Научная статья на тему 'УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ'

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1455
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИПЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТЫ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ / ИННОВАЦИОННАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максакова Алена Евгеньевна

В статье рассматриваются особенности учебной деятельности студентов в аспекте современных требований в системе высшего образования. Обозначены методологические основы данного процесса, показана его специфика. Особое внимание уделено инновационной учебной деятельности студентов. Актуальность содержания статьи обусловлена необходимостью выявления ряда теоретических оснований организации учебной деятельности студентов в современном вузе. Учебная деятельность - основной вид деятельности студентов, и от ее методологически выверенного осуществления во многом зависит качество подготовки выпускников вузов. Цель статьи - выявить отдельные теоретические аспекты учебной деятельности студентов в свете современных требований. При написании статьи использовались следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме, собственный опыт преподавательской деятельности в вузе. Результатом статьи является разработка отдельных теоретических положений, касающихся усовершенствования учебной деятельности студентов в свете современных требований. Результаты, изложенные в статье, могут быть применены в исследованиях, направленных на повышение качества обучения и в практической деятельности преподавателей высшей школы. Статья посвящена одной из важных проблем высшей школы и направлена на повышение качества вузовского обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максакова Алена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF MODERN REQUIREMENTS

The article discusses the features of students' educational activity in the aspect of modern requirements in the system of higher education. The methodological foundations of this process and its specificity are discussed. Particular attention is paid to the innovative learning activities of students. The topicality of the article is due to the need to identify a number of theoretical grounds for organizing student’s educational activity in a modern university. Educational activity is the main type of student’s activity, and the quality of education of university graduates depends on its methodologically corrected implementation. The purpose of the article is to identify individual theoretical aspects of students' educational activity in the light of modern requirements. The following research methods were used in writing the article: analysis of literature on the problem, our own experience in teaching at the university. The result of the article is the development of individual theoretical provisions relating to the improvement of students' educational activity in the light of modern requirements. The results of the article may be applied in studies aimed at improving the quality of education and in the practical work of teachers of higher education. The article is devoted to one of the important problems of the higher education and is aimed at improving the quality of university education.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №4. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/65

УДК 378.14 (575.2) https://doi.org/10.33619/2414-2948/65/51

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

©Максакова А. Е., Международный университет в Центральной Азии, г. Токмок, Кыргызстан, maksakova_a@iuca.kg

EDUCATIONAL ACTIVITY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF MODERN REQUIREMENTS

©Maksakova A., International University of Central Asia, Tokmok, Kyrgyzstan, maksakova_a@iuca.kg

Аннотация. В статье рассматриваются особенности учебной деятельности студентов в аспекте современных требований в системе высшего образования. Обозначены методологические основы данного процесса, показана его специфика. Особое внимание уделено инновационной учебной деятельности студентов. Актуальность содержания статьи обусловлена необходимостью выявления ряда теоретических оснований организации учебной деятельности студентов в современном вузе. Учебная деятельность — основной вид деятельности студентов, и от ее методологически выверенного осуществления во многом зависит качество подготовки выпускников вузов. Цель статьи — выявить отдельные теоретические аспекты учебной деятельности студентов в свете современных требований. При написании статьи использовались следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме, собственный опыт преподавательской деятельности в вузе. Результатом статьи является разработка отдельных теоретических положений, касающихся усовершенствования учебной деятельности студентов в свете современных требований. Результаты, изложенные в статье, могут быть применены в исследованиях, направленных на повышение качества обучения и в практической деятельности преподавателей высшей школы. Статья посвящена одной из важных проблем высшей школы и направлена на повышение качества вузовского обучения.

Abstract. The article discusses the features of students' educational activity in the aspect of modern requirements in the system of higher education. The methodological foundations of this process and its specificity are discussed. Particular attention is paid to the innovative learning activities of students. The topicality of the article is due to the need to identify a number of theoretical grounds for organizing student's educational activity in a modern university. Educational activity is the main type of student's activity, and the quality of education of university graduates depends on its methodologically corrected implementation. The purpose of the article is to identify individual theoretical aspects of students' educational activity in the light of modern requirements. The following research methods were used in writing the article: analysis of literature on the problem, our own experience in teaching at the university. The result of the article is the development of individual theoretical provisions relating to the improvement of students' educational activity in the light of modern requirements. The results of the article may be applied in studies aimed at improving the quality of education and in the practical work of teachers of higher education. The article is devoted to one of the important problems of the higher education and is aimed at improving the quality of university education.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №4. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/65

Ключевые слова: деятельность, теория деятельности, учебная деятельность, структура учебной деятельности, принципы учебной деятельности, студенты, технологии обучения, инновации в обучении, инновационная учебная деятельность.

Keywords: activity, theory of activity, educational activity, structure of educational activity, principles of educational activity, students, educational technologies, innovation in education, innovative learning activities.

Модернизационные процессы, происходящие в настоящее время в системе высшего профессионального образования Киргизской Республики, затрагивают все звенья данной системы, влияя на содержание высшего профессионального образования, на организационные формы обучения, на разработку и внедрение новых образовательных технологий. В данном процессе особое место занимает учебная деятельность студентов, осуществляемая в свете современных требований в инновационном режиме.

Под учебной деятельностью понимается один из видов деятельности, направленный на усвоение теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в различных сферах общественного сознания [3, с. 246].

Видится аксиоматичным, что направленность учебной деятельности во многом зависит от возраста обучающихся. В студенческом возрасте, когда у субъектов учебной деятельности в достаточной мере развито теоретическое мышление, учебная деятельность носит самостоятельный, исследовательский характер, что позволяет рассматривать данную деятельность как инновационную во всех ее проявлениях и смыслах.

Учебная инновационная деятельность в современном вузе является в настоящее время одной из актуальных проблем, требующих своего осмысления и анализа. Данный посыл тесно связан с вышеназванными модернизационными процессами, происходящими в настоящее время в вузах Киргизской Республики.

Исследование педагогических процессов и явлений базируется на методологически выверенных основах, являющихся теоретической платформой изысканий подобного рода. В основе учебной деятельности студентов, в том числе инновационной, лежит теория деятельности, достаточно полно разработанная отечественными педагогами и психологами. К примеру, концепция деятельности А. Н. Леонтьева рассматривает деятельность как форму реализации отношений субъекта к миру объектов, что позволяет выделить различные типы деятельности и проецировать их на инновационную учебную деятельность студентов [1, c. 913].

В справочной литературе также дается определение содержания понятия «деятельность». Так, философская наука рассматривает деятельность как специфическую человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [10, с. 151]. В психологической науке под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа, и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности [6, с. 101]. Педагогическая наука рассматривает деятельность как систему действий и операций, объединенных внутренней мотивацией и направленных на достижение определенных целей [3, c. 36].

Несмотря на некоторые различия в определении содержания понятия «деятельность», в

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №4. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/65

основе всех определений лежит идея активности субъекта в окружающем его мире, что нашло отражение в теории деятельности А. Н. Леонтьева, являющейся методологической основой нашего исследования. Это: практическая, познавательная, эстетическая деятельности и т. д. Данные типы человеческой деятельности предполагают наличие внутри каждого типа отдельные виды деятельности, куда мы относим и учебную деятельность студентов вузов.

Следует отметить, что понятие «учебная деятельность» в той или иной мере было обозначено в разные исторические эпохи.

Так, уже в ранние исторические эпохи учебная деятельность была тесно связана с понятием «высшее учебное заведение», которому придавался различный, иногда не вписываемый в современную эпоху, смысл. Некоторым прообразом вузов были философские школы периода античности, в которых преподавание было ориентировано на передачу и освоение имеющихся в ту эпоху знаний. Занятия проводились в форме бесед и лекций, зачастую в виде дискуссий (например, знаменитые сократические беседы, отдаленно напоминающие современную учебную деятельность) [7, с. 59]. Такая форма обучения продолжила свое существование и в средневековых университетах Западной Европы. Именно в этих университетах были заложены первоначальные принципы так называемой «академической свободы», дающие возможность каждому студенту самостоятельно разрабатывать программу изучения отдельных дисциплин, самостоятельно изучать их и самостоятельно вести исследования. Осуществлялось определенное участие студентов в самоуправлении. Позднее учебная деятельность студентов стала носить более разнообразный характер, что усилило практическую составляющую учебной деятельности. Студенты стали принимать участие в лабораторных опытах, становились членами научных экспедиций, и т. д. Данная тенденция нашла свое продолжение в 18 и 19 веках. В 20 веке типы высших учебных заведений разнообразились, появились многопрофильные университеты, что повлекло за собой и определенное разнообразие в студенческой учебной деятельности.

Таким образом, учебная деятельность студентов стала принимать самые разнообразные формы. Мы знаем, что студент может занимать позицию обучаемого, и тогда он является объектом учебной деятельности. Но он может занимать позицию и обучающегося. В данном случае он является активным субъектом обучения, что соответствует требованиям времени. Субъектность студента в обучении имеет в настоящее время тенденцию к постоянному расширению, что поддерживается технологизацией процесса обучения в вузе, увеличением доли самостоятельной работы, применением информационно-компьютерных технологий. Таким образом, студент становится одним из равноправных субъектов учебной деятельности.

Но модернизационные преобразования в системе высшей школы требуют, чтобы учебная деятельность студента была более эффективной и носила оптимальный характер.

Практика показывает необходимость выполнения при этом ряда условий. Многолетний опыт работы в вузе предполагает необходимость соблюдения следующих условий.

1. Выявление уровня готовности студентов к учебной деятельности. Необходимо знать их уровень мотивации к учебной деятельности, уровень сформированности соответствующих компетенций и т. д. Определение уровня готовности студентов к учебной деятельности выводит на необходимость выявления второго условия, в содержательном плане тесно взаимосвязанного с первым.

2. Определение цели и задач учебной деятельности. По мнению Ю. Г. Татура, цель является системообразующим элементом образовательного процесса. Ошибка в определении цели может в значительной мере обесценить учебную деятельность студентов [9, с. 22]. От

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №4. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/65

целеполагания во многом зависят мотивы учебной деятельности, что повышает ее успешность.

3. Третье условие - это оптимальная организация учебной деятельности студентов. Преподаватель должен организовывать учебную деятельность в соответствии с уровнем развития студентов, их мыслительными возможностями, уровнем мотивации и т. д. От этого зависит содержание учебного материала, применяемые образовательные технологии, форма организации занятий. Выполнение третьего условия повысит уровень развития мотивации к учебной деятельности и уровень активного участия в ней [4, с. 309].

4. Анализ результатов учебной деятельности студентов. Это, прежде всего, осуществление обратной связи, что дает возможность преподавателю корректировать свои действия и спроецировать их на действия студентов.

5. Инновационный характер учебной деятельности, что дает возможность ее обновления, совершенствования и оптимизации.

Учебная деятельность студентов строится на определенных принципах. В их основе лежат общие дидактические принципы, разработанные учеными-педагогами и представляющие собой базисные основания осуществления образовательной деятельности. Дидактические принципы, по мнению И. П. Подласого, это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями [5, с. 258].

Проецируя общие дидактические принципы на учебную деятельность студентов, мы выделяем наиболее значимые, соответствующие требованиям времени, из них:

1. Принцип целостности. Он означает, что учебная деятельность студентов должна представлять собой единство цели, задач, мотивов, результатов и т. д.

2. Принцип самостоятельности в учебной деятельности. В последние годы самостоятельная деятельность студентов стала одной из основ организации педагогического процесса в вузе. От обеспеченности уровня самостоятельности студентов в учебной деятельности во многом зависит ее эффективность.

3. Принцип элективности обучения. Демократизация системы высшего образования, осуществляемая в последние годы, предполагает предоставление студенту права выбора цели обучения, его методов, средств, а также отдельных курсов (курсы по выбору) [8, с. 10].

4. Принцип рефлексии означает, что и преподаватель, и студент должны отдавать себе отчет о своих действиях и уметь их анализировать.

5. Принцип инноватики в учебной деятельности, предполагающий введение новшеств во все звенья образовательного процесса, в том числе и в учебную деятельность.

Эффективность учебной деятельности студентов во многом зависит от степени разработанности ее нормативной базы. В ее основе лежат государственные образовательные стандарты. Государственный образовательный стандарт — это утвержденный государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня. Госстандарт не только определяет содержание образования по тому или иному направлению, но и выделяет тот комплекс умений и компетенций, которыми должен овладеть современный студент, в том числе и в своей учебной деятельности.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №4. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/65

Согласно А. К. Наркозиеву, государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого, второго и последующих поколений имеют следующие основные идеи:

-связь со сферой труда, что выражается в попытках давать общую характеристику деятельности в той профессиональной области, где предполагается работа выпускника;

-большой объем инвариантной части содержания образования, что нацеливает на сохранение единого образовательного пространства [2, с. 170].

В то же время современные тенденции развития высшего профессионального образования предполагают расширение и вариативной части содержания образования, а также компетентностный подход к результатам обучения.

Возьмем, к примеру, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Киргизской Республики. Направление 531100 Лингвистика. Академическая степень бакалавр. В стандарте четко прописаны те компетенции, которыми овладевает студент во время обучения в вузе и которые положительно влияют на его учебную деятельность. Так, в области научно-методической деятельности выпускник вуза (в том числе студент) может эффективно строить учебный процесс, осуществляя педагогическую деятельность в учебных заведениях дошкольного, общего, начального и средне-профессионального, а также дополнительного лингвистического образования в соответствии с задачами конкретного учебного курса и условиями обучения иностранным языкам.

Естественно, что приводимая как пример компетенция должна быть сформирована у выпускника вуза, но она вполне проецируется на учебную деятельность студентов в процессе вузовского обучения. И, если проанализировать все компетенции, заложенные в Госстандарте и которыми должен овладеть выпускник, то они все в той или иной мере будут способствовать повышению эффективности учебной деятельности.

Как было отмечено выше, учебная деятельность студентов будет более эффективной, если она носит инновационный характер, что соответствует тем модернизационным процессам, которые происходят в сфере высшего образования.

Считаем, что инновационный процесс в сфере высшего профессионального образования представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых традиционная учебная деятельность студентов превращается в образовательное нововведение. Инновационная учебная деятельность студентов - это комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса в учебной деятельности, а также сам этот процесс. К инновационной учебной деятельности студентов мы можем отнести: участие студентов в реализации цели и задач данной деятельности, принятие обновленного содержания образования, предпринятого преподавателем, участие в инновационных формах организации обучения и т. д. Студенты могут принять участие во всех компонентах, составляющих основу инновационной деятельности. Например, в научном поиске по созданию новшества, в реализации данного новшества в рефлексии нововведения. Основным результатом является инновационная деятельность студентов, нацеленная в конечном итоге на повышение качества образования.

Таким образом, учебная деятельность студентов, обеспечивающая преобразование учебных идей в нововведения, и является инновационной учебной деятельностью студентов.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №4. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/65

Инновационные изменения в учебной деятельности студентов идут по следующим направлениям: изменение целей и содержания деятельности, приведение их в соответствие требованиям времени, участие в реализации новых образовательных стандартов на основе компетентностного подхода, участие в реализации новых образовательных технологий, особенно информационных, участие в выполнении заданий для самостоятельной работы.

Стержневым моментом инновационной учебной деятельности студентов является участие в реализации тех современных образовательных технологий, которые нацелены на деятельность самих студентов, а не только преподавателя.

Сюда отнесем игровые технологии, технологии работы в команде, тренинговые технологии, семинары-тренинги, технологии проектного обучения и т. д.

Таким образом, учебная деятельность студентов является важным сегментом современной системы высшего образования и должна носить инновационный характер.

Список литературы:

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 2004. 352 с.

2. Наркозиев А. К. Проектирование образовательных профессиональных программ в вузе на основе компетентностного подхода по кредитной технологии. Б.: Илим, 2009. 264 с.

3. Загвязинский В. И, Закирова А. Ф., Строкова Т. А. Педагогический словарь. М.: Академия, 2008. 352 с.

4. Плаксин Н. П., Масликова Т. И., Тимощук С. А. О применении индивидуального и дифференцированного подхода в обучении // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2014. №3(42). С. 309-313.

5. Подласый И. П. Педагогика. М., 2009. 540 с.

6. Петровский А. В., Ярошевский М. Т. Психология. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

7. Рахимова М. Р., Панкова Т. В., Калдыбаева А. Т. История образования и педагогической мысли. Б.: 2003. 360 с.

8. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М., 2005. 288 с.

9. Татур Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. М.: Университетская книга, 2001. 256 с.

10. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

References:

1. Leontev, A. N. (2004). Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moscow. (in Russian).

2. Narkoziev, A. K. (2009). Proektirovanie obrazovatel'nykh professional'nykh programm v vuze na osnove kompetentnostnogo podkhoda po kreditnoi tekhnologii. Bishkek.

3. Zagvyazinskii, V. I, Zakirova, A. F., & Strokova, T. A. (2008). Pedagogicheskii slovar'. Moscow. (in Russian).

4. Plaksin, N. P., Maslikova, T. I., & Timoshchuk, S. A. (2014). O primenenii individual'nogo i differentsirovannogo podkhoda v obuchenii. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 3(42). 309-313. (in Russian).

5. Podlasyi, I. P. (2009). Pedagogika. Moscow. (in Russian).

6. Petrovskii, A. V., & Yaroshevskii, M. T. (1990). Psikhologiya. Moscow. (in Russian).

7. Rakhimova, M. R., Pankova, T. V., & Kaldybaeva, A. T. (2003). Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoi mysli. Bishkek. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com

Т. 7. №4. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/65

8. Selevko, G. K. (2005). Pedagogicheskie tekhnologii na osnove didakticheskogo i metodicheskogo usovershenstvovaniya UVP. Moscow. (in Russian).

9. Tatur, Yu. G. (2001). Vysshee obrazovanie: metodologiya i opyt proektirovaniya. Moscow. (in Russian).

10. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' (1983). Moscow. (in Russian).

Работа поступила в редакцию 01.03.2021 г.

Принята к публикации 07.03.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Максакова А. Е. Учебная деятельность в вузе в контексте современных требований // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №4. С. 437-443. https://doi.org/10.33619/2414-2948/65/51

Cite as (APA):

Maksakova, A. (2021). Educational Activity in Higher Educational Institutions in the Context of Modern Requirements. Bulletin of Science and Practice, 7(4), 437-443. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/65/51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.