Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
УДК 37.013.42 https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/40
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
©Джумагулова Г. А., канд. пед. наук, Бишкекский государственный университет им. акад. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
FORMATION OF COMPETENCE AND PROFESSIONAL SKILLS OF THE FUTURE SOCIAL TEACHER IN THE STUDY OF HUMANITARIAN DISCIPLINES
©Dzhumagulova G., Ph.D., Bishkek State University, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В данной статье изучены проблемы потенциальных возможностей отдельных учебных дисциплин по формированию профессиональной компетентности будущих социальных педагогов. Автором поставлена цель рассмотреть важные компоненты системы формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов, какими являются: формы организации аудиторной работы как лекции, конференции, консультации и внеаудиторной работы студентов (дипломные работы, формы организации НИРС, педагогическая практика и др.); методы обучения (объяснительно-интеллектуальный, репродуктивный, метод проблемного изложения, исследовательский и др.) и воспитания (методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности); средства системы формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов как Государственный стандарт высшего профессионального образования, учебные программы и учебные планы, дидактический материал, компьютеры, компьютерные классы, интернет, программное обеспечение и др.
Abstract. This article examines the problems of the potential capabilities of certain academic disciplines in the formation of the professional competence of future social teachers. The author has set the goal to consider the important components of the system of forming the professional competence of future social teachers, which are: forms of organization of classroom work as lectures, conferences, consultations and extracurricular work of students (diploma works, forms of organization of scientific research work, teaching practice, etc.); teaching methods (explanatory-intellectual, reproductive, problem presentation, research, etc.) and education (methods of forming personality consciousness, methods of organizing activities and forming the experience of social behavior, methods of stimulating behavior and activities); means of the system for the formation of professional competence of future social teachers as the State Standard of Higher Professional Education, curricula and curricula, didactic material, computers, computer classes, the Internet, software, etc.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, будущий педагог, формы обучения, методы обучения, профессиональная деятельность, развитие профессиональной компетентности.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
Keywords: professional competence, future teacher, tuition, teaching methods, professional activity, development of professional competence.
Выполненное нами исследование показало, что профессиональная компетентность у будущих социальных педагогов формируется на этапе изучения студентами всех учебных дисциплин. Первостепенную роль играют дисциплины общепрофессионального и предметного циклов.
Целью исследования является изучение проблемы потенциальных возможностей отдельных учебных дисциплин по формированию профессиональной компетентности будущих социальных педагогов.
Анализа учебных документов показал, что для включения в профессиональную деятельность будущему социальному педагогу нужно сформировать знания и умения при изучении общегуманитарных дисциплин.
Для осуществления профессиональной деятельности в сфере воспитания учащихся формирование компетентности и профессиональных умений, необходимых будущему социальному педагогу происходит при изучении следующих учебных предметов:
- «Культурология» позволяет будущим педагогам получать знания о сущности культуры, месте личности в культуре, ее влияние на подрастающее поколение в ходе изучения тем, посвященных функциям культуры, культурным ценностям и нормам, культурным нормам и традициям, типологии культур, культуре общества и культуре личности;
- «Философия» помогает сформировать научное, гуманистически ориентированное мировоззрение как методологическое ядро культуры человека, являющееся эстетическим, активно влияющим на жизненное самоопределение личности;
- «Иностранный язык» — дает возможность познакомить студентов с культурой изучаемого языка, дает понятие об устойчивых и свободных словосочетаниях, дает основные знания о специфических способах словообразования, грамматических навыков, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при таких видах речевой деятельности как письмо и говорение;
- «Физическая культура» — подвигает студентов заняться спортом как необходимым атрибутом здорового общества, закладывает основы здорового образа жизни студента, помогает сформировать физически привлекательную и духовно развитую личность, способствует осознанию спорта как одного из факторов воспитания;
- «Теория и методика воспитания» раскрывает основные направления в воспитании и воспитательной деятельности, его место в целостной структуре образовательного процесса. Будущие студенты-педагоги получат знания о закономерностях и принципах, формах и методах воспитания молодого поколения;
- «Педагогическая психология» снабжает будущих учителей знаниями о закономерностях психологического развития человека в условиях обучения и воспитания. Данная дисциплина смежная и нацелена на изучение психологии обучения, психологии воспитания, психологии учителя и педагогической деятельности;
- «Концепции современного естествознания» дает возможность представить картину научного мировоззрения. Темы, посвященные культурно-историческим и научным сюжетам, уровням организации материи, синхронности в природе, принципам симметрии позволяют студентам осмыслить прекрасное в окружающей действительности, увидеть гармонию мира и воспринять науку как один из важных факторов воспитания;
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
- «Основы специальной педагогики» поможет студентам приобрести теоретические и практические знания о содержании, принципах, формах и методах обучения и воспитания подрастающего поколения.
Знания о содержании деятельности педагога в процессе эстетического воспитания студенты приобретают, изучая следующие дисциплины:
- «Физическая культура» знакомит студентов с физической культурой и спортом, вооружает их знаниями и умениями для проявления физической подготовки в жизни и труде, а также с целью их физического развития;
- «Русский язык и культура речи» поможет в овладении студентами-педагогами знаниями о стилистике современного русского нормативного языка, о закономерностях, коммуникативных и этических аспектах устной и звучащей речи, расскажет об особенностях ораторского искусства и ведению полемики;
- «Общие основы педагогики», «Теория обучения», «Теория и методика воспитания», дают всестороннюю характеристику педагогический деятельности и педагогическому взаимодействию в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения;
- «Педагогическая психология» дает возможность понять психологическую сущность и специфику педагогической деятельности, осознать ее компоненты, функции и формы, а также сформировать понятие о стилях педагогического общения и взаимодействия;
- «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности» помогают приобрести будущим педагогам знания, которые позволяют осуществлять контроль за физическим здоровьем студентов и молодежи в процессе воспитания и обучения;
- «Возрастная анатомия и физиология» позволяет узнать о биологических и физиологических закономерностях организма человека, дает акцент на приобретении знаний по анатомии, физиологии и гигиене детей и подростков.
- «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи» дают понятия об основных способах строения лексемы изучаемого языка, предусматривают анализ лексики, грамматики, текстов, стилей, написание речевых произведений и навыков орфоэпии;
- «Концепции современного естествознания» помогают в изучении целостной природы и ее закономерностей, формируют мировоззрение и диалектическое мышление;
- «Психолого-педагогический практикум» и «Педагогические технологии» помогают студентам освоить самостоятельное проведение квалифицированного наблюдения за поведением группы, провести анализ развития групповой динамики, ситуаций конфликтного общения; проектировать и решать психолого-педагогические задачи, конструировать различные формы психолого-педагогической деятельности, моделировать педагогические ситуации, дающие умения применять методики диагностики, прогнозирования и проектирования;
Таким образом, умение целостно и грамотно донести информацию, адаптировать для восприятия формируют такие дисциплины, как: «Иностранный язык». «Русский язык и культура речи», предусматривающие работу с речевыми ситуациями, текстами, написание авторских произведений; аннотаций, докладов, тезисов, сообщений, а также публичные выступления. Наряду в вышеизложенным, целый ряд теоретических дисциплин, таких как «Политология», «Социология», «Правоведение», «Экономика» «Отечественная история» и др. предусматривают в своих программах различную тематику реферативной работы, что, по нашему мнению, также будет влиять на развитие данной группы умений.
Анализ Государственного образовательного стандарта, рассмотрение образовательных
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
программ и планов, изучение опыта работы вузов с педагогической направленностью Киргизской Республики, беседы со студентами, преподавателями вузов и учителями образовательных школ позволил нам сделать вывод, что профессиональная подготовка будущих социальных педагогов не всегда осуществляется на должном уровне. Выпускники педвузов имеют плохое представление о специфике деятельности социального педагога, в современных условиях и методике работы с детьми, имеющими отклонения в физическом плане, психическом или социальном развитии [4].
По нашему мнению, важным средством повышения уровня профессиональной компетентности является контекстный подход к формированию специалиста, реализация которого позволит будущему социальному педагогу использовать полученные в процессе обучения знания, умения и навыки в качестве средств решения задач обучения и воспитания молодежи; обусловит формирование у них профессиональной мотивации и профессиональной направленности, способствующей, в свою очередь, стремлению студентов к самостоятельному восполнению пробелов в собственных знаниях и умениях; будет способствовать развитию позитивной Я-концепции будущего учителя, развитию профессиональной компетентности [2, с. 37].
По мнению В. Н. Мажерикова и М. Н. Ермоленко, теоретическое содержание готовности социального педагога проявляется в умении педагогически мыслить, что говорит о наличии у него аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений [8, с. 85]:
- аналитические умения состоят из ряда частных умений: умение обдумывать каждый элемент в связи с целым и во взаимодействии с другим; анализировать педагогические явления; находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям; формулировать доминирующую педагогическую задачу; находить оптимальные способы ее решения;
- прогностические умения взаимосвязаны с управлением учебным процессом и предполагают ориентацию на точное представление в сознании учителя, являющегося субъектом управления, цели его деятельности в виде предвидимого результата. Прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Педагогическое прогнозирование требует от педагога овладения такими прогностическими методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и др.
В состав прогностических умений педагога входят такие компоненты, как: постановка образовательных целей и задач; отбор методов их достижения; предвидение возможных отклонений, нежелательных явлений и выбор возможных способов их преодоления; эскизная проработка структуры и отдельных компонентов образовательного процесса; примерная оценка предполагаемых затрат средств, труда и времени участников образовательного процесса; планирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса, проективные умения осуществляются в виде разработки проекта образовательного процесса и означают: конкретизацию полей обучения и воспитания; обоснование способов их поэтапной реализации; планирование содержания и видов деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, собственного опыта; определение формы и структуры образовательного процесса в соответствии с поставленными задачами и с учетом особенностей участников образовательного процесса; определение ранжированного комплекса целей и задач для каждого этапа педагогического процесса; планирование индивидуальной работы с
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований; отбор форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании; планирование системы приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью;
- рефлексивные умения имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, и предполагают использование таких разновидностей как: контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами; контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане; контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий. Особого внимания заслуживает последняя разновидность контроля как наиболее часто применяемая в деятельности учителя. Для эффективного его осуществления педагог должен быть способен к рефлексии, позволяющей объективно анализировать свои поступки и суждения, и, в конечном итоге, деятельности с точки зрения их соответствия поставленным целям и условиям их реализаций.
- Рефлексия понимается нами как особенная форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ собственных действий. Для педагога очень важно установить, в какой мере полученные результаты, независимо от того положительные они или отрицательные, являются следствием его деятельности. От этого и возникает необходимость в анализе собственной деятельности, в ходе которой определяются правильность целеполагания, их переход в конкретные задачи; идентичность комплекса решавшихся главенствующих и подчиненных задач необходимым аспектам; соотношение содержания деятельности учащихся поставленным задачам; результативность использовавшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности; основание ошибок и правильности, успехов и неудач в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания; равенство применявшихся организационных форм возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития, содержанию материала; опыт личной деятельности в его общем виде и в соответствии с выбранными наукой условиями и рекомендациями.
Кроме того, на наш взгляд, правильным может быть ознакомление студентов первого курса с подходом к педагогической деятельности в рамках чтения дисциплины «Общие основы педагогики», а также ознакомление студентов второго курса с содержанием деятельности классного руководителя (дисциплина «Теория и методика воспитания»).
Немаловажное значение в процессе подготовки будущих педагогов имеет выбор оптимальных организаций форм и методов обучения.
Из всего многообразия подходов к классификации форм обучения мы остановились на классификации В. К. Дьяченко, так как она, по нашему мнению, является наиболее ясной и логически обоснованной. Сущностью процесса обучения, по его мнению, является общение обучающего и обучающихся, в результате которого происходит передача накопленного социального опыта от одного поколения к другому. Автор выделяет четыре основных вида общения [5, с. 63]:
1) коммуникация посредством определенных знаковых систем, в письменной и устной
речи;
2) парное общение, диалогическое общение;
3) групповое общение;
4) общение в парах по изменяющемуся составу участников.
По мнению ученого, эти основные виды общения определяют формы организации
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
процесса обучения.
Когда учитель обучает одного ученика, то их общение является парным (в парах могут заниматься друг с другом и учащиеся). Такое обучение называют индивидуальным. Если педагог целостно обучает всю группу учащихся, то общение при этом является групповым. Такую форму организации учебной работы называют фронтальной.
Обучение может осуществляться и как общение в динамических парах, как диалогическое сочетание между всеми участниками учебного процесса, эта форма обучения является коллективной.
Этнопедагог А. Алимбеков отмечает: «Активные методы обучения — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Этнопедагогическое мышление учителя, прежде всего, проявляется в анализе источников информации, относящейся к решению задачи, т.е. ее условий, средств и способов решения» [1, с. 9].
В ходе опосредованного общения личностный контакт между людьми отсутствует, и обучение осуществляется главным индивидуально обособленной [6, с. 107]. Выделяют следующие формы организации обучения, которые распределены по двум основным признакам — характеру общения между обучающим и обучающимися, а также характеру общения между обучающимися в процессе обучения.
Взаимоотношения преподавателя с обучающимися могут осуществляться в следующих формах:
-индивидуальная форма, когда один обучает одного;
-групповая форма — когда один обучает одновременно несколько групп обучающихся, составляющих в своей совокупности учебный класс, студенческую группу;
-фронтальная форма — когда один обучает целый класс, группу.
Взаимоотношения обучаемых между собой могут быть организованы следующим образом:
-индивидуальная форма — когда обучаемые работают самостоятельно, не контактируя -между собой;
-парная форма — когда двое обучаемых обучают друг друга;
-групповая форма — когда группа обучаемых, вступая в общение между собой, совместными усилиями решает учебную задачу;
-коллективная форма — когда общение осуществляется в парах переменного состава, когда каждый член группы учит каждого [7, с. 35-36].
При таком подходе каждая задача, поставленная в ходе совершенствования подготовки будущих социальных педагогов вообще, в т. ч. и формирования у них профессиональной компетентности, может быть успешно решена при внедрении различных форм обучения. Например: накопление студентами знаний о содержании деятельности социального педагога может происходить в ходе самостоятельной работы с учебной литературой, через фронтальную форму на лекциях, через коллективное обсуждение на групповых семинарских занятиях; выработка соответствующих умений может происходить в ходе группового обучения, осуществляемого как преподавателем, так и партнерами по учебе, а также в ходе индивидуального обучения, формирование положительной Я-концепции может происходить в парах сменного состава и т. п.
А. А. Вербицкий особо выделяет значение коллективной формы обучения, считая, что она отражает особенности профессионального общения на производстве, где специалисты входят в контакт друг с другом в ходе анализа профессиональных ситуаций, подготовки и
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
принятия решений, согласования интересов производственных звеньев и своих собственных интересов. Исходя из этого, автор предлагает семинарские занятия выстраивать в форме коллективной теоретической работы, что дает возможность каждому студенту быть равноправным и активным участником обсуждения теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности. Это раскрепощает интеллектуальные возможности студентов, резко снижает барьеры общения, повышает его продуктивность [3, с. 122-124].
Педагогический процесс кафедры педагогики и психологии сочетает в себе все формы обучения: индивидуальные (консультации, написание и защита курсовых и квалификационных работ, самостоятельная работа студентов, подготовка аннотаций, индивидуальные занятия); парные (практические и лабораторные занятия, консультации); коллективные (семинарские, практические и лабораторные занятия, спецкурсы); групповые (семинарские, практические и лабораторные занятия, спецкурсы); фронтальные (лекции, педагогическая практика, концерты, экскурсии, зачеты, экзамены, научно-практические конференции), поведения и деятельности (поощрение, наказание, соревнование).
Кафедра педагогики и психологии Бишкекского государственного университета им. академика К. Карасаева обладает обширным набором средств, для обучения и воспитания студентов. Понятие «средство» в научной литературе определяется как «материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимися и использован для усвоения знаний» [9, с. 32].
Наряду с общепедагогическими средствами (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, учебные программы и учебные планы, наглядный материал, лекционные аудитории и др.) в руках педагогов оказываются и специфические средства (аудио- и видеозаписи, классы для индивидуальных занятий, актовый зал, электронная библиотека, компьютерный класс и др.). Полноценное их использование в ходе подготовки студентов к профессиональной деятельности в воспитании студентов и молодежи оказывает большое влияние на повышение ее качества.
Исходя из вышеизложенного, на основе целостного анализа содержательной информации и возможностей отдельных учебных дисциплин, которые направлены на привитие профессиональной компетентности будущих социальных педагогов мы предлагаем делать выводы об уровне сформированности профессиональной компетентности социального педагога. Итоговые результаты позволят утверждать, что главным показателем профессиональной компетентности социального педагога выступает степень овладения им необходимых знаний, умений и навыков.
Список литературы:
1. Алимбеков А. Активные методы обучения как способ развития этнопедагогического мышления будущих учителей // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: материалы XIX Международной научно-практической конференции. М., 2016. №4 (49). Ч. 1. С. 8-13.
2. Бизяева А. А. Ориентация учителя на использование психологических знаний в процессе формирования продуктивного мышления учащихся // Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях. М., 1989. 216 с.
3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
4. Государственный образовательный стандарт высшего образования. Бишкек, 1996.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №3. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/64
5. Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения: актуальные проблемы теории и практики обучения. Красноярск, 1984. 185 с.
6. Зернова Г. П. Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук. М, 1999. 114 с.
7. Зимняя И. А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс // Социальная работа. 1992. №6. С. 85-91.
8. Мижериков В. А. Введение в педагогическую профессию. М., 1999. 286 с.
9. Синенко В. Я. Профессионализм учителя // Педагогика. 1999. №5. С. 45-51.
References:
1. Alimbekov, A. (2016). Aktivnye metody obucheniya kak sposob razvitiya etnopedagogicheskogo myshleniya budushchikh uchitelei. Nauchnaya diskussiya: voprosy pedagogiki i psikhologii: materialy XIX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moscow, no. 4 (49), part 1, 8-13. (in Russian).
2. Bizyaeva, A. A. (1989). Orientatsiya uchitelya na ispol'zovanie psikhologicheskikh znanii v protsesse formirovaniya produktivnogo myshleniya uchashchikhsya. Professional'nye potrebnosti uchitelya vpsikhologo-pedagogicheskikh znaniyakh, Moscow. (in Russian).
3. Verbitskii, A. A. (1991). Aktivnoe obuchenie v vysshei shkole: kontekstnyi podkhod. Moscow. (in Russian).
4. Gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya (1996). Bishkek. (in Russian).
5. Dyachenko, V. K. (1984). Obshchie formy organizatsii protsessa obucheniya: aktual'nye problemy teorii i praktiki obucheniya. Krasnoyarsk. (in Russian).
6. Zernova, G. P. (1999). Professional'naya gotovnost' uchitelya k eksperimental'noi deyatel'nosti: diss. ... kand. ped. nauk. Moscow. (in Russian).
7. Zimnyaya, I. A. (1992). Podgotovka sotsial'nogo rabotnika kak mnogourovnevyi protsess. Sotsial'naya rabota, (6), 85-91. (in Russian).
8. Mizherikov, V. A. (1999). Vvedenie v pedagogicheskuyu professiyu. Moscow. (in Russian).
9. Sinenko, V. Ya. (1999). Professionalizm uchitelya. Pedagogika, (5), 45-51. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 17.02.2021 г. 22.02.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Джумагулова Г. А. Формирование компетентности и профессиональных умений будущего социального педагога при изучении гуманитарных дисциплин // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №3. С. 319-326. https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/40
Cite as (APA):
Dzhumagulova, G. (2021). Formation of Competence and Professional Skills of the Future Social Teacher in the Study of Humanitarian Disciplines. Bulletin of Science and Practice, 7(3), 319-326. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/40