ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ (НА ПРИМЕРЕ ИСКУССТВА ДАСТАНА) Кушаев И.А.1, Ахтамов И.И.2
1Кушаев Илхам Ахтамович - старший преподаватель;
2Ахтамов Ислам Илхамович - преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются виды традиционной профессиональной музыки (маком, дастан, классическая мелодия и песня, большая песня), значение понятий Бахши, Жирав, Халфа и дастан, соотношение формы и содержания, принципы исторического развития дастана, характеристика нома (песен) в нем (сочетание игры на инстументе, слова, стихотворения и мелодии). Характеризуется такие музыкальные инструменты, как думбира, дутор, тор, кубыз (народный инструмент). На примере искусства дастана научно обоснованы отличительные особенности традиционной профессиональной музыки от музыкального фольклора. Ключевые слова: традиционная музыка, профессиональная музыка, исполнительские традиции, дастан, терма, искусство Жирава и Халфы.
УДК 781
С первых лет независимости нашей республики формирование и совершенствование морально-духовной культуры личности занимает одно из приоритетных направлений политики нашего государства.
В настоящее время, начиная с дошкольного и школьного музыкального образования, предусматривается знакомство и изучение некоторых образцов узбекской народной музыки на всех этапах непрерывного музыкального образования. В общеобразовательной школе эти работы проводятся с первого класса в процессе такой музыкальной деятельности, как слушание музыки, пение, изучение музыкальной грамоты (нотного письма) и ритмического освоения музыки.
Узбекская музыкальная культура имеет древнее и богатое традиционное музыкальное наследие. В его содержании нашли отражение национальный дух нашего народа, высокие человеческие качества, художественная духовность, борьба за свободную жизнь и ожидания мечты. Наши несравненные и богатые духовные ценности в устной традиции служат неоценимым подспорьем в формировании высокой музыкальной культуры, эстетического вкуса и национального мышления подрастающего поколения.
Когда мы говорим о традиционном музыкальном наследии, то под устной традицией подразумеваются жанры народных мелодий и песен (музыкальный фольклор), макомы (циклические произведения), развитые классические песни, большие песни и дастаны (эпос).
Музыкальная культура учащихся предполагает такие музыкальные компетенции, как слушание народной музыки различных жанров, а также музыкальных произведений, созданных композиторами и мелодистами, знакомство, восприятие, попытка внимательного наблюдения за средствами их выражения в возможных рамках, ощущение и понимание сущности их идейно-художественного содержания, дача им описания, получение нравственно-художественного образования.
В настоящее время в нашей республике через различные средства массовой информации и коммуникации протекает большой поток музыкальной информации. Школьники независимо от своих потребностей и желаний часто ощущают воздействие этого музыкального потока. В последующие годы, с тем же течением,
начинает появляться множество "песен", как в слове, так и в тоне которых мало логики и смысла, основанных на принципе многократного повторения предложения или названия песни, подобно принципам в рэп-жанре. По поводу этой негативной ситуации ряд критических мнений и комментариев по данному вопросу был также высказан в шоу "мелодия и катастрофа", которое транслировалось по телевидению республики. К сожалению, мало кто из наших детей разного возраста систематически знакомится с настоящими музыкальными произведениями, достойными их возраста по разным причинам, их воспитательным и образовательным возможностям, а также их сильному эмоциональному воздействию, которые, как следствие, подвергаются побочным эффектам всевозможных легкоплечих мелодий и песен, опасности подрыва музыкального вкуса детей.
"В то же время не секрет, что в нынешнюю эпоху глобализма "массовая культура", ставшая средством коммерции, во все более усложняющемся мире, где негативное влияние шоу-бизнеса становится препятствием роднику любой национальной культуры, внимание и интерес к народному творчеству, к сожалению, ослабевает. Тогда как "народное творчество допустимо в интерпретации, это детская песня человечества", поэтому мы считаем целесообразным, чтобы учащиеся ассоциировались с музыкальными произведениями всех направлений и жанров, в частности с образцами традиционного профессионального музыкального наследия, а также слушали рекомендованные ими художественные высокие образцы и методически совершенствовали процесс исполнения небольших отрывков, начиная со средней школы, где должны обучаться все дети школьного возраста.
Стало известно, что по наблюдениям, проведенным с целью определения современного состояния вопроса, большинство педагогов, работающих в системе общего музыкального образования, слабо освоили исполнительские навыки на уровне требований к практической инструментальной и вокальной (певческой) деятельности, которые необходимы в первую очередь им самим. Основной причиной этого может быть то, что по направлению музыкального образования высших учебных заведений 5 прикладных музыкально-исполнительских дисциплин, ранее изучавшихся в едином индивидуальном порядке, с 2008 года переведены в порядок преподавания в группе. Определенная часть учителей музыки, работающих в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, обладает хорошим профессиональным потенциалом и опытом и способна донести до учащихся материал урока на основе современных требований [1-28].
Развитие традиционного эпического искусства тесно связано с миром глубокой общественной мысли, в котором устное творчество формировалось на протяжении многих веков. Поэтому интеграция образцов народного устного музыкального творчества, являющегося богатым и несравненным духовным сокровищем, в сознание учащихся молодежи стала одной из наиболее актуальных музыкально-педагогических проблем современности.
Вся наша педагогическая работа, проводимая в этой области, была направлена на приобщение подрастающего поколения к образцам профессиональной музыки устной традиции, овладение учащимися определенными музыкальными умениями, знаниями и навыками.
Список литературы
1. Мадримов Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 29-32.
2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 54-57.
3. Норова Ш.У. Взаимозависимость социальной среды и образовательного процесса и их влияние на личность студента // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 40-43.
4. Миршаев У.М. Музыкально-эстетическое воспитание и современные требования к учителю музыки // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 44-47.
5. Ражабов Т.И., Ибодов У.Р. Обеспечение национального наследия в обучении песням бухарского детского фольклора на уроках музыки // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 51-54.
6. Хидиров А.А. Методика и принципы музыкальной педагогики // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 63-66.
7. Шамсиев Ш.И. Формы организации музыкального общения // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 67-70.
8. Мухамедов Т.Д. Способы направления студентов на информационные технологии // Вестник науки и образования. №21 (97), 2020, часть 2. С. 70-73.
9. Алаева З.М. Педагогика как наука и искусство воспитания // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 74-77.
10. Атамурадов Р.Э. Педагог музыкальной культуры - это понятие о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 77-80.
11. Гулов С.Н. Музыки и её воздействие на психическую деятельность человека // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 85-88.
12. Ражабов А.Ш. Дирижирование, хор и управление им // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 108-111.
13. Ramazanova U.Kh., Rakhmatova M.O. Social norms, sanctions and personality // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 111-114.
14.Хасанов Х.Р. Культура и искусство в эпоху Амира Темура и темуридов // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 115-118.
15. Rahmatova M.O., Tosheva D. Theory and methods of musical educational of children // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 52-53.
16. Rakhmatov N.E. Problems of Creative Approach in The Pedagogical Activity of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2 (09), 2020, pp. 855-963.
17. Рузиев Д.Ю. Некоторые психологические особенности развития навыков игры на инструменте и подпевания // ACADEMY. 54:3 (2020). С. 640-647.
18. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017, №2. С. 138-139.
19. Норова Ш.У., Наимов Т.Дж. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // ACADEMY. 56:5 (2020). С. 55-57.
20. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль Фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.
21. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.
22. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.
23. Madrimov B., Uzakova (Nayimova) M.A. About the voice songs of the Chulpan // Theoretical & Applied Science. 4 (84), 2020. Pp. 434-437.
24. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.
25. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Pp. 7125-7130.
26. Ramazonova U..Н., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогика. № 2 (47), 2020. С. 87-88.
27. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal. 2019, pp. 118-122.
28. Rajabov A. The development of music and instrumental performance in Central Asia // International Journal of Applied Research. 6 (5), 2020. Pp. 95-97.
ИКУССТВО ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ ГОРОДА БУХАРЫ Тухсанова В.Р.1, Бакаев Ш.Ш.2
1Тухсанова Вилоят Ражабовна - старший преподаватель;
2Бакаев Шодижон Шокирович - старший преподаватель, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье говорится об истории золотошвейного искусства Бухары (XIX - XX века), так же перечисляются и описываются изделия, вышитые золотошвейным способом. Оно стало искусством «золотых рук» Максумы Ахмедовой, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, её ученицы, ставшей не менее известной мастерицей, народной художницы Узбекистана Муяссар Темировой, орденоносцев Р. Кулдашевой, Ф. Аббасовой, С. Ядгаровой и многих других. Они создают превосходные художественные изделия, побывавшие на многочисленных союзных и зарубежных выставках, ярмарках, смотрах. Ключевые слова: гулдузи, джома, оба, тархкаш, чалвор, палту, муза, кулох, салаи, аракчин, калебатун, даури.
УДК 398
Золотое шитье украшало главным образом пышные одежды эмира и придворной знати, отдельные принадлежности туалета и некоторые бытовые предметы состоятельных слоев населения. В Бухаре Х1Х-начала XX веков в мужском костюме золотым шитьём украшали разные предметы:
• джома (мардона) - мужской верхний халат.
Такие халаты носил эмир и лица, принадлежавшие к семье эмира, придворные и те, кому жаловали при даровании чина; количество золотого шитья и расположение орнамента соответствовало положению насившего халат, начиная от халата с неширокой золотой оторочкой по бортам и кончая сплошь зашитым золотым шитьём;
• чалвор - длинные и широкие внизу штаны, носившиеся навыпуск;
• палту - одежда, вроде сюртука; носил только эмир;
• ключи - мундир высших военных чинов. Круги, украшающие мундир, служили знаками отличия - «нишон»
• муза - бархатные сапоги, носившиеся эмиром и придворными чинами;
• пайтобаи зардузи - шитые золотой портянки;
• кулох - островерхая тюбетейка, которая надевалась поверх легонькой матерчатой тюбетейки - аракчин («собиратель пота»); на верхнюю тюбетейку наматывалась чалма (в домашней обстановке верхняя тюбетейка снималась вместе с чалмой);
• салаи зардузи - шитая золотом чалма для эмира и высокопоставленных лиц.
• Чалма делалась из тонкой кисеи - «дока», на которой шился золотом лишь бордюр, но наматывалась она так искусно, что на голове производила впечатление сплошного золотого убора.
• Длина чалмы колебалась в пределах 16 - 20 м;
• камарбанд - пояс.
Предметы женской одежды, вышитые золотом:
62