Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОТДЕЛКА ЗДАНИЙ / НАУЧНАЯ РЕЧЬ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ / ТЕКСТ / ТЕРМИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанов Навруз Баротович

В статье говорится о способах формирования коммуникативной компетенции студентов при подготовке высококвалифицированных специалистов на практическом курсе русского языка в техническом вузе. По мнению автора особую роль в этом играет моделирование возможных рабочих ситуаций на занятиях русского языка. Автор рассматривает методы обучения и способы развития устной речи студентов с помощью отработки лексико-грамматических моделей на материале тематических текстов. Предложенные виды заданий помогут студентам трансформировать текст, сокращать, отбирать в нем главное, а затем последовательно его воспроизводить. Автором предложены разработки коммуникативно-ситуативных заданий для обучения профессиональному русскому языку студентов по направлению подготовки 750500 «Строительство», профиль «Производство строительных материалов, изделий и конструкций» (ПСК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасанов Навруз Баротович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE TASKS IN THE RUSSIAN LANGUAGE CLASSES AT A TECHNICAL UNIVERSITY

The article deals with the methods of forming the communicative competence of students in the preparation of highly qualified specialists. According to the author, modeling of potentially possible working situations plays a special role in this. The author examines teaching methods and ways of developing students’ oral speech by practicing lexical and grammatical models on the basis of thematic texts. The proposed types of assignments, to some extent, will help students transform the text, shorten it, select the main thing in it, and then reproduce it sequentially. The author proposed the development of communicative-situational tasks for teaching the professional Russian language to students in the direction of training 750500 “Construction”, profile “Production of building materials, products and structures” (PSK).

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №9. 2021

https://www.buUetennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/70

УДК 378. 147 https://doi.org/10.33619/2414-2948/70/56

КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

©Хасанов Н. Б., канд. пед. наук, Киргизский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры имени Н. Исанова, г. Бишкек, Кыргызстан, Navruz 1960@mail.ru

COMMUNICATIVE TASKS IN THE RUSSIAN LANGUAGE CLASSES AT A TECHNICAL UNIVERSITY

©Khasanov N., Ph.D., Kyrgyz State University of Construction, Transport and Architecture named after N. Isanov, Bishkek, Kyrgyzstan, Navruz_1960@mail.ru

Аннотация. В статье говорится о способах формирования коммуникативной компетенции студентов при подготовке высококвалифицированных специалистов на практическом курсе русского языка в техническом вузе. По мнению автора особую роль в этом играет моделирование возможных рабочих ситуаций на занятиях русского языка. Автор рассматривает методы обучения и способы развития устной речи студентов с помощью отработки лексико-грамматических моделей на материале тематических текстов. Предложенные виды заданий помогут студентам трансформировать текст, сокращать, отбирать в нем главное, а затем последовательно его воспроизводить. Автором предложены разработки коммуникативно-ситуативных заданий для обучения профессиональному русскому языку студентов по направлению подготовки 750500 «Строительство», профиль «Производство строительных материалов, изделий и конструкций» (ПСК).

Abstract. The article deals with the methods of forming the communicative competence of students in the preparation of highly qualified specialists. According to the author, modeling of potentially possible working situations plays a special role in this. The author examines teaching methods and ways of developing students' oral speech by practicing lexical and grammatical models on the basis of thematic texts. The proposed types of assignments, to some extent, will help students transform the text, shorten it, select the main thing in it, and then reproduce it sequentially. The author proposed the development of communicative-situational tasks for teaching the professional Russian language to students in the direction of training 750500 "Construction", profile "Production of building materials, products and structures" (PSK).

Ключевые слова: коммуникативные задания, коммуникативная компетенция, отделка зданий, научная речь, речевая деятельность, речевые навыки, текст, термины.

Keywords: communication tasks, communicative competence, building decoration, scientific speech, speech activity, speech skills, text, terms.

Процесс работы над грамматическими заданиями учебников должно быть направлен на развитие речевой компетенции студентов технического вуза. Построение высказываний на уровне отдельных предложений является первым этапом работы над новым материалом.

Преподаватели-практики, работающие в вузах, утверждают, что такие предложения помогают студентам в развитии речевых умений, оказывая помощь лишь в формировании грамматических навыков. Упражнения такого характера вызывают безразличие к

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №9. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/70

содержанию высказывания. Студентам не интересно чисто грамматический материал, где акцент делается на изучение грамматической темы.

И, вообще, сама организация учебного процесса с упором на грамматику, на формирование грамматических навыков в целом не обеспечивают формирования умений общения с носителями языка в естественных условиях.

Как показывает анализ наблюдений за работой своих коллег, неподготовленная речь в виде монолога и его превалирование в структуре занятий русского языка часто становится основным видом деятельности. На занятиях нужно много времени отводить на такие виды работ, как анализ и вычленение определенной информации с коммуникативной целью, ее сравнение, сопоставление, аналогия и рассуждение по содержанию прочитанного, комментирование читаемого текста и другие.

Студентам было бы интереснее работать с текстами по специальности и заданиями к ним. Например:

Задание 1. Прочитайте текст. Определите смысловой тип текста.

Для придания зданию законченного вида его отделывают. Штукатурка, мрамор, гранит, керамика, декоративный кирпич, декоративная живопись, стекло, применяемые в отделке зданий, очень хорошо украшают внешний вид здания.

Обойные, линолеумные, плиточные, паркетные и столярные материалы, использующиеся при внутренней отделке здания, также служат для украшения внутренней части здания.

В настоящее время многие материалы, употребляемые для отделки, заменяются синтетическими: линолеумом, пластикатными плитками, моющимися обоями, синтетическими коврами. Кроме того, используются и элементы, отражающие монументально-декоративное искусство, а именно: вестибюли украшают большими мозаичными панно.

Задание 2. Сформулируйте основную мысль текста. Из текста выпишите узкоспециальную и общенаучную терминологию. Ответьте на вопросы по тексту.

С какой целью отделывают внешность зданий?

Какие материалы используются для отделки зданий?

Какие материалы используются при внутренней отделке здания?

Расскажите о заменителях, употребляемых для отделки.

Чем украшают вестибюли зданий?

Задание 3. Определите микротему первого абзаца, выделите ключевые слова, составьте с ними предложения. Выделите в тексте лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.

Иногда преподаватель не последователен в достижении конечной цели, именно развития речевых навыков. Часто случается и так, если слабая группа, больше времени уходит на выполнение одного или двух заданий из учебника или учебного пособия (или минут 15-20 уделяется чтению и комментированию одного текста). В такой группе на выполнение остальных упражнений не остается времени [2].

В результате этого коммуникативные цели обучения отходят на второй план. Оценку ставят как за мелкие операционные действия такие, как дописать окончание, так и крупные, как воспроизведение текста, продуцирование неподготовленной речи.

Очень часто на занятиях можно наблюдать такую картину, иногда преподаватели за неподготовленную речь студента, где встречаются много речевых ошибок, занижают оценки.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №9. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/70

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости реорганизации образовательной среды, внедрения такого уровня языка, который предоставлял бы студентам все условия для выработки компетенций и способствовал бы их личностному развитию и расширению коммуникационных возможностей говорить на русском языке.

Развитие речи студентов, на наш взгляд, можно осуществить в двух направлениях: грамматика и развитие речи; чтение и развитие речи. В процессе обучения эти направления тесно переплетаются: грамматический материал вычленяется из текста, осознается его смысл [1].

Основу занятия в вузе должна составить коммуникативная тема, в содержание которой входит уже усвоенный и вводимый лексический или грамматический материал, а тренировочные упражнения должны подготовить студентов к осуществлению комплексной речевой деятельности. Например:

Задание 1. Ответьте на вопросы письменно, используя причастные обороты, данные в скобках. Согласуйте причастия с выделенным словом.

Какие перекрытия называют цокольным? (расположенный над подвалом).

Какой выступ на стене называют карнизом? (поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды).

Из какого кабеля состоит устройство обогрева пола? (уложенный на теплоизолирующую площадку).

В каком подвале размещаются технические помещения и хозяйственные кладовые? (предусмотренные под всем домом).

Задание 2. Перепишите предложения, распространив однородными членами. Образец: Машина была новой конструкции ... Машина была новой конструкции, экономична, проста в обращении.

К текущему ремонту, производимому за счет эксплуатационных расходов, относятся побелка комнат...

Прежде всего в строительстве здания выполняют земляные работы.......

После нулевого цикла возводят стены ...

При наружной отделке зданий применяется штукатурка ...

Готовясь к штукатурке, насекают поверхность топором ...

Задание 3. Замените союзные сложные предложения бессоюзными, поставьте нужные знаки препинания.

Если район с повышенной сейсмичностью, то в наружных стенах в уровнях междуэтажных перекрытий ставят дополнительную горизонтальную арматуру. 2. При индустриализации строительства на строительную площадку завозят объемные элементы с установленным оборудованием и отделкой, а число монтажных элементов сокращается до минимума. 3. Когда по техническим или эксплуатационным условиям недопустимо устройство подполий, в зданиях и сооружениях под полом первого этажа укладывают охлаждающие трубы или каналы.

Задание 4. Вы - владелец только что открытой фирмы по организации ремонтных и монтажных работ. Вам предстоит набрать штат сотрудников. Проведите собеседование с несколькими из претендентов с целью отобрать наиболее компетентных специалистов (в ролях соискателей - сокурсники) [2].

Задание 5. Представьте себе, что к вам за помощью обратился товарищ по группе: он не может разобраться в задании курсового проекта. Расскажите ему ход работы, используя данные словосочетания (по возможности употребите сложносочиненные предложения) [3].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №9. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/70

Задание 6. Представьте себе, что в вашей группе идет дискуссия: какой труд следует считать наиболее нужным, полезным для общества? Выступите в этом споре; советуем вам развить мысль, заключенную в словах М. Горького: "Нужно любить то, что ты делаешь, и тогда труд - даже самый грубый - возвышается до творчества".

Такие упражнения нужно построить на коммуникативно значимом языковом материале, который соотносится с речевой темой занятия. Преподаватель должен знать и представлять себе, чему он учит своих студентов на каждом конкретном занятии. Он должен представить себе в каком объеме, какому типу и в каких ситуациях будет использована информация, полученная при чтении и к какому типу относится высказывание.

Итак, использование на занятиях заданий, описанных в данной статье, способствуют формированию речевой компетентности будущих специалистов.

Список литературы:

1. Жаналина Л. К. Концепция школьного учебника русского языка: принципы интегративного подхода // Современные технологии и практика преподавания языка и литературы: Материалы международной научно-практической конференции. Алматы. 2005. С. 7.

2. Покушалова Л. В. Формирование иноязычной компетенции профессионально-ориентированной компетенции у студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. №3. С. 151-154.

3. Хасанов Н. Б., Ашымова Ж. А., Рахманова Н. А. Русский язык для студентов специальности «Строители». Бишкек, 2019.

References:

1. Zhanalina, L. K. (2005). Kontseptsiya shkol'nogo uchebnika russkogo yazyka: printsipy integrativnogo podkhoda. In Sovremennye tekhnologii i praktika prepodavaniya yazyka i literatury: Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Almaty, 7. (in Russian).

2. Pokushalova, L. V. (2011). Formirovanie inoyazychnoi kompetentsii professional'no-orientirovannoi kompetentsii u studentov tekhnicheskogo vuza. Molodoi uchenyi, (3), 151-154. (in Russian).

3. Khasanov, N. B., Ashymova, Zh. A., & Rakhmanova, N. A. (2019). Russkii yazyk dlya studentov spetsial'nosti "Stroiteli". Bishkek.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 05.08.2021 г. 09.08.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Хасанов Н. Б. Коммуникативные задания на занятиях русского языка в техническом вузе // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №9. С. 563-566. https://doi.org/10.33619/2414-2948/70/56

Cite as (APA):

Khasanov, N. (2021). Communicative Tasks in the Russian Language Classes at a Technical University. Bulletin of Science and Practice, 7(9), 563-566. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/70/56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.