Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖАХ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ТОГОЛОКА МОЛДО НА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ'

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖАХ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ТОГОЛОКА МОЛДО НА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ДУЭТ / ПОЭТ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ / УМ / ЗНАНИЕ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ИДЕЯ / МЫСЛИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жумабаева Динара Сапарбаевна, Абдуллаева Жыпаргуль Дуйшобаевна

Всем известно, что в 20-м веке более 70 национальностей, этносов окончательно потеряли свой язык, этнокультуру, национальную идентификацию и ассимилировались в русскую нацию. Такая судьба ожидает все нации, которые в условиях глобализации не смогли сохранить свою этнопедагогику, национальную особенность. Чтобы кыргызский народ не оказался в такой трудной ситуации, необходимо применять методы обучения на этнопедагогической основе. Актуальность исследования: на сегодняшний день в колледжах очень актуально повышение качества знаний, распространение новых технологий обучения. В начале статьи говорится о разновидностях искусства импровизации (айтыш), которое было характерно для кыргызского и казахского народов, а потом об особенностях философского айтыша. Затем автор ведет речь о методах обучения этого урока. Материалы и методы исследования: педагогическое наблюдение за учащимися в ходе преподавания, педагогический эксперимент и диалог преподавателя с учащимися. Цели исследования: обучение по произведению великого кыргызского поэта Тоголока Молдо «Айтыш девушки Талым и Кобока» на основе этнопедагогики и раскрыть художественные особенности этого произведения, передать его нравственную суть и этнопедагогическую идею посредством передовых образовательных методов и приемов. Результаты исследования: учащиеся были ознакомлены с рекомендуемыми приемами творческого чтения. Выводы: студенты получили знания и познали ценности народной педагогики т. е. этнопедагогики, которая призывает к мудрости и применению полученных навыков в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF TEACHING IN COLLEGES BASED ON THE WORKS OF TOGOLOK MOLDO ON AN ETHNOPEDAGOGICAL BASIS

Research relevance: Everyone knows that in the 20th century more than 70 nationalities, ethnic groups finally lost their language, ethnoculture, national identity and assimilated into the Russian nation. Such a fate awaits all nations that, in the context of globalization, have not been able to preserve their ethnopedagogy and national identity. To prevent our Kyrgyz people from finding themselves in such a difficult situation, we must apply teaching methods on an ethnopedagogical basis. Research relevance: recently in colleges it is very important to improve the quality of knowledge, the spread of new learning technologies. First, it is said about the varieties of the art of improvisation (aitysh), which was characteristic of the Kyrgyz and Kazakh people, and then about the features of the philosophical aitysh. The author then discusses the teaching methods for this lesson. Research materials and methods: pedagogical observation of students during teaching and pedagogical experiment and dialogue. Research objectives: teaching the work of the great Kyrgyz poet Togolok Moldo “Talym Girl Aitysh and Koboka” on the basis of ethnopedagogy and reveal the artistic features of the work “Talym Girl Aitysh and Koboka”, convey its moral essence and ethnopedagogical idea through advanced educational methods and techniques. Research results: students were introduced to the recommended creative reading techniques. Conclusions: students gained knowledge and learned the values of folk pedagogy, which calls for wisdom and the application of the acquired skills in life.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖАХ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ТОГОЛОКА МОЛДО НА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

УДК 82.0 (377.5) https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/57

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖАХ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ТОГОЛОКА МОЛДО НА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ

©Жумабаева Д. С., ORCID: 0000-0001-8168-8780, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected] ©Абдуллаева Ж. Д., ORCID: 0000-0001-5 777-4478, SPIN-код: 1815-7416, канд. хим. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, [email protected]

TECHNOLOGY OF TEACHING IN COLLEGES BASED ON THE WORKS OF TOGOLOK MOLDO ON AN ETHNOPEDAGOGICAL BASIS

©Zhumabaeva D., ORCID: 0000-0001-8168-8780, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]

©Abdullaeva Zh., ORCID: 0000-0001-5777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. Всем известно, что в 20-м веке более 70 национальностей, этносов окончательно потеряли свой язык, этнокультуру, национальную идентификацию и ассимилировались в русскую нацию. Такая судьба ожидает все нации, которые в условиях глобализации не смогли сохранить свою этнопедагогику, национальную особенность. Чтобы кыргызский народ не оказался в такой трудной ситуации, необходимо применять методы обучения на этнопедагогической основе. Актуальность исследования: на сегодняшний день в колледжах очень актуально повышение качества знаний, распространение новых технологий обучения. В начале статьи говорится о разновидностях искусства импровизации (айтыш), которое было характерно для кыргызского и казахского народов, а потом об особенностях философского айтыша. Затем автор ведет речь о методах обучения этого урока. Материалы и методы исследования: педагогическое наблюдение за учащимися в ходе преподавания, педагогический эксперимент и диалог преподавателя с учащимися. Цели исследования: обучение по произведению великого кыргызского поэта Тоголока Молдо «Айтыш девушки Талым и Кобока» на основе этнопедагогики и раскрыть художественные особенности этого произведения, передать его нравственную суть и этнопедагогическую идею посредством передовых образовательных методов и приемов. Результаты исследования: учащиеся были ознакомлены с рекомендуемыми приемами творческого чтения. Выводы: студенты получили знания и познали ценности народной педагогики т. е. этнопедагогики, которая призывает к мудрости и применению полученных навыков в жизни.

Abstract. Research relevance: Everyone knows that in the 20th century more than 70 nationalities, ethnic groups finally lost their language, ethnoculture, national identity and assimilated into the Russian nation. Such a fate awaits all nations that, in the context of globalization, have not been able to preserve their ethnopedagogy and national identity. To prevent our Kyrgyz people from finding themselves in such a difficult situation, we must apply teaching methods on an ethnopedagogical basis. Research relevance: recently in colleges it is very important to improve the quality of knowledge, the spread of new learning technologies. First, it is said about the varieties of the art of improvisation (aitysh), which was characteristic of the Kyrgyz and Kazakh people, and then about the features of the philosophical aitysh. The author then discusses the teaching methods for this lesson. Research materials and methods: pedagogical observation of

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

students during teaching and pedagogical experiment and dialogue. Research objectives: teaching the work of the great Kyrgyz poet Togolok Moldo "Talym Girl Aitysh and Koboka" on the basis of ethnopedagogy and reveal the artistic features of the work "Talym Girl Aitysh and Koboka", convey its moral essence and ethnopedagogical idea through advanced educational methods and techniques. Research results: students were introduced to the recommended creative reading techniques. Conclusions: students gained knowledge and learned the values of folk pedagogy, which calls for wisdom and the application of the acquired skills in life.

Ключевые слова: литература, этнопедагогика, дуэт, поэт, совершенствование, просветитель, образование, методы, ум, знание, произведение, идея, мыслитель.

Keywords: literature, ethnopedagogy, duet, poet, improvement, educator, education, methods, mind, knowledge, work, idea, thinker.

Среди задач литературного образования труднейшая и в конечном свете определяющая успех дела — формирование у школьников убежденности в том, что творения искусства не стареют, что их ценность непреходяща и с течением времени раскрывается все более полно. В сущности, все дискуссии последних лет о преподавании литературы разворачивались вокруг вопроса о том, как решается эта задача. Речь идет не только о классике, но о литературе в целом. Классика в данном случае, как «пробный камень» отношение к ней выявляет уровень читательского и шире культурного развития человека.

Читатели юношеского возраста нередко высказывают мнения вроде следующего: «В наш технологически развитый век, век скорости и высот, загружать образовательную программу большим количеством классических произведений просто незачем... Современные произведения приносят больше пользы. Потому что современная литература как-то больше вдохновляет человека, ее читаешь легко и с удовольствием». Но классика определяет всю сущность литературы. Одним из таких классических произведений является поэма «Айтыш девушки Талым и Кобока» великого кыргызского народа Тоголок Молдо. Задача в проведении урока увидеть поэму Тоголока Молдо не только как драгоценную историческую реликвию, но как произведение художественное и потому — живое, как продолжение славных традиций нашей литературы и как прекрасное создание гения, поражающее и радующее мудростью и простотой. Занятия по литературе предполагают тесную и совместную работу преподавателя и ученика на всех его этапах — от определения темы и идеи произведения до обсуждения сюжетных особенностей. Особого подхода требует обучение произведений акынской поэзии.

Материалы и методы исследования

В статье были использованы методы педагогического наблюдения за учащимися в ходе занятия и педагогический эксперимент, и диалог основанные на совместной работе преподавателя и учащихся на всех этапах начиная от определения темы и идеи произведения до обсуждения сюжетных особенностей произведения. Во время занятия преподаватель задает вопросы для активизации деятельности учащихся.

Результаты и обсуждение

В колледжах на изучение жизни и творчества Тоголока Молдо планируется 8 часов, из которых 4 составляют аудиторные занятия, 4 часа выделены на самостоятельную работу

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

студентов. Предусмотрено изучение поэм «Рассказы птиц», «Земля и ее дети» и произведений «Айтыш девушки Талым и Кобока», «Кемчонтой». На занятии, перед тем как приступить к «Айтышу девушки Талым и Кобока» необходимо повторить первый урок об основных этапах жизни и творчества акына. Здесь будет уместным привести студентам высказывания ученых о Тоголоке Молдо. «Тоголок Молдо — это акын-мыслитель, пытавшийся познать в своих произведениях сложные многосторонние связи в жизни человека и природы, такие противоречивые понятия, как хорошо и плохо», — так оценивает акына исследователь О. Козубаев [1]. Затем следует рассказать студентам воспоминания акына о том, как он во Фрунзе принес Кусеину Карасаеву целый курджун книг, который обязательно впечатлит ребят. Эти сведения вызывают интерес студентов и подготовят их к изучению «Айтыша девушки Талым и Кобока». Для начала нужно определить жанр произведения, так как без этого вникнуть в суть и значение произведения будет нельзя. Это было бы равносильно тому, как выпустить рыбу на песок.

«Айтыш девушки Талым и Кобока» входит в число произведений сказительского искусства, составляющие вершину импровизированного состязания акынов. Во время возникновения искусства импровизации неизвестно, как неизвестно кто стоял у истоков этой популярной формы устной народной песенной поэзии. Возможно, она появилась в древние времена в одном из исторических переломов прошлых веков. Так, в древнем эпосе «Манас», созданном бесценным жизненным, духовным опытом, неиссякаемой мудростью и творческим вдохновением поколений отцов, говорится о сыне Ырамана по имени Ырчуулу «пол дня, воспевавшего форум дома (юрту)». Данный пример показывает бытование искусства айтыша в народной среде еще во времена Манаса и свидетельствует о том, что оно уходит своими корнями в глубокую древность.

На уроке преподаватель задает вопросы, тем самым активизируя деятельность учащиеся.

Преподаватель: Какие еще айтышы вам известны в истории кыргызской литературы?

Студенты: Айтыши Женижока и Эсенамана, Токтогула и Арзымата, Женижока и Нурмолдо...

Преподаватель: Кроме того, отметим айтыш Барпы и Женижока и загадочный санат-айтыш алайской Айшакан и Женижока. Как гласит народная молва, Женижок с ходу отгадал 35 загадок Айшакан.

Например, «Нет крыла и нет хвоста Но летает. Кто это? Ночь-темень уничтожая, Разрушая бродит. Кто это? Дарит благо обходя, Улыбаясь, ходит. Кто это?

Говорят, что отгадку Женижок привел, не заставляя себя ждать. Надо отметить, что при подобных состязаниях отсутствие ответа хоть на один вопрос, приравнивался поражению. А проигрыш в айтыше означал слабость акына и падение его авторитета среди народа.

Теперь дается определение термину «айтыш». Айтыш — это импровизированное состязание двух акынов, форма устной народной песенной поэзии, широко распрастраненный среди кыргызов, казахов, каракалпаков и башкир. Исполняется с аккомпанементом на народных струнных инструментах (комуз у кыргызов, домбра у казахов) [2].

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

Во время айтыша два сидящих (реже — стоящих) напротив друг друга акына исполняют своеобразный песенный диалог, постоянно передавая очередь, подхватывая слова оппонента. Песни во время состязания могут быть на любую произвольную тему. По итогам соревнования выбирается победитель, при этом оценивается как музыкальность и ритмичность, так и сообразительность в парировании аргументов соперника, находчивость, певческое искусство, и искрометность стихосложения, и мастерство импровизации. В айтыше могут принимать участие и несколько акынов, хотя выступление парами является наиболее распространенным, нередки состязания между мужчиной и женщиной. Айтыши по содержанию делятся на поучительные, осмеивающие, загадочные. Разъяснения преподавателя по теории литературы помогут ребятам понять суть термина и расширят их научный терминологический запас. Далее знакомим студентов с содержанием произведения. Удивление у студентов вызывают быстрые ответы Кобока на вопросы Талыма и его находчивость. Так, девушка Талым загадывает:

Какой луч любит Грешный человек? Какой луч ходит, По небу несясь? [3]

Несмотря на то, что не просто было найти ответы на такие философские вопросы, Кобок справляется достойно, выдавая правильные ответы. В итоге Талым признает свой проигрыш:

Сама напросилась, Пристала к тебе. Не найдя твою слабость, Нашла пораженье себе.

Профессор А. Муратов в монографии «Художественное произведение и его тайны», говоря об этапах работы над текстом, предлагает метод творческого чтения. Он помогает подготовить студентов к восприятию произведения как художественное богатство. Метод способствует повышению художественного восприятия, будит эмоции, формирует навыки слушания и понимания, расширяет лексический запас, дает чувство стиля обучающимся. Затем ученый рекомендует следующие приемы творческого чтения:

1. Вступительное слово преподавателя способствует повышению читательского восприятия.

2. Художественное чтение способствует восприятию текста и развитию мышления на основе прочитанного.

3. Свободная беседа при обсуждении текста развивает речь, мышление и внимание студентов.

4. Изложение текста со стороны героя произведения.

5. Творческие задания.

6. Прием чтения, обдумывания, вопроса.

7. Описание словами» [4].

В анализировании текста в методике обучения кыргызской литературы наметились сдвиги. Не ошибемся, если скажем, что в развитие этой работы свою лепту внесли такие ученые и педагоги как А. Муратов, С. Батаканова, С. Момуналиев, А. Турдугулов. В тоже время работа по проведению литературного анализа художественного произведения в школах и колледжах, откровенно говоря, еще хромает. Можно сказать, что многие учителя не знают и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

не владеют этим методом, за исключением лишь немногих тех, кто творчески подходит к обучению.

Этнопедагогика — педагогика об общей мудрости воспитания, поэтому это не этническая, полиэтническая педагогика, в связи с чем ее естественная цель — направление культурных диалогов [5]. Этнопедагогика — общая мудрость воспитания. Значит, молодежь надо воспитывать на основе народной мудрости и тогда воспитание будет эффективным и плодотворным. На этом этапе нам необходимо ответить на вопрос: Что же такое народная мудрость? Студентам необходимо довести, что это, прежде всего мудрость народа, накопленная веками: сказки, народные песни, пословицы и поговорки, обычаи и традиции, эпос «Манас». Это образ жизни, мировоззрение и мировосприятие, религия, быт и нравы, идеи произведений, раздумья и мысли — кладезь жизненного опыта и нравственного здоровья.

Этнопедагогика определяется, как поиск педагогических закономерностей в этнотрадиционном образовании выделяются такие понятия, как «сущность народного идеала совершенного человека», «основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, учение, приучение)» [6].

Так, что же такое воспитание? Воспитание это пример и любовь посредством которых реализуются все задачи воспитания. Как видно, примером можно воспитать много хорошего. Для студентов важнее один раз увидеть, чем сто раз услышать. Увидя умных, сильных, работоспособных, добродушных взрослых людей, молодежь тоже будет стремиться стать такими же. Сила ума всегда стоит выше физической силы. Мудрец знаниями овладевает миром. И Кобок и девушка Талым как акыны-импровизаторы пользуются уважением народа, благодаря мудрости, знаниям, находчивости, способности стихосложения, о чем свидетельствуют их содержательные словесные состязания, загадочные вопросы и достойные ответы.

Еще поэт Жусуп Баласагын в среднем веке отмечал значение знания:

Человека создал жизни дороже Ум, знание, ремесло дал сполна Бездонное море желанье его Знание — жемчуг, на глубине дна [7].

С древних времен ценились умные и знающие люди. И здесь не будет лишним подчеркнуть «Айтыш девушки Талым и Кобока», где Тоголок Молдо прославляет мудрость и знания.

Такой подход к занятиям не должен ограничиваться кыргызским языком или литературой. Больший интерес студентов вызовут меж предметные связи с астрономией, физикой. У ребят развивается логическое мышление, формируется критическое отношение к происходящему и обсуждаемому вопросу, что обуславливается приемами -споры и дискуссии, выражение своих взглядов, вопросы и ответы.

Обязательным этапом занятия считается словарная работа — работа над не понятными словами и терминами. Эта очень важная часть обучения, так как студенты могут не понимать значения некоторых слов. Зачастую таковыми бывают не только научные литературоведческие термины и понятия, а просто малоиспользуемые старые кыргызские слова. Они встречаются больше всего именно в произведениях устного народного творчества или в акынской поэзии, каким и является обсуждаемый «Айтыш девушки Талым и Кобока». Усвоение таких слов расширит кругозор студентов, их лексический запас и они чаще будут употреблять их в своей речи.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

Ученый А. Калдыбаева выделяет две вещи: «... первое, каждый акын является сегодняшним эхом традиций, идущих с древности; второе, каждый акын является творческой личностью, обладающий своим новаторством» [8]. И изучаемое нами произведение «Айтыш девушки Талым и Кобока» также представляется как своеобразное эхо традиционной мудрости кыргызского народа.

Великий акын Тоголок Молдо как носитель истинно народной мудрости, создал новаторские, глубоко содержательные и философские произведения, отражающие широкий спектр народного бытия, полные размышлений о быстротечности времени, о смысле жизни, о бренности мира, о красоте родной земли. Задачей преподавателя является раскрыть художественные особенности произведения «Айтыш девушки Талым и Кобока», передать его нравственную суть и этнопедагогическую идею посредством передовых образовательных методов и приемов.

Заключение

Обсуждая основную идею произведения Тоголока Молдо, необходимо заострить внимание на умственный уровень и познания девушки Талым. Несмотря на свою молодость она обладает широким кругозором, знаниями, что выражается в ее оригинальных, загадочных вопросах. Но при всем при этом она признает свое поражение перед умудренным опытом жизни и мудростью Кобока. Это говорит о том, что с исстари народ на первое место ставил ум, знания, прозорливость человека. Талым своим проигрышем признает именно эти качества. И эту идею преподаватель должен донести до сведения студентов, тесно сотрудничая с ними.

Список литературы:

1. Козубаев О. Тоголок Молдо: исследования и воспоминания. Бишкек, 1991. 95 с.

2. Шериев Ж., Муратов А. Киргизская литература: Толковый словарь терминов. Бишкек, 1994. 13 с.

3. Муратов А., Исаков К., Акматов К. Кыргызская литература. Бишкек, 2018. C. 72-75.

4. Муратов А. Художественное произведение и его внутренние тайны. Бишкек, 2009.

50 с.

5. Цаллагова З. Б., Хайруллин Р. З. Народные традиции воспитания в этнопедагогическом наследии Г. Н. Волкова // История и педагогика естествознания. 2014. №1. C. 51-54.

6. Хакимов Э. Р. Этнопедагогика как наука: предмет, функции, основные категории // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2007. №9. С. 39-52.

7. Баласагын Ж. Благодатное знание. Бишкек, 2008. 67 с.

8. Калдыбаева А. Т. Этнопедагогические идеи в произведениях народных поэтов. Бишкек, 2009. 24 с.

References:

1. Kozubaev, O. (1991). Togolok Moldo: issledovaniya i vospominaniya. Bishkek. (in Russian).

2. Sheriev, Zh., & Muratov, A. (1994). Kirgyiskaya literatura: Tolkovyi slova' terminov. Bishkek. (in Russian).

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68

3. Muratov, A., Isakov, K., & Akmatov, K. (2018). Kyrgyzskaya literatura. Bishkek, 72-75. (in Russian).

4. Muratov, A. (2009). Khudozhestvenoe proizvedenie i ego vnutrennie tainy. Bishkek. (in Russian).

5. Tsallagova, Z. B., & Khairullin, R. Z. (2014). Narodnye traditsii vospitaniyav etnopedagogicheskom nasledii G. N. Volkova. Istoriya ipedagogika estestvoznaniya, (1), 51-54. (in Russian).

6. Khakimov, E. R. (2007). Ethnic pedagogic as a science: the subject, functions and basic categories. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, (9), 3952. (in Russian).

7. Balasagyn, Zh. (2008). Blagodatnoe znanie. Bishkek. (in Russian).

8. Kaldybaeva, A. T. (2009). Etnopedagogicheskie idei v proizvedeniyakh narodnykh poetov. Bishkek. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 09.06.2021 г. 13.06.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Жумабаева Д. С., Абдуллаева Ж. Д. Технология обучения в колледжах по произведениям Тоголока Молдо на этнопедагогической основе // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №7. С. 405-411. https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/57

Cite as (APA):

Zhumabaeva, D., & Abdullaeva, Z. (2021). Technology of Teaching in Colleges Based on the Works of Togolok Moldo on an Ethnopedagogical Basis. Bulletin of Science and Practice, 7(7), 405-411. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.