Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
УДК 37.013 https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/41
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
©Умарова Д. З., ORCID: 0000-0001-9238-2816, Ферганский политехнический институт,
г. Фергана, Узбекистан, [email protected]
FORMS, METHODS AND MEANS OF DEVELOPING CREATIVE ACTIVITY
OF UNIVERSITY STUDENTS
©Umarova D., ORCID: 0000-0001-9238-2816, Fergana Polytechnic Institute, Fergana, Uzbekistan, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается важность развития творческой активности студентов вузов. Проблема развития творческой активности студентов обосновывается как актуальная социально-педагогическая проблема. Аргументируется роль понятий «творчество» и «активность» как понятий, несущих равную смысловую нагрузку в понятии «творческая активность». Приводятся характеристики творческой активности студента вуза. Рассматриваются формы, методы и средства развития творческой активности студентов. Доказывается эффективность использования проектной студии как формы развития творческой активности студентов вуза.
Abstract. The article discusses the importance of developing the creative activity of university students. The problem of the development of students' creative activity is substantiated as an urgent social and pedagogical problem. The role of the concepts "creativity" and "activity" as concepts carrying an equal semantic load in the concept of "creative activity" is argued. The characteristics of the creative activity of a university student are given. The forms, methods and means of development of students' creative activity are considered. The effectiveness of using the design studio as a form of developing the creative activity of university students is proved.
Ключевые слова: творческая активность, нестандартная ситуация, мотивация, коммуникативная направленность.
Keywords: creative activity, non-standard situation, motivation, communicative orientation.
Социализация — это процесс развития и становления личности, включающий две взаимосвязанные составляющие: усвоение личностью требований общества, присвоение норм, правил поведения, в результате чего происходит адаптация; и собственную интерпретацию полученного опыта, т. е. индивидуализацию. Индивидуальность и уникальность личности проявляется в различном восприятии информации, а также при выборе тех или иных видов деятельности в стремительно меняющемся мире, где зачастую невозможно предугадать заранее известные способы действий, гарантированно ведущие к успеху. Для того чтобы справиться с нестандартной ситуацией, человек должен уметь творчески подходить к решению своих жизненных проблем.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной [1]. Н. Е. Воробьев определяет творческую активность как интегративную черту личности, включающую совокупность двух компонентов: стремление к творческой деятельности (мотивационный компонент) и умение осуществлять творческую деятельность самостоятельно (операционный компонент) [2]. Творчество рассматривается как продуктивная форма активности и самостоятельности человека, делается акцент на взаимосвязи творчества и новизны [3]. Обосновывается, что деятельность человека и его активность предполагают друг друга, что активность человека, как проявление его жизненных сил, является как предпосылкой, так и результатом его развития. Утверждается, что на репродуктивно-подражательном уровне активности человек накапливает опыт деятельности, обращаясь к опыту другого человека; на поисково-исполнительском — принимает задачу и самостоятельно ищет пути ее выполнения; на творческом — сам ставит задачу и избирает новые, нешаблонные, оригинальные пути ее решения [3].
Обосновывается, что творческая активность студента вуза представляет собой качество деятельности личности, проявляемое в отношении студента к содержанию и процессу деятельности, в его стремлении к успешному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение цели деятельности [3]. Обозначаются принципы развития творческой активности студентов, реализуемые в работе проектной студии. Период отрочества является особенно благоприятным в плане развития интеллектуальной и творческой активности, когда молодые люди ищут собственные способы самовыражения, подвергая сомнению, казалось бы, устоявшиеся взгляды, представления о мире и своем месте в нем [4]. Вполне естественно, что творческая активность учащихся имеет различное выражение в учебной деятельности.
При творческом мышлении особенно важным является не столько степень правильности тех или иных элементов информации, «сколько то, насколько окажется полезным то или иное их сочетание, позволит ли оно увидеть проблему в новом, необычном ракурсе, разглядеть возможные способы ее решения» [4]. Важность развития творческой активности учащихся средних специальных учебных заведений очевидна, поскольку они зачастую инфантильны и не уверены в своих возможностях, а круг их интересов ограничен [4].
Задания для развития творческой активности стимулируют воображение, фантазию, при их выполнении также задействован интеллект, работа которого направлена на создание чего-то нового: необычной классификации предметов, смешных и интересных ассоциаций, метафор, ситуаций, противоположных предложенным, благодаря чему студенты, творчески перерабатывая материал, как бы выходят за границы имеющейся информации. На начальном этапе выполнения заданий целесообразно подготовить учащихся к предстоящей деятельности, т. е. использовать режим работы, при котором преподаватель может контролировать и направлять студентов в необходимое русло. Такую возможность обеспечивает репродуктивный способ изложения материала. Как правило, он расценивается студентами высших учебных заведений как наиболее оптимальный из-за четкости, конкретности, понятности [4]. Недостатком данного способа является то, что он предполагает передачу знаний и алгоритмов решения проблемы в готовом виде. Следовательно, он может «стать средством дальнейшего движения мысли лишь при организации со стороны преподавателя собственной мыслительной деятельности учащихся» [5], при создании внутренних условий для продуктивного использования полученных знаний.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
Проблемная ситуация, захватывая все стороны личности, является тем средством, которое приводит в действие познавательный механизм и способствует реализации творческой потенции человека [4].
Комбинирование форм работы имеет ряд преимуществ. Так, выполняя задание индивидуально, учащийся выбирает тот или иной способ решения проблемы, полагаясь сугубо на свои ощущения; при работе в парах он должен учитывать мнение партнера, при этом идет взаимообогащение идеями, мнениями; при организации фронтальной работы учащийся знакомится с широким кругом мнений других людей; групповая работа придает занятию оттенок соревнования, что является дополнительным стимулом к достижению успешного результата. Результат, полученный группой, всегда выше, чем результат, достигаемый любым из ее членов в отдельности [6]. При выполнении поэтапных, постепенно усложняющихся заданий учащиеся открывают нестандартные способы решения проблем, что позволяет им успешней социализироваться [5]. В мире постоянно происходят изменения. Они затрагивают и процесс обучения. Необходимо пересмотреть вопрос образования, и определить, каким ему быть в новом тысячелетии. Система занятий настроена на передачу готовых знаний, на формирование подвижной уверенной личности, способной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной деятельности учащихся. Главное развитие творческих способностей, всестороннего мировоззрения, гуманности, экологической культуры. Все это способствует внедрению интерактивного обучения [7]. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [8-9].
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач [10].
Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми [11].
Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа. Например, выполнить задания в рабочей тетради по новой теме или вставить пропущенные слова в задании, прочитав текст учебника. Отметить в тексте незнакомые понятия и подчеркнуть их, что способствует развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией, способствует волевой саморегуляции, волевому усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта, преодолению препятствий.
Используются исследовательские работы. Ролевые игры можно использовать на стадии закрепления материала. например, игра «Цветок», где лепестки вопросы разного уровня сложности. Должен учиться работать с документами и разнообразными источниками информации. На этапе домашнего задания применяются творческие работы, такие как написать эссе по пройденной теме. Наиболее известные формы интерактивного обучения на
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
занятиях — «большой круг», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». Эти формы очень эффективны, когда на занятии обсуждается какая-либо проблема и у учащихся уже имеются первоначальные знания, полученные на занятиях или в личном опыте. Обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Важно, чтобы уровень насущной проблемы разрешал перейти от предметной к вопросам межпредметной проблемы.
При работе с учащимися правильней начинать с наиболее простых форм работы в парах и в группах («вертушка», «большой круг», «аквариум»). Упомянутые формы позволяют студенту высказать свою мысль, взгляд и оценку. Выслушав, предложенные аргументы собеседника по игре учащийся может отказаться от своей точки зрения или поменять ее. Все эти вопросы требуют от человека логического мышления и уважения к чужому мнению. Наиболее простая форма группового взаимодействия — «большой круг». Прием «большого круга» хорошо подходит, когда необходимо быстро определить путь решения проблемы или пункта решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать алгоритмы различных экспериментов. «Аквариум» — форма диалога, когда студентам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Пара студентов выбирает доверительного ведущего, который будет вести диалог. Не исключается несколько желающих. Все остальные студенты — зрители. Отсюда и название — аквариум. Этот своеобразный прием дает учащимся возможность увидеть своих сверстников со стороны, как они общаются; как реагируют на чужую мысль; как устраняют нависший конфликт; как доказывают свою точку зрения.
В заключение необходимо отметить, что интерактивное обучение помогает решать одновременно несколько задач. Оно развивает коммуникативные способности и навыки. Это обучение устанавливает психо-эмоциональные контакты между сверстниками и обеспечивает образовательные и воспитательные задачи. Учащиеся приучаются работать в паре и группе, прислушиваются к мнению своих сокурсников.
Список литературы:
1. Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2007. 208 с.
2. Воробьев Н. Е., Мизюрова Э. Ю. Развитие творческой активности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла. Монография. Волгоград: Перемена, 2001. 184 с.
3. Стаценко Е. Р. Развитие творческой активности студентов вуза как педагогическая проблема // Самарский научный вестник. 2016. №3 (16). С. 194-198. https://doi.org/10.17816/snv20163312
4. Кириллова И. В., Маткин В. В. Развитие творческой активности как предпосылка успешной социализации личности // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2007. №11 (17). С. 80-82.
5. Пеняева С. А. Познавательная активность в креативной педагогике высшей школы. М.: Спутник+, 2003. 112 с.
6. Ариян М. А. Личностно-ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых // Иностранные языки в школе. 2007. №1. С. 611.
7. Абдувалиева А. З. Главная задача образовательной политики-обеспечение современного качества образования // Вестник науки и образования. 2019. №19-3 (73). С. 2830.
8. Умарова Д. З. Технология блочно-модульного обучения как перспектива повышения качества обучения // Проблемы современной науки и образования. 2019. №11-2 (144). С. 58-
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №7. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/68
60.
9. Умарова Д. З. Важнейшие приоритеты развития в сфере высшего образования: проблемы и перспективы // Вестник науки и образования. 2019. №19-3 (73). С. 31-33.
10. Abduvalieva A. Z. Strategies in developing vocabulary of a foreign language learners // Проблемы современной науки и образования. 2019. №11-2 (144). С. 67-69.
11. Холматова Д. А., Рахматова О. К., Косимова Д. Р. Этнографическая терминология и ее лингвистический анализ (на материалах русского и узбекского языков) // Вестник науки и образования. 2019. №19-3 (73). С. 40-42.
References:
1. Gretsov, A. G. (2007). Trening kreativnosti dlya starsheklassnikov i studentov. St. Petersburg, Piter, 208.
2. Vorobev, N. E., & Mizyurova, E. Yu. (2001). Razvitie tvorcheskoi aktivnosti studentov pri izuchenii distsiplin gumanitarnogo tsikla. Volgograd, Peremena, 184.
3. Statsenko, E. R. (2016). University students' creative activity development as a pedagogical problem. Samara Journal of Science, 5(3 (16)), 194-198. https://doi.org/10.17816/snv20163312
4. Kirillova, I. V., & Matkin, V. V. (2007). Razvitie tvorcheskoi aktivnosti kak predposylka uspeshnoi sotsializatsii lichnosti. Zhurnal nauchnykh publikatsii aspirantov i doktorantov, (11 (17)), 80-82.
5. Penyaeva, S. A. (2003). Poznavatel'naya aktivnost' v kreativnoi pedagogike vysshei shkoly. Moscow, Sputnik+, 112.
6. Ariyan, M. A. (2007). Lichnostno-orientirovannyi podkhod i obuchenie inostrannomu yazyku v klassakh s neodnorodnym sostavom obuchaemykh. Inostrannye yazyki v shkole, (1), 6-11.
7. Abduvalieva, A. Z. (2019). The main objective of educational policy - ensuring modern education quality. Vestnik nauki i obrazovaniya, (19-3 (73)). 28-30. (in Russian).
8. Umarova, D. Z. (2019). Block-modular learning technology as a prospects for learning the quality of learning. Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya, (11-2 (144)), 58-60. (in Russian).
9. Umarova, D. Z. (2019). Essential priorities for development in higher education: challenges and prospects. Vestnik nauki i obrazovaniya, (19-3 (73)), 31-33. (in Russian).
10. Abduvalieva, A. Z. (2019). Strategies in developing vocabulary of a foreign language learners. Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya, (11-2 (144)), 67-69.
11. Holmatova, D. A., Rakhmatova, O. K., & Kosimova, D. R. (2019). Ethnographic terminology and its linguistic analysis (based on the Russian and Uzbek languages material). Vestnik nauki i obrazovaniya, (19-3 (73)), 40-42. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 15.06.2021 г. 19.06.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Умарова Д. З. Формы, методы и средства развития творческой активности студентов вузов // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №7. С. 310-314. https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/41
Cite as (APA):
Umarova, D. (2021). Forms, Methods and Means of Developing Creative Activity of
University Students. Bulletin of Science and Practice, 7(7), 310-314. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/68/41