НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Мустафаев Б.И.
Мустафаев Бахтиёр Ибрагимович - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются профессиональные навыки педагогов в области музыкальной культуры, дальнейшее совершенствование процесса музыкального образования, профессиональная компетентность учителей музыкальной культуры, педагогические возможности и новаторские подходы учителей в организации уроков. Новое содержание образования в области музыкальной культуры предполагает также «воспитание подрастающего поколения на уровне культурного человека, способного унаследовать национальное музыкальное наследие и осознать богатство универсальной музыки».
Ключевые слова: музыкальная педагогика, уроки современной музыки, теоретические и музыкальные знания, образовательные технологии.
УДК 781
В последние годы, наряду с другими общеобразовательными дисциплинами, особое внимание уделяется системному развитию музыкального образования в республике. Конечно, велика роль учителя в повышении эффективности музыкального образования, в современном подходе к обучению, в повышении интереса учащихся к урокам музыки, в удовлетворении их потребностей.
В главе 4 "Концепции музыкального образования" говорится, что современный учитель музыки должен быть высококультурным, безоговорочно преданным своей профессии и иметь развитое педагогическое мышление. Он должен обладать способностью постоянно развиваться профессионально и культурно, обладать глубокими знаниями и навыками в комплексе музыки, эстетики, педагогики и психологических и физиологических наук, в частности, методов обучения музыке. В частности, профессия учителя музыки должна обладать необходимыми качествами игры, хорового дирижирования и теории музыки. Современный учитель музыки должен в совершенстве владеть национальной музыкой и узбекским литературным языком, быть знаком с культурой универсальной музыки, повседневной музыкальной и культурной жизнью. Подчеркивается, что учитель музыки должен иметь педагогическое общение и уметь эффективно использовать методы педагогического воздействия в любой ситуации.
Педагогические навыки проявляются в формировании у учащихся умений и навыков, таких как культура общения, заинтересованность и активность в выполнении музыкальной деятельности, прослушивание и анализ музыкальных произведений, пение, грамотность, исполнение музыкальных ритмических движений, музыкальное творчество. Уровень компетентности и профессионализма некоторых учителей, которые в настоящее время проходят обучение по своей специальности, кажется недостаточным в их работе, широкое использование информационных и образовательных технологий и учебных пособий в образовании, эффективное использование педагогических технологий в классе, творчество и инициативность в обучении студентов. Это требует нового творческого мышления и подхода в образовательном процессе, дальнейшего расширения художественного мышления и мировоззрения, безупречного владения педагогическими, информационными технологиями. Поэтому эффективное внедрение учебного плана, программы, образовательных стандартов в области музыкальной культуры в
общеобразовательных школах в учебный процесс, поощрение учащихся к самостоятельному мышлению напрямую связано с деятельностью учителей.
Одна из актуальных проблем науки современной музыкальной педагогики является повышение квалификации учителей. Воспитание музыкальной культуры подрастающего поколения, их эстетических и духовных потребностей зависит от качества обучения в этой сфере, ведь уроки включают не только овладение учениками музыкой, но и формирование культуры сознания, нравов и внутренних переживаний. Теперь основная цель состоит в том, чтобы учащийся мог применять полученные знания и навыки не только в процессе приобретения навыков, но и самостоятельно в своей личной, профессиональной и общественной деятельности и рационально использовать их в различных социальных отношениях на протяжении всей жизни.
В зависимости от содержания урока и способности учеников организовать преподавателя современной музыкальной культуры необходимо создание и использование инновационных технологий, основанных на передовых методах в учебном процессе. Педагог должен быть знающим, продвинутым, талантливым, творческим, любознательным, инициативным, педагогически-методическим. Ведь одной из важнейших проблем в совершенствовании содержания образования и на этой основе для достижения реального эффекта является вопрос научно-методического, культурно-образовательного и этико-эстетического уровня учителя. Педагог должен быть не только примером для окружающих своей духовно-нравственной культурой, но и уметь продемонстрировать свои педагогические способности, внести достойный вклад в процесс квалифицированного воспитания как зрелый педагог.
Теперь учителям музыки необходимо иметь совершенные теоретические и музыкальные знания и навыки. В настоящее время перед высшим образованием, послевузовским образованием, в том числе в учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров стоит актуальная задача повышения теоретико-методических знаний музыкальной педагогики до уровня современных требований.
Безусловно, неоценима роль современных передовых педагогических технологий в повышении эффективности музыкального образования. Но как бы ни были продвинуты учебники, информационные технологии, педагогическая практика, успех воспитательной работы все равно зависит от личности учителя, его профессиональных навыков. Педагогические и информационные технологии, а также интерактивные методы могут не дать ожидаемого результата, если изучаемое музыкальное произведение не раскрывается через простую, ясную и беглую речь учителя [1-28].
Таким образом, развитие и дальнейшее совершенствование педагогического профессионального мастерства, усиление акцента на повышение его эффективности признано актуальной задачей современности. Предоставление студентам конкретных теоретических знаний, развитие практических навыков и компетенций в музыкальной деятельности, соответствующая оценка уровня теоретических знаний, навыков и умений, приобретенных студентом, требует высокого профессионализма и нового творческого подхода к процессу музыкального образования.
Список литературы
1. Мадримов Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 29-32.
2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 54-57.
3. Норова Ш.У. Взаимозависимость социальной среды и образовательного процесса и их влияние на личность студента // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 40-43.
4. Миршаев У.М. Музыкально-эстетическое воспитание и современные требования к учителю музыки // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 44.
5. Ражабов Т.И., Ибодов У.Р. Обеспечение национального наследия в обучении песням бухарского детского фольклора на уроках музыки // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 51-54.
6. Хидиров А.А. Методика и принципы музыкальной педагогики // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 63-66.
7. Шамсиев Ш.И. Формы организации музыкального общения // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 67-70.
8. Мухамедов Т.Д. Способы направления студентов на информационные технологии // Вестник науки и образования. №21 (97), 2020, часть 2. С. 70-73.
9. Алаева З.М. Педагогика как наука и искусство воспитания // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 74-77.
10. Атамурадов Р.Э. Педагог музыкальной культуры - это понятие о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 77-80.
11. Гулов С.Н. Музыки и её воздействие на психическую деятельность человека // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 85-88.
12. Ражабов А.Ш. Дирижирование, хор и управление им // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 108-111.
13. Ramazanova U.Kh., Rakhmatova M.O. Social norms, sanctions and personality // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 111-114.
14.Хасанов Х.Р. Культура и искусство в эпоху Амира Темура и темуридов // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 115-118.
15. Rahmatova M.O., Tosheva D. Theory and methods of musical educational of children // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 52-53.
16. Rakhmatov N.E. Problems of Creative Approach in The Pedagogical Activity of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2 (09), 2020, pp. 855-963.
17. Рузиев Д.Ю. Некоторые психологические особенности развития навыков игры на инструменте и подпевания // ACADEMY. 54:3 (2020). С. 640-647.
18. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017, №2. С. 138-139.
19. Норова Ш.У., Наимов Т.Дж. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // ACADEMY. 56:5 (2020). С. 55-57.
20. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль Фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.
21. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.
22. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.
23. Madrimov B., Uzakova (Nayimova) M.A. About the voice songs of the Chulpan // Theoretical & Applied Science. 4 (84), 2020. Pp. 434-437.
24. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.
25. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Pp. 7125-7130.
26. Ramazonova U..Н., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогика. № 2 (47), 2020. С. 87-88.
27. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchof' Tune // Eastern European Scientific Journal. 2019, pp. 118-122.
28. Rajabov A. The development of music and instrumental performance in Central Asia // International Journal of Applied Research. 6 (5), 2020. Pp. 95-97.
ОРКЕСТР КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Рузиев Д.Ю.
Рузиев Даврон Юлдашевич - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена оркестру, в частности - оркестру узбекских народных инструментов и его роли в музыкально-эстетическом воспитании учащихся детских музыкальных и специализированной школы искусств. Раскрывается сущность музыкального смысла в контексте осмысления роли музыки в жизни человека и общества. Музыкальный смысл рассматривается как музыкально-звуковая объективация личностного смысла. Исследование механизмов музыкального смысла генеза позволило выявить противоречия в учебно-образовательном процессе, обусловленные его рассогласованием с закономерностями музыкального смысла генеза, и наметить пути их преодоления.
Ключевые слова: оркестр, ощущение, восприятия, слуховые представления, эстетическое намерение, ритмический ансамбль.
УДК 781
Узбекские народные музыкльные инструменты, игре на которых обучают в музыкальных школах и специализированной школе искусств, благодаря своим исполнительским возможностям создают наиболее благоприятные условия для музыкально эстетического воспитания учащихся, дают возможность ученикам воспринять и передать характерные эстетические свойства музыкального искусства, исполнять произведения любого жанра и сложности. Благодаря простой и удобной конструкции многих народных инструментов детей можно быстро научить игре на них, приобщить их к музыкальному творчеству. Обучение на народных инструментах и овладание игрой на них могут служить основным средством при влечения детей в классы ансамблевых и оркестровых инструментов.
Как показало изучение специфических особенностей народных инструментов, любой из них обладает возможностью для индивидуального музыкально-эстетического развития ученика. В музыкальных школах в большинстве обучаются игре на плектерно-шипковых инструментах, т.к. эти инструменты более доступны для обучения и восприятия учениками. Это в свою очередь, создаёт благоприятные условия для организации однотипных ансамблей и оркестров. Обучение игре на струнно-ударных и смычковых инструментах в свою очередь создаёт условия для организации разнородных инструментальных ансамблей и оркестров. А включение в них таких инструментов, как басовый и контрабасовый дутар, являющемуся относительно близким по исполнительским манерам к этим инструментам, даёт право организовать малые оркестры, так называемый плектерный оркестр узбекских народных инструментов. Всё это вводит в музыкально-эстетическое воспитание учащихся более высокие формы музыцирования - многоголосного исполнительства и слышания, т.е. воспитывает восприятие многоголосных произведений, обеспечивая хорошие результаты в повышении исполнительского мастерства и развития