Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
УДК 372.881.16 https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/49
РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА
©Бакирова М. B., ORCID: 0000-0002-6425-9703, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Абдуллаева Ж. Д., ORCID: 0000-0001-5 777-4478, SPIN-код:1815-7416, канд. хим. наук,
Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]
THE ROLE OF INNOVATIVE METHODS IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' SPEECH IN RUSSIAN LANGUAGE CLASSES
©Bakirova M., ORCID: 0000-0002-6425-9703, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected] ©Abdullaeva Zh., ORCID: 0000-0001-5777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. Актуальность: применение стратегии критического мышления, как основное направление инновационного метода, которое имеет важное значение в развитии мышления студентов, в обогащении словарного запаса и повышении активности учащихся на занятиях русского языка. Цели исследования: раскрыть роль и сущность инновационного метода в развитии речи студентов бакалавриата. Материалы и методы исследования: описываются методические советы, как проводить занятия по стратегии «Знаем, хотим знать, узнали». Результаты исследования: эта стратегия позволяет студентам рассказать и написать, вспомнить, то, что знают по данной теме в настоящий момент, позволяет им вспомнить полученные знания по пройденным темам и направляет к новым знаниям. Выводы: данная стратегия является источником развития мышления, речи, обогащения словарного запаса и навыков активизации студентов.
Abstract. Research relevance: critical thinking strategy application is the main direction of innovative method, which is important in development of students' thinking, in enriching the vocabulary and increasing the activity of students in the Russian language classes. Research objectives: to reveal the role and essence of the innovative method in the development of speech of undergraduate students. Research methods and materials: methodological advice is described on how to conduct classes based on strategy "We know, we want to know, we learned". Research results: this strategy allows students to tell and write, remember what they know on a given topic at the moment, allows them to recall the knowledge gained on topics covered and directs them to new knowledge. Conclusions: strategy is a source of thinking and speech development, enrichment of vocabulary and activation skills of students.
Ключевые слова: метод, инновация, мышление, речь, анализ.
Keywords: method, innovation, thinking, speech, analysis.
Нововведение, или инновация, характерно для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становится предметом изучения, анализа и внедрения.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных преподавателей или учителей, целых коллективов. Важнейший фактор успешного общения заключается в коммуникативной компетенции собеседников, их способности к достижению психологического, когнитивного и эмоционального контакта [1]. Применительно к педагогическому процессу «инновация» означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, воспитания, организацию совместной деятельности преподавателей и учащихся. Инновационные методы помогают расширять понятие студентов. А понятие - это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Оно не наглядно, не содержит в себе всего богатства индивидуальных признаков предмета. Например, в понятие «человек» не входят индивидуальные признаки какого-либо человека, а только те, которые выражают сущность человека как такового, принадлежит всем людям вообще. Понятие образуется в результате ряда логических приемов: сравнения, анализа абстрагирования, синтеза, обобщения. Если обратиться к лингвистической и семантической литературе, то можно отметить несколько положений, на которые следует опереться [2]. Формулировка «Инновационные технологии» предполагает новые подходы в работе над устранением того или иного нарушения, устной или письменной речи учащихся [3].
Материалы и методы исследования
Информационные технологии раскрывают перед студентами широкие возможности: доступ к информации, ее анализу и структурированию, моделированию различных процессов, проведению экспериментов, презентации конечного результата.
Инновационная методика всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей.
В задачи инновационного метода входит:
- научить студентов самостоятельному, критическому мышлению;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Цель обучения: создать условия, при которых студенты:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление [4].
В итоге многие методисты считают, что применение приемов инновационных методов на занятиях практического курса русского языка, да и вообще в обучении, безусловно, очень эффективными, так как включают в себя такие приемы, как рисование, схема, чертеж, самопроверка, взаимопроверка, высказывание своих мыслей и т.д., где восприятие материала студентами достигает более 90%. При этом они отлично запоминают новую информацию, в
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
моем случае лексику и грамматические правила, развивают образное мышление, а также учатся критически осмысливать свои и чужие мысли.
Одним из основных направлений инновационных методов является программа «Чтение и письмо для развития критического мышления». Что же такое «критическое мышление»? Критическое мышление - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, желательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критически мыслящий человек не считает свои высказывания абсолютно верными, непогрешимыми и исчерпывающими. Он видит их сильные и слабые стороны, стремится их проверить на практике. И если окажется, что его суждения не соответствуют действительности, то он, не колеблясь, отбросит их и будет искать новые пути решения. Как Ч. Дарвин, который говорил, что «... может отказаться от самой любимейшей гипотезы, если ей противоречат факты». Поэтому поводу, мы с ребятами говорим, нет неправильного мнения, каждый должен сказать то, что думает и выбрать правильное.
Эта методическая система имеет и социально-философский аспект: формирование критического мышления способствует становлению молодежи демократического общества, которая будет решать сложные проблемы, критически анализировать и принимать продуманные решения на основе анализа имеющейся информации.
Само же название программы: «Чтение и письмо для развития критического мышления» — говорит о том, что в центре внимания стоят различные виды и формы вдумчивого, аналитического чтения и особые виды письма. Прежде всего на занятиях нужно создавать такие условия, которые бы побуждали студентов самостоятельно добывать знания на основе уже имеющихся у них опытов, нужно постоянно поддерживать студентов, но не навязывать им своего мнения, помогать, поощрять к исследованию, но ни в коем случае не ущемлять [5].
На первый взгляд может показаться, что учитель, следующий установкам данной системы, работает на уроке совсем мало. Но это не так. Работая по этой системе, я думаю, планирую, систематизирую за пределами класса, а на занятии говорю меньше, зато больше слушаю, наблюдаю, направляю учащихся, даю им возможность анализировать свои мысли и мысли друзей, зачастую хвалю их, а если ребята анализируют правильно восхищаюсь вслух.
Наши учащиеся в прошлом привыкли к тому, что все объяснял учитель, им не надо было много думать. Ведь просто запоминать для них правда легче. К новому методу они привыкают постепенно, значит постепенно привыкают мыслить критически. А это значит -быть любознательными, брать на себя ответственность за собственное обучение, учиться работать сообща, в команде, уметь выслушивать своих собеседников, уважать чужое мнение, быть мыслителями, творцами, исследователями, вдумчиво познавать мир.
Русский язык и литература - предметы, которые позволяют очень широко и плодотворно использовать стратегии «критического мышления», при чем на всех этапах уроков: при изучении нового материала, закреплении, обобщении, повторении и т.д. При этом обязательным критерием является научить учащихся вдумчиво познавать мир, давать свою оценку, делать выводы [5].
Результаты и обсуждение
Вот шаги стратегии «ЗХУ» (заполнение таблицы из 3-х колонок по теме «Спорт». Текст: «Легенда о происхождении шахмат». Группу можно разделить на 3 или 4 микрогруппы):
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
1. Мозговой штурм. Запись идей в первую колонку «знаем».
2. Категориальный обзор записанных идей. Здесь нужно приучать учащихся к тому, чтобы каждая микрогруппа работала дружно, слаженно и в интенсивной скорости. Я прошу, чтобы каждая микрогруппа сделала свои записи в ватманах или на доске, что знают о шахматах и об их происхождении. Учащиеся друг у друга спрашивают, друг другу подсказывают, подправляют, вспоминают и пишут все, что знают о шахматах.
3. Запись сформулированных вопросов о том, что учащиеся хотят узнать по данной теме, во вторую колонку. Теперь я прошу написать вопросы, что они хотели бы дополнительно узнать о шахматах и об их происхождении. Это задание еще сложнее, так как кроме того, что они знают о шахматах, еще я прошу, чтобы вопросы были связаны с жизнью, с нашей страной.
4. Чтение текста. Для этого я раздаю листочки с текстом и читаем. Текст нужно читать грамотно, выразительно, не торопясь, четко. Некоторые студенты даже делают какие-то записи. После чтения текста я прошу обратить внимание на выделенные слова: восхищаться, поданный, изобретение, повелитель, мудрец, придворный, велик (велико), сокровищница, пространство. Если не понятны, разъясняем, с некоторыми составляем предложение и ситуацию. Далее идет обсуждение текста. Обсуждение идет бурно, активно. Учащиеся восхищены. Надо же шахматы изобрел простой поданный царя!
Здесь уместно отметить то, что некоторые преподаватели сами читают текст и словарную работу проводят перед чтением теста, но я провожу этот вид работы после чтения текста, так как считаю, что студенты должны прочитать, почувствовать, может, они знают это слово, и прошу студентов прочитать текст по абзацам. Вот наш текст.
ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ШАХМАТ (Из рассказов о числах-великанах)
Шахматы появились около двух тысяч лет тому назад в Индии.
Об их происхождении существует много легенд.
Вот одна из них.
Когда индийский царь познакомился с шахматами, он был восхищен остроумием этой игры и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал позвать его, чтобы лично наградить за это изобретение.
Ученый явился.
- Ты достоин награды за прекрасную игру, которую придумал, сказал царь. — Я достаточно богат для того, чтобы исполнить самое смелое, твое желание. Назови любую награду, и ты получишь ее.
- Повелитель, — ответил ему ученый, — прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски два пшеничное зерно.
- Простое пшеничное зерно? — изумился царь.
- Да, простое пшеничное зерно. За вторую клетку прикажи выдать 4 зерна, за третью -16, и так далее, за каждую клетку вдвое больше, чем за предыдущую.
- Хорошо, —с раздражением ответил царь. — Я выполню твое желание, но знай, что оно недостойно моей милости. Иди, слуги мои вынесут тебе мешок с твоей пшеницей.
Мудрец улыбнулся и, поклонившись, вышел.
За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли глупый
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
старик свою жалкую награду.
- Повелитель, придворные математики вычисляют число необходимых зерен.
Царь нахмурился, так как он не привык, чтобы его приказы
выполнялись так медленно.
- Почему медлят с этим делом? — гневно спросил он. — Завтра же, прежде чем я проснусь, все до последнего зерна должно быть отдано этому старику. Я дважды не приказываю.
Наутро главный придворный математик сообщил царю, что они
точно вычислили все количество зерна, которое может получить
мудрец, но оно так велико, что...
- Как бы велико оно ни было, — сокровищница моя не опустеет. Награда обещана и должна быть выдана...
- Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех землях твоих нет такого числа зерен. Нет его и на всем пространстве земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи, чтобы все земные царства превратили в поля и засеяли всю сушу земного шара пшеницей 76 раз. Тогда мудрец получит свою награду.
С изумлением выслушал царь эти слова.
«Назови же мне это чудовищное число», — сказал он в раздумье.
«18446744 073 709 551 615», — сказал мудрец [6].
5. После чтения текста студенты делают запись ответов напротив сформулированных вопросов в третью колонку, и также запись новых идей.
6. Запись вновь возникших вопросов ниже ранее сформулированных.
7. Поиск ответов на вновь появившиеся вопросы в дополнительной литературе. Заполнение третьей колонки. Вот как выглядели колонки «ЗХУ» до и после обсуждения текста «Легенда о происхождении шахмат» (Таблица).
Таблица
ПРИМЕРЫ ДО И ПОСЛЕ ОБСУЖДЕНИЯ ТЕКСТА «ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ШАХМАТ»
С ПРИМЕНЕНИЕМ СТРАТЕГИИ «ЗХУ»
Знаем Хотим знать Узнали
1. Шахматы 1. Когда появились 1. Шахматы появились около двух тысяч лет назад в
появились в Индии. шахматы? Индии.
2. Шахматы играли 2. Кто изобрел 2. Изобрел шахматы простой подданный, Индийский
полководцы. шахматы? мудрец.
3. Шахматная доска 3. Кто он по 3. Шахматы очень понравились царю, и он хотел
- поле боя, фигуры - профессии? наградить изобретателя.
бойцы: король, 4. Кто первый 4. Мудрец попросил в награду пшеничные зерна.
ферзь(королева), чемпион по 5. Царь рассердился.
офицеры(слоны), шахматам в 6. Придворные математика считали пшеничные зерна
кони, турки (ладьи), Кыргызстане? день и ночь.
пешки - солдаты. 5. Вообще есть 7. Сначала царь сердился, почему так долго считают
7. Шахматы играют чемпионы мира и ЭТИ зерна, затем он был изумлен, т.к. это было очень
2 игрока. Европы по огромное число.
шахматам в КР? 6. 8. И так, мудрец поставил царю мат.
Зачем люди играют Дополнительные сведения:
в шахматы? 9. Фигуры первых шахмат были очень крупные.
10. Игроки во время игры ходили.
11. Шахматы развивают ум, память, логику, стратегию,
тактику.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
В конце предлагаю индивидуальную работу: написать эссе на тему «Я и шахматы». В собственных записях студенты написали о своих отношениях к спорту, к шахматам. Рассказы были разнообразные и интересные, порой неожиданные. Кто-то уже умеет играть, а кто-то -нет, но полны энтузиазма научиться.
Например, Акинай из группы «МО-1-20(б)» написала: «У меня память плохая, и я не умею играть в шахматы, на этом занятии я узнала, что шахматы развивают память, логику, ум. Теперь на каникулах я постараюсь научиться играть в шахматы. Может, моя память улучшится...»
Айдай из той же группы: «Я умею играть в шахматы. Меня учил папа, когда я была маленькая. Мы с ним часто играли в шашки затем в шахматы, и он рассказывал о шахматном поле, о фигурах. Но о происхождении шахмат я не знала. Надо же простой поданный царя изобрел! Это очень интересно, об этом я обязательно расскажу папе. Он, наверное, удивится.»
После таких записей студентов думается, что занятие оставило все-таки большие следы в сознании и умении студентов. Они размышляют, делают для себя выводы, восхищаются. А что еще нужно для преподавателя?
Выводы
Таким образом, еще раз хочется сказать, что стратегия «ЗХУ» — это источник развития мышления, развития речи, обогащения словарного запаса и активизации студентов. Такого типа работы по «ЗХУ» до предела активизируют студентов. И радует то, что каждый студент хочет что-то сказать или прочитать свои записанные идеи, которые полны фактами, оригинальны и порой неожиданные, полны задумками и заботами как у Акинай и Айдай.
Студенты должны осознавать, что нужно выработать привычку и желание учиться, учиться целенаправленно и самостоятельно, чтобы получить фундаментальное высшее образование, чтобы смогли воспользоваться полученными знаниями уже за стенами университета в собственной жизни и профессиональной деятельности, будь она политической, международной, экономической, юридической, новой технологией, дизайнерской, медицинской и учительской.
Список литературы:
1. Тахтарова Д. Д. Использование инновационных технологий на уроках русского языка // Достижения вузовской науки. 2013. №7. С. 272-277.
2. Бакирова М. Б., Мадмарова Г. А. Формирование лексических навыков, как один из основных методов обучения говорению // Вестник ОшГУ 2007. №2. С. 165-167.
3. Тесликова Н. Н. Инновационные технологии на занятиях по русскому языку и культуре речи как средство развития коммуникативной компетенции и креативности студентов юридического факультета вуза // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2014. №1(42). С. 51-59.
4. Базилевич С. В., Брылова Т. Б., Глухих В. Р., Левкин Г. Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий // Наука Красноярья. 2012. №4. С. 103-113.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №3. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/76
5. Горбунова И. В. К вопросу о применении инновационного подхода в преподавании русского языка как иностранного // Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. №1 (15). С. 15-19.
6. Василенко Е. И., Добровольская В. В. Легенда о происхождении шахмат. М: 1967. С. 52-53.
References:
1. Takhtarova, D. D. (2013). Ispol'zovanie innovatsionnykh tekhnologii na urokakh russkogo yazyka. Dostizheniya vuzovskoi nauki, (7), 272-277. (in Russian).
2. Bakirova, M. B., & Madmarova, G. A. (2007). Formirovanie leksicheskikh navykov, kak odin iz osnovnykh metodov obucheniya govoreniyu. Vestnik OshGU, (2), 165-167. (in Russian).
3. Teslikova, N. N. (2014). Innovatsionnye tekhnologii na zanyatiyakh po russkomu yazyku i kul'ture rechi kak sredstvo razvitiya kommunikativnoi kompetentsii i kreativnosti studentov yuridicheskogo fakul'teta vuza. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S. A. Esenina, (1(42)), 51-59. (in Russian).
4. Bazilevich, S. V., Brylova, T. B., Glukhikh, V. R., & Levkin, G. G. (2012). Ispol'zovanie innovatsionnykh i interaktivnykh metodov obucheniya pri provedenii lektsionnykh i seminarskikh zanyatii. NaukaKrasnoyar'ya, (4), 103-113. (in Russian).
5. Gorbunova, I. V. (2020). K voprosu o primenenii innovatsionnogo podkhoda v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo. Biznes-obrazovanie v ekonomike znanii, (1 (15)), 15-19. (in Russian).
6. Vasilenko, E. I., & Dobrovol'skaya, V. V. (1967). Legenda o proiskhozhdenii shakhmat. Moscow. 52-53. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 09.02.2022 г. 15.02.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Бакирова М. B., Абдуллаева Ж. Д. Роль инновационных методов в развитии речи студентов на занятиях русского языка // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №3. С. 408414. https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/49
Cite as (APA):
Bakirova, M., & Abdullaeva, Zh. (2022). The Role of Innovative Methods in the Development of Students' Speech in Russian Language Classes. Bulletin of Science and Practice, 8(3), 408-414. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/76/49