Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
УДК 37.013 https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/52
ИЗУЧЕНИЕ СОЮЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ КОММУНИКАТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ
©Умарова Д. З., ORCID: 0000-0001-9238-2816, Ферганский политехнический институт,
г. Фергана, Узбекистан, [email protected]
STUDYING UNIONS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS AS A MEANS OF FORMING LANGUAGE COMMUNICATION-ORIENTED SKILLS OF STUDENTS
©Umarova D., ORCID: 0000-0001-9238-2816, Fergana Polytechnic Institute, Fergana, Uzbekistan, [email protected]
Аннотация. Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что в работе собраны и проанализированы сведения о союзах в русском языке, что вносит определенный вклад в разработку и решение актуальных вопросов теории современного русского языка. Слово является важнейшей единицей языка. Русский язык имеет огромный лексический запас. С помощью слов можно назвать не только разнообразные явления, предметы, действия, но и признаки, различные оттенки значений. Слово имеет определенный смысл. Чем больше словарный запас, чем образованнее и эрудированнее человек, тем богаче и интереснее становится его язык, тем свободнее становится его речь.
Abstract. The theoretical significance of this work lies in the fact that the work collected and analyzed information about conjunctions in the Russian language, which makes a certain contribution to the development and solution of topical issues in the theory of the modern Russian language. The word is the most important unit of language. The Russian language has a huge vocabulary. With the help of words, one can name not only various phenomena, objects, actions, but also signs, various shades of meanings. The word has a certain meaning. The larger the vocabulary, the more educated and erudite a person is, the richer and more interesting his language becomes, the freer his speech becomes.
Ключевые слова: союзы, устная и письменная речь, функционально-стилистическая задача, развивающее воздействие, коммуникативные.
Keywords: unions, oral and written speech, functional and stylistic task, developmental impact, communicative.
Современный специалист должен отвечать новым требованиям в области образования и компетенции, что обусловлено инновационными процессами, происходящими в различных сферах современного общества и, прежде всего, в науке и технике. Эти процессы требуют от высшего образования поиска новых путей модернизации и развития [6]. Сегодня гораздо важнее, чтобы молодые люди, умели самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая новые знания по избранной профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь. Социально-политические и экономические преобразования во всех
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Ясно, что в современных вызовах времени и содержание учебного предмета, и методика его преподавания должны действительно доказывать свою многостороннюю эффективность [7].
В профессиональном образовании сегодня важно расширение задач и содержания иноязычного общения за счет междисциплинарного подключения иностранного языка к изучению других дисциплин и профессионально-ориентированного обучения. Известно, что качество знаний определяется тем, как их использует обучаемый. В системе компетенций выделяются ключевые компетентности нескольких уровней, которые необходимо учитывать при подготовке высококвалифицированного специалиста независимо от профессиональной направленности [1]. В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность [8].
Лексику русского языка можно разделить на общую и специальную. Общая лексика принадлежит к языку как средству коммуникации в любых условиях и должна быть понятна каждому. Специальная лексика не имеет общего употребления и понятна лишь тем, кто занят в той же области, поэтому профессиональное обучение требует овладения соответствующим подъязыком, основу которого составляет такая лексика [5].
Одним из важнейших аспектов проблемы является совершенствование синтаксического строя русской устной и письменной речи студентов в связи с изучением союзных конструкций. В системе служебных частей речи особое место занимают союзы. Союзы обладают высокой частотностью употребления, выполняя в речи несколько функций: логико-грамматическую, экспрессивную, стилеобразующую. Правила правописания союзов в настоящее время представлены в виде сопоставления некоторых союзов, сохраняющих словообразовательные связи с другими словами (прежде всего, с местоимениями и наречиями), с соответствующими сочетаниями слов (также, тоже, чтобы, причем, притом, зато, затем, отчего, оттого). Существенная роль при таком сопоставлении принадлежит дифференцирующим контекстам. Правила правописания союзов нуждаются в более четком противопоставлении простых союзов, пишущихся слитно, составным, пишущимся не в одно слово. Как отмечает академик В. Б. Виноградов, «функции союзов в структуре речи, в сущности, запредельны морфологии». Они действуют на самом высоком уровне языка — синтаксическом — и «играют громадную организующую роль» не только в составе предложения, но и в тексте. Обращение к теории текста в обучении требует оптимального представления функций союзов: логико-грамматических, текстообразующих, выразительных — исключительно важных для формирования осознанных речевых умений студентов. Изучение значений и функций союзов в тексте, рассматривается на уровне морфологии и синтаксиса предложения. Недостаточное внимание к функциональным свойствам данной грамматической категории и обусловливает низкий уровень сформированности умений учащихся распознавать союзы в тексте и целесообразно использовать их в речи. Научные системные знания о союзе создают благоприятные условия для речевого развития студентов при изучении данной грамматической категории. Речевая направленность занятий достигается путем обращения к специальному дидактическому материалу — текстам, позволяющим показать логико-грамматическую, выразительную, тексто- и стилеобразующую роль союзов, иллюстрирующих коммуникативные функции союзов в тексте. Текстовый подход к изучению союза позволяет систематизировать, дополнить, обобщить и углубить представления учащихся о значении союзов в тексте, знания о тексте и его структуре, что ж является теоретической основой для формирования осознанных речевых умений, необходимых для создания связных текстов. Изучение союзов в функциональном
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
аспекте позволяет ослабить влияние тех психологических факторов, которые определяют характер речевых ошибок и недочетов в письменных работах студентов, и создает научную теоретическую и практическую базу для изучения синтаксиса. Умения, выработанные в процессе изучения союза в функциональном аспекте и используемые студентами для создания рассуждения научного стиля, являются «операционным» средством усвоения любых знаний и имеют межпредметный характер. К ним относятся умение употреблять союзы с функционально-стилистической задачей: а) в рассуждении научного стиля для выражения точности и логичности; б) в художественном описании для выразительности; умение использовать союзы в качестве средства межфразовой связи и для выражения смысловой зависимости предложений в тексте; умение совершенствовать текст в соответствии с коммуникативной целесообразностью, выбирая нужный союз из синонимического ряда с целью введения в текст в соответствии с речевой ситуацией или упраздняя союзы, не соответствующие функционально-стилистическим особенностям текста. Формирование языковых и речевых (коммуникативных) умений студентов при изучении союза осуществляется при помощи методов и приемов, способствующих развитию интеллектуальных и речевых способностей студентов через систему практических упражнений, направленных на закрепление и совершенствование конкретных речевых действий и отражающих деятельностный характер обучения русскому языку. В упражнениях содержатся речевые задания, направленные на обоснование целесообразности выбора тех или иных союзов, на преобразование языкового материала, на создание высказывания, что характеризует рост самостоятельности студентов в овладении речевыми умениями. Осознанное отношение к отбору языковых средств осуществляется при помощи ситуативных упражнений, направленных на изменение высказывания в зависимости от ситуации общения. Особое внимание в системе заданий уделялось тому, чтобы обучение велось не только с позиции использования возможностей действующей программы для внедрения разработанных видах заданий, но и в обратном направлении. Задания использовались для формирования орфографической и пунктуационной грамотности студентов, определенной действующей программой. Наблюдения в процессе обучения свидетельствуют о том, что изучение грамматического материала в функциональном аспекте оказывает развивающее воздействие на интеллектуальные и речевые способности студентов. Также у студентов развиваются коммуникативные умения, подтверждающие общую закономерность процесса развивающего обучения: осознанное применение знаний по грамматике в речи оказывающие положительное влияние на речемыслительные способности студентов, раскрывают наличие в долговременной памяти студентов аналитических и речевых умений, сформированных в процессе обучении, свидетельствуют о гибкости и прочности умений, о способности студентов творчески переносить их в различные речевые ситуации. Это позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности предлагаемой методики изучения союза в функциональном аспекте на занятиях русского языка и подтверждает состоятельность сформулированной в дипломном проекте научной новизны исследования.
Чем богаче система языка, тем больше возможности варьировать речевые структуры, обеспечивая наилучшие условия коммуникативного речевого воздействия. Чем обширнее и свободнее речевые навыки человека, тем лучше, при прочих равных условиях, он «отделывает» свою речь, ее качества — правильность, точность и т.д. Чем богаче и сложнее смысловые задания текста, тем большие требования он предъявляет к речи, и, откликаясь на эти требования, речь приобретает большую сложность, гибкость и многообразие [2]. Важное место в работе со студентами занимает фиксация вещественных материалов, которая
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
включает: а) описание предметов; б) их графическую зарисовку, что также является немаловажным при изучении русского языка на основе этнографических текстов [3]. Актуальное значение приобретает воспитание молодого гармонично развитого поколения в семье и в образовательной системе [4].
Список литературы:
1. Умарова Д. З. Проблемы и задачи современного образования // Вопросы науки и образования. 2017. №2. С. 108-110.
2. Умарова Д. З. Взаимодействие культуры языка с культурой речи // Достижения науки и образования. 2018. Т. 1. № 8(30). С. 52-53.
3. Холматова Д. А. Функционирование би- и полилингвизма в языках этносов Республики Узбекистан // Русский язык как средство расширения международных компетенций: Сборник материалов Международной видеоконференции. Оренбург, 2021. С. 51-56.
4. Умарова Д. З. Степень участия женщины в социализации личности подрастающего поколения // Вопросы науки и образования. 2017. №3 (4).
5. Холматова Д. А., Алишеров Ш. Сфера функционирования строительных терминов // Современные инновации. 2021. №1 (39).
6. Рахматова О. К., Косимова Д. Р. Актуальные проблемы преподавания русского языка в технических вузах // Проблемы современной науки и образования. 2019. №12-2(145). С. 127-129.
7. Нишонов У И. Применение метода проектных работ на уроках русского языка и литературы в нефилологических вузах // Вопросы науки и образования. 2019. №18(65). С. 4245.
8. Нишонов У И., Парпиева М. М. Лингвистические проблемы перевода: текст как объект переводческой деятельности // Проблемы современной науки и образования. 2019. №11-2(144). С. 49-51.
9. Умарова Д. З. Формы, методы и средства развития творческой активности студентов вузов // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №7. С. 310-314. https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/41
References:
1. Umarova, D. Z. (2017). Problemy i zadachi sovremennogo obrazovaniya. Voprosy nauki i obrazovaniya, (2), 108-110. (in Russian).
2. Umarova, D. Z. (2018). Vzaimodeistvie kul'tury yazyka s kul'turoi rechi. Dostizheniya nauki i obrazovaniya, 1(8(30)), 52-53. (in Russian).
3. Kholmatova, D. A. (2021). Funktsionirovanie bi- i polilingvizma v yazykakh etnosov Respubliki Uzbekistan. In Russkii yazyk kak sredstvo rasshireniya mezhdunarodnykh kompetentsii: Sbornik materialov Mezhdunarodnoi videokonferentsii, Orenburg, 51-56.
4. Umarova, D. Z. (2017). Stepen' uchastiya zhenshchiny v sotsializatsii lichnosti podrastayushchego pokoleniya. Voprosy nauki i obrazovaniya, (3 (4)). (in Russian).
5. Kholmatova, D. A., & Alisherov, Sh. 2021. Sfera funktsionirovaniya stroitel'nykh terminov. Sovremennye innovatsii, (1 (39)). (in Russian).
6. Rakhmatova, O. K., & Kosimova, D. R. 2019. Aktual'nye problemy prepodavaniya russkogo yazyka v tekhnicheskikh vuzakh. Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya, (12-2(145)), 127-129. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
7. Nishonov, U. I. (2019). Primenenie metoda proektnykh rabot na urokakh russkogo yazyka i literatury v nefilologicheskikh vuzakh. Voprosy nauki i obrazovaniya, (18(65)), 42-45. (in Russian).
8. Nishonov, U. I., & Parpieva, M. M. (2019). Lingvisticheskie problemy perevoda: tekst kak ob"ekt perevodcheskoi deyatel'nosti. Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya, (11-2(144)), 4951. (in Russian).
9. Umarova, D. (2021). Forms, Methods and Means of Developing Creative Activity of University Students. Bulletin of Science and Practice, 7(7), 310-314. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/41
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 07.02.2022 г. 13.02.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Умарова Д. З. Изучение союзов на занятиях русского языка как средство формирования языковых коммуникативно ориентированных умений студентов // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №3. С. 433-437. https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/52
Cite as (APA):
Umarova, D. (2022). Studying Unions in Russian Language Lessons as a Means of Forming Language Communication-oriented Skills of Students. Bulletin of Science and Practice, 8(3), 433437. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/52