых профессиональных иноязычных компетенций. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корсакова Галина Григорьевна, Поздняков Владимир Владимирович, Зиневич Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING COMMUNICATIVE COMPETENCE WITH THE HELP OF NETWORK RESOURCES IN TEACHING A PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY

The purpose of this article is to analyze the possibilities of improving communicative competence with the help of network resources in teaching a professional foreign language at a university. Research objectives: consideration of the features of the organization of foreign language teaching using network resources; justification of the expediency of their use in teaching this discipline. Research hypothesis: the use of network resources will contribute to the improvement of communicative competence, as well as the activation of cognitive activity for the acquisition of new professional foreign language competencies. Researchmethods: observation, questioning, testing.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

УДК 378 https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/75

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

©Корсакова Г. Г. ORCID: 0000-0002-4361-5748, SPIN-код: 2029-7840, канд. пед. наук, Балтийский федеральный университета им. И. Кантa, г. Калининград, Россия,Korsakova.G.2013@yandex.ru ©Поздняков В. В., ORCID: 0000-0001-7609-4363, SPIN-код: 8971-0263, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград, Россия, pozdnyak@rambler.ru ©Зиневич Н. В., ORCID: 0000-0002-2190-7993, SPIN-код: 4927-4285, Балтийский Федеральный университета им. И. Канта, Калининград, Россия, nata-kgu@mail.ru

IMPROVING COMMUNICATIVE COMPETENCE WITH THE HELP OF NETWORK RESOURCES IN TEACHING A PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE AT A UNIVERSITY

©Korsakova G., ORCID: 0000-0002-4361-5748, SPIN-код: 2029-7840, Ph.D., Baltic Federal University named after I. Kant, Kaliningrad, Russiа, Korsakova.G.2013@yandex.ru ©Pozdnyakov V., ORCID: 0000-0001-7609-4363^Ш-код: 8971-0263, Baltic Federal University named after I. Kant, Kaliningrad, Russia pozdnyak@rambler.ru ©Zinevich N., ORCID: 0000-0002-2190-7993, SPIN-код: 4927-4285, Baltic Federal University named after I. Kant Kaliningrad, Russia nata-kgu@mail.ru

Аннотация: Целью данного исследования является анализ возможностей совершенствования коммуникативной компетентности с помощью сетевых ресурсов в обучении профессиональному иностранному языку в вузе. Задачи исследования: рассмотрение особенностей организации обучения иностранному языку с использованием сетевых ресурсов, обоснование целесообразности их использования в обучении данной дисциплины. Гипотеза исследования: использование сетевых ресурсов будет способствовать совершенствованию коммуникативной компетентности, а также активизации познавательной деятельности по приобретению новых профессиональных иноязычных компетенций. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование.

Abstract: The purpose of this article is to analyze the possibilities of improving communicative competence with the help of network resources in teaching a professional foreign language at a university. Research objectives: consideration of the features of the organization of foreign language teaching using network resources; justification of the expediency of their use in teaching this discipline. Research hypothesis: the use of network resources will contribute to the improvement of communicative competence, as well as the activation of cognitive activity for the acquisition of new professional foreign language competencies. Researchmethods: observation, questioning, testing.

Ключевые слова: сетевые ресурсы, образовательные ресурсы, цифровая информационная среда, профессионально-ориентированное обучение, образовательные инструменты.

Keywords: network resources, educational resources, digital information environment, professionally-oriented training, educational tool.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Функционирование информационно-коммуникационных технологий, возрастание объемов информации во всех сферах общественной жизни стало объективной реальностью. Цифровые технологии, коммуникация в социальных сетях, появление новых медиа, блогов, чатов, форумов, мессенджеров формируют виртуальное пространство и это диктует необходимость более оперативного реагирования на потребности обучаемых в новых условиях. Данные процессы приводят к изменениям в сфере социальной коммуникации, расширению сетевых взаимодействий, и, следовательно, к смене подходов к формированию социальных интеракций и коммуникативных норм общения. Учитывая вышесказанное, мы полагаем, что коммуникативная компетентность (далее КК), которая формируется в рамках сетевого общения, требует пристального внимания и изучения, так как в современных условиях ее значение как развивающего потенциала личности многократно возрастает.

В социальной науке КК определяется как «готовность и умения личности использовать ресурсы для организации и осуществления эффективных коммуникативных действий» [1, с. 280]. КК будущего специалиста представляет собой заданный уровень сформированности личного опыта в области профессионального взаимодействия. Анализируя структуру КК, исследователи выделяют следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, личностный и поведенческий. Мотивационный компонент заключается в наличии «потребности в позитивных контактах, смысловые установки на успешное взаимодействие, ценности и цели общения. Содержание когнитивного компонента составляют социальное восприятие, воображение и мышление, рефлексивные, оценочные и аналитические способности, а также знания о психологии личности. Личностные характеристики, перцептивные способности раскрывают личностный компонент коммуникативной компетентности. Поведенческий компонент — это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективный контроль коммуникативного поведения» [2, с. 128].

Источниками КК являются индивидуальные личностные уникальные качества, уровень образования и воспитания, приобретенный опыт, а также способности личности. Профессиональная КК не формируется стихийно, необходимы целенаправленная педагогическая работа и дидактические условия, использование определенных форм и методик преподавания дисциплин. Формирование КК будущих специалистов на основе эффективной организации сетевых взаимодействий является одной из важнейших задач вуза.

Практический опыт реализации коммуникативного подхода в процессе обучения иностранному языку в вузе выражается в разработке технологического инновационного обеспечения и внедрения методик с доминированием взаимодействия всех участников сетевой коммуникации. Мы согласны с мнением С. В. Титовой [6], что цифровые технологии обучения позволяют создать коммуникативное учебное пространство и наиболее эффективно обеспечить интеракцию обучаемых с электронной системой, преподавателем и между собой. Познавательная деятельность обучаемых реализуется в режиме группового общения и обсуждения, при этом постановка и решение учебных задач происходит в формате коммуникативного сотрудничества, а усвоение информации происходит в индивидуальном порядке. Мы также согласны с тем, что использование сетевых ресурсов становится целесообразным, особенно в сфере преодоления психологических и языковых барьеров, возникающих при овладении иноязычной речью [6].

Кроме того, цифровые технологии предполагают расширение поля коммуникации на основе «слухо-зрительного синтеза» [4], что способствует более оперативному восприятию, переработке и интерпретации получаемой информации. Поэтому применение цифровых

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

технологий в обучении позволяет разнообразить коммуникативные практики, формы, модели межличностного и межгруппового взаимодействия, обогатить содержание виртуальной наглядностью. В последнее время во многих вузах в качестве онлайн-платформ для сетевой коммуникации преподавателей и студентов успешно используются системы по управлению обучением LMS, а также модульная обучающая среда Moodle, ресурсы Google и мессенджеры. Несмотря на имеющиеся теоретические исследования, вопросы, связанные с переосмыслением содержания и роли КК в связи с цифровизацией образовательного процесса, освещены недостаточно. Практический опыт работы в студенческих группах и эмпирические наблюдения показывают, что студенты испытывают неуверенность с формулированием вопросов, аргументированной презентацией собственного мнения, отсутствием навыков профессиональной коммуникации и решения конфликтных ситуаций. Это происходит в результате недостаточной разработанности практических подходов и педагогических условий к развитию КК у обучаемых, а также отсутствием в профессиональных и образовательных стандартах специальных дисциплин, формирующих необходимые навыки. Поэтому целью данной статьи является выявление возможности использования сетевых сервисов в процессе формирования основных компонентов КК студентов бакалавриата юридического института БФУ им. Канта, которые прошли обучение по электронному учебному курсу «Английский язык в сфере юриспруденции», основанном на проблемно-деятельностном подходе. В ходе аудиторных и внеаудиторных занятий с целью формирования КК использовались методы интерактивного обучения, такие как презентация нелинейного текста с обсуждением в форме комментариев в сервисе «Чат» и «Беседа», анализ проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение аудио и видео подкастов с записью собственных видеофрагментов, работа с электронными таблицами, электронными картами памяти, тестовые задания с мгновенной проверкой.

Реализация обучения студентов с использованием сетевых ресурсов проводилась в юридическом институте БФУ им. Канта поэтапно с целью постепенного перехода от восприятия представленного материала к обмену речевой информацией и эффективной коммуникации [3]. Задача преподавателя заключалась в разработке электронных ресурсов и вовлечение обучаемых во взаимодействие в привычной для них виртуальной информационной среде с целью изучения профессионального иностранного языка.

Формирование вышеуказанных компонентов КК проходило поэтапно в рамках экспериментального обучения с целью подтверждения рабочей гипотезы, которая заключалась в следующем: использование сетевых ресурсов будет способствовать формированию всех компонентов КК, а также активизации познавательной деятельности по приобретению новых профессиональных иноязычных компетенций. Формирование мотивационного компонента КК заключалось в создании педагогических условий, актуализация мотивов на основе потребностей, которые являются важными ценностными ориентациями в профессиональной деятельности. Данный этап характеризуется постановкой целей предстоящей деятельности. Было проведено анкетирование с целью выявления готовности обучаемых к сетевому образовательному взаимодействию. Студентам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Как вы считаете, можно ли использовать сетевые ресурсы для развития навыков публичной речи и профессиональной коммуникации юристов?

2. Целесообразно ли использование сервисов «Беседа» и «Чат» на электронных платформах с участием преподавателя по изучаемой дисциплине?

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

3. Представляется ли Вам использование сервисов «Беседа» и «Чат» в качестве электронной поддержки учебного процесса по изучаемой дисциплине удобным и по какой причине?

4. В чем Вы видите недостатки использования сетевых ресурсов применительно к организации учебного процесса?

5. Как бы Вы организовали оповещение сокурсников?

6. Как часто вы используете вышеуказанные сервисы при подготовке к занятиям по изучаемым дисциплинам?

Результаты проведенного анкетирования показали, что подавляющее большинство студентов положительно относятся к использованию сетевых ресурсов в изучении дисциплины для развития речевой юридической коммуникации. Проведение занятий с использованием таких форм работы, в которых студенты будут активно использовать мессенджеры, «Чат», комментарии, выступать с презентациями, записывать собственные видеоблоги, проводить деловые игры и тренинги, может значительно повысить мотивацию и уровень профессиональной коммуникации обучаемых. На этом этапе было важно найти наиболее эффективные формы работы с сетевыми ресурсами, которые бы способствовали формированию КК, а далее обеспечить переход к следующему этапу экспериментального обучения.

Следующий этап обучения профессиональному иностранному языку был связан с погружением в аутентичную языковую среду с визуализацией ситуаций общения, применением исследовательских и диалоговых методов, осмыслением информации, поступающей в виртуальном пространстве. Анкетирование респондентов выявило следующие положительные аспекты учебной работы с сетевыми ресурсами на этом этапе:

1. Наглядность и визуализация всех материалов в линейном и нелинейном форматах — при использовании информационных и коммуникационных технологий появляется возможность наглядно представить разнообразные понятия и абстрактные закономерности и модели, а затем обсуждать их;

2. Доступность, простота и удобство в работе — алгоритм обмена сообщениями и файлами является простым в использовании;

3. Индивидуализации обучения — доставка персонифицированных сообщений позволяет оповещать определенных участников и вести с ними переписку;

4. Сознательность обучения — студент может наиболее оптимальным образом организовывать свое обучение;

5. Активность обучаемых — преодоление психологических и языковых барьеров, возникающих при овладении иноязычной речью.

В процессе заключительного этапа работы с сетевыми ресурсами обобщался приобретенный языковой опыт, оценивались темпы продвижения обучаемых по экспериментальной технологии с применением сетевых ресурсов, измерялся индекс активности каждого участника. Преподаватели осуществляли сбор, анализ и мониторинг новых возможностей обучения, что позволило сделать выводы об эффективности использования сетевых ресурсов для совершенствования КК. Таким образом, в процессе обучения была подтверждена рабочая гипотеза, а именно то, что использование сетевых ресурсов будет способствовать формированию всех компонентов КК, а также активизации познавательной деятельности по приобретению новых профессиональных иноязычных компетенций.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №6. 2022

http://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/79

Список литературы:

1. Болотова А. К., Жуков Ю. М. Психология коммуникаций. М., 2015. 495 с.

2. Голуб О. Ю. Коммуникативная компетентность в условиях сетевых взаимодействий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2019. Т. 19. №2. С. 126-130.

3. Корсакова Г. Г., Зиневич Н. В. Использование цифровых технологий в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Перспективы науки. 2021. №12 (147). С. 292-295.

4. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 219 с.

5. Сысоев П. В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образование в России. 2013. №10. С. 90-97.

6. Титова С. В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. №7-8(1591-60). С. 7-14.

References:

1. Bolotova, A. K., & Zhukov, Yu. M. (2015). Psikhologiya kommunikatsii. Moscow. (in Russian).

2. Golub, O. Yu. (2019). Kommunikativnaya kompetentnost' v usloviyakh setevykh vzaimodeistvii. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya, 19(2), 126-130. (in Russian).

3. Korsakova, G. G., & Zinevich, N. V. (2021). Ispol'zovanie tsifrovykh tekhnologii v obuchenii inostrannomu yazyku studentov neyazykovogo vuza. Perspektivy nauki, (12 (147)), 292295. (in Russian).

4. Zimnyaya, I. A. (1991). Psikhologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole. Moscow. (in Russian).

5. Sysoev, P. V. (2013). Napravleniya i perspektivy informatizatsii yazykovogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii, (10), 90-97. (in Russian).

6. Titova, S. V. (2016). Didakticheskie problemy integratsii mobil'nykh prilozhenii v uchebnyi protsess. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 21(7-8(1591-60)), 7-14. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 08.05.2022 г. 11.05.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Корсакова Г. Г. Поздняков В. В., Зиневич Н. В. Совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности с помощью сетевых ресурсов в неязыковом вузе // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №6. С. 677-681. https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/75

Cite as (APA):

Korsakova, G., Pozdnyakov, V., & Zinevich, N. (2022). Improving Communicative Competence with the Help of Network Resources in Teaching a Professional Foreign Language at a University. Bulletin of Science and Practice, 8(6), 677-681. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/79/75

® I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.