Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
УДК 378.046 https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/64
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
©Кожомбердиева Н. Б., Киргизский национальный университет им. Ж. Баласагына,
г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected] ©Бектурганова М. К., Киргизский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS AT VARIOUS STAGES OF TRAINING
©Kozhomberdieva N., Kyrgyz National University named after J. Balasagyn,
Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected] ©Bekturganova M., Kyrgyz National University named after J. Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В статье авторы рассматривают пути формирования и развития у студентов профессиональных и предметных компетенции. Целью исследования является определения перечня основных компетентностей, которыми должны владеть выпускники педагогических вузов. В ходе исследования были использованы методы наблюдения, беседы, анкетирования и др. Полученные результаты говорят о необходимости целенаправленной работы вуза по формирования у студентов математического направления различных уровневых компетентностей.
Abstract. In the article, the authors consider the ways of formation and development of students' professional and subject competencies. The purpose of the study is to determine the list of basic competencies that graduates of pedagogical universities should possess. In the course of the study, methods of observation, conversation, questioning, etc. were used. The obtained results indicate the need for purposeful work of the university to form students of the mathematical direction of various level competencies.
Ключевые слова: умственная, деятельность студентов, структура образовательной деятельности, уровни компетентности.
Keywords: mental, students' activity, structure of educational activity, levels of competence.
Переход современных вузов на новые принципы организации и управления образовательного процесса, требует непосредственной интеграции, профессиональной, предметной, технологической и методических аспектов, составленных основу содержание всего педагогического образования.
На основании многочисленных наблюдений и анализа состояния вузов Кыргызстана нами разработана структурно-содержательная модель профессиональной компетенции, готовности выпускника педагогических вузов применять современные методы, технологии и диагностику в учебно-воспитательном процессе. Компетентностная модель специалиста тесно связана как с целями образования, с объектами и предметами труда, с выполнением
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
конкретных функций, так и с междициплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса [2].
Выпускники педагогического вуза должны от модели формируемых профессии учителя перейти к модели профессионального саморазвития. Только в этом случае произойдет смена образовательной парадигмы в сторону компетентностного подхода [1, с. 61].
Обладания будущих учителей - математиков умственной деятельностью в ходе решения математических задач обеспечивает такие профессионально важные качества как: умение принимав рациональное решение задачи; осуществлять поток взаимосвязей между известными и неизвестными параметрами, что способствует формированию и развитию инновационного мышления у будущих учителей математики.
Поэтому на занятиях по курсу методика преподавания математики мы учим студентов осуществлять различные виды умственной деятельности: осуществлять анализ полученной учебной информации; проводить синтез и обобщение различных приемов и способов передачи учебной информации; уметь проводить сравнение эффективности используемые на уроках математики используемых методах обучения; делать первичную(предварительную) классификацию и систематизацию математических понятий, фактов; находить причинноследственную связи; выделить общее, особенное, частное (единичное в математических объектах).
Такая работа со студентами поваляют выстроить творческую модель развития интеллектуальных качеств у будущих учителей. В структуру образовательного процесса входят такие компоненты как мотивация, ряд содержательных и процессуальных.
Понятие «учение» и «учебная деятельность» не синонимичны. Учебная деятельность выступает как одна из форм учения; специфическими особенностями которой, по мнению Д. Б. Эльконина, являются:
- сознательная направленность обучающихся на осуществление целей обучения, применяемых в качестве своих личных целей;
- преимущественно теоретический характер данной деятельности, имеющей своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере наук;
- изменение самого обучающегося, его развитие.
Результаты учебной деятельности должны оцениваться не столько по ее объективным результатам, сколько по тем изменениям (новообразованиям), которые происходят с обучающимися в процессе ее осуществления.
Учебная деятельность — универсальная деятельность, составляющая основу овладения любой другой деятельностью. Каждая деятельность включает в себя предмет преобразования, имеет свое содержание, средства и способы осуществления, продукт (результат). Как и любой другой целостный акт, учебная деятельность состоит из следующих этапов (Рисунок). В соответствии с данными этапами выделяют следующие структурные компоненты учебной деятельности: мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.
Мотивация - это совокупность всех факторов, определяющих побуждение к учению и решению учебных задач: мотивы, потребности, интересы, убеждения, установки и др. Т. О. Гордеева [3] выделяет пять основных условий успешности учебы, обеспечиваемой вкладом со стороны мотивации: наличие познавательной и достиженческой мотивации, искренний интерес к учебе и убежденность в ее необходимости и важности; умение ставить перед собой адекватные учебные цели (ясные, конкретные, реалистичные и в меру трудные) и достигать их (планировать учебную деятельность и браться за нее без лишних колебаний; умение
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
концентрироваться на задаче, работать настойчиво, не отвлекаясь и доводя начатое дело до конца; вера в контролируемость условий деятельности и свои способности справиться с ней (само эффективность); адаптивное реагирование на неудачи, возникающие в процессе учебной деятельности (умение преодолевать трудности).
Рисунок. Структура образовательной деятельности студента
Одним из наиболее значимых психологических факторов в структуре мотивации учения студентов является профессиональная направленность. По данным В. А. Якунина, высокое ценностное отношение к профессии определяет и высокий уровень учебной самоорганизации, причем высоко влияние ценностного отношения к профессиональной деятельности на учебную активность и успешность овладения учебными дисциплинами [8].
В проведенных исследованиях И. А. Хрестинной формирования интеллектуальных и познавательных умений зависит от сложности приобретаемых студентом профессий. Тогда требуемые основных умения, навыки приобретаются в течение нескольких лет [4]. Причем каждый этап имеет свои задачи и требует определенных условий. Поэтому на первых-вторых курсах обучения важным является формирование внутренней, индивидуальной модели студента. Это, прежде всего: ценностное отношение к знаниям; учебно-познавательная деятельность; формирование установок на самостоятельной поиск знаний и учебной информации; умение искать и анализировать учебную информацию и создавать первичную «базу» по интересующимся проблемам и др.
Обычно на первый этап приходится первый-второй год обучения в вузе, когда происходит адаптация, привыкая к новым условиям, запрещая интерес к отдельным предметом, формирования навыков самостоятельной работе и развитие систем учебных умений: планирование организация и правильное распределение своего времени; постановка учебно-познавательных целей и определение путей его реализации; установление контактов взаимоотношение с однокурсниками, преподавателями и др. субъектами вузе и т.д.
На втором этапе обучение происходит некоторые направленности содержание обучения на профессиональную деятельность будущего учителя, которой охватывает как второго полностью третий курс учебы. На этом этапе происходят формирование очень серьезна направлений: соприкосновении с профессиональными качествами учителя через такие как
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
«педагогика», «психология» и спец предметы; умение формирование вопросы, выдвигая собственные идеи, гипотезы и выводы; планирование учебную самостоятельную работу, внести коррективы и о судимое оценивание своего интеллектуального труда; анализировав, синтезировать и структурировать полученную информацию; совершенствованиях своих знаний, умений, компетенции в учебной деятельности, направленной на приобретения профессиональных и связанных с ней информацией и т.д.
На этом этапе развитие познавательной процесс и вся учебная деятельность носят более выраженную функцию направленность, или другими словами студенты третьего курса называют целенаправленного осваивав методике, технологические и отдельных профессиональных компоненты. Процесс развития интеллектуальных умений происходит при изучение таких дисциплин как. «Общая психология», «педагогика» и методика преподавания педагогики, и организация воспитательной работе. Соц. Педагогика и психология методика преподавания школьных предметов и др. В результате обучения у студентов происходит методические, психологические и профессиональные подкрепление ранее полученных знаний, формирование обобщенных способов действий, ключевых, профессиональных компетенций будущего участие математики.
На третьем этапе обучения очень важно развитие у студентов четвертых и пятых курсов профессиональных качеством будущего учителя. И здесь наряду с аудиторной познавательной деятельности необходимо большое внимания уделить навыкам самообразования и развитию опыта творческой педагогической деятельности, направленной на последующее практические применения в накопленного объема знаний и навыки творческого подхода в решение педагогических проблем. На этом этапе студент приобретает и овладеет следующее компетенции: умеет самостоятельно отбирать содержание учебного материала; выделяет наиболее эффективные формы и методы работы с учащимся по предмету математики; распознает в профессиональной деятельности элементы творческого подхода; знает современные технологии профессионального образования; самостоятельно оценивает качество собственной познавательной деятельности и др.
Результатам осуществления этого этапа является подготовка студентов к пониманию цели, задач и сущности будущей профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Абдуллина Г. Т. Развитие интеллектуальных умений будущего учителя // Педагогика. 2012. №8. С. 61-70.
2. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М., 2005. 114 с.
3. Гордеева Т. О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. 2005. №4. С. 3-27.
4. Хрестина И. А. Формирование интеллектуальных умений учителя начальных классов как средство воспитания у них культуры умственного труда. Дисс. ... канд. пед. наук, М., 1994.
5. Тутушкина М. К. Практическая психология для преподавателей. М.: Филинъ, 1997.
328 с.
6. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001. 318 с.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77
7. Утлик Э. П. Умение учиться // Инновации в образовании. 2004. №1. С. 104-112.
8. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 1998. 544 с.
References:
1. Abdullina, G. T. (2012). Razvitie intellektual'nykh umenii budushchego uchitelya. Pedagogika, (8), 61-70. (in Russian).
2. Baidenko, V. I. (2005). Kompetentnostnyi podkhod k proektirovaniyu gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy). Moscow. (in Russian).
3. Gordeeva, T. O. (2005). Motivatsionnye faktory, vliyayushchie na dostizheniya v uchebnoi deyatel'nosti, ili motivatsiya obucheniya: pyat' uslovii uspekha. Psikhologiya v vuze, (4), 3-27. (in Russian).
4. Khrestina, I. A. (1994). Formirovanie intellektual'nykh umenii uchitelya nachal'nykh klassov kak sredstvo vospitaniya u nikh kul'tury umstvennogo truda. Moscow. (in Russian).
5. Tutushkina, M. K. (1997). Prakticheskaya psikhologiya dlya prepodavatelei. Moscow.
6. Smirnov, S. D. (2001). Pedagogika i psikhologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatel'nosti k lichnosti. Moscow. (in Russian).
7. Utlik, E. P. (2004). Umenie uchit'sya. Innovatsii v obrazovanii, (1), 104-112. (in Russian).
8. Yakunin, V. A. (1998). Pedagogicheskaya psikhologiya. St. Petersburg. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 06.03.2022 г. 10.03.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Кожомбердиева Н. Б., Бектурганова М. К. Развитие профессиональных компетенции у студентов на различных этапах обучения // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №4. С. 534-538. https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/64
Cite as (APA):
Kozhomberdieva, N., & Bekturganova, M. (2022). Development of Professional Competence of Students at Various Stages of Training. Bulletin of Science and Practice, 8(4), 534-538. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/64