Научная статья на тему 'МУЗЫКА И ЕЁ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА'

МУЗЫКА И ЕЁ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
678
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ВОКАЛИЗАЦИЯ / СТРЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПЛАСТИЧНОСТЬ МОЗГА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАТАРСИС / MUSIC / VOCALIZATION / STRESS / EMOTIONAL INTELLIGENCE / BRAIN PLASTICITY / CREATIVITY / CATHARSIS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гулов Садриддин Ниязович

В статье представлен обзор существующих подходов, теории и практики создания новых эффективных методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма человека и позволяющих реализовать творческий потенциал личности. Сквозной мыслью статьи является признание, что музыка - одно из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической активности человека. Рассматривается использование основных видов музыкальной деятельности слушания музыки, для психологической коррекции личности и развития творческих способностей человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC AND ITS IMPACT ON HUMAN MENTAL ACTIVITY

The article provides an overview of existing approaches, theory and practice of creating new effective methods of rehabilitation and prevention that increase the reserve capabilities of the human body and allow realizing the creative potential of the individual. The thought of the article is the recognition that music is one of the most powerful means of emotional regulation of human mental activity. The article considers the use of the main types of musical activity of listening to music for psychological correction of personality and the development of human creative abilities.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА И ЕЁ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»

МУЗЫКА И ЕЁ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Гулов С.Н. Email: [email protected]

Гулов Садриддин Ниязович - ассистент, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье представлен обзор существующих подходов, теории и практики создания новых эффективных методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма человека и позволяющих реализовать творческий потенциал личности. Сквозной мыслью статьи является признание, что музыка - одно из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической активности человека. Рассматривается использование основных видов музыкальной деятельности слушания музыки, для психологической коррекции личности и развития творческих способностей человека.

Ключевые слова: музыка, вокализация, стресс, эмоциональный интеллект, пластичность мозга, творческий потенциал, катарсис.

MUSIC AND ITS IMPACT ON HUMAN MENTAL ACTIVITY

Gulov S.N.

Gulov Sadriddin Niyazovich - Assistant, DEPARTMENT OF MUSICAL EDUCATION, FACULTY ARTVISION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article provides an overview of existing approaches, theory and practice of creating new effective methods of rehabilitation and prevention that increase the reserve capabilities of the human body and allow realizing the creative potential of the individual. The thought of the article is the recognition that music is one of the most powerful means of emotional regulation of human mental activity. The article considers the use of the main types of musical activity of listening to music for psychological correction ofpersonality and the development of human creative abilities.

Keywords: music, vocalization, stress, emotional intelligence, brain plasticity, creativity, catharsis.

УДК 398

Влияние музыки на человека до сих пор недооценивается. Зря, ведь является доказанным тот факт, что звуки могут быть как созидательными, так и разрушительными. Например, взятие И.Навином Иерихона. Сначала музыка была связана с религией и церковными службами, священники играли большую роль в развитии музыки. Вскоре священники открыли силу мантр и заклинаний. Они узнали, что часто повторяемые звуки вызывают определённое состояние сознания. Современной наукой в ходе экспериментов было выяснено учителем при Бухарском Государственном Университете Холиковым Камилем Бурановичем, что музыка Баха усиливает интеллектуальные способности, Бетховена - учит прощать, Шумана -помогает понимать ребёнка, Вагнера - даёт стремление к единению и братству, джаз -усиливает половое влечение. Ещё выдающийся русский психоневролог Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. Эксперименты показали, что после 10-минутного прослушивания фортепьянной музыки Шопена и Серенады Шуберта у испытуемого повышался уровень на 11 -23%. Музыке Узбекских народов присуща напевность, мелодичность, в ней нет взрывных повторяющихся звуков,

способных образовывать инфразвуковые биения. Под такую музыку легко размышлять, она способствует познанию окружающего мира.

Музыка некоторых народов отличается обилием взрывных ритмичных барабанных или биение звуков. Под такую музыку невозможно концентрироваться, она изменяет поведение, вызывает необратимые последствия в кара головного мозга, нарушает взаимосвязи между нейронными цепочками, снижает интеллект.

Цель их - снизить у нашей молодёжь порог критического осмысления новой информации, внушить под воздействием чужой музыки чуждые нам ценности, отучить осмысливать окружающую нас действительность. Мешая образовательному и творческому процессам, навязанные ритмы лишают.

"Массовые заимствования чужих музыкальных ритмов могут быть отнюдь не безобидны. Сформированные веками национальные мелодии отвечают оригинальным биологическая - пульсациям каждого этноса. Агрессия) ритма разрушает стереотип поведения человека, лишает его самоидентификации, гармонии с окружающей средой". "Музыка - государственное дело... Разве можно допустить, чтобы каждый, кто хочет, гипнотизировал один другого или многих и потом с ними делал, что хочет?" сказал Лев Толстой.

Поп-музыка мешает человеку учиться и творить, она манит и даёт ложные ценности, ложное удовлетворение, обман чувств. Она затягивает, и ей уже не могут сказать - нет! В современной поп-музыке инфразвуковые гармоники и биения маскируются звучанием других инструментов, но пагубное их воздействие от маскировки не уменьшается.

"Человеку, впервые посетившему концерт рок или поп группы, может показаться, что он где-то на дьявольском шабаше. Оглушающие децибелы, молнии и громы, валящие со сцены потоки густого белого дыма. Да и костюмы музыкантов и певцов несут явственные отпечатки сатанинских аксессуаров, всевозможные перевёрнутые кресты, каббалистические пентаграммы, магические шестёрки, кости и черепа".

Впервые о странном влиянии на людей музыки в стиле рок задумались на заре этого увлечения. Тогда было зарегистрировано среди поклонников нового стиля вспышка психических расстройств и самоубийств.

Современный исследователь в ходе экспериментов было выяснено учителем при Бухарском Государственном Университете Холиковым Камилем Бурановичем: "Если ритм равен 1,5 уд. / сек. и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот (15-30 герц), то способен вызвать у человека экстаз. При ритме, равном 2 уд. / сек. и на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, который сродни наркотическому..."

Медики различают разновидности рока по степени его влияния на человеческий организм:

"Жёсткий" - возбуждающий половые инстинкты;

"Едкий" - усиливающий восприимчивость галлюциногенных наркотиков;

"Дурной" - возбуждающий инстинкты агрессии;

"Сатанинский" - мистическая направленность к силам тьмы за счёт призывов, которые скрытно звучат в текстах песен.

Немецкие исследователи говорили, что с помощью рока идёт прямое воздействие на подсознание слушателей с помощью "маскировки обратного звучания". Во время записи в студии вместе с музыкой записываются "специальные" сообщения. Однако делаются они на высокой частоте и сознанием не воспринимаются, идёт воздействие на человека на подсознательном уровне.

В известном шлягере Мадонны "Наподобие девы" заложено сообщение "Я трансформируюсь в грехе". Группа "Квин" в песне "Небольшое сумасшествие, вызванное любовью" призывает: "К чёрту Библию! Всё, чего я хочу, - это магия!" "Битлз" со своей "Революцией №9" и "закодированной" в песне фразой: "Начинай

курить марихуану и обрати против меня покойника" также занимают "почётное" место в перечне примеров. "Покойником" именуют не кого-либо, а И. Христа.

Воспитание - основное педагогическое понятие. В широком педагогическим смысле это целеустремленная подготовка человека [1-22].

По мнению психолога Д.Азарова, происходящие нередко случаи самоубийств рок-музыкантов обусловлены характером исполняемой ими музыки. Ещё в прошлом веке русский исследователь И.Догель доказал в своём труде "Влияние музыки на нервную систему", что у человека и животных под воздействием музыки меняется кровяное давление.

Список литературы /References

1. Rakhmatov N.E. Problems of Creative Approach in The Pedagogical Activity of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations. 2 (09), 2020. Pp. 855-963.

2. Рузиев Д.Ю. Некоторые психологические особенности развития навыков игры на инструменте и подпевания // ACADEMY. 54:3 (2020). С. 640-647.

3. Норова Ш. У., Наимов Т.Дж. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // ACADEMY. 56:5 (2020). С. 55-57.

4. Мадримов Б.Х., Дустов С.Д. Древнее искусство "Шашмакома" Бухары в системе музыкального образования студентов // Современное музыкальное образование: традиции и инновации, 2018. С. 104-106.

5. Мадримов Б.Х. Эпическое своеобразие творчества народного сказителя бола бахши Абдуллаева (на основе музыкального фольклора Хорезма) // Народная художественная культура: вызовы XXI, 2014. С. 114-117.

6. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017. № 2. С. 138-139.

7. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.

8. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.

9. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

10. Ярашев Ж.Т. Songs of composite cycles of and mavrichi as musical values for uzbek people // Актуальные проблемы современной науки. 2 (64), 2012. С. 93-95.

11. Каюмов И.Ф., Жураева М. Место музыки в воспитании духовно-нравственных качеств учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ // Проблемы педагогики, 2020. С. 17-19.

12. Ражабов Д.З., Ражабов Т.И. Формирование и развитие узбекской народной лирики // Международная образовательная деятельность как фактор развития и сотрудничества высших учебных заведений в современном поликультурном мире. Материалы конф., 2018. С. 207-212.

13. Ражабов Т.И. Педагогические возможности использования детских фольклорных песен в духовно-нравственном воспитании младших школьников // Вестник науки и образования. № 5 (83), 2020. Часть 2. С. 34-37.

14. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.

15. Ражабов Т.И. Описание вековых ценностей в песне «тутовое дерево - балх» и его место в воспитании учащейся молодежи // Международные образовательные и социально-культурные технологии, 2019. 243.

16. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 2020. Pp. 7125-7130.

17. Mirshayev U., Samiyeva Sh., Cherniavskyi V., Asadova S., Aslanova N. The important tendencies in the development of creative and creative potentials in youth // International Journal of Recent Technology and Engineering. Vol. 8. Issue 3-3, 2019. Pp. 497-500.

18. Ramazonova U.H., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогика. № 2 (47), 2020, С. 87-88.

19. Madrimov B.Kh., Rajabov T.I., Nurullaev F.G. Teaching Bukhara children folk songs in music lessons as an actual problem // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. Vol. 24. Issue 04, 2020. Pp. 6049-6056.

20. Норова Ш., Нуруллаев Ф. Психология музыкальных дидактических игр на интеграливанных занятиях // Вестник интегративной психологии. № 17 (2018). С. 295-299.

21. Ruziev D., Mirshaev U. Phychological and pedagogical bases of the organization of problem-based education through Folk songs // Vol. 24. Issue 4, 2020. Pp. 6834-6838.

22. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal, 2019. Pp. 118-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.