Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ/PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 004.94 https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/37
АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРОВ В ВУЗЕ
©Донова М. М., ORCID: 0000-0001-7365-4193, Ростовский государственный экономический
университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия, [email protected] ©Киселев В. Н., ORCID: 0000-0002-2818-672X, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия, [email protected] ©Веретенникова Е. Г., ORCID: 0000-0003-1071-5408, Ростовский государственный
экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия, [email protected] ©Лозина Е. Н., ORCID: 0000-0002-8572-9444, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия, [email protected] ©Щербаков С. М., ORCID: 0000-0001-8001-0214, д-р экон. наук, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия, [email protected]
AUTOMATION OF TUTOR'S ACTIVITIES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
©Donova M., ORCID: 0000-0001-7365-4193, Rostov State University of Economics,
Rostov-on-don, Russia, [email protected] ©Kiselev V., ORCID: 0000-0002-2818-672X, Rostov State University of Economics, Rostov-on-don, Russia, [email protected] ©Veretennikova E., ORCID: 0000-0003-1071-5408, Rostov State University of Economics,
Rostov-on-don, Russia, [email protected] ©Lozina E., ORCID: 0000-0002-8572-9444, Rostov State University of Economics, Rostov-on-don, Russia, [email protected]
©Shcherbakov S., ORCID: 0000-0001-8001-0214, Dr. habil., Rostov State University of Economics, Rostov-on-don, Russia, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена автоматизации деятельности тьюторов в вузе. В результате проведенной работы создан программный продукт «Дневник тьютора», который позволяет автоматизировать выполнение наиболее трудоемких функций тьютора в высших учебных заведениях.
Abstract. The aim of the research is to automate tutoring activities in higher education institutions. The developed module of the program "Tutor's Diary" will automate the implementation of educational and methodological activities of the tutor in higher educational institutions with students in the framework of educational programs.
Ключевые слова: вуз, тьютор, учебно-методическая деятельность, UML, автоматизация, тьюторская деятельность.
Keywords: University, tutor, educational and methodological activities, UML, automation, tutor activity.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63
Целью исследования является автоматизация тьюторской деятельности в вузе, включая учебно-методическую и организационно-воспитательную работу.
В высших учебных заведениях России в связи с модернизацией образования и ориентировкой на современные принципы открытости и учебы через всю жизнь, а также с учетом требований рынка труда, происходит смещение акцента от активной позиции преподавателя к активному участию студента в формировании собственной образовательной позиции. В сегодняшней образовательной ситуации целевая ориентация процесса образования на формирование осознанного заказа обучающегося на собственный процесс образования становится чрезвычайно важной [1-5].
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт III поколения (ФГОС III поколения) стал тем документом, который позволит людям получить образование, способствующее их быстрой адаптации в современных условиях и ощущению удовлетворения от выбранной специальности.
Важную роль в настоящий момент в организации деятельности современных учреждений высшего профессионального образования играет правильное и грамотное управление, реализация которого возможна при осуществлении основных управленческих функций — это планирование, организация, регулирование и контроль. В вузах, на уровне управления студенческими группами, данные функции реализуют тьютор и куратор. Однако следует разграничить эти два понятия. «Тьютор — это консультант учащегося, который может помочь ему выработать индивидуальную траекторию обучения, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса, а с другой стороны он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития этого конкретного человека». Основная задача тьюторов — помощь студенту в формировании и освоении индивидуальной траектории обучения, что стало наиболее актуально при переходе на Федеральные государственные стандарты третьего поколения. Однако, традиционно во многих вузах на тьюторов возлагаются обязанности кураторов, связанных, преимущественно, с воспитательной работой. Куратор — это преподаватель, осуществляющий одну из форм воспитательной работы со студентами вуза [6].
«Внедрение тьюторства непосредственно связано с преобразованиями университетов и задает необходимость высокого уровня квалификации и соответствующего статуса тьютора, его участия в принятии решений в университете на уровне первых лиц» [7]. Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации профессор Ковалева Т. М. считает, что «Тьютор — это учитель-наставник, отвечающий за личностное, творческое и психологическое развитие обучаемого посредством создания индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного пространства» [8].
В статье «Анализ и моделирование деятельности тьюторов» (авторы Веретенникова Е. Г., Савельева Н. Г., Щербаков С. М., Донова М. М. Сборник «Информационные системы, экономика и управление», Ученые записки, вып. 22) в ходе исследования были определены направления для автоматизации тьюторской деятельности [9]. Разрабатываемый модуль программы «Дневник тьютора» позволит автоматизировать выполнение наиболее трудоемких функций тьютора в высших учебных заведениях со студентами в рамках реализации образовательных программ.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63
В настоящей статье описан программный продукт для автоматизации тьюторской деятельности. Схема тьюторской деятельности приведена на Рисунке 1.
Рисунок 1. Декомпозиция диаграммы верхнего уровня IDEF0 «Тьюторская деятельность»
Структура базы данных программного продукта «Дневник тьютора» представлена схемами отдельных модулей, а именно: модуль «Факультеты вуза»; модуль «Кураторские часы»; модуль «Факультет»; модуль «Модуль авторизации»; модуль «Группы факультета»; модуль «Студент»; модуль «Адрес регистрации»; модуль «Общежитие»; модуль «Посещение общежития куратором»; модуль «Родители студента».
Перечень таблиц БД информационной системы, представлен в Таблице 1.
Таблица 1.
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ БД РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Таблица Комментарии
system_departament Факультеты вуза
system_faculty Факультет
system_curatorhour Кураторские часы
auth_api_user Модуль авторизации
system_academicgroup Группы факультета
system_student Студент
system_parent Родители студента
system_residencehostel Адрес регистрации
system_hostel Общежитие
system_visithostel Посещение общежития куратором
Рисунок 2. Структура базы данных программного продукта «Дневник тьютора».
Выходным документом информационной системы является «Дневник тьютора», который сформируется автоматически, после заполнения соответствующих форм таких как «Добавление студента», «Родители» и др.
Дневник тьютора представлен на Рисунках 3-4.
Тип лицензии СС: АПпЬиНоп 4.0 Шетайопа! (СС В} 4.0)
317
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63
Рисунок 3. Титульная страница Дневника тьютора.
Групп;
Личный листок студента
факультета KT и ИБ ЕГЭУ (ИШХ1
СОЦИАЛЬНЫ!! ПАСПОРТ ГРУППЫ
> 1 : i-т I >:п:<:
ФОТО
ФАМИЛИЯ ИМЯ
ОТЧЕСТВО
Мобильный телефон
Дата рождения
Место рождения
Гражданство
Национальность
Родной язык
Паспортные данные
Адрес по прописке
Адрес фактический
Сведения об окончании лшолы:
Социальная категория семьи (полная {■емъя'многодетная фети до 15 летунеполиая семья/потеря кормильца' в разводе/ одинокая иажь/р&дитезь ¡¡к-залиИ/спфдеит е огрантекпъыи в озможн остлма (теази&носжь)к цто.мза)
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Сведения о родителях Отец Мать
Ф.И.О.
Место Работы, Должность
Телефон (служебный, мобильный)
il студентом дскроЕо.тьаа. Студент НйЕИфажавг протнЕ обргеохЕН
Дата заполнения
общее число
Подпись студента
Подпись куратора _
Количество студентов в группе
из них: мужчин
женщин
Студенты бюджетной формы обучения
Студенты контрактной формы обучения
Студенты-сироты н студенты, оставшихся без попечения родителей
Студенты-инвалиды из них:
1-Ф-
2.гр.
Згр.
Студенты-ветераны н инвалиды боевых действий
Студента из районов проживания, подвергшихся радиоактивному заражению вследствие катастрофы на ЧАЭС
Студенты, у которых оба родителя пенсионеры
Студенты, у которых родители - инвалиды
Студенты из многодетных семей
в т.ч. попадающие б категорию малообеспеченных
Студенты из неполных семей
в т.ч. попадающие, б категорию малообеспеченных
Студенты страдающих хроническими заболеваниями
Студенты, состоящие в браке
б том числе имеют статус "студенческая семья"
Студенты имеющие детей
в том числе матери-одиночки
Студенты, прибывшие на обучение нз Юго-востока Украины
Студенты, проживающих в общежитии:
нз них:
бюджетная ф. о.
контрактная ф. о.
семейные
Рисунок 4. Формы «Личный листок студента» и «Социальный паспорт группы».
В информационной системе используются следующие справочники: Факультеты; Кафедры; Направления и профили; Группы (бакалавриат + магистратура).
В разделе «Справочники» должны быть перечислены все аналитические справочники, используемые при заполнении учебной карточки студента. Отсутствие данного раздела, по сути, делает осуществление формирования отчетов по тьюторской деятельности невозможным.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63
Примеры справочников информационной системы «Дневник тьютора», представлены на Рисунках 5-6.
v. Наименование ,_, Наименование ,_, . ,_, _ , __, _ .
Л* ' I _ I I _ I Факультет _ Бакалавриат/спей нал|гт _ Выпускающая кафедра 1 I_направления |__]_профиля_LLJ___LLJ___LLJ___
22 Таможенное, депо Торговое дело Специапитет
23 Прикладная информатика Прикладная информатика в экономике Факультет Компьютерных технологий и информационной безопасности Бакалавриат Информационных систем и прикладной информатики
24 Информационные системы и технологии Информационные системы и технологии в бизнесе Факультет Компьютерных технологий и информационной безопасности Бакалавриат Информационных систем и прикладной информатики
25 Информационная безопасность Информационная безопасность Факультет Компьютерных технологий и информационной безопасности Бакалавриат Информационных технологий и защиты информации
26 Бизнес-информатика Информационно-аналитические системы Факультет Компьютерных технологий и информационной безопасности Бакалавриат Информационных технологий и защиты информации
27 Прикладная математика и информатика Математическое и инф ормационное обеспечение финансово-экономической деятельности Факультет Компьютерных технологий и информационной безопасности Бакалавриат Фундаментальной и прикладной математики
2S Программная инженерия Программная инженерия Факультет Компьютерных технологий и информационной безопасности Бакалавриат Информационных технологий и защиты информации
29 Экономика Бухгалтерский учет, анализ и аудит Учетно-экономический факультет Бакалавриат
30 Экономика Бизнес-анализ и прогнозирование в организациях Учетно-экономический факультет Бакалавриат
31 Экономика Анализ и управление рисками Учетно-экономический факультет Бакалавриат
32 Экономика Учет и контроль в управлении бизнесом Учетно-экономический факультет Бакалавриат
Рисунок 5, Справочник направлений и профилей образовательных программ.
№ п/| - Наименование группь: - курс Ld Факультет |т Отделение
L 111-ГМУ 1 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
2 111-МЕН 1 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
3 111-УП 1 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
4 111-СЕР 1 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
5 111-ЭБ 1 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
6 112-МЕН 1 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
7 112-ЭБ 1 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
8 113-МЕН 1 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
9 114-МЕН 1 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
10 121-УП 2 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
И 121-МЕН 2 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
12 121-ЭБ 2 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
13 121-СЕР 2 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
14 121-ГМУ 2 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
1S 122- МЕН 2 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
16 122-ЭБ 2 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
17 123-МЕН 2 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
18 131-МЕН 3 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
19 131-СЕР 3 Факультет Менеджмента и предпринимательства Очное
Рисунок 6. Справочник учебных групп факультетов.
Разработанная информационная система, представляет собой два компонента: клиент (Vue js) и сервер (Django), каждый из них использует множество различных библиотек, и реализует различные паттерны. Взаимодействие компонентов информационной системы представлен на Рисунке 10.
£1 ® |
¿Td^HZZ^H Тип лицензии CC: Attribution 4.0 International (CC Bh 4.0)
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 7. №2. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/63
Рисунок 10. Компоненты информационной системы.
Выгрузка выходного документа «Дневник тьютора» происходит при нажатии соответствующего пункта выпадающего меню. После нажатия будет вызван метод, который подключается к кнопке директивой «@click="..."», этот метод вызовет действие во Vuex модуле «documents», действие в свою очередь обратится к серверному REST API, после этого файл начнет загружаться. На Рисунках 11-13 показаны примеры выгрузки дневника тьютора.
1. Программная инженерия
2. Прикладная Информатика
3. Прикладная математика
Рисунок 11. Экранная форма «Справочник направлений»
ПИОг-341. ИСПИ. 2016-08-31. 4 nnzs-311; ИСПИ. 202004-01, 1
Рисунок 12. Экранная форма «Список групп»
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com
Т. 7. №2. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/63
Рисунок 13. Детальная информация о группе.
Программный продукт был разработан для автоматизированного формирования учебно-методической документации тьютора, позволяющий автоматически генерировать выходной документ под названием «Дневник тьютора», отслеживает активность студентов и тьюторов в учебном процессе, что позволит значительно сократить затраты труда на заполнение и ведение документации. Важной отличительной чертой программного продукта является простота использования и понятный графический интерфейс.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта 19-013-00690 «Экономика учебно-методической деятельности в высшей школе»
The reported study was funded by Russian Foundation for Basic Research (RFBR) according to the research project №19-013-00690 "Economics of educational and methodological activities in high school".
Список литературы:
1. Овчинников Ю. Р. Организация деятельности тьютора в системе образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. №4 (21). С. 83-87.
£) ® 1
¿Td^HZZ^H Тип лицензии СС: Attribution 4.0 International (СС Bit 4.0)
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63
2. Кузьмина Ю. Ю. Тьютор в российской системе образования // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2011. №1 (19). С. 25-27.
3. Косоплечев А. В. Роль тьютора в условиях реформирования системы высшего образования // Социальная политика и социология. 2012. №4 (82). С. 221-229.
4. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. М.: Эксперимент, 1993.
5. Андреева Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства // Образовательные технологии. 2011. №1. С. 81-87.
6. Положение о кураторе (тьюторе) учебной группы «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)». https://clck.ru/TBLJ4
7. Шиповская Л. П. Роль тьютора в современном образовании // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. №3. С. 91-95.
8. Арсланова Р. А., Бушмина О. В., Матушанский Г. У. Тьюторство как составляющая современного образовательного процесса в вузе // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2011. №1 (8). С. 88-94.
9. Веретенникова Е. Г., Савельева Н. Г., Щербаков С. М., Донова М. М. Анализ и моделирование деятельности тьюторов // Ученые записки, Информационные системы, экономика и управление. 2020. №22. С. 18-24.
References:
1. Ovchinnikov, Yu. R. (2014). Organizatsiya deyatel'nosti t'yutora v sisteme obrazovaniya. Nauchnoe obespechenie sistem(y povysheniya kvalifikatsii kadrov, (4 (21)), 83-87. (in Russian).
2. Kuzmina, Yu. Yu. (2011). T'yutor v rossiiskoi sisteme obrazovaniya. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava, (1 (19)), 25-27. (in Russian).
3. Kosoplechev, A. V. (2012). Rol' t'yutora v usloviyakh reformirovaniya sistemy vysshego obrazovaniya. Sotsial'nayapolitika i sotsiologiya, (4 (82), 221-229. (in Russian).
4. Shchedrovitskii, P. G. (1993). Ocherki po filosofa obrazovaniya. Moscow. (in Russian).
5. Andreeva, E. A. (2011). Sut' i soderzhanie traditsionnoi modeli t'yutorstva. Obrazovatel'nye tekhnologii, (1), 81-87. (in Russian).
6. Regulations on the curator (tutor) of the study group "Rostov State Economic University (RINH)". https://clck.ru/TBLJ4
7. Shipovskaya, L. P. (2012). Rol' t'yutora v sovremennom obrazovanii. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa, (3), 91-95. (in Russian).
8. Arslanova, R. A., Bushmina, O. V., & Matushanskii, G. U. (2011). T'yutorstvo kak sostavlyayushchaya sovremennogo obrazovatel'nogo protsessa v vuze. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo energeticheskogo universiteta, (1 (8)), 88-94. (in Russian).
9. Veretennikova, E. G., Savel'eva, N. G., Shcherbakov, S. M., Donova, M. M. (2020). Analiz i modelirovanie deyatel'nosti t'yutorov. Uchenye zapiski, Informatsionnye sistemy, ekonomika i upravlenie, (22), 18-24. (in Russian).
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.com Т. 7. №2. 2021 https://doi.org/10.33619/2414-2948/63
Работа поступила в редакцию 28.12.2020 г. Принята к публикации 02.01.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Донова М. М., Киселев В. Н., Веретенникова Е. Г., Лозина Е. Н., Щербаков С. М. Автоматизация деятельности тьюторов в вузе // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №2. С. 314-323. https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/37
Cite as (APA):
Donova, M., Kiselev, V., Veretennikova, E., Lozina, E., & Shcherbakov, S. (2021). Automation of Tutor's Activities in Higher Education Institutions. Bulletin of Science and Practice, 7(2), 314-323. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/37